Главная > Достоверные хадисы, Сборники хадисов > «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир». Хадисы №№ 2001-2100

«Сахих аль-Джами’ ас-сагъир». Хадисы №№ 2001-2100

10 октября 2013



صحيح الجامع الصغير

«Сахих аль-Джами’ ас-сагъир»

تأليف

محمد ناصر الدين الألباني

Автор: Мухаммад Насир ад-Дин

аль-Албани

Хадис №№2001-2100

2002 ( حسن )

إنّ أمْرَكُنَّ مِمَّا يَهُمُّنِي بَعْدِي ولَنْ يَصْبِرَ عَلَيْكُنَّ بَعْدِي إلاَّ الصَّابِرُونَ — قالَهُ لأَزْوَاجِهِ —

 ( ت حب ) عن عائشة .

2002 —  Сообщается, что Посланник  Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, я переживаю о том, что будет с вами после моей смерти, ведь относиться к вам терпеливо (помогая вам с решением продовольственных затруднений) после меня станут только терпеливые». Это он сказал своим жёнам. Этот хадис передали Ахмад 6/77, ат-Тирмизи 3749 и Ибн Хиббан 6995 со слов ‘Аиши.hasan-1

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2002, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1594, «Мишкат аль-масабих» 6121.

____________________________________

См. также хадис №1379.

2003 ( صحيح )

إنّ أمْرَ هذِهِ الأُمَّةِ لا يَزَالُ مُقارَباً حَتَّى يَتَكَلَّمُوا في الوِلْدَانِ والقَدَرِ

 ( طب ) عن ابن عباس .

2003 —  Сообщается, что Посланник  Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, дела этой уммы останутся благоприятными до тех пор, пока (её члены) не станут вести разговоры о детях и предопределении». Этот хадис передал ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 12764 со слов Ибн ‘Аббаса.sahih-1

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2003, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1675.

____________________________________

«пока они не станут вести разговоры о детях и предопределении» — то есть, опираясь на действия людей, (даже если это что-то плохое) ссылаясь на предопределение. Что касается детей, то возможно, что под этим подразумеваются дети многобожников: находятся ли они со своими отцами в раю или аду? Возможно также, что имеется в виду стремление узнать какого положение детей в раю. Также возможно, что под этим подразумевается педофилия, не видя в этом ничего плохого. См. «Файдуль-Къадир» 2/431.

2004 ( صحيح )

إنّ أُمَّةً مِنْ بَنِي إسْرَائِيلَ مُسِخَت دَوَابَّ في الأَرْضِ وإنِّي لا أدرِي أيُّ الدَّوَابِّ هِيَ

( حم د ن ه ) عن ثابت بن وديعة ( ه ) عن أبي سعيد .

2004 – Сообщается, что Посланник  Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, община из числа сынов Исраиля была превращена в животных на земле, но я, поистине, не знаю что это за животные”». Этот хадис передали Ахмад 4/220, Абу Дауд 3795, ан-Насаи 7/199, Ибн Маджах 3238 со слов Сабита ибн Вади’а; Ибн Маджах 3240 от Абу Са’ида аль-Худри.  

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 2004, «Сахих Ибн Маджах» 2639, 2640.

____________________________________________________

В версии этого хадиса которую приводит Ибн Маджах сообщается, что Сабит ибн Язид сказал:

«(Однажды, когда) мы находились с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, люди поймали ящериц, и они, поджарив их на вертелах, съели их. Мне досталась одна из них, и я поджарил её, после чего пришёл с ней к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Он взял голую пальмовую ветвь и стал ею подсчитывать её пальцы, и затем сказал: “Поистине, община из числа сынов Исраиля была превращена в животных на земле, но я, поистине, не знаю, возможно, что эти из их числа”. Я сказал: “Но люди уже поджарили их на вертелах и съели их!”, однако он не стал её есть, и не запретил её».

В другой версии этого хадиса которую приводит Ибн Маджах от Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сообщается, что он сказал: «(Однажды) после того, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, завершил молитву, его позвал один человек из живших под навесом и сказал: “О Посланник Аллаха, в нашей местности множество ящериц, так что ты скажешь относительно них?” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “До меня дошло, что это (одна из) превращённых общин”. И он ничего не повелел относительно неё и не запретил её».

