Главная > Разное > Хадисы про Даджаля

Хадисы про Даджаля

3 апреля 2015



Хадисы про Даджаля

Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в присутствии людей упомянул об Антихристе (ад-даджжаль)[1] и сказал: 

«Поистине, Всевышний Аллах не является кривым[2], что же касается Лжемессии, то он крив на правый глаз, который похож на выпуклую виноградину». Этот хадис передали аль-Бухари 3439 и Муслим 169.sahih-1


[1] Лжемессия (аль-масих ад-даджжаль) или Лжец (ад-даджжаль) — аналог Антихриста, который появится перед наступлением Дня воскресения и будет выдавать себя за истинного мессию — ‘Ису (мир ему) или аль-Махди. Он потребует от людей поклоняться ему и получит власть над всем миром, за исключением Мекки и Медины, но потом будет убит ‘Исой (мир ему). Сообщения о Лжемессии отсутствуют в Коране, но часто встречаются в хадисах.

[2] Эти слова следует понимать как одно из многочисленных указаний на отсутствие у Аллаха любых недостатков.

Передают со слов ‘Амира ибн Шарахиля аш-Ша’би (из племени) ша’б хамдан, что он попросил Фатиму бинт Къайс, одну из первых жен­щин, переселившихся (в Медину), и сестру ад-Даххака Ибн Къайса: «Передай мне то, что ты слышала (непосредственно) от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не ссылаясь ни на кого другого». Она сказала: «Если хочешь, я непременно сделаю это», и он сказал: «Да, передай мне (это)».

Тогда (Фатима) сказала:

— (В своё время) я вышла замуж за Ибн аль-Мугъиру, одного из лучших юношей-курайшитов того времени. Он был сражён в первом же походе, (в котором принимал участие) вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,[1] а когда я овдовела, ко мне посватался ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф, (пришедший ко мне) с несколькими сподвижниками посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Что же касается самого посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он стал сватать меня за своего вольноот­пущенника Усаму ибн Зайда, и мне передали, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал: «Кто любит меня, пусть полюбит и Усаму». Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заговорил со мной (об этом), я сказала: «Моя (судьба) в твоих руках — выдавай же меня, за кого пожелаешь». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Перебирайся к Умм Шарийк», а Умм Шарик была богатой женщиной из числа ансаров. Она расходовала очень много средств на пути Аллаха, и у неё останав­ливались гости. Я сказала: «Я (так и) сделаю», (но пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Нет, не делай (этого), ибо Умм Шарийк — женщина, у которой останавливается много гостей, и я не хочу, чтобы (с твоей головы случайно) упало покры­вало, или раскрывшаяся одежда обнажила твои голени, и люди увидели бы то, чего ты не желаешь. (Лучше) переберись к сыну твоего дяди ‘Абдуллаху ибн ‘Амру ибн Умм Мактуму, человеку из того же рода (племени) бану фихр, (ветви) курайшитов», и я перебралась к нему. Когда период воздер­жания (‘идда) для меня истёк, я услышала призыв глашатая посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Общая молитва», и пошла в мечеть, (где) совершила эту молитву вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находясь в ряду женщин непосредственно за спинами мужчин. Закончив молиться, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, улыбаясь, сел на минбаре и сказал: «Пусть каждый человек остаётся на том месте, где он молился», а потом спросил: «Знаете ли вы, почему я вас собрал?» (Люди) сказали: «Аллах и посланник Его знают об этом лучше». Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Клянусь Аллахом, я собрал вас не для того, чтобы побуждать или устрашать, а собрал я вас потому, что Тамим ад-Дари раньше был хрис­тианином, а теперь пришёл, принёс (мне) присягу и принял ислам, и он сказал мне о Лжемессии/Даджаль/ нечто соответствующее тому, что о нём гово­рил вам я. Он рассказал мне, что (когда-то ему пришлось) плыть на мор­ском судне с тридцатью людьми из (племён бану) ляхм и джузам. Волны носили их по морю в течение месяца, пока не прибили к какому-то острову ко времени заката. Они сели в лодку и сошли на остров, где им встретилось косматое животное, так густо поросшее шерстью, что они не могли отли­чить переднюю его часть от задней. Они воскликнули: “Горе тебе, кто ты?” (Животное) сказало: “Я — джассаса[2]”. Они спросили: “А что такое джассаса?” (Животное) сказало: “О люди, ступайте к человеку, который нахо­дится в монастыре, ибо он очень хочет узнать о вас (всё)”».

