Главная > Достоверные хадисы > «Сады праведных» имама ан-Навави. Хадис № 1522

«Сады праведных» имама ан-Навави. Хадис № 1522



 

1522 – وعن مُعَاذٍ — رضي الله عنه — قَالَ :

قُلْتُ : يَا رَسُولَ اللهِ ، أَخْبِرْني بِعَمَلٍ يُدْخِلُني الجَنَّةَ وَيُبَاعِدُني مِنَ النَّارِ ؟ قَالَ : (( لَقَدْ سَألتَ عَنْ عَظيمٍ ، وإنَّهُ لَيَسيرٌ عَلَى مَنْ يَسَّرَهُ اللهُ تَعَالَى عَلَيْهِ: تَعْبُدُ الله لا تُشْرِكُ بِهِ شَيْئاً ، وَتُقِيمُ الصَّلاَةَ ، وتُؤتِي الزَّكَاةَ ، وتَصُومُ رَمَضَانَ ، وتَحُجُّ البَيْتَ )) ثُمَّ قَالَ : (( ألاَ أدُلُّكَ عَلَى أبْوابِ الخَيْرِ ؟ الصَّوْمُ جُنَّةٌ ، وَالصَّدَقَةُ تُطْفِئُ الخَطِيئَةَ كَما يُطْفِئُ المَاءُ النَّارَ ، وَصَلاَةُ الرَّجُلِ مِنْ جَوْفِ اللَّيْلِ )) ثُمَّ تَلا : { تَتَجَافَى جُنُوبُهُمْ عَنِ المَضَاجِعِ } حَتَّى بَلَغَ { يَعْمَلُونَ } [ النور : 16 ] ثُمَّ قَالَ : (( ألا أُخْبِرُكَ بِرَأسِ الأَمْرِ ، وَعَمُودِهِ ، وَذِرْوَةِ سِنَامِهِ )) قُلْتُ : بَلَى يَا رسولَ اللهِ ، قَالَ : (( رَأسُ الأمْر الإسْلامُ ، وَعَمُودُهُ الصَّلاَةُ ، وَذِرْوَةِ سِنَامِهِ الجِهادُ )) ثُمَّ قَالَ : (( ألاَ أُخْبِرُكَ بِمِلاكِ ذَلِكَ كُلِّهِ ! )) قُلْتُ : بلَى يَا رَسولَ اللهِ ، فَأخَذَ بِلِسانِهِ وقال : (( كُفَّ عَلَيْكَ هَذَا )) قُلْتُ : يَا رسولَ الله وإنَّا لَمُؤاخَذُونَ بما نَتَكَلَّمُ بِهِ ؟ فقالَ :

(( ثَكِلَتْكَ أُمُّكَ ! وَهَلْ يَكُبُّ الناسَ فِي النَّارِ عَلَى وُجُوهِهِمْ إِلاَّ حَصَائِدُ أَلْسِنَتِهِمْ ؟ )) . رواه الترمذي ، وقال :

(( حديث حسن صحيح )) ، وَقَدْ سبق شرحه في باب قبل هَذَا .

 

1522 – Сообщается, что Му’аз, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) я попросил: “О посланник Аллаха, скажи, какое дело позволит мне войти в рай и удалит меня от огня”. (В ответ пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Ты задал вопрос о великом (деле, однако), поистине, оно (станет) лёгким для того, кому Аллах Всевышний облегчит его: поклоняйся Аллаху и ничему более наряду с Ним, совершай молитвы, выплачивай закят, постись во время рамадана и соверши хаджж к Дому”. А потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Не указать ли тебе на врата блага? Пост является щитом, садака гасит собой грех подобно тому, как вода гасит собой огонь, и (ещё) – молитва человека среди ночи”, – после чего прочитал (такие аяты): “ … те, которые отстраняются боками своими от лож, взывая к Господу своему со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. И не знает (ни один) человек, какая радость скрыта для них в воздаяние за то, что они делали”.[1] Потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “Не сообщить ли тебе о главном в этом деле, его столпе и его вершине?” Я сказал: “Конечно, о посланник Аллаха!”, – и он сказал: “Главным в этом деле является ислам, столпом его служит молитва, а вершина его – джихад”. Потом он сказал: “Не сообщить ли тебе о том, что лежит в основе всего этого?” Я сказал: “Конечно, о посланник Аллаха!”, – и тогда он дотронулся до своего языка и сказал: “Придерживай это”. Я спросил: “О посланник Аллаха, неужели же с нас взыщется за то, что мы говорим?”, – и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,)  воскликнул: “Да лишится тебя твоя мать! А разве будут ввергать людей лицами в огонь за что-нибудь ещё, кроме их клеветнических речей?!”» Этот хадис приводит ат-Тирмизи (2616), который сказал: «Хороший достоверный хадис». 

Также этот хадис передали Ахмад (5/231, 237), ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» (11394), Ибн Маджах (3973), аль-Хаким (2/413), аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» (2806, 3349, 4225, 4958), ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Кабир» (20/130, 143).

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Тирмизи» (2616), «Сахих Ибн Маджах» (3224), «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (5136), «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» (2866), «Тахридж Мишкатуль-масабих» (28), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (1122), «Ирвауль-гъалиль» (2/139).

Также достоверность этого хадиса подтвердили хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, имам Ибн аль-Къаййим, Шу’айб аль-Арнаут. См. «аль-Ахкаму аш-шар’иййа аль-Кубра» (3/156), «И’лям аль-муваккъи’ин» (4/259), «Тахридж аль-Муснад» (22016, 22068, 22122), «Тахридж Рияду-с-салихин» (1522).


[1] «Земной поклон», 16-17.

 

 

 

 

 

 

Задать вопрос / Добавить комментарий

Комментарии (последние раньше)
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.