Главная > Достоверные хадисы, Сборники хадисов > «Радость сердец благочестивых» ‘Абду-р-Рахмана ан-Насира ас-Са’ди. Хадис № 49

«Радость сердец благочестивых» ‘Абду-р-Рахмана ан-Насира ас-Са’ди. Хадис № 49



ХАДИС  СОРОК  ДЕВЯТЫЙ

 

 

 

Награда за самостоятельные поиски решения[1]

 

 

 

 

 

عَنْ عَنْ عَمْرِو بْنِ الْعَاصِ وأبي هريرة رضي الله عنهما أنَّ : رَسُولُ اللّهِ صلى الله عليه وسلم :

إذَا حَكَمَ الْحَاكِمُ فَاجْتَهَدَ ثُمّ أَصَابَ فَلَهُ أَجْرَانِ ، وَإذَا حَكَمَ فَاجْتَهَدَ ثُمّ أَخْطَأَ فَلَهُ أَجْرٌ .

 

Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса и Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если судья вынесет решение, проявив усердие[2], и (его ре­шение) окажется правильным[3], ему (полагается) двойная награ­да, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибёт­ся, то ему (полагается одна) награда». Аль-Бухари (7352) и Муслим (1716). 

Под “судьёй” здесь подразумевается человек, обладающий та­ким запасом знаний, который позволяет ему принимать соответст­вующие решения. Улемы указывали, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть судьёй. Некоторые из них заходили в этом слишком далеко, а некоторые ограничивались указанием на то, что для этого достаточно обладать такими знаниями, которые позволят ему выносить фетвы[4], и это ближе к истине.

В данном хадисе содержится указание на то, что если невежест­венный человек станет судить и примет правильное решение, это будет означать, что он проявляет несправедливость и совершает грех, поскольку невежественному человеку вообще нельзя браться за это.

Кроме того, этот хадис указывает на то, что судья обязательно должен уметь искать и принимать самостоятельные решения, то есть заниматься иджтихадом, который бывает двух видов.

Первый вид иджтихада требует умения увязать вопрос, в связи с которым обращаются на суд, с установлениями шариата.

Суть второго состоит в применении соответствующих положе­ний закона независимо от того, соответствует это интересам его близких и друзей или нет, чтобы все люди в этом отношении были для судьи равны и никому не отдавалось предпочтение под воз­действием собственных пристрастий. Соблюдение этих условий позволит судье получить награду в любом случае, ибо если он най­дёт правильное решение, то получит двойную награду, а если оши­бётся, то – одну. При этом его ошибка будет ему прощена, по­скольку решить эту задачу было выше его возможностей, а обеспе­чение справедливости, как и всего прочего, зависит от способнос­ти.

Разница между судьёй, который принимает самостоятельное ре­шение и человеком, поддающимся воздействию своих пристрастий, состоит в том, что стремящийся к истине делает то, что ему предпи­сывает шариат, руководствуясь благими намерениями, стараясь най­ти решение на основании того, что является для него очевидным, и учитывая те доказательства, которыми он располагает, тогда как пристрастный человек говорит, не основываясь на знании и не стре­мясь к установлению истины.

Это свидетельствует о достоинстве судьи, отличающегося по­добными качествами, и о том, что он получит награду за каждое дело, по которому принимает решение.

Вот почему судопроизводство относится к числу важнейших обязанностей, ведь в случае возникновения споров или каких-ни­будь сомнений все люди обращаются за их разрешением к судье.

Судья должен прилагать все свои силы при осуществлении по­исков самостоятельного решения, и если он найдёт его, то выпол­нит свой долг, сможет снискать благо и получит великую награду, а Аллах знает об этом лучше.


[1] Имеется в виду иджтихад, поиск сомостоятельного решения таких во­просов, на которые нет прямых указаний в Коране и сунне.

[2] То есть использовав в процессе поисков решения все свои знания.

[3]  Иначе говоря, соответствующим решению Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

[4] Фетва – богословско-правовое заключение, сделанное для разъяснения и практического применения какого-либо предписания шариата или истолкования какого-нибудь дела с позиций шариата.

 

 

 

Задать вопрос / Добавить комментарий

Комментарии (последние раньше)
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.