(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал, что потом Тамим ад-Дари) сказал:

— Когда (оно упомянуло) о каком-то человеке, мы испугались, (решив, что это животное) — шайтан[3], и поспешили (туда, куда оно нас напра­вило). Мы вошли в монастырь, и оказалось, что там находится самый огромный человек (из всех, кого) нам приходилось видеть; его руки были привязаны к шее, а ноги от колен до щиколоток — скованы желез­ными (оковами). Мы спросили: «Горе тебе, кто ты?» Он сказал: «(Скоро) вы сможете (узнать) обо мне, но (сначала) скажите, кто вы?» (Мои спут­ники) сказали: «Мы — люди из числа арабов. (Когда) мы сели на корабль, море разбушевалось, и волны носили нас (целый) месяц, а потом прибили к этому твоему острову. Тогда мы сели в лодку и сошли на остров, где нам встретилось косматое животное, так густо поросшее шерстью, что было невозможно отличить переднюю его часть от задней. Мы спросили: “Горе тебе, кто ты?” (Животное) сказало: “Я — джассаса”. Мы спросили: “А что такое джассаса?” Тогда оно сказало: “О люди, ступайте к человеку, кото­рый находится в монастыре, ибо он очень хочет узнать о вас (всё)”. И мы поспешили к тебе, испугавшись его, ибо оно могло оказаться шайтаном».

(Выслушав их, этот человек) сказал: «Расскажите мне о пальмах Байсана[4]». Мы спросили: «О чём именно ты хочешь узнать?» Он сказал: «Я спраши­ваю вас, плодоносят ли пальмы (Байсана)?» Мы сказали: «Да». Он сказал: «Поистине, скоро они перестанут плодоносить». Потом он сказал: «Рас­скажите мне о Тивериадском озере». Мы спросили: «О чём именно ты хочешь узнать?» Он спросил: «Есть ли в нём вода?» Мы сказали: «В нём много воды». Он сказал: «Поистине, скоро его вода уйдёт». Потом он ска­зал: «Расскажите мне об источнике в Зугъаре[5]». (Мои спутники) спросили: «О чём именно ты хочешь узнать?» Он спросил: «Есть ли в нём вода? И используют ли жители (Зугъара) воду этого источника для земледелия?» Мы сказали ему: «Он даёт много воды, и жители (Зугъара) используют его воду для земледелия». Потом он сказал: «Расскажите мне, что делает пророк неграмотных». (Мои спутники) сказали: «Он покинул Мекку и поселился в Ясрибе». Он спросил: «Сражались ли с ним арабы?» Мы сказали: «Да». Он спросил: «Что же он с ними сделал?» — и мы сообщили ему, что он победил (соседние племена), которые покорились ему. Он спросил их: «Это (и в самом деле) было?» Мы сказали: «Да». Он сказал: «Поистине, им лучше покориться ему. А теперь я расскажу вам о себе. Я — Лжемес­сия. Скоро мне будет позволено появиться (среди людей), и я появлюсь и буду передвигаться по земле, и не останется ни одного селения, где не проведу я сорок ночей, кроме Мекки и Тайбы[6], ибо оба (этих города) для меня запретны, и каждый раз, как я захочу войти в один из них, меня будет встречать ангел с обнажённым мечом в руке и преграждать мне путь, поскольку ангелы охраняют каждый проход (в эти города)».

(Фатима) сказала:

«Тут посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ударил своим посо­хом по минбару и сказал: “Это и есть Тайба, это и есть Тайба, это и есть Тайба, то есть Медина! Разве я не говорил вам об этом?” — и люди сказали: “Да”. (После этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “И, поистине, меня уди­вило совпадение рассказа Тамима с тем, что я говорил о (Лжемессии), Медине и Мекке. Он находится (на острове) в море Шама[7] (или: в Йе­менском море[8])”. (Однако через некоторое время он сказал): “Нет, на самом деле он находится на востоке, он находится на востоке, он находится на востоке”, и указал рукой на восток»[9].

(Фатима) сказала: «И я запомнила эти (слова) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Этот хадис передал Муслим 2942.sahih-2


[1] Как указывается в комментариях, есть сведения, что Ибн аль-Мугъира дожил до времени правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба. Кроме того, как сообщается в другом хадисе, приводимом Муслимом (см. хадис № 868 настоящего сборника) и передаваемом со слов Абу Салямы ибн ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа, «она была замужем за Абу ‘Амром ибн Хафсом ибн аль-Мугъирой, который дал ей развод в третий и последний раз». С учётом этого улемы считают, что слова Фатимы «был сражён» следует понимать как «был ранен», а Аллах знает об этом лучше.

