Главная > Разное > Хадисы о сиротах

Хадисы о сиротах

15 марта 2015



عَن عَبْد الْعَزِيز بْن أَبِى حَازِم قَالَ: حَدَّثَنِى أَبِى قَالَ: سَمِعْتُ سَهْلَ بْنَ سَعْدٍ عَنِ النَّبِىِّ — صلى الله عليه وسلم — قَالَ:

« أَنَا وَكَافِلُ الْيَتِيمِ فِى الْجَنَّةِ هَكَذَا » . وَقَالَ بِإِصْبَعَيْهِ السَّبَّابَةِ وَالْوُسْطَى .

Сахль ибн Са’д, да будет доволен им Аллах, рассказывал:

«Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я и опекающий сироту будем в Раю вот так же (близки)”, и, сказав это, он сделал знак указательным и средним пальцами».  sahih-2Этот хадис передали Ахмад 5/333, аль-Бухари в своём «Сахихе» 5304, 6005 и в «аль-Адабуль-муфрад» 135, Абу Дауд 5150 и ат-Тирмизи 1918. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1475, «Мишкат аль-масабих» 4952, «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 101, «Гъаятуль-марам» 265.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Опекающий сироту из числа его родственников или посторонних ему людей будет в Раю столь же близок ко мне, как два этих». Передав этот хадис, Малик ибн Анас сделал знак sahih-2указательным и средним пальцами”. Этот хадис передал Муслим 2983. Хадис достоверный.


Имам ан-Навави сказал: «Опекающим сироту является тот, кто заботится о его делах, расходуя на него, одевая его, воспитывая, обучая его, и тому подобное. И это достоинство заслуживает тот, кто заботился о нем из своего имущества, или же из имущества самого сироты, которым он распоряжался согласно установлениям шариата». См. «Шарх Сахих Муслим» 18/151.
Имам Ибн Батталь сказал: «Тому, кто услышал этот хадис необходимо поступать в соответствии с ним, чтобы быть спутником пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Раю. Ведь нет места почетнее в мире ином, чем это!» См. «Шарх Сахих аль-Бухари» 9/217.

Зурара ибн Аби Ауфа передал со слов человека своего племени по имени Ибн Малик, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Для того, кто позаботился о сироте в его еде и питье, пока он не перестал нуждаться, Рай станет обязательным». Этот хадис передали Ахмад 5/29, Абу Я’ля 926. Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Албани подтвердили достоверность хадиса. См. «Маджма’у-з-заваид» 8/164, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 2543.sahih-2

 

 

 

Му’аз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправлял его в Йемен с призывом к исламу, он ему сказал:

«Я завещаю тебе бояться Аллаха, быть правдивым в словах, выполнять договор, возвращать вверенное тебе, не поступать вероломно, обходиться хорошо с соседом, быть милосердным к сироте, добрым в словах, распространять салам и сносить обиды». Этот хадис передали аль-Хараиты в «Макарим аль-ахлякъ» 156, 196, аль-Байхакъи в «аз-Зухд» 364. Исследователь книги «Макарим аль-ахлякъ» – доктор ‘Абдуллах аль-Хумайри назвал хадис хорошим. hasan-1

 

Ка’б ибн Малик и Са’ид ибн аль-Мусайиб рассказывали:

«Первая вещь, за которую упрекал посланник Аллаха Абу Любабу заключалась в том, что между Абу Любабой и одним сиротой была тяжба за пальмы, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) вынес решение в пользу Абу Любабы. Тогда сирота заплакал, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Абу Любабе: “Оставь их ему”. Но тот отказался. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) снова сказал: “Оставь их ему и будет тебе подобное в Раю!” Он все равно отказался. Тогда Ибн Дахдаха отправился к Абу Любабе и выкупил у него эти пальмы, а после этого пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “О посланник Аллаха, если я отдам пальмы этому сироте, то мне будет в Раю нечто такое?” Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: “Да”. Тогда он отдал их сироте, а посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) после этого часто говорил: “Сколько же будет огромных пальм у Абу Дахдаха в Раю!”» Этот хадис передали аль-Хараиты в «Макарим аль-ахлякъ» 197, аль-Байхакъи 11553, ат-Табарани в «аль-Кабир» 22/30. Исследователь книги «Макарим аль-ахлякъ» – доктор ‘Абдуллах аль-Хумайри назвал хадис достоверным в силу усиливающих его версий.sahih-2

