Главная > Сборники хадисов > «Сады праведных» имама ан-Навави. ГЛАВА 254. О ЗАПРЕЩЕНИИ ХУЛЫ И ВЕЛЕНИИ СЛЕДИТЬ ЗА СВОИМ ЯЗЫКОМ. Хадисы №№ 1511-1527

«Сады праведных» имама ан-Навави. ГЛАВА 254. О ЗАПРЕЩЕНИИ ХУЛЫ И ВЕЛЕНИИ СЛЕДИТЬ ЗА СВОИМ ЯЗЫКОМ. Хадисы №№ 1511-1527



 

 

254 – باب تحريم الغيبة والأمر بحفظ اللسان

 

ГЛАВА 254

О ЗАПРЕЩЕНИИ ХУЛЫ[1] И ВЕЛЕНИИ СЛЕДИТЬ ЗА СВОИМ ЯЗЫКОМ.

 

 

 

قَالَ الله تَعَالَى :

{ وَلاَ يَغْتَبْ بَعضُكُمْ بَعْضاً أَيُحِبُّ أَحَدُكُمْ أنْ يَأْكُلَ لَحْمَ أَخِيهِ مَيْتاً فَكَرِهْتُمُوهُ وَاتَّقُوا اللهَ إنَّ اللهَ تَوَّابٌ رَحِيمٌ } [ الحجرات : 12 ]

 

Аллах Всевышний сказал:

« … и не злословьте друг о друге! Разве захочет кто-нибудь из вас есть мясо своего покойного брата?! Ведь вы чувствуете отвращение к этому! И бойтесь Аллаха, поистине, Аллах – Приемлющий покаяние, Милосердный». (“Комнаты”, 12)

 

 

 

وقال تَعَالَى :

{ وَلاَ تَقْفُ مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ إنَّ السَّمْعَ وَالبَصَرَ وَالفُؤادَ كُلُّ أُولئِكَ كَانَ عَنْهُ مَسْئُولاً } [ الإسراء : 36 ] ،

 

Всевышний также сказал:

«Не следуй за тем, о чём у тебя нет знания: поистине, слух, зрение и сердце, все они будут об этом спрошены!» (“Ночное путешествие”, 36)

 

 

 

وقال تَعَالَى : { مَا يَلْفِظُ مِنْ قَوْلٍ إِلاَّ لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتيدٌ } [ ق : 18 ] .

 

Всевышний также сказал:

«Не проронит (человек) и слова, чтобы (не записал его находящийся) рядом с ним недремлющий страж».[2] (“Каф”, 18)

 

 

اعْلَمْ أنَّهُ يَنْبَغِي لِكُلِّ مُكَلَّفٍ أنْ يَحْفَظَ لِسَانَهُ عَنْ جَميعِ الكَلامِ إِلاَّ كَلاَماً ظَهَرَتْ فِيهِ المَصْلَحَةُ ، ومَتَى اسْتَوَى الكَلاَمُ وَتَرْكُهُ فِي المَصْلَحَةِ ، فالسُّنَّةُ الإمْسَاكُ عَنْهُ ، لأَنَّهُ قَدْ يَنْجَرُّ الكَلاَمُ المُبَاحُ إِلَى حَرَامٍ أَوْ مَكْرُوهٍ ، وذَلِكَ كَثِيرٌ في العَادَةِ ، والسَّلاَمَةُ لا يَعْدِلُهَا شَيْءٌ .

Знай, что каждый взрослый и дееспособный человек обязан удерживать язык свой от произнесения любых слов за исключением тех, польза которых является очевидной. Если же польза от произнесения тех или иных слов будет равнозначна отказу от этого, то согласно сунне от произнесения их следует воздержаться, поскольку даже дозволенные речи могут завершиться запретным или неодобряемым, что бывает часто, а со спасением (от греховного) сравниться не может ничто.


[1] Здесь и далее речь идёт о хуле или же злословии за спиной другого человека.

[2] Имеется в виду ангел, которому поручено записывать все дела и слова людей.

 

 

 

1511 – وعن أَبي هريرة — رضي الله عنه — ، عن النَّبيِّ — صلى الله عليه وسلم — قَالَ :

(( مَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللهِ وَاليَوْمِ الآخِرِ فَلْيَقُلْ خَيْراً أَوْ لِيَصْمُتْ )) متفق عَلَيْهِ .