[2] Джассаса — шпионка. Это животное должно было собирать сведения для Лжемесии.

[3] В тексте это слово стоит в женском роде (шайтана).

[4] Байсан — селение в Шаме.

[5] Зугъар — город на территори Шама.

[6] Тайба — один из эпитетов Медины.

[7] То есть в Средиземном море.

[8] То есть в Аравийском море.

[9] В «Му’джам аль-Кабир» ат-Табарани приводится другая версия этого хадиса.

Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Прошлой ночью я видел себя (во сне) у Ка’бы, и увидел смуглого человека, который по виду являлся лучшим среди смуглых людей, из тех, что ты видел. У него были красивые и ухоженные локоны, которых ты только видел, и с них  капала вода. Он совершал обход Дома (Аллаха), опираясь на двух мужчин (или: на плечи двух мужчин). Я спросил: “Кто это?” Мне сказали: “Это Мессия, сын Марйам”. А потом я оказался возле человека с короткими и курчавыми волосами, кривого на правый глаз, который был похож на выпуклую виноградину. Я спросил: “Кто это?” − и (мне) ответили: “Антихрист”/аль-Масиху-д-Даджаль/». Этот хадис передали Малик 1640, Ахмад 2/122, аль-Бухари 5902 и Муслим 169. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 869.sahih-1

 

 

Сообщается, что ‘Абдуллах (ибн ‘Умар) сказал:

«Однажды в присутствии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, упомянули об Антихристе/Даджаль/ и он сказал: “Поистине, Аллах не останется скрытым от вас. Поистине, Аллах не является кривым[1]”, — сказав же это, он указал рукой на свой глаз. “И, поистине, аль-Масих ад-даджаль кривой на правый глаз и глаз его будет напоминать собой выпуклую виноградину”». sahih-1 Этот хадис передали аль-Бухари 7407, Муслим 169.

___________________________________________

В этом хадисе ясный довод для каждого, кто не покрылся каменным сердцем от мазхаба искажающих и отрицающих аш’аритов. Слово «аль-А’вар» в арабском языке означает: потеря одного из двух глаза. В словаре «аль-Къамус» 2/97 сказано: «аль-‘Ур – потеря красоты одного из двух глаз».
Имам ад-Дарими сказал: «аль-А’вар – это противоположность зрению двух глаз!» См. «ар-Радд ‘аля аль-джахмия» 43.


[1] Здесь — указание на то, что Антихрист (аль-Macиx аль-каззаб или же аль-Macиx ад-даджжаль), последний искуситель людей перед наступлением Дня воскресения, который объявит себя богом, будет одноглазым.

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Я слышала, как во время своей молитвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибегал к защите Аллаха от искушения Даджаля». См. также хадисы №№ 832, 2397, 6368, 6375, 6376, 6377 и 7129. Этот хадис передали Ахмад 6/57, 207, аль-Бухари 833, Муслим 589, Абу Дауд 1543, ат-Тирмизи 3495, ан-Насаи 1309, 5454, 5466, 5472, 5477, 5504, Ибн Маджах 3838.sahih-1

 

Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в присутствии людей упомянул об Антихристе (аль-масих ад-даджжаль) и сказал: “Поистине, Благой и Всевышний Аллах не является кривым, что же касается Лжемессии, то он крив на правый глаз, который похож на выпуклую виноградину”. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: “Этой ночью во сне, я увидел у Ка’бы  смуглого человека, красивейшего из смуглых людей, каких ты только видел. Его локоны ниспадали до мочек ушей, а волосы были волнистыми. С головы его капала вода, и он совершал обход Дома[1], положив руки на плечи двух человек и находился между ними. Я спросил: “Кто это?” (Мне) сказали: “Мессия, сын Марьям” а позади него я увидел человека с сильно вьющимися волосами, кривого на правый глаз и похожего на Ибн Къатана[2] больше (любого из) людей, кого мне приходилось видеть. Он (также) обходил Дом, положив руки на плечи двух человек. Я спросил: “Кто это?” — и (мне) ответили: “Антихрист”». Этот хадис передали аль-Бухари 3439 и Муслим 169.sahih-1


[1] То есть Каабы.

[2] Ибн Къатан — человек из племени хуза’а, погибший ещё в доисламские времена.

