Главная > Достоверные хадисы > «Сунан ат-Тирмизи». Хадис № 80

«Сунан ат-Тирмизи». Хадис № 80



59 – بَابٌ فِي تَرْكِ الوُضُوءِ مِمَّا مَسَّتِ النَّارُ

59 – Глава: Об оставлении омовения (после употребления в пищу того, чего) коснулся огонь.

 

 

 

 

80 حَدَّثَنَا ابْنُ أَبِي عُمَرَ، قَالَ: حَدَّثَنَا سُفْيَانُ بْنُ عُيَيْنَةَ، قَالَ: حَدَّثَنَا عَبْدُ اللهِ بْنُ مُحَمَّدِ بْنِ عَقِيلٍ، سَمِعَ جَابِرًا، قَالَ سُفْيَانُ: وَحَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ الْمُنْكَدِرِ، عَنْ جَابِرٍ قَالَ:

خَرَجَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَأَنَا مَعَهُ، فَدَخَلَ عَلَى امْرَأَةٍ مِنَ الأَنْصَارِ، فَذَبَحَتْ لَهُ شَاةً، فَأَكَلَ، وَأَتَتْهُ بِقِنَاعٍ مِنْ رُطَبٍ فَأَكَلَ مِنْهُ، ثُمَّ تَوَضَّأَ لِلظُّهْرِ وَصَلَّى، ثُمَّ انْصَرَفَ، فَأَتَتْهُ بِعُلاَلَةٍ مِنْ عُلاَلَةِ الشَّاةِ، فَأَكَلَ، ثُمَّ صَلَّى العَصْرَ وَلَمْ يَتَوَضَّأْ.

[قَالَ] : وَفِي البَابِ عَنْ أَبِي بَكْرٍ الصِّدِّيقِ وَابْنِ عَبَّاسٍ، وَأَبِي هُرَيرَةَ، وَابْنِ مَسْعُودٍ، وَأَبِي رَافِعٍ، وَأُمِّ الحَكَمِ، وَعَمْرِو بْنِ أُمَيَّةَ، وَأُمِّ عَامِرٍ، وَسُوَيْدِ بْنِ النُّعْمَانِ، وَأُمِّ سَلَمَةَ.

قَالَ أَبُو عِيسَى: وَلاَ يَصِحُّ حَدِيثُ أَبِي بَكْرٍ فِي هَذَا مِنْ قِبَلِ إِسْنَادِهِ، إِنَّمَا رَوَاهُ حُسَامُ بْنُ مِصَكٍّ، عَنِ ابْنِ سِيرِينَ، عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ، عَنْ أَبِي بَكْرٍ الصِّدِّيقِ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَالصَّحِيحُ إِنَّمَا هُوَ: عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، هَكَذَا رَوَى الحُفَّاظُ، وَرُوِيَ مِنْ غَيْرِ وَجْهٍ عَنِ ابْنِ سِيرِينَ، عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ.

وَرَوَاهُ عَطَاءُ بْنُ يَسَارٍ، وَعِكْرِمَةُ، وَمُحَمَّدُ بْنُ عَمْرِو بْنِ عَطَاءٍ، وَعَلِيُّ بْنُ عَبْدِ اللهِ بْنِ عَبَّاسٍ، وَغَيْرُ وَاحِدٍ، عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَلَمْ يَذْكُرُوا فِيهِ عَنْ أَبِي بَكْرٍ وَهَذَا أَصَحُّ.

وَالعَمَلُ عَلَى هَذَا عِنْدَ أَكْثَرِ أَهْلِ العِلْمِ مِنْ أَصْحَابِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَالتَّابِعِينَ، وَمَنْ بَعْدَهُمْ، مِثْلِ سُفْيَانَ، وَابْنِ الْمُبَارَكِ، وَالشَّافِعِيِّ، وَأَحْمَدَ، وَإِسْحَاقَ: رَأَوْا تَرْكَ الوُضُوءِ مِمَّا مَسَّتِ النَّارُ.

وَهَذَا آخِرُ الأَمْرَيْنِ مِنْ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَكَأَنَّ هَذَا الحَدِيثَ نَاسِخٌ لِلْحَدِيثِ الأَوَّلِ حَدِيثِ الوُضُوءِ مِمَّا مَسَّتِ النَّارُ.

قال الشيخ الألباني : حسن صحيح

 

80 – Сообщается, что Джабир (ибн ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими,) сказал:

«Однажды я вышел вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он зашёл к женщине из числа ансаров. Она зарезала для него овцу, и он поел мясо. Потом она принесла ему поднос со свежими финиками, которые он поел. Затем он совершил омовение для полуденной молитвы, помолился и завершил (её. После молитвы) она подала ему оставшееся мясо, и он поел его, а потом совершил послеполуденную молитву, не совершив омовения (перед этим)». 

(Абу ‘Иса ат-Тирмизи) сказал:

– В этой главе (передаются также хадисы) от Абу Бакра ас-Сиддикъа, Ибн ‘Аббаса, Абу Хурайры, Ибн Мас’уда, Абу Рафи’а, Умм аль-Хакам, ‘Амра ибн Умаййа, Умм ‘Амир, Сувайд ибн ан-Ну’ман и Умм Салямы.

Абу ‘Иса (ат-Тирмизи также) сказал:

– Но хадис Абу Бакра недостоверный со стороны иснада, так как его передал Хусам ибн Мисак от Ибн Сирина, (передавшего) от Ибн ‘Аббаса, (передавшего) от Абу Бакра ас-Сиддикъа, (передавшего) от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но он достоверный от Ибн ‘Аббаса, (передавшего его) от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Так передали знатоки хадисов/хуффаз/. И передаётся другим путём от Ибн Сирина, (передавшего) от Ибн ‘Аббаса, (передавшего) от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Также его передали ‘Атаъ ибн Ясар, Икрима, Мухаммад ибн ‘Амр ибн ‘Атаъ, ‘Али ибн ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, и некоторые другие от от Ибн ‘Аббаса, (передавшего) от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но они не упоминали в нём «от Абу Бакра», и это достовернее.

Абу ‘Иса (ат-Тирмизи также) сказал:

– В соответствии с этим поступают большинство из числа обладателей знания из числа сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (их) последователей, и те, кто были после них, как Суфйан (ас-Саури), Ибн аль-Мубарак, аш-Шафи’и, Ахмад, Исхакъ. Они считали, (что следует) оставлять (совершение) омовения от того, чего коснулся огонь. Это – два последних веления Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и как будто этот хадис отменяющий первый хадис, (в котором говорится про совершение) омовения из-за (употребления в пищу того, чего) касался огонь.

Этот хадис передал ат-Тирмизи (80).

Также этот хадис передали ат-Тирмизи в «аш-Шамаиль» (174), аль-Хумайди (1266), аль-Харис в своём «Муснаде» (99).

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим достоверным. См. «Сахих ат-Тирмизи» (80), «Мухтасар аш-Шамаиль» (153).

Также достоверность этого хадиса подтвердили хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, хафиз аль-Бусыри, хафиз Ибн Хаджар, шейх Ахмад Шакир. См. «ат-Тамхид» (12/277), «аль-Итхаф» (1/357, 358), «Мувафакъатуль-хубр аль-хабр» (1/90), «Шарх ат-Тирмизи» (1/116).

 

 

 

 

 

Задать вопрос / Добавить комментарий

Комментарии (последние раньше)
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.