1511 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит».[1] Этот хадис передали аль-Бухари (6475) и Муслим (47). 


[1] Иначе говоря, воздерживается от лжи, сплетен, распространения всевозможных слухов и так далее.

 

 

1512 – وعن أَبي موسى — رضي الله عنه — قَالَ :

قُلْتُ : يَا رسولَ اللهِ أَيُّ المُسْلمِينَ أفْضَلُ ؟ قَالَ : (( مَنْ سَلِمَ المُسْلِمُونَ مِنْ لِسَانِهِ وَيَدِهِ )) متفق عَلَيْهِ .

1512 – Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) я спросил: “О посланник Аллаха, кто из мусульман является достойнейшим?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: “Тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками”».[1] Этот хадис передали аль-Бухари (11) и Муслим (42). 


[1] Дословно: Тот (человек), от языка и рук которого мусульмане находятся в безопасности.

 

 

1513 – وعن سهل بن سعد ، قَالَ : قَالَ رسُولُ اللهِ — صلى الله عليه وسلم — :

(( مَنْ يَضْمَنْ لِي مَا بَيْنَ لَحْيَيْهِ وَمَا بَيْنَ رِجْلَيْهِ أَضْمَنْ لَهُ الجَنَّةَ )) متفق عَلَيْهِ .

أخرجه البخاري (8/125) (6474) ، ولم أجده في مسلم .

 

1513 – Передают со слов Сахля ибн Са’да, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поручившемуся мне за то, что находится между его челюстями[1] и между его ногами, я поручусь за (то, что он войдёт в) рай».[2] Этот хадис передали аль-Бухари (6474) и Муслим.[3] 


[1] Имеется в виду язык.

[2] Другими словами, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выражает уверенность в том, что человек, который будет воздерживаться от произнесения запретного и совершения прелюбодеяний, войдёт в рай.

[3] Автор книги указал, что текст данного хадиса согласован, однако д-р Махир ибн Ясин сказал, что не нашёл этот хадис у Муслима. Прим. Фарук

 

 

1514 – وعن أَبي هريرة — رضي الله عنه — : أنَّه سمع النبيَّ — صلى الله عليه وسلم — يقول :

(( إنَّ العَبْدَ لَيَتَكَلَّمُ بالكَلِمَةِ مَا يَتَبَيَّنُ فِيهَا يَزِلُّ بِهَا إِلَى النَّارِ أبْعَدَ مِمَّا بَيْنَ المَشْرِقِ والمَغْرِبِ )) متفق عَلَيْهِ .

 

1514 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, раб (Аллаха может) сказать (что-либо, даже) не подумав об этом,[1] в результате чего он поскользнётся (и окажется) в пламени (ада на таком расстоянии от его края, которое будет) больше расстояния между востоком и западом». Этот хадис передали аль-Бухари (6477) и Муслим (2988). 


[1] То есть: не подумав о том, благим является сказанное им или дурным.

 

 

1515 – وعن أَبي هريرة — رضي الله عنه — ، عن النبيّ — صلى الله عليه وسلم — قَالَ :

(( إنَّ العَبْدَ لَيَتَكَلَّمُ بِالكَلِمَةِ مِنْ رِضْوَانِ الله تَعَالَى مَا يُلْقِي لَهَا بَالاً يَرْفَعُهُ اللهُ بِهَا دَرَجاتٍ ، وإنَّ العَبْدَ لَيَتَكَلَّمُ بِالكَلَمَةِ مِنْ سَخَطِ اللهِ تَعَالَى لا يُلْقِي لَهَا بَالاً يَهْوِي بِهَا في جَهَنَّمَ )) . رواه البخاري .

 

1515 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, раб (Аллаха может) произнести слова, угодные Аллаху Всевышнему, чему сам он не придаст никакого значения, но за что Аллах возвысит его на (много) ступеней. И, поистине, раб (Аллаха может) произнести (такие) слова, которые вызовут ярость Аллаха Всевышнего, чему сам (сказавший их) не придаст никакого значения, но из-за чего он будет ввергнут в ад». 

Этот хадис передал аль-Бухари (6478).