Сообщается, что Мухаммад ибн аль-Мункадир сказал:

«Услышав, как Джабир ибн ‘Абдуллах клянётся Аллахом, что Ибн ас-Сàид был Лжецом (ад-даджжаль), я спросил его: “Ты клянёшься (в этом) Аллахом?” (В ответ на это) он сказал: “Поистине, я слышал, как в этом же поклялся ‘Умар в присутствии пророка, да благословит его Аллах и приветствует,  и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не стал порицать его”». Этот хадис передал Муслим 2929.sahih-1

ИбнАун передал, что Нафи’, часто упоминавший об Ибн Сайяде, сказал, что Ибн ‘Умар сказал:

«Я встречался с ним дважды. Встре­тив его (в первый раз), я спросил одного из (своих спутников): “Так вы говорите, что это он и есть?” Тот сказал: “Нет, клянусь Аллахом!” Я ска­зал: “Клянусь Аллахом, ты солгал мне! Один из вас сообщил мне, что (этот человек) не умрёт, пока не станет самым богатым и многодет­ным из вас, но сегодня они утверждали, что так оно и есть. Мы погово­рили, а потом я расстался с ним. (Когда же) я встретился с ним во вто­рой раз, (оказалось, что) его глаз опух и выдавался вперёд. Я спросил: “Когда с твоим глазом (случилось) то, что я вижу? Он сказал: “Не знаю”. Я сказал: “Не знаешь? Но (ведь этот глаз находится) в твоей голове!” Он сказал: “Если бы Аллах пожелал, Он создал бы его на этом твоём посохе”, и (издал звук), подобный самому громкому храпению осла, какое я только слышал. А потом один из моих спутников утверждал, что я (так сильно) ударил его посохом, который у меня был, что (посох) сломался, я же, клянусь Аллахом, и не (помню этого)».

(Нафи’ сказал):

— После этого (Ибн ‘Умар) пришёл к матери правоверных (Хафсе) и рассказал ей (об этом). Она сказала: «А чего ты хочешь? Разве ты не знаешь, что (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Первым, что побудит его выйти к людям, будет гнев, который им овладеет”?» Этот хадис передал Муслим 2932.sahih-1

 

Ибн Шихаб (аз-Зухри) передал со слов Салима ибн ‘Абдуллах о том, что  ‘Абдуллах ибн ‘Умар рассказывал ему, что (однажды) ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен Аллах ими обоими, вместе с по­сланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и ещё несколькими людьми пошёл к Ибн Сайяду, который в то время был близок к совершеннолетию. Они уви­дели, что тот играет с другими мальчиками возле укрепления (рода) бану магъаля, (что же касается Ибн Сайяда, то) он не замечал (их), пока посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не ударил его рукой по спине. Потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Ибн Сайяду: «Засвидетельствуешь ли ты, что я — посланник Аллаха?» Ибн Сайяд посмотрел на него и сказал: «Я сви­детельствую, что ты послан к неграмотным»[1]. После этого Ибн Сайяд спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «А засвидетельствуешь ли ты, что я — посланник Аллаха?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) отказался (засвидетельствовать это) и сказал: «Я уверовал в Аллаха и посланников Его». Потом послан­ник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «Что ты видишь?» Ибн Сайяд ответил: «Приходит ко мне и правдивый, и лжец». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «(Всё это) у тебя спутано!»[2] Потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Поистине, я приберёг для тебя нечто»[3]. Ибн Сайяд ска­зал: «Это — ад-дух…».[4] Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Пошёл прочь! Тебе никогда не преодолеть своего предела»[5]. (Услышав это), ‘Умар ибн аль-Хаттаб воскликнул: «О посланник Аллаха, позволь мне отрубить ему голову!» — (на что) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Если это он и есть[6], тебе ни за что с ним не справиться, а если это не он, то его убийство не принесёт тебе добра». Этот хадис передали Ахмад 2/148, 148-149, аль-Бухари 1354, 3055, 6173, 6618, Муслим 2930, Абу Дауд 4329, ат-Тирмизи 2249. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1444, «Ирвауль-гъалиль» 2705.sahih-1


[1] То есть к арабам, не имевшим Писания до возникновения ислама. Таким образом, Ибн Сайяд противоречит пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который заявил, что он по­слан ко всем людям.

[2] То есть спутано шайтаном.

[3] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который хотел показать Ибн Сайяду, что тот не является послан­ником Аллаха, предлагает ему сказать, о чём он говорит.

[4] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду 10-й аят суры «Дым», где сказано: «Жди же того дня, когда небо станет испускать ясно видимый дым». Здесь использо­вано слово «дым» (ад-духан), которое Ибн Сайяд не смог произнести пол­ностью. Это и послужило доказательством того, что Ибн Сайяд получал от шайтанов только обрывки сообщений, имевших отношение к тому, что скрыто от людей.