2009 ( حسن )

إِنَّ أوْثَقَ عُرَى الإِسْلامِ: أَنْ تُحِبَّ فِي اللهِ وَتُبْغِضَ فِي اللهِ

( حم ش هب ) عن البراء .

2009 – Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, крепчайшими узами Ислама являются: чтобы ты любил ради Аллаха и ненавидел ради Аллаха». Этот хадис передали Ахмад 4/286, Ибн Абу Шейба 11/14, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» со слов аль-Бары ибн ‘Азиба, да будет доволен им Аллах. 

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 2009.

2010 ( صحيح )

إِنَّ أُولَئِكَ إِذَا كَانَ فِيهِم الرَّجُلُ الصَّالِحُ فَمَاتَ بَنَوْا عَلَى قَبْرِهِ مَسْجِداً وَصَوَّرُوا فِيهِ تِلْكَ الصُّورَةَ أُولَئِكَ شِرَارُ الخَلْق عِنْدَ الله يَوْمَ القيَامَةِ

( حم ق ن ) عن عائشة .

2010 Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, эти (люди), когда среди них бывает какой-нибудь праведный человек и он умирает, строят над его могилой место для поклонения, расписывая его такими изображениями. В День воскрешения такие (люди) окажутся наихудшими созданиями пред Аллахом!» Этот хадис передали Ахмад 6/51, аль-Бухари 427, Муслим 528 и ан-Насаи 2/41 со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах. 

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 2010.

_______________________________________________

В одной из версий этого хадиса которую приводит имам аль-Бухари, со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, сообщается о том, что однажды Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, рассказала Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о церкви, которую она видела в Эфиопии, и которая именовалась (церковью) Марии. И когда она упомянула о том, что видела там изображения, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это люди, которые, когда умирает праведный раб (или: праведный человек) из их числа, возводят над его могилой храм и расписывают его подобными изображениями. Такие люди являются наихудшими людьми пред Аллахом!»

2011 ( صحيح )

إِنَّ أَوْلَى النَّاسِ بِاللهِ مَنْ بَدَأَهُمْ بِالسَّلامِ

( د ) عن أبي أمامة .

2011 – Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, самыми близкими людьми к Аллаху являются те, которые  приветствуют[1] (других) первыми». Ахмад 5/254, Абу Дауд 5197, ат-Тирмизи 2694, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 8787 со слов Абу Умамы аль-Бахили, да будет доволен им Аллах. 

Ат-Тирмизи сказал: «Хороший хадис».

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 2011, «Сильсиля ас-сахиха» 3382, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 2703, «аль-Калим ат-таййиб» 198, «Мишкатуль-масабих» 4646.

______________________________________

В той версии этого хадиса, которую приводит ат-Тирмизи, сообщается, что Абу Умама, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Один человек) спросил: «О Посланник Аллаха, когда два человека встречаются, кто из них (должен) приветствовать (другого) первым?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: «Тот, кто ближе к Аллаху Всевышнему».


[1] То есть, обращаются со словами приветствия принятыми в Исламе, как «ас-Саляму ‘алейкум», и т.п.

2012 ( صحيح )

إِنَّ أَوْلَى النَّاسِ بِيَ الْمُتَّقُونَ مَنْ كَانُوا وَحَيْثُ كَانُوا

( حم ) عن معاذ .

2012 – Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, самые близкие ко мне люди – это богобоязненные, кто бы они ни были, и где бы они ни были». Этот хадис передали Ахмад 5/235, Ибн Хиббан 647, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 20/121, Ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна» 212 со слов Му’аза ибн Джабаля, да будет доволен им Аллах. 

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 2012, «Та’ликъат аль-хисан ‘аля Сахих Ибн Хиббан» 646, «Зыляль аль-Джанна фи тахридж ас-Сунна» 212, «Сахих Фикъху-с-Сира» 485, «Тахридж Мишкатуль-масабих» 5155.

__________________________________________________

Сообщается, что Му’аз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направлял его в Йемен, вместе с ним вышел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, давая ему наставления. Му’аз ехал верхом, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, шёл рядом с его верховым животным. Когда же они расставались, он сказал: «О Му’аз, вероятно после этого года ты меня уже не застанешь (в живых), и вероятно будешь проходить мимо этой моей мечети или моей могилы». Тогда Му’аз стал плакать, скорбя из-за расставания с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Затем (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) повернулся лицом в сторону Медины и сказал: «Поистине, самые близкие ко мне люди – это богобоязненные, кто бы они ни были, и где бы они ни были».

