Главная > Разное > Хадисы о произношении салавата за Пророка

Хадисы о произношении салавата за Пророка

30 мая 2017



Хадисы о произношении благословения/салавата/ за Пророка

Аллах Всевышний сказал:

﴿ ‏إِنَّ اللَّهَ وَمَلائِكَتَهُ يُصَلُّونَ على النَّبيّ يا أيُّها الَّذين آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيماً‏ ﴾‏ الأحزاب‏:‏ 56

 

{Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют пророка. О те, кто уверовал, благословляйте его и приветствуйте (часто)!}[1]

[1] “Сонмы”, 56.

عن عبد اللّه بن عمرو بن العاص رضي اللّه عنهما؛ أنه سمع رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم يقول‏:‏ ‏

» ‏مَنْ صَلَّى عَليَّ صَلاةً صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ بِهَا عَشْراً‏ » ‏‏.  

Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Того, кто (один раз) призовёт на меня благословение, Аллах благословит за это десять (раз)».[1] 


[1] Этот хадис приводят Муслим 384, Абу Дауд 523, ат-Тирмизи 3614, ан-Насаи 2/25.

عَنْ أَبِى هُرَيْرَةَ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ — صلى الله عليه وسلم- قَالَ

» مَنْ صَلَّى عَلَىَّ وَاحِدَةً صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ عَشْرًا » .

Передают со слов ‘Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Того, кто призовёт на меня благословение, Аллах благословит десять (раз)».[1] 


[1] Этот хадис приводят Муслим 408, Абу Дауд 1530, ат-Тирмизи 485, ан-Насаи 3/50. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 6358.

 

عن عبد الله بن مسعود رضي الله عنه أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال ‏:‏ ‏

«‏ أولى الناس بي يوم القيامة أكثرهم علي صلاة ‏»‏

Передают со слов Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«В День воскресения ближе всех людей ко мне окажутся те, которые чаще (других) призывали на меня благословения».[1] 

 


[1] Этот хадис приводит ат-Тирмизи 484, который сказал: «Хороший хадис». Также его приводят аль-Бухари в «Тарих аль-Кабир» 5/177, и Ибн Хиббан в своем «Сахихе» 911.

Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 1821, «Мишкатуль-масабих» 883. Однако, он назвал его хорошим в силу существования других хадисов. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1668, «Сахих аль-маварид» 2027. Слабым этот хадис назвал так же Шу’айб аль-Арнаут в тахкъикъе на «Сахих Ибн Хиббан» (3/192).

Салим аль-Хиляли сказал: «Иснад этого хадиса является слабым. В нем присутствует  Муса ибн Я’къуб, у которого была плохая память, а так же ‘Абдуллах ибн Кайсан, который является приемлемым (то есть в том случае, когда его хадис подкрепляется надежными передатчиками. прим. Фарук). Ибн Хиббан, после того, как привел этот хадис в своем “Сахихе” сказал: “В этом сообщении довод на то, что в Судный день ближе всех из людей к посланнику Аллаха, да благословит их Аллах и да приветствует, окажутся приверженцы хадисов, так как нет в этой умме людей, которые больше них призывают на него, да благословит их Аллах и да приветствует, благословение”». См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/283-284.

 

عن أوس بن أوس رضي اللّه عنه، قال‏:‏ قال رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏

«‏إِنَّ مِنْ أفْضَلِ أيَّامِكُمْ يَوْمَ الجُمُعَةِ، فأكْثِرُا عَليَّ مِنَ الصَّلاةِ فِيهِ، فإنَّ صَلاتَكُمْ مَعْرُوضَةٌ عَليَّ‏»‏ فقالوا‏:‏ يا رسول اللّه‏!‏ وكيف تُعرض صلاتنا عليك وقد أرَمْتَ‏؟‏ ـ قال‏:‏ يقول‏:‏ بليت ـ قال‏:‏ ‏»‏إنَّ اللّه حَرَّمَ على الأرض أجْسادَ الأنْبِياءِ‏»‏‏.‏

Сообщается, что Аус бин Аус, да будет доволен им Аллах, сказал:

(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, пятница относится к числу наилучших дней ваших, так почаще же призывайте на меня благословения в этот день, ведь ваши благословения будут представляться мне». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, как же наши благословения будут представляться тебе, когда ты уже истлеешь?!» − (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Поистине, Всемогущий и Великий Аллах сделал тела пророков запретными для земли[1]».[2] 

 


[1] Иначе говоря, тела покойных пророков, да благословит их Аллах и да приветствует, сохраняются в земле нетленными.