[5] То есть не узнать больше того, что известно прорицателям.

[6] То есть было бы ясно, кем на самом деле является Ибн Сайяд.

И Салим ибн ‘Абдуллах сказал:

— Я слышал, как ‘Абдуллах ибн ‘Умар сказал: «После этого послан­ник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в сопровождении Убайя ибн Ка’ба аль-Ансари пошёл в пальмовую (рощу), где находился Ибн Сайяд. Войдя в эту (рощу), посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал прятаться за стволами пальм, желая (пере­хитрить) Ибн Сайяда и услышать (какие-нибудь его слова), прежде чем тот заметит его, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел, что (Ибн Сайяд) лежит на подстилке, (укрывшись) одеждой из грубой ткани, из-под которой доносились непонятные звуки. Увидев посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который прятался за стволами пальм, мать Ибн Сайяда сказала (сыну): “О Саф! — ибо так звали Ибн Сайяда. — Здесь Мухаммад”, после чего Ибн Сайяд быстро поднялся, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не побес­покой она его, (всё) было бы ясно”». Этот хадис передал Муслим 2931.sahih-1

 

Салим сказал:

— ‘Абдуллах ибн ‘Умар сказал: «И (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал среди людей и должным образом воздал хвалу Аллаху, а потом упомянул о Лжеце (ад-даджжалъ) и сказал: “Поистине, я пре­дупреждаю вас о его (появлении), и не было ни одного пророка, кото­рый не предупреждал бы о его (появлении) свой народ, и Нух преду­преждал о его (появлении) свой народ. Но я скажу вам о нём то, чего не говорил своему народу ни один пророк: вы (должны) знать, что он одноглазый, а Благой и Всевышний Аллах одноглазым не является!”»

Ибн Шихаб сказал:

— ‘Умар ибн Сабит аль-Ансари сообщил мне, что один из спод­вижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему, что в тот день, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предупредил людей о (появлении) Лжеца (ад- даджжаль), он сказал: «Меж глаз его будет (написано слово) кафир (‘неверный’), и (это слово) прочтёт каждый, кому не нравятся дела его (или: его прочтёт каждый верующий)».

(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также) сказал: «Знайте, что никто из вас не увидит своего Всемогущего и Великого Господа, пока не умрёт». Этот хадис передал Муслим 169.sahih-1

 

 

Сообщается, что Къатада сказал:

— Я слышал, как Анас сказал:

— Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не было такого пророка, который не предостерегал бы свою общину от (этого) кривого лжеца. Поистине, он будет кривым на один глаз, тогда как ваш Господь, поистине, кривым не является, (и ещё будут) начертаны меж глаз (Антихриста буквы) “каф”, “фа” и “ра”».[1]  Этот хадис передали аль- Бухари 7131 и Муслим 2933.sahih-1


[1] В другой версии этого хадиса, которую приводит только аль-Бухари, сообщается,  что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « … и меж глаз его будет написано “неверный”  /кафир/». Вышеупомянутые буквы образуют собой корни арабских слов «неверный» /кафир/ и «неверие» /куфр/.

Къатада передал, что Анас рассказывал им о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Меж глаз Даджаля будут начертаны (буквы) “каф”, “фа” и “ра”, то есть кафир/неверный/».  sahih-1Этот хадис передал Муслим 2933.

 

Сообщается, что Анас ибн Малик сказал:

— Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«У Даджаля будет выпуклый глаз, а меж глаз написано кафир/неверный/» —  после чего он произнёс их по буквам: “каф”, “фа” и “ра”, — (и затем сказал:) «Это сможет прочитать каждый мусульманин». Этот хадис передал Муслим 2933.sahih-1

 

Сообщается, что Хузайфа (ибн аль-Яман) сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “У Даджаля не будет левого глаза, он будет волосатым и будут у него Рай и Огонь, но Огонь его (окажется) Раем, а Рай — Огнём”». Этот хадис передали Ахмад 5/383 и Муслим 2934.sahih-1

 

Сообщается, что Риб’ий ибн Хираш сказал:

«(Однажды) мы вместе с ‘Укъбой ибн ‘Амр Абу Мас’удом аль-Ансари пошли к Хузайфе ибн аль-Яману, да будет доволен ими всеми Аллах, и ‘Укъба попросил его: “Расскажи мне, что слышал ты от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о Даджале”. (Хузайфа) сказал[1]: “Поистине, (когда) появится Даджаль, будут с ним вода и огонь, и то, что будет представляться людям водой, (на самом деле окажется) жгучим огнём, а то, что будет представляться им огнём, (на самом деле окажется) прохладной и приятной водой, и пусть тот из вас, кто доживёт до этого, бросается в то, что покажется ему огнём, (так как на самом деле) это будет сладкой и приятной водой”. (А потом) ‘Укъба сказал: “И я слышал это (от пророка, да благословит его Аллах и приветствует)”, подтвердив (слова) Хузайфы». Этот хадис передали аль-Бухари 3450 и Муслим 2934.sahih-1


[1] Здесь Хузайфа, да будет доволен им Аллах, передаёт слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как сказано об этом в версии этого хадиса, которую передал аль-Бухари.