 

 

 

1516 – وعن أَبي عبد الرحمان بِلالِ بن الحارِثِ المُزَنِيِّ — رضي الله عنه — : أنَّ رسول الله — صلى الله عليه وسلم — قَالَ :

(( إنَّ الرَّجُلَ لَيَتَكَلَّمُ بِالكَلِمَةِ مِنْ رِضْوَانِ اللهِ تَعَالَى مَا كَانَ يَظُنُّ أنْ تَبْلُغَ مَا بَلَغَتْ يَكْتُبُ اللهُ لَهُ بِهَا رِضْوَانَهُ إِلَى يَومِ يَلْقَاهُ ، وإنَّ الرَّجُلَ لَيَتَكَلَّمُ بِالكَلِمَةِ مِنْ سَخَطِ اللهِ مَا كَانَ يَظُنُّ أنْ تَبْلُغَ مَا بَلَغَتْ يَكْتُبُ الله لَهُ بِهَا سَخَطَهُ إِلَى يَوْمِ يَلْقَاهُ )). رواه مالك في المُوَطَّأ ، والترمذي ، وقال : (( حديث حسن صحيح )) .

 

1516 – Передают со слов Абу ‘Абд ар-Рахмана Биляла ибн аль-Хариса аль-Музани, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, (иногда) человек говорит нечто столь угодное Аллаху, что не (может даже и) представить себе, каких (пределов) достигают его слова,[1] за которые Аллах записывает его (как одного из тех, к кому) Он будет благоволить до самого Дня встречи с ним![2] И, поистине, (иногда) человек говорит нечто (вызывающее такой) гнев Аллаха, что не (может даже и) представить себе, каких (пределов) достигают его слова, за которые Аллах записывает его (как одного из тех, на кого) Он будет гневаться до самого Дня встречи с ним!» Этот хадис приводят Малик в «аль-Муваттаъ» (2818) и ат-Тирмизи (2319), который сказал: «Хороший достоверный хадис». 

Также этот хадис передали Ахмад (3/469), ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» (11770), Ибн Маджах (3969), Ибн Хиббан (280, 281), аль-Хаким (1/106), аль-Хумайди (911), Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашкъ» (10/279 и 286).

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Тирмизи» (2319), «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (1619), «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» (2247, 2878), «Тахридж Мишкатуль-масабих» (4762), «аль-Иман ли-бни Таймиййа» (97), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (888).

Также достоверность этого хадиса подтвердили имам аль-Багъави, хафиз аль-Мунзири, хафиз Ибн Хаджар, хафиз ас-Суюты, Шу’айб аль-Арнаут. См. «Шарху-с-Сунна» (7/337), «ат-Таргъиб» (3/206, 4/27), «аль-Амали аль-мутлякъа» (210), «аль-Джами’ ас-сагъир» (1967), «Тахридж Сахих Ибн Хиббан» (280, 281).


[1] Иначе говоря, он не может даже и представить себе, сколь достойными они являются.

[2] Это значит, что Аллах будет оказывать такому человеку Своё содействие в благих делах, даруя ему за это награду.

 

 

1517 – وعن سفيان بن عبد الله — رضي الله عنه — قَالَ :

قُلْتُ : يَا رسولَ الله حدِّثني بأَمْرٍ أَعْتَصِمُ بِهِ قَالَ : (( قلْ : رَبِّيَ اللهُ ثُمَّ اسْتَقِمْ )) قُلْتُ : يَا رسولَ اللهِ ، مَا أخْوَفُ مَا تَخَافُ عَلَيَّ ؟ فَأَخَذَ بِلِسانِ نَفْسِهِ ، ثُمَّ قَالَ : (( هَذَا )) . رواه الترمذي ، وقال : (( حديث حسن صحيح )) .

 

1517 – Сообщается, что Суфйан бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) я попросил: “О посланник Аллаха, скажи мне нечто такое, чего я стал бы придерживаться”, – (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Скажи: “Господь мой – Аллах”, – а потом придерживайся прямоты”.[1] Я спросил: “О посланник Аллаха, а чего ты опасаешься для меня больше всего?”, – и тогда он взялся за свой язык, после чего сказал: “Этого”». Этот хадис приводят Ибн Маджах (3972) и ат-Тирмизи (2410), который сказал: «Хороший достоверный хадис».

Также этот хадис передали Ахмад (3/413), ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» (11489), Ибн Маджах (3972), ад-Дарими (2710), Ибн Хиббан (5698, 5699, 5700, 5702), аль-Байхакъи в «аль-Адаб» (232).

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Тирмизи» (2410), «Сахих Ибн Маджах» (3223), «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (4395), «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» (2862).

