«Сады праведных» имама ан-Навави. Глава 84. О СТЫДЛИВОСТИ, ЕЁ ДОСТОИНСТВЕ И ПОБУЖДЕНИИ К ВОСПРИЯТИЮ (ЭТОГО КАЧЕСТВА). Хадисы №№ 681-684

 

 

84 — باب الحياء وفضله والحث على التخلق به

 

Глава 84

О СТЫДЛИВОСТИ, ЕЁ ДОСТОИНСТВЕ И ПОБУЖДЕНИИ К ВОСПРИЯТИЮ (ЭТОГО КАЧЕСТВА).

681 – عن ابن عمر رضي الله عنهما :

أَنَّ رَسُول اللهِ — صلى الله عليه وسلم — مَرَّ عَلَى رَجُلٍ مِنَ الأنْصَار وَهُوَ يَعِظُ أخَاهُ في الحَيَاءِ ، فَقَالَ رسولُ اللهِ — صلى الله عليه وسلم — : (( دَعْهُ ، فَإنَّ الْحَيَاءَ مِنَ الإيمَانِ )) متفقٌ عَلَيْهِ .

681 – Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо одного из ансаров, который давал своему брату наставления относительно стыдливости[1], и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему:

«Оставь его, ибо, поистине, стыдливость — от веры!» Этот хадис передали Ахмад 2/56, 147, аль-Бухари 24, Муслим 36, Абу Дауд 4795, ат-Тирмизи 2615, ан-Насаи 8/121, Ибн Маджах 58, Ибн Хиббан 610, Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 6/388. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 2625, «Сахих ан-Насаи» 5048, «Мишкатуль-масабих» 5070. sahih


[1] Имеется в виду, что этот человек порицал своего брата за излишнюю, как ему представлялось, стыдливость.

682 – وعن عمران بن حصينٍ رضي الله عنهما ، قَالَ : قَالَ رسولُ الله — صلى الله عليه وسلم — :

(( الْحَيَاءُ لاَ يَأْتِي إِلاَّ بِخَيْرٍ )) متفقٌ عَلَيْهِ .

682 – Передают со слов ‘Имрана бин Хусайна, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Стыдливость не приводит ни к чему, кроме блага». Этот хадис передали Ахмад 4/426, 427, 436, 440, 442, 445, 446, аль-Бухари в своём «Сахихе» 6117 и «аль-Адабуль-муфрад» 1312, Муслим 37. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 3202, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 2626, «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 985, «Мишкатуль-масабих» 5071. sahih

В той версии (этого хадиса, которую приводит только) Муслим (, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал):

(( الحياءُ خَيْرٌ كُلُّهُ )) أَوْ قَالَ : (( الْحَيَاءُ كُلُّهُ خَيْرٌ )) .

«В стыдливости нет ничего, кроме блага».

683 – وعن أَبي هريرة — رضي الله عنه — : أنَّ رسول الله — صلى الله عليه وسلم — ، قَالَ :

(( الإيمَانُ بِضْعٌ وَسَبْعُونَ أَوْ بِضْعٌ وَسِتُّونَ شُعْبَةً : فَأفْضَلُهَا قَوْلُ : لاَ إلهَ إِلاَّ الله ، وَأدْنَاهَا إِمَاطَةُ الأَذَى عَنِ الطَّرِيقِ ، وَالحَيَاءُ شُعْبَةٌ مِنَ الإيمَانِ )) متفقٌ عَلَيْهِ .

683[1] – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Вера (включает в себя) более семидесяти (или: … шестидесяти) ответвлений,[2] наилучшим из которых является произнесение словНет бога, кроме Аллаха” /Ля иляха илля-Ллаху/, а наименьшим — устранение с пути того, что может повредить людям,[3] и стыдливость является одним из ответвлений веры». Этот хадис передали Ахмад 2/414, 445, аль-Бухари в своём «Сахихе» 9 и «аль-Адабуль-муфрад» 598, Муслим 35, Абу Дауд 4676, ан-Насаи 8/110, Ибн Маджах 57, Ибн Хиббан 166, аль-Баззар 8974. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 2800, «Сахих Ибн Маджах» 48, «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 466, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 769. sahih


[1] См. хадис № 125.

[2] Под ответвлениями подразумеваются определённые качества или поступки, совершение которых свидетельствует о том, что человек обладает верой.

[3] Например, камней, колючек, глины, золы и тому подобных вещей.

684 – وعن أَبي سعيدٍ الخدري — رضي الله عنه — ، قَالَ :

كَانَ رَسُول الله — صلى الله عليه وسلم — أَشَدَّ حَيَاءً مِنَ الْعَذْرَاءِ فِي خِدْرِهَا ، فَإِذَا رَأَى شَيْئاً يَكْرَهُهُ عَرَفْنَاهُ فِي وَجْهِه . متفقٌ عَلَيْهِ .

684 – Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отличался большей стыдливостью, чем девушка, сидящая за занавеской,[1] и если он видел чтонибудь такое, что было ему не по нраву, мы замечали по (выражению) его лица». Этот хадис передали Ахмад 3/71, 79, 88, 91, 92, аль-Бухари в своём «Сахихе» 6119 и «аль-Адабуль-муфрад» 467, 599, Муслим 2320, Ибн Маджах 4180, Ибн Хиббан 6306, 6307, ат-Таялиси 2429, Ибн Са’д 1/368, Абу аш-Шейх 39, 40. См. «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 364, 467, «Мухтасар аш-Шамаиль» 307. sahih

قَالَ العلماءُ : حَقِيقَةُ الحَيَاءِ خُلُقٌ يَبْعَثُ عَلَى تَرْكِ القَبِيحِ ، وَيَمْنَعُ مِنَ التَّقْصِيرِ في حَقِّ ذِي الحَقِّ . وَرَوَيْنَا عَنْ أَبي القاسم الْجُنَيْدِ رَحِمَهُ اللهُ ، قَالَ : الحَيَاءُ : رُؤيَةُ الآلاءِ — أيْ النِّعَمِ — ورُؤْيَةُ التَّقْصِيرِ ، فَيَتَوَلَّدُ بَيْنَهُمَا حَالَةٌ تُسَمَّى حَيَاءً. وَالله أعلم .

Улемы говорят: “Истинной сутью стыдливости является такое нравственное качество, которое побуждает (человека) к отказу от (всего) безобразного и не позволяет ему ущемлять права тех, кто имеет право на что-либо”, — а нам передали, что Абу-ль-Касим аль-Джунайд, да помилует его Аллах, сказал: “Стыд есть (способность) видеть благодеяния (Аллаха) и (способность) видеть (собственные) упущения, между которыми и зарождается то, что именуется стыдом”.


[1] Речь идёт о молодых девушках на выданье, которых родители прятали от чужих глаз в своих домах за занавесками.