Хузайфа (ибн аль-Яман) передал, что относительно Даджаля, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, будут с ним вода и огонь, но огонь его (окажется) прохладной водой, а вода — огнём, так не губите (себя)!» Этот хадис передал Муслим 2934.sahih-1

 

 

Сообщается, что Риб’ий ибн Хираш сказал:

«(Однажды,) когда встретились Хузайфа (ибн аль-Яман) и Абу Мас’уд (‘Укъба ибн ‘Амр), да будет доволен ими Аллах, Хузайфа сказал[1]: “Поистине, я лучше самого Даджаля знаю, что у него будет. Будет с ним река с водой и река с огнём. Что касается той, что представится (глазу) огнём, будет водой, а та, что представится водой, будет огнём. Пусть же тот из вас, кто доживёт до этого и захочет воды, напьётся из той (реки), что представится ему огнём, ибо, поистине, он найдёт, (что это) вода”».

Абу Мас’уд сказал: «Так я слышал, как говорил (об этом) пророк, да благословит его Аллах и приветствует». Этот хадис передал Муслим 2935.sahih-1


[1] Здесь Хузайфа, да будет доволен им Аллах, также передаёт слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Сообщается, что Абу Саляма сказал:

— Я слышал, как Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не рассказать ли вам о Даджале то, о чём ни один пророк не рассказывал своему народу? Поистине, будет он кривым и, поистине, принесёт он с собой подобие рая и огня, и то, что он будет называть раем, (окажется) огнём. И, поистине, я предупреждаю вас о нём, как предупредил о нём свой народ Нух!”» Этот хадис передали аль-Бухари 3338 и Муслим 2936.sahih-1

 

 

Сообщается, что ан-Наввас ибн Сам’ан  сказал:

Однажды утром посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (стал рассказывать) о Даджале, то отзываясь о нём с презрением, то пред­ставляя его как нечто значительное, и (тогда) нам начинало казаться, что он находится (где-то возле) пальм. Когда мы пришли к нему вечером, он понял, что с нами происходит, и спросил: «Что с вами?» Мы сказали: «О посланник Аллаха, сегодня утром ты рас­сказывал о Лжеце, то принижая его, то представляя как нечто зна­чительное, и нам стало казаться, что он находится (где-то возле) пальм». (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Наибольшие опасения за вас внушает мне не Даджаль. Если он появится (в то время, когда) я буду среди вас, то мне и вести с ним спор за вас, если же он появится (в то время, когда) меня среди вас не будет, тогда (каждому) при­дётся вести (с ним) спор за себя, а Аллах заменит меня (в этом) для каждого мусульманина. Поистине, (явится Даджаль в об­разе) юноши с курчавыми волосами и (невидящим) вздувшимся глазом, которого я сравнил бы с ‘Абд-аль-‘Уззой ибн Къатаном, и пусть (каждый), кто (доживёт до времени его появления), читает первые аяты суры “Пещера”. Поистине, появится он на дороге между Шамом и Ираком и будет быстро сеять зло направо и на­лево. О рабы Аллаха, держитесь же (веры) твёрдо!» Мы спросили: «О посланник Аллаха, а (сколько времени) он пробудет на земле?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Сорок дней, (из которых один) день будет подо­бен году, (другой) — месяцу, (а третий) — неделе, что же касается остальных его дней, то будут они подобны вашим дням». Мы спро­сили: «О посланник Аллаха, а достаточно ли нам будет (соверше­ния) ежедневных молитв в тот день, который будет подобен году?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Нет, (в этот день) вы будете (должны) опреде­лять (время как обычно)»[1]. Мы спросили: «О посланник Аллаха, а как быстро он будет передвигаться по земле?»