[2] Этот хадис с достоверными иснадами приводят Ахмад 4/8, Абу Дауд 1047 и 1531, ан-Насаи 3/91-92, Ибн Маджах 1085 и 1636, ад-Дарими 1572, аль-Хаким 1/278.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 2212, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1674, «Мишкатуль-масабих» 1361, «Фадлю соляти ‘аля набийй» 22.

 

عن أبي هريرة رضي اللّه عنه قال‏:‏ قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏

‏»‏لا تَجْعَلُوا قَبْرِي عِيداً وَصَلُّوا عليَّ، فإنَّ صَلاتَكُمْ تَبْلُغُنِي حَيْثُ كُنْتُمْ‏»‏‏.‏‏

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не превращайте (посещение) моей могилы в праздник[1] и призывайте на меня благословения, ибо, поистине, ваше благословение дойдёт до меня, где бы вы ни были».[2] 

 


[1] То есть не собирайтесь для посещения моей могилы подобно тому, как собираетесь вы на праздник, когда люди одевают напоказ другим красивую одежду, развлекаются и радуются, но используйте эти посещения для того, что будет наиболее полезным для вашей религии.

[2] Этот хадис с достоверным иснадом приводят Ахмад 2/367 и Абу Дауд 2042.

Шейх аль-Албани назвал иснад хадиса хорошим. См. «Ахкамуль-джанаиз» 280, «Тахзир ас-саджид» 129.

 

عن أبي هريرة أيضاً أن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم قال‏:‏

‏»‏مَا مِنْ أحَدٍ يُسَلِّمُ عَليَّ إِلاَّ رَدَّ اللَّهُ عَليَّ رُوحي حتَّى أَرُدَّ عَلَيْهِ السَّلامَ‏»‏‏.‏

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Кто бы ни приветствовал меня (после моей смерти), Аллах непременно будет возвращать мне мой дух, чтобы я (мог) ответить на его приветствие».[1] 

 


[1] Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд 2041.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 5679.

 

عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ مُحَمَّدِ بْنِ عَقِيلٍ عَنِ الطُّفَيْلِ بْنِ أُبَىِّ بْنِ كَعْبٍ عَنْ أَبِيهِ قَالَ:

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ -صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم- إِذَا ذَهَبَ ثُلُثَا اللَّيْلِ قَامَ فَقَالَ: « يَا أَيُّهَا النَّاسُ اذْكُرُوا اللَّهَ اذْكُرُوا اللَّهَ جَاءَتِ الرَّاجِفَةُ تَتْبَعُهَا الرَّادِفَةُ جَاءَ الْمَوْتُ بِمَا فِيهِ جَاءَ الْمَوْتُ بِمَا فِيهِ » . قَالَ أُبَىٌّ: قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنِّى أُكْثِرُ الصَّلاَةَ عَلَيْكَ فَكَمْ أَجْعَلُ لَكَ مِنْ صَلاَتِى ؟ فَقَالَ: « مَا شِئْتَ » . قَالَ: قُلْتُ: الرُّبُعَ . قَالَ: « مَا شِئْتَ فَإِنْ زِدْتَ فَهُوَ خَيْرٌ لَكَ » . قُلْتُ: النِّصْفَ. قَالَ: « مَا شِئْتَ فَإِنْ زِدْتَ فَهُوَ خَيْرٌ لَكَ » . قَالَ: قُلْتُ: فَالثُّلُثَيْنِ . قَالَ: « مَا شِئْتَ فَإِنْ زِدْتَ فَهُوَ خَيْرٌ لَكَ » . قُلْتُ: أَجْعَلُ لَكَ صَلاَتِى كُلَّهَا . قَالَ: « إِذًا تُكْفَى هَمَّكَ وَيُغْفَرُ لَكَ ذَنْبُكَ » .

رواه أحمد (5/136) ، والترمذي (2457) ، وابن أبي شيبة في « المصنف » (8798) ، وعبد بن حميد في « المسند » (170) ، والبيهقي في « الشعب » (1499) ، والحاكم (2/421) وقال: « صحيح الإسناد » ووافقه الذهبي .

قال الترمذي: حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيحٌ . وحسنه المنذري في « الترغيب والترهيب » (2/403) ، وكذا حسنه الحافظ في « الفتح » (11/168) ، وأشار البيهقي في « الشعب » (2/215) إلى تقويته .