2015 ( صحيح )

إِنَّ أوَّلَ زُمْرَةٍ يَدْخُلُونَ الجَنَّةَ عَلَى صُورَةِ القَمَرِ لَيْلَةَ البَدْرِ ثمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ عَلَى أشَدِّ كَوْكَبٍ دُرِّيَ فِي السَّماءِ إِضَاءَةً لاَ يَبُولونَ وَلاَ يَتَغَوَّطُونَ وَلاَ يَتْفِلونَ وَلاَ يَتَمَخَّطونَ أَمْشاطُهُمُ الذَّهَبُ وَرَشْحُهُمُ المِسْكُ وَمَجَامِرُهُمُ الأُلُوَّةُ وَأَزْوَاجُهُمُ الْحُورُ الْعِينُ أَخْلاَقُهُمْ عَلَى خَلْقِ رَجُل وَاحِدٍ عَلَى صُورَةِ أَبيهِمْ آدَمَ سِتُّونَ ذِراعاً في السَّمَاءِ

( حم ق ه ) عن أبي هريرة .

2015 – Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«(Каждый из той) группы (членов) моей общины, которая войдёт в Рай первой, будет подобен луне в ночь полнолуния; (каж­дый из) тех, кто (войдёт) после них, будет подобен ярчайшей звезде на небе. Не будут они ни мочиться, ни испражняться, ни плевать, ни сморкаться; у них будут золотые гребни, пот их (будет пахнуть) муску­сом, в курильницах их (будет гореть) алоэ, жёнами их будут гурии, они будут одинаково сложены, будто один человек, по образу их отца Адама, ростом в шестьдесят локтей». Этот хадис передали Ахмад 2/230, 231, 253, 316, аль-Бухари 3327, Муслим 2834, Ибн Маджах 4333, Ибн Хиббан 7437 со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. 

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 2015, «Сахих Ибн Маджах» 3513.

2016 ( صحيح )

إِنَّ أوَّلَ شَيْءٍ خَلَقَهُ اللَّهُ القَلَمُ فَأَمَرَهُ فَكَتَبَ كُلَّ شَيْءٍ يَكُونُ

( حل هق ) عن ابن عباس .

2016 – Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, первое, что сотворил Аллах, (была) письменная трость, и Он повелел ей, и та написала всё, что будет (произойдёт)». Этот хадис передали Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 8/181 и аль-Байхакъи 9/3 со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах. 

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 2016, «Тахридж Китабу-с-Сунна» 108.

2017 ( صحيح )

إِنَّ أَوَّلَ مَا خَلَقَ اللَّهُ الْقَلَمُ فَقَالَ لَهُ: اكْتُبْ! قَالَ: مَا أَكْتُبُ ؟ قالَ: اكْتُبِ القَدَرَ مَا كَانَ وَمَا هُوَ كَائِنٌ إِلَى الأَبَدِ

( ت ) عن عبادة بن الصامت .

2017 – Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, первым, что создал Аллах, была письменная трость. Он сказал ей: “Пиши!” Она спросила: “Что писать?” Он сказал: “Пиши судьбу того, что было, и того, что произойдёт во веки вечные”». Этот хадис передали Ахмад 5/317, Абу Дауд 4700, ат-Тирмизи 2155, 3319, Ибн Абу Шейба 37072, Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 5/281, Ибн Абу ‘Асым в «Китабу-с-Сунна» 102-104 со слов ‘Уба­ды ибн ас-Са­ми­та, да будет доволен им Аллах. 

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 2017, «Тахридж Мишкатуль-масабих» 91, «Шарх ат-Тахавиййа» 264, «Тахридж Китабу-с-Сунна» 102-104.

_________________________________________________

В версии этого хадиса которую передал имам ат-Тирмизи сообщается, что ‘Абдуль-Вахид ибн Сулейм сказал:

– Однажды, когда я прибыл в Мекку, я встретил ‘Ату ибн Абу Рабаха и сказал ему:

– О Абу Мухаммад, жители Басры высказываются о предопределении[1].