(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:

«Как дождевое (облако), подгоняемое ветром. Он явится к людям и станет призывать их[2], а они уверуют в него и ответят ему. Тогда по его велению с неба (тотчас) прольётся дождь, и земля даст (уро­жай), а вечером их скот вернётся с пастбищ, и будут горбы (верб­людов) подняты высоко как никогда, и вымя каждой (самки) будет полным как никогда, и бока их будут крутыми как никогда[3]. Потом он явится к (другим) людям, к которым также обратится с призы­вом, но они отвергнут его слова. Тогда он покинет (этих людей), и их поразит засуха, и не останется у них никакого имущества[4]. А (после этого) он пройдёт по опустошённой земле и скажет ей: “Исторгни твои сокровища!” — и сокровища (земли) последуют за ним, подобно (рою) трутней. Потом он позовёт к себе юношу в расцвете молодости, ударит его мечом и разрубит на две части, которые разлетятся друг от друга на расстояние полёта стрелы, после чего (снова) призовёт его к себе, и (этот юноша), лицо кото­рого будет сиять (от радости, оживёт и) явится (к нему). И когда (Даджаль будет творить свои дела), Аллах направит (к людям) Мессию, сына Марьям, мир ему, который возложит ладони на крылья двух ангелов и спустится (на землю) у белого минарета в восточ­ной части Дамаска в двух жёлтых одеждах[5]. Когда он станет опус­кать голову, с неё будет капать (пот), а когда станет её поднимать, с неё будут скатываться капли (пота), подобные жемчужинам, и лю­бой неверный, который ощутит аромат его дыхания, непременно умрёт, дыхание же его распространится, насколько хватит его глаз. Потом он станет искать (Лжемессию), настигнет его у ворот Людда[6] и убьёт, а потом ‘Иса, сын Марьям, придёт к людям, кото­рых Аллах защитит от (Даджаля)[7], вытрет их лица и поведает им о том, какие места в Раю они займут, и в это время Аллах ниспошлёт ‘Исе, мир ему, откровение, (в котором будет сказано): “Привёл Я (таких) рабов Моих, с которыми никто не в силах сра­жаться, укрой же рабов Моих на (горе) Тур!” (После этого) Аллах пошлёт яъджуджа и маъджуджа, и они устремятся с каждой возвы­шенности[8]. Первые из них пройдут через Тивериадское озеро и вы­пьют (всю воду, которая буде) в ней, последние же станут проходить, говоря: “Когда-то в этом (озере) была вода”. Что же касается пророка Аллаха ‘Исы, мир ему, и тех, кто с ним будет, то они будут подвергаться осаде до тех пор, пока любому из них бычья голова не (покажется более привлекательной), чем сотня динаров любому из вас сегодня. Тогда пророк Аллаха ‘Иса, мир ему, и те, кто с ним будет, воззовут (к Аллаху), и Аллах нашлёт на шеи (яъджуджа и маъджуджа) червей1, а на­утро все они, как один, окажутся мёртвыми и растерзанными[9].

После этого пророк Аллаха ‘Иса, мир ему, и те, кто с ним будет, спустятся на землю и не (смогут) найти ни единой пяди её, где не ощущалось бы зло­воние, (исходящее от трупов яъджуджа и маъджуджа). Тогда пророк Аллаха ‘Иса и те, кто с ним будет, (снова) воззовут к Аллаху, и Ал­лах пошлёт (к ним) птиц, шеи которых будут подобны шеям верб­людов, и те унесут их (трупы) и бросят их там, где пожелает Аллах. Потом Аллах пошлёт (на землю такой сильный) дождь, что от него не сможет защитить ни глиняный дом, ни палатка, и он очистит землю и оставит её после себя подобной зеркалу. А потом земле будет сказано: “Принеси твои плоды и дай (людям вкусить) твоей благодати”, и в тот же день (вырастет такое большое гранатовое дерево, что) целая группа людей (с трудом сможет) съесть (хотя бы) один его плод и (сможет) укрыться в его кожуре. Что же касается молока, то оно окажется столь благословенным, что надоя от одной верблюдицы будет достаточно для многочисленной группы людей, надоя от одной коровы — для целого племени, а надоя от одной овцы — для нескольких семей. И когда они будут находиться в по­добном положении, Аллах пошлёт (на землю) благой ветер, кото­рый подхватит (людей) под мышки и заберёт дух каждого веру­ющего и каждого мусульманина, останутся же (на земле) худшие люди, которые будут приходить в возбуждение, подобно ослам[10], и (такие увидят, как) наступит Час этот». Этот хадис передал Муслим 2937.sahih-1


[1] Имеется в виду, что в этот день после утренней молитвы людям надо будет совершить полуденную молитву, отмерив столько времени, сколько в сред­нем проходит между утренней и полуденной молитвами в обычные дни. Послеполуденную молитву надо будет совершить по истечении среднего промежутка времени, отделяющего полуденную молитву от послеполуден­ной, и так далее. После совершения пяти молитв необходимо начать отсчёт сначала и поступать так на протяжении всего этого дня, а также тех дней, которые по продолжительности будут равны месяцу и неделе.