Также достоверность этого хадиса подтвердили имам Ибн Хиббан, хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-Хайсами, ар-Руба’и, Шу’айб аль-Арнаут. См. «ат-Таргъиб» (4/21), «Маварид аз-замъан» (2/1148), «Фатхуль-Гъаффар» (4/2099), «Тахридж Сахих Ибн Хиббан» (5698, 5699).


[1] Придерживаться прямоты /истикама/ значит неуклонно выполнять все веления Аллаха и избегать всего запрещённого Им.

 

 

1518 – وعن ابن عمر رضي الله عنهما ، قَالَ : قَالَ رسول الله — صلى الله عليه وسلم — :

(( لا تُكْثِرُوا الكَلاَمَ بِغَيْرِ ذِكْرِ اللهِ؛ فَإنَّ كَثْرَةَ الكَلاَمِ بِغَيْرِ ذِكْرِ اللهِ تَعَالَى قَسْوَةٌ لِلقَلْبِ ! وإنَّ أبْعَدَ النَّاسِ مِنَ اللهِ القَلْبُ القَاسِي )) . رواه الترمذي .

 

1518 – Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не предавайтесь многословию (, если только дело не касается) поминания Аллаха[1], ибо, поистине, многословие без поминания Аллаха Всевышнего (свидетельствует об) ожесточённости сердца, жестокосердный же, поистине, находится дальше всех людей от Аллаха![2]» Этот хадис приводит ат-Тирмизи (2411). 

Также этот хадис передали аль-Вахиди в «аль-Васит» (1/27/2), факъих шафиитского мазхаба Абу Джа’фар ат-Туси в «аль-Амали» (стр. 2), аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» (2/65/1-2).

Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф ат-Тирмизи» (2411), «Да’иф аль-Джами’ ас-сагъир» (6265), «Да’иф ат-Таргъиб ва-т-тархиб» (1718), «Тахкъикъ Рияду-с-салихин» (1526), «Тахридж Мишкатуль-масабих» (2216), «ас-Сильсиля ад-да’ифа» (920).

В его иснаде присутствует передатчик по имени Ибрахим ибн ‘Абдуллах ибн Хатыб о котором упомянул Ибн Абу Хатим в «Джарх ва-т-та’диль», но ничего не сказал относительно его приемлемости или отвода. Также о нём упоминал аз-Захаби в «Мизан аль-и’тидаль», и привёл от него данный хадис, а затем сказал: «Я не знаю относительно него отвода». Однако незнание об отводе не обязывает признать его надёжным, и лучше привести слова Ибн аль-Къаттана, как об этом сказано в «ат-Тахзиб» (1/133): «Его положение неизвестно». См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа» (2/321), «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» (2/717).


[1] Здесь имеются в виду все виды обращений  к  Аллаху и поминания Его, наилучшим из которых является чтение Корана.

[2] То есть: дальше всех от милости Аллаха.

 

 

1519 – وعن أَبي هريرة — رضي الله عنه — قَالَ : قَالَ رسول الله — صلى الله عليه وسلم — :

(( مَنْ وَقَاهُ اللهُ شَرَّ مَا بَيْنَ لَحْيَيْهِ ، وَشَرَّ مَا بَيْنَ رِجْلَيْهِ دَخَلَ الجَنَّةَ )) . رواه الترمذي ، وقال : (( حديث حسن )) .

 

1519 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Войдёт в рай такой (человек), которого Аллах упасёт от зла того, что находится у него между челюстями и между ногами». Этот хадис приводит ат-Тирмизи (2409), который сказал: «Хороший хадис».   

Также этот хадис передали Ибн Хиббан (5703) и Абу Я’ля (6200).

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим достоверным. См. «Сахих ат-Тирмизи» (2409), «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (6593), «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» (2413, 2857), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (510).

Также достоверность этого хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири, хафиз Ибн Хаджар, хафиз ас-Суюты, Мукъбиль ибн Хади, Шу’айб аль-Арнаут. См. «ат-Таргъиб» (3/269, 4/19), «Фатхуль-Бари» (11/316), «аль-Джами’ ас-сагъир» (9062), «ас-Сахих аль-Муснад» (1440), «Тахридж Рияду-с-салихин» (1519), «Тахридж Сахих Ибн Хиббан» (5703).

 

 

 

 

Задать вопрос / Добавить комментарий

Комментарии (последние раньше)
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.