 

Со слов Абу Хурайры сообщается, что однажды к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришел один человек и пожаловался на черствость своего сердца. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ему сказал: «Если ты желаешь, чтобы твое сердце стало мягким, то накорми бедняка и погладь голову сироты». Этот хадис передали Ахмад 2/263, ат-Табарани в “Мухтасар Макарим аль-ахлякъ” 1/120. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Албани назвали хадис хорошим. См. “Фатхуль-Бари” 11/151, «Сахих аль-джами’» 1410.hasan-1

 

Со слов Абу ад-Дарды (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Хотел бы ты, чтоб смягчилось твое сердце, и исполнилась твоя нужда? Будь милостив по отношению к сироте, погладь его по голове, накорми из того, что ешь сам, и тогда смягчится твое сердце и исполнится твоя нужда». Этот хадис передал ат-Табарани в “аль-Кабир”. Хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Албани подтвердили достоверность хадиса. См. “Файдуль-Къадир” 1/142, «Сахих аль-джами’» 80.sahih-2

 

Башир ибн Гъазия рассказывал:

«Мой отец пал смертью шахида в одном из походов вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха). Проходя после этого мимо меня, когда я плакал, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: “О сынок, почему ты плачешь? Разве не будешь ты доволен тем, что я стану твоим отцом, а ‘Аиша твоей матерью?” На что я сказал: “Конечно, да станут мои отец и мать выкупом за тебя, о посланник Аллаха!”» Этот хадис передали аль-Бухари в «ат-Тарих» 2/78, Ибн ‘Асакир в «ат-Тарих» 3/377. Хадис хороший. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3249.hasan-1

 

Абу Бакр ибн Хафс рассказывал:

«Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) никогда не ел, кроме как в его трапезе принимали участие сироты». Это сообщение приводит аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 136. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность. athar_sahih

 

عن أبي هريرة قال: قال رسول الله صلى الله عليه و سلم:

( اللَّهمَّ إنِّي أُحَرِّجُ حَقَّ الضَّعِيفَينِ: الْيَتِيمِ ، وَالْمَرْأَةِ )
قال الشيخ الألباني : حسن

قال الشيخ الألباني في« صحيح ابن ماجه » 2982 : حسن     

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 2447 : حسن     

قال الشيخ الألباني في « السلسلة الصحيحة » 1015 : إسناده حسن

قال الشيخ الألباني في » السلسلة الصحيحة » 3 / 12 : أخرجه ابن ماجه ( 3678 ) و ابن حبان ( 1266 ) و الحاكم ( 1 / 63 و 4 / 128 ) و أحمد ( 2 / 439 ) و أبو إسحاق الحربي في » غريب الحديث » ( 5 / 47 / 2 ) و تمام في » الفوائد » ( 112 / 1 ) من طريق محمد بن عجلان عن سعيد المقبري عن أبي هريرة قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : فذكره . و قال الحاكم : » صحيح على شرط مسلم » و وافقه الذهبي , و هو كما قالا , لولا أن ابن عجلان لم يحتج به مسلم و إنما أخرج له في المتابعات , فهو حسن الإسناد .

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Аллах, поистине, я запрещаю ущемлять права двух слабых: сироты и женщины!”» Этот хадис передали Ахмад 2/439, Ибн Маджах 3678, Ибн Хиббан 5565, аль-Хаким 1/63, 4/128, который сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям Муслима», и с ним согласился аз-Захаби. Имам ан-Навави и хафиз аль-Бусыри подтвердили достоверность хадиса.hasan-1

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад сильный». См. «Тахкъикъ аль-Муснад» 9664.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих Ибн Маджах» 2982, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2447, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1015.

_____________________________________

Имам ан-Навави сказал: «Слово “запрещаю” (ухарриджу) означает “обвиняю в грехе” того, кто ущемит права этих двоих, серьёзнейшим образом предостерегаю от этого и недвусмысленно призываю воздержаться от подобного». См. «Рияду-с-салихин» 274.
Имам ас-Синди сказал: «Смысл хадиса в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) призвал Аллаха в свидетели касательно того, что он довёл их положение до своей общины». См. «Хашия ‘аля Ибн Маджах» 4/193.