[2] Даджаль призовёт людей уверовать в то, что поклоняться следует ему.

[3] Иначе говоря, горбы верблюдов поднимутся, налившись жиром, и по той же причине их бока округлятся.

[4] Здесь имеется в виду либо скот, который падёт по причине засухи, либо любое имущество вообще.

[5] Как указывается в комментариях, эти одежды будут окрашены красителем, получаемым из жёлтого дерева, и шафраном.

[6] Л ю д д — город близ Иерусалима.

[7] То есть защитит от его искушений, в результате чего они сохранят свою веру и не собьются с пути.

[8] См. суру 21, аят 96.

[9] Таким образом, по воле Аллаха эти могущественные существа будут унич­тожены существами ничтожными.

[10] Имеется в виду, что они, подобно ослам, будут совокупляться на глазах у лю­дей, никого не стесняясь.

Ибн Шихаб (аз-Зухри) передал о том, что ‘Убайдуллах ибн ‘Абдуллах ибн ‘Утба сообщил ему, что Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

— (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, долго рассказывавший нам о Даджале, среди прочего сказал: «Явится (Даджаль), которому будет запрещено входить в Медину, и (остановится на) одном из солончаков, примыкающих к Медине. В тот день к нему выйдет луч­ший из людей (или: один из лучших людей) и скажет ему: “Я свидетельст­вую, что ты — Даджаль, о котором рассказывал нам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”. Тогда Даджаль обратится (к людям): “Скажите, если я убью этого (чело­века), а потом оживлю его, останутся ли у вас сомнения относительно этого дела?”[1] Они скажут: “Нет” и он убьёт его, а потом воскресит, когда же он воскресит его, (этот человек) скажет: “Клянусь Аллахом, никогда моё знание о тебе не было столь твёрдым, как сейчас!”[2] — и Даджаль захо­чет убить его, но не получит власти над ним».

Абу Исхакъ[3] сказал: «Этим человеком будет аль-Хадир, мир ему». Этот хадис передал Муслим 2938.sahih-1


[1] То есть сомнения в обоснованности его притязаний на то, что ему следует поклоняться.

[2] Это значит: я ещё никогда не был столь твёрдо убеждён в том, что ты — Лжемессия.

[3] Абу Исхакъ Ибрахим ибн Суфьян — один из передатчиков «Сахиха» Муслима.

 

6301 ( صحيح )

مَنْ سَمِعَ بِالدَّجَّالِ فَلْيَنْأَ عَنْهُ فَوَالله إِنَّ الرَّجُلَ لَيَأْتِيهِ وَهُوَ يَحْسَبُ أَنَّهُ مُؤْمِنٌ فَيَتَّبِعُهُ مِمَّا يَبْعَثُ بِهِ الشُّبُهَاتِ

( حم د ك ) عن عمران بن الحصين

Сообщается, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пусть тот, кто услышит о (том, что появился) Даджаль, бежит от него, ибо, клянусь Аллахом, придёт к нему человек, считая себя правоверным, а затем последует за ним, после тех искушений, которые он ему покажет”». Этот хадис передали  Ахмад 4/431, 441, Абу Дауд 4319 и аль-Хаким 4/576 со слов ‘Имрана ибн Хусайна.sahih-1

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6301, «Тахридж Мишкатуль-масабих» 5418.

____________________________________

Имам Ибн Батта в отношении этого хадиса сказал: «Это слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует! Клянусь Аллахом, о мусульмане, пусть хорошее мнение кого-либо из вас о себе и правильность его мазхаба не подтолкнёт его к нанесению вреда своей религии, когда он усядется с приверженцами страстей и будет говорить: “Хочу поспорить с ними, или наставить их на прямой путь, выведя их из их заблуждений!” Поистине, искушение приверженцев нововведений хуже, чем искушение Даджаля, ведь их слова поражают быстрее, чем чесотка и они жарче для сердца, чем горячка! Я видел людей, которые проклинали приверженцев нововведений и ругали их в своих собраниях, выражая им порицание и опровержение. Однако они не переставали общаться с ними, а козни незаметны и куфр прозрачен, и в итоге эти люди примкнули к ним!» См. «аль-Ибана» 3/470.