قال الشيخ الألباني في « صحيح الترغيب والترهيب » 1670 : حسن صحيح

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير » 7863 : حسن

قال الشيخ الألباني في « تخريج مشكاة المصابيح » 5281 : حسن

 

Сообщается, что Убайй ибн Ка’б, да будет доволен им Аллах, сказал:

— Когда проходила треть ночи, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вставал (ото сна) и говорил: “О люди, поминайте Аллаха, поминайте Аллаха! Настало (время) первого трубного гласа, за которым последует второй! Пришла[1] смерть со всем, что ей присуще, пришла смерть со всем, что ей присуще!”[2]

Убайй сказал: «(Однажды) я сказал ему: “О Посланник Аллаха, поистине, я часто молюсь за тебя,[3] но сколько из моих молитв (мне следует посвящать) тебе?” Он сказал: “Сколько хочешь”. Я спросил: “Четверть?” Он ответил: “Как хочешь, но если ты прибавишь, для тебя будет лучше”. Я спросил: “А половину?” Он ответил: “Как хочешь, но если ты прибавишь, для тебя будет лучше”. Я спросил: “А две трети?” Он ответил: “Как хочешь, но если ты прибавишь, для тебя будет лучше”. Я сказал: “(Тогда) я буду молиться только за тебя!” (На это) он сказал: “В таком случае ты будешь избавлен от тревог[4] и тебе простятся твои грехи!”» Этот хадис передали Ахмад 5/136, ат-Тирмизи 2457, аль-Байхакъи 1/446 и в «Шу’аб аль-Иман» 1499, ‘Абд ибн Хумайд в своём «Муснаде» 170, Ибн Абу Шейба в «аль-Мусаннаф» 8798, аль-Хаким 2/421. 

Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис».

Аль-Хаким сказал: «Иснад хадиса достоверный», и с ним согласился аз-Захаби.

Хафиз аль-Мунзири назвал его хорошим в «ат-Таргъиб» (2/403).

Также назвал его хорошим хафиз Ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари» (11/168), а аль-Байхакъи назвал его сильным в «Шу’аб аль-Иман» (2/215).

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим в «Сахих ат-Тирмизи» 2457, «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 7863 и в «Тахридж Мишкатуль-масабих» 5281, и хорошим достоверным в «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1670.


[1] То есть: близка смерть.

[2] Имеется в виду ужас, который испытывает каждый человек во время предсмертной агонии,  а также испытания и мучения могилы.

[3] Речь идёт об обращениях с мольбами к Аллаху /ду`а/.

[4] То есть: тебе не придётся ни о чём волноваться в обоих мирах.

Передаётся, что однажды один из сподвижников [в некоторых версиях сказано что это был Убай ибн Ка’б] сказал:

«О Посланник Аллаха, я посвящу треть своего ду’а прошению благословения /саляват/ за тебя. На что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Хорошо, если хочешь» [в некоторых версиях сказано: «если добавишь будет лучше»]. Затем он сказал: «Я всю свою молитву посвящу этому». На что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тогда Аллах избавит тебя от всех забот этого и того света». Хадис хороший. См. «Сахих ат-Таргиб ва ат-тархиб» 1670-1671. 


Польза, извлекаемая из хадиса:

— Практитка показывает что больше всех, просит благословения за Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, тот человек, который каждый день изучает Сунну. Ведь тот, кто сутками напролет читает или слушает хадисы и их толкование, постоянно просит благословения за Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
И, соответственно, он будет избавлен от всех забот этого и того света.

Недостоверные хадисы о салавате за Пророка

 

عن أبي الدرداء قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم:

مَنْ صَلَّى عَلَىَّ حِيْنَ يُصْبِحُ عَشْرًا وَحِيْنَ يُمْسِي عَشْرًا أَدْرَكَتْهُ شَفَاعَتِي يَوْمَ الْقِيَامَةِ .

Сообщается, что Абу ад-Дардаъ сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тот, кто призовёт на меня благословение десять (раз) утром и десять раз вечером, получит мое заступничество в Судный день”». Этот хадис передал ат-Табарани.Слабый(недост)

Иснад этого хадиса является слабым. В нём присутствует неизвестный передатчик и разрыв в иснаде, между Халидом ибн Ма’дан и Абу ад-Дардой, поскольку Халид не слышал хадисы от Абу ад-Дарды.

Неизвестный передатчик — это Ибрахим ибн Мухаммад аль-Альхани, как указал на это шейх Мукъбиль. Также в этом иснаде присутствует аль-Бакъиййа ибн аль-Валид, который был подтасовщиком хадисов/мудаллис/, и не сказал, что сам непосредственно слышал этот хадис. См. «аш-Шафа’а» 270.

По причине того, что Халид ибн Ма’дан не слышал хадисы от Абу ад-Дарды, назвал этот хадис слабым хафиз аль-‘Иракъи, который в «Тахридж аль-Ихйаъ» (1/334) сказал: «Его передал ат-Табарани и в нём (иснаде) есть разрыв».

