Главная > Сборники хадисов > «Шу’аб аль-Иман» аль-Байхакъи. Глава: Упоминание хадисов, которые приводятся о ветвях веры.

«Шу’аб аль-Иман» аль-Байхакъи. Глава: Упоминание хадисов, которые приводятся о ветвях веры.

20 февраля 2017



شُعَبُ الْإِيمَانِ لِلْبَيْهَقِيِّ

«Шуаб аль-Иман» аль-Байхакъи

Хадисы №№ 1-3

 

 

بَابُ ذِكْرِ الْحَدِيثِ الَّذِي وَرَدَ فِي شُعَبِ الْإِيمَانِ

 

Глава: Упоминание хадисов, которые приводятся о ветвях веры.

1 – أَخْبَرَنَا أَبُو عَبْدِ اللهِ مُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ اللهِ بْنِ مُحَمَّدِ بْنِ حَمْدَوَيْهِ رَحِمَهُ اللهُ تَعَالَى، حَدَّثَنَا أَبُو عَبْدِ اللهِ مُحَمَّدُ بْنُ يَعْقُوبَ، حَدَّثَنَا أَبُو عَمْرٍو أَحْمَدُ بْنُ الْمُبَارَكِ الْمُسْتَمْلِي، وَأَبُو سَعِيدٍ مُحَمَّدُ بْنُ شَاذَانَ الْأَصَمُّ قَالَا: حَدَّثَنَا أَبُو قُدَامَةَ عُبَيْدُ اللهِ بْنُ سَعِيدٍ، حدثنا أَبُو عَامِرٍ الْعَقَدِيُّ، حدثنا سُلَيْمَانُ بْنُ بِلَالٍ، عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ دِينَارٍ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:

« الْإِيمَانُ بِضْعٌ وَسِتُّونَ شُعْبَةً، وَالْحَيَاءُ شُعْبَةٌ مِنَ الْإِيمَانِ » .

رَوَاهُ أَبُو عَبْدِ اللهِ مُحَمَّدُ بْنُ إِسْمَاعِيلَ الْبُخَارِيُّ فِي الصَّحِيحِ، عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ مُحَمَّدِ الْمُسْنَدِيِّ، عَنْ أَبِي عَامِرٍ. وَرَوَاهُ أَبُو الْحُسَيْنِ مُسْلِمُ بْنُ الْحَجَّاجِ، عَنْ عُبَيْدِ اللهِ بْنِ سَعِيدٍ

1 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Вера (включает в себя) более шестидесяти ответвлений, а стыдливость[1] − (одно из) ответвлений веры». Этот хадис передали Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Исма’иль аль-Бухари в своём «Сахихе» (9). Также его передал Абуль-Хусайн Муслим ибн аль-Хаджадж (35).

См. аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 1. 


[1] «Хайаъ» − стыдливость; застенчивость; скромность.

2 – أَخْبَرَنَا أَبُو صَالِحٍ الْعَنْبَرُ بْنُ الطَّيِّبِ بْنِ مُحَمَّدٍ الْعَنْبَرِيُّ ابْنُ ابْنَةِ يَحْيَى بْنِ مَنْصُورٍ [ص:88] الْقَاضِي، حَدَّثَنَا جَدِّي، حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ سَلَمَةَ، حَدَّثَنَا إِسْحَاقُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ الْحَنْظَلِيُّ، وَعَمْرُو بْنُ زُرَارَةَ الْكِلَابِيُّ قَالَا: حَدَّثَنَا جَرِيرٌ، عَنْ سُهَيْلِ بْنِ أَبِي صَالِحٍ، عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ دِينَارٍ، عَنْ أَبِي صَالِحٍ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ، عَنْ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:

« الْإِيمَانُ بِضْعٌ وَسِتُّونَ، أَوْ سَبْعُونَ شُعْبَةً، فَأَرْفَعُهَا قَوْلُ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ، وَأَدْنَاهَا إِمَاطَةُ الْأَذَى عَنِ الطَّرِيقِ، وَالْحَيَاءُ شُعْبَةٌ مِنَ الْإِيمَانِ » . 

رَوَاهُ مُسْلِمٌ فِي الصَّحِيحِ، عَنْ زُهَيْرِ بْنِ حَرْبٍ، عَنْ جَرِيرٍ. قَالَ الْإِمَامُ أَحْمَدُ رَحِمَهُ اللهُ تَعَالَى: « وَهَذَا شَّكٌّ وَقَعَ مِنْ سُهَيْلِ بْنِ أَبِي صَالِحٍ فِي بِضْعٍ وَسِتِّينَ أَوْ فِي بِضْعٍ وَسَبْعِينَ، وَسُلَيْمَانُ بْنُ بِلَالٍ قَالَ: بِضْعٌ وَسِتُّونَ لَمْ يَشُكَّ فِيهِ وَرِوَايَتُهُ أَصَحُّ عِنْدَ أَهْلِ الْعِلْمِ بِالْحَدِيثِ غَيْرَ أَنَّ بَعْضَ الرُّوَاةِ عَنْ سُهَيْلٍ رَوَاهُ مِنْ غَيْرِ شَكٍّ ».

2 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Вера (включает в себя) более шестидесяти (или: семидесяти …) ответвлений, высшим[1] из которых является произнесение слов “Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха” /Ля иляха илля-Ллах/, а наименьшим – устранение с пути того, что наносит вред (людям), и стыдливость – (одно из) ответвлений веры». Этот хадис передал Муслим в своём «Сахихе» (35) от Зухайра ибн Харба, передавшего от Джарира.[2] 

Имам Ахмад, да помилует его Аллах, сказал: «Это сомнение относительно (слов) «более шестидесяти или: семидесяти» — от Сухайля ибн Абу Салиха, а Сулейман ибн Билял сказал: «… более шестидесяти», не сомневаясь в этом, и его версия достовернее, по мнению знатоков в области хадисов, не считая то, что некоторые передатчики от Сухайля передали его без сомнения». Он сказал: «… более семидесяти ответвлений, наилучшим из которых является произнесение слов “Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха” /Ля иляха илля-Ллах/, а наименьшим – устранение с пути костей и того, что наносит вред (людям), и стыдливость – (одно из) ответвлений веры». См. «Шу’аб аль-Иман» 2.


[1] Имеется в виду, что за это проявление веры человеку уготована наибольшая награда.

[2] Также этот хадис передали Абу Дауд 4676, ат-Тирмизи 2614, ан-Насаи 8/110, Ибн Маджах 57.