– Сынок, ты читаешь Коран? – спросил он.

– Да, — ответил я.

– Тогда прочти суру «аз-Зухруф», – сказал он.

Я прочёл:

– «Ха Мим. Клянусь ясным Писанием! Воистину, Мы сделали его Кораном на арабском языке, чтобы вы могли уразуметь. Воистину, он находится у Нас в Матери Писания (Хранимой скрижали). Он – Возвышенный, Мудрый». (аз-Зухруф, 43:1-4).

– Ты знаешь, что такое мать писания? – спросил он.

– Аллах и Его Посланник знают об этом лучше, – ответил я.

Он сказал:

– Это писание, написанное Им до сотворения небес и земли. В нём (записано), что Фараон из числа обитателей Огня. И в нём (записано): «Да про­па­дут про­па­дом ру­ки Абу Ляха­ба, и сам он про­пал» (аль-Ма­сад, 111:1).

‘Атаъ сказал:

– Од­на­ж­ды я встре­тил­ся с аль-Ва­ли­дом, сы­ном ‘Уба­ды ибн ас-Са­ми­та, спод­виж­ни­ка По­слан­ни­ка Ал­ла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, и я спро­сил его: «Ка­кое за­ве­ща­ние ос­та­вил твой отец пе­ред смер­тью?» Он рас­ска­зал, что отец по­до­звал его и ска­зал:

– Сы­нок, бой­ся Ал­ла­ха и знай, что ты не су­ме­ешь бо­ять­ся Его, по­ка не уве­ру­ешь в Не­го и по­ка не уве­ру­ешь в то, что всё хо­ро­шее и пло­хое пре­до­пре­де­ле­но. Ес­ли ты ум­рёшь без этих (убе­ж­де­ний), то по­па­дёшь в Огонь, а я ведь, поистине, слы­шал, как По­слан­ник Ал­ла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, первым, что создал Аллах, была письменная трость. Он сказал ей: “Пиши!” Она спросила: “Что писать?” Он сказал: “Пиши судьбу того, что было, и того, что произойдёт во веки вечные”».

__________________________________________________

Учёные – в том числе имамы Малик, аш-Шафи’и и Ахмад – однозначно указали на неверие тех, кто не признаёт извечного знания Аллаха[2]. Сегодня тех, кто отрицал извечное знание Аллаха, практически не осталось. Имам ас-Сафарини писал: «Как утверждают учёные, тех, кто отрицал это, не осталось. Об их неверии говорили имам Малик, имам аш-Шафи’и, имам Ахмад и другие учёные» [3].

Аль-Къуртуби сказал: «Этой школы больше нет, и среди поздних учёных мы не знаем никого, кто причисляет себя к ней».

Хафиз Ибн Хаджар аль-‘Аскъалани сказал: «Современные къадариты признают, что Аллах знает о поступках рабов до того, как они случаются. Однако, в отличие от ранних мусульман, они полагают, что рабы самостоятельно совершают свои поступки, независимо от Аллаха, и хотя это учение неправильное, оно является менее опасным, чем первое». Он сказал: «Поздние представители этой школы отрицают связь между волей Аллаха и поступками рабов, не желая признавать существование связи между извечным и новым»[4].

Ан-Навави писал: «Последователи каляма[5] говорят, что къадаритов, разделявших эти отвратительные, лживые взгляды, больше нет. Никто из мусульман больше не считает так. В последнее время къадариты признают предопределение, но говорят, что добро исходит от Аллаха, а зло – не от Него. Аллах же премного далёк от их утверждений!»[6]

«Ка­да­ри­ты при­зна­ют, что Ал­лах соз­дал че­ло­ве­ка и на­де­лил его во­лей, од­на­ко они счи­та­ют его во­лю по­тен­ци­аль­ной, т.е. что че­ло­век спо­со­бен же­лать че­го-ли­бо. Но его кон­крет­ные же­ла­ния они не счи­та­ют со­тво­рён­ны­ми»[7].

«В действительности они являются зороастрийцами-дуалистами. Более того, они хуже них, потому что дуалисты признают существование у Вселенной двух творцов, а къадариты верят в существование двух творцов у каждого индивида и каждого поступка. Более того, они считают все творения способными творить, и если бы не противоречивость их утверждений, то их неверие было бы более тяжким, чем неверие зороастрийцев.