Это одобрили хафиз ан-Наджи в своей книге «‘Уджалятуль-имляъ» (стр. 96), затем аз-Забийди в «Шарх аль-Ихйаъ» (5/132), а до них обоих это сделал хафиз ас-Сахави в «аль-Къауль аль-бади’», который на стр. 91 этой книги сказал: «Его приводит ат-Табарани с двумя иснадами, один из которых хороший, однако в нём присутствует разрыв (в иснаде), так как Халид Ма’дан не слышал хадисы от Абу ад-Дарды. Также его передал Ибн Абу ‘Асым, но и в нём присутствует слабость».

Также на этот разрыв указывается в биографии Халида в книге «ат-Тахзиб», а также об этом сказал аль-‘Аляи в «Джами’ ат-тахсыль» (206).

Затем, от имама Ахмада сообщается, что относительно Халида он сказал: «Он не слышал хадисы от Абу ад-Дарды». См. «ас- Сильсиля ад- ад-да’ифа валь-мауду’а» 12/633.

Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

( مَنْ صَلَّى عَلَيَّ فِي الْيَوْمِ مِائَةَ مَرَّةٍ قَضَى اللهُ لَهُ مِائةَ حَاجَةٍ ، سَبْعِينَ مِنْهَا فِي الآخِرَةِ وَثَلَاثِينَ مِنْهَا فِي الدُّنْيَا)

«Для того, кто станет призывать на меня благословения по сто раз в день, Аллах исполнит сотню его нужд, семьдесят из которых относятся к будущей жизни, а тридцать – к этому миру». 

Этот хадис приводится от двух сподвижников, да будет доволен ими обоими Аллах, с отличающимся от данного хадиса текстом.

Первый – от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах. Его приводят Ибн Мандах в «аль-Фаваид» (стр. 82), аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» (3/11), и др.

В его иснаде присутствует передатчик по имени ‘Усман ибн Динар, относительно которого хафиз Ибн Хаджар в «Лисан аль-Мизан» (4/140) сказал:

– Он ничего из себя не представляет, а его хадис является явной ложью. Ибн Хиббан привёл его в «ас-Сикъат» и сказал: «Он передаёт (хадисы) от своего брата, а от него – его дочь Хакама, которая ничего из себя (как передатчица) не представляет».

Я (Ибн Хаджар) говорю:

– Аль-‘Укъайли говорил: «От него (‘Усмана ибн Динар) передаёт его дочь ложные хадисы, у которых нет основы».

Второй – от Джабира ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, который передаётся двумя путями.

Относительно первого пути хафиз ас-Сахави сказал: «Его приводит хафиз Ахмад ибн Муса со слабым иснадом». См. «аль-Къауль-аль-бади’» стр. 169.

В его иснаде присутствует Ибрахим ибн аль-А’шас, хадисы которого отвергаемые. См. «Лисан аль-Мизан» 1/32.

Что касается второго пути, то хафиз Абу Муса аль-Мадини сказал: «Этот хадис хороший». См. «Джаляуль-афхам» стр. 509.

Однако правильным является то, что его иснад отвергаемый по причине передатчика Абу Бакра аль-Хузали аль-Басри, относительно которого ан-Насаи сказал: «Неприемлемый передатчик в хадисах/матрук/».

‘Али ибн аль-Мадини сказал: «Слабый (передатчик), который ничего из себя не представляет. Обладающие знанием едины в словах о его слабости». См. «Тахзиб ат-тахзиб» 12/46.

В итоге, данный хадис является отвергаемым и не подтверждён ни как слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ни из хадиса Анаса, ни Джабира.

Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал:

– Что касается хадиса: «Для того, кто станет призывать на меня благословения по сто раз в день, Аллах исполнит сотню его нужд, семьдесят из которых относятся к будущей жизни, а тридцать – к этому миру», то мы не знаем ему основы, а более того, это является ложью измышлённой лжецами». См. «Маджму’ аль-фатава» Ибн База 8/314.

Передают со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 ( مَنْ صَلَّى عَلَيَّ فِي يَوْمٍ أَلْفَ مَرَّةٍ لَمْ يَمُتْ حَتَّى يُبَشَّرَ بِالْجَنَّةِ )

«Тот, кто станет призывать на меня благословения по тысячу раз в день, не умрёт, пока его не обрадуют Раем». 

Этот хадис передал Абу аш-Шейх аль-Асбахани, как на это указал ас-Сахави в «аль-Къауль аль-бади’» (95), и вынес решение, что он является отвергаемым, и также он процитировал решение о его отвергаемости, которое вынес хафиз Ибн Хаджар. Об этом писал шейх аль-Албани и одобрил это. См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа» 5110.

Шейх Ибн Баз сказал: «Я не знаю ему основы». См. «Маджму’ аль-фатава» 26/348.