Из их слов обязательно следует, что поступки рабов не сотворены Могучим и Великим Аллахом и не находятся в Его власти. Получается, что господство Аллаха не распространяется на них и что в Его владениях происходит то, чего Он не желает, а то, что Он желает, напротив, не происходит. Получается, словно люди не нуждаются в Могучем и Великом Аллахе и Его помощи для совершения богоугодных поступков и избежания грехов, и не нуждаются в Его защите от зла собственных душ и своих дурных деяний, и не нуждаются в Его руководстве для следования прямым путем»[8].

Къадариты полагают, что они отрицают качества, не подобающие Аллаху. Они считают, что Аллах желает, чтобы неверующий уверовал, но неверующий не желает этого. По их мнению, было бы несправедливостью, если бы Аллах Сам пожелал, чтобы неверующий стал таким, а потом наказал его за это[9].

Однако, как сказал комментатор вероучения имама ат-Тахави, «они попали из огня да в полымя. Избегая одних суждений, они признали правильными другие, худшие убеждения. Из них следует, что желание неверующего одерживает верх над желанием Всевышнего Аллаха, ведь если Он пожелал, чтобы неверующий уверовал, а неверующий пожелал стать неверующим, то получается, что исполнилось желание этого человека, а не Всевышнего Аллаха. Поистине, это одно из самых скверных суждений, которое не только не подтверждается аргументами, но и противоречит им»[10]. См. С. Аль-Ашкъар. «Учение о предопределении». Пер. Э. Кулиев.


[1] То есть отрицают его. См. «Тухфатуль-ахвази».

[2] См. «Маджму’уль-фатава» 8/288.

[3] См. «‘Акъида ас-Сафарини» 1/301.

[4] Там же.

[5] Религиозное направление, дающее догматам Ислама рационалистическое толкование, основанное на разуме. Некоторые исследователи называют его спекулятивной (умопостигаемой) философией. Обращение к разуму как к высшей инстанции при решении тех или иных вопросов считается чертой, объединяющей калям с философией и отличающей его от традиционного Ислама и мистического суфизма. Различие же между калямом и философией усматривается в том, что его приверженцы принимали за отправную точку своих суждений нормативные принципы Ислама, тогда как философы опирались на нормативные принципы разума. Прим. переводчика.

[6] См. «Шарх Сахих Муслим» 15/154.

[7] См. «Маджму‘ аль-фатава» 8/206.

[8] См. «Ма‘аридж аль-кабуль» 2/253.

[9] Къадариты полагают, что Аллах не творит человеческие поступки, потому что считают несправедливым наказание грешников за поступки, сотворенные Самим Аллахом. Они пытаются обосновать свои убеждения не только сомнительными логическими доводами, но и некоторыми аятами и хадисами, истолковывая их вопреки очевидному смыслу. Одним из таких аятов являются слова Всевышнего: «В творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности» (аль-Мульк, 67:3). По их мнению, здесь под несообразностью подразумевается отсутствие мудрости; следовательно, немудрые поступки грешников не могут быть сотворены Аллахом. Однако такое толкование неверно, ведь здесь речь идет об отсутствии недостатков и изъянов во внешнем виде Вселенной. Поэтому далее в аяте говорится: «Взгляни еще раз. Видишь ли ты какую-нибудь трещину?» Причина сомнений, возникающих у кадаритов, заключается в том, что они не усматривают разницы между тем, кто творит поступки, и тем, кто совершает их. Сотворение Аллахом человеческих деяний не означает того, что Он совершает их. Он сотворил несправедливость, ложь и ослушание, но если человек поступает несправедливо, мошенничает или присваивает чужое имущество, то мошенником и вором называют только его. Эти дурные качества не приписываются Всевышнему Аллаху. Он предопределил, создал и пожелал эти грехи, но не совершал их. Ничто в мире не может произойти вопреки Его желанию, но человек, который грешит, сам оскверняет свою душу и несет ответственность за свои преступления. Передают, что однажды к халифу ‘Умару ибн аль-Хаттабу привели вора, и он спросил его: «Почему ты украл?» Тот ответил: «Так предопределил Аллах». Тогда халиф сказал: «Аллах предопределил и то, что я отрежу тебе руку». Одним словом, от нас не требуется, чтобы мы размышляли над предопределением, которое известно Аллаху. Нам велено лишь совершать то, что нравится Ему, и сторониться того, что ненавистно Ему. См. ‘Иваджи Г.А. Фирак му’асира тантасиб ила-ль-ислам. Дар лейна. С. 1036-1038. — Прим. переводчика.

[10] См. «Шарх аль-‘акида ат-тахавийя». С. 277.

2018 ( صحيح )

إِنَّ أَوَّلَ مَا خَلَقَ اللَّهُ القَلَمُ فَقَالَ لَهُ: اكْتُبْ ! قالَ: يا رَبِّ وما أكْتُبُ ؟ قالَ: اكْتُبْ مَقادِيرَ كلِّ شَيْءِ حَتَّى تَقُومَ السَّاعَةُ مَنْ مَاتَ عَلَى غَيْرِ هَذَا فَلَيْسَ مِنِّي

( د ) عن عبادة بن الصامت .

2018 – Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

«Поистине, первым, что сотворил Аллах, была письменная трость. Затем Он сказал ей: “Пиши!” Она спросила: “О Господь мой, что мне писать?” (Всевышний Аллах) сказал: “Записывай меру всякой вещи вплоть до наступления Часа”. Тот, кто умер без подобных (убеждений[1]), не имеет ко мне отношения”». Этот хадис передали Ахмад 5/317, Абу Дауд 4700, ат-Тирмизи 2155, 3319, Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 5/281, Ибн Абу Шейба 37072 со слов ‘Убады ибн ас-Самита. 

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 2018, «Тахридж Мишкатуль-масабих» 91, «Шарх ат-Тахавиййа» 264, «Тахридж Китабу-с-Сунна» 102-104.

_________________________________

В версии этого хадиса, которую передал имам Абу Дауд, сообщается, что Абу Хафса сказал:

– (Однажды) ‘Убада ибн ас-Самит сказал своему сыну:

– Сынок, ты почувствуешь настоящий вкус веры только тогда, когда осознаешь, что случившееся с тобой несчастье не должно было миновать тебя, а то, что миновало тебя, не должно было постигнуть тебя. Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, первым, что сотворил Аллах, была письменная трость. Затем Он сказал ей: “Пиши!” Она спросила: “О Господь мой, что мне писать?” (Всевышний Аллах) сказал: “Записывай меру всякой вещи вплоть до наступления Часа”. Сынок, я также слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Тот, кто умер без подобных (убеждений), тот не имеет ко мне отношения”».

В версии имама Ахмада сказано: «Первым, что сотворил Всевышний Аллах, была письменная трость. Затем Он повелел ей: “Пиши!” И в этот час было записано всё сущее вплоть до Дня воскрешения».

В версии у Ибн Вахба сказано: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот же, кто не уверует в Предопределение с его добром и злом, будет сожжён Аллахом в Огне».


[1] То есть, без веры в Предопределение.

2019 ( صحيح )

إِنَّ أَوَّلَ مَا نَبْدَأ بِهِ فِي يَوْمِنَا هَذَا أَنْ نُصَلِّي ثمَّ نَرْجِعَ فَنَنْحَرَ فَمَنْ فَعَلَ ذَلِكَ فَقَدْ أَصَابَ سُنَّتَنا وَمَنْ ذَبَحَ قَبْلَ ذَلِكَ فَإِنَّمَا هُوَ لَحْمٌ قَدَّمَهُ لأَهْلِهِ لَيْسَ مِنَ النُّسُكِ فِي شَيْءِ

( حم ق 3 ) عن البراء .

2019 – Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, первое, с чего мы начнём этот наш день, будет то, что мы совершим молитву, после чего мы вернёмся и заколем жертвенных животных. И тот, кто сделает это, поступит в соответствии с нашей Сунной, а кто зарезал его до этого, то это (пойдёт только на) мясо, которое он преподнёс своей семье, и нет (в этом) ничего из жертвоприношения». Этот хадис передали Ахмад 4/281, 303, аль-Бухари 968, Муслим 1961, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи 3/182, Ибн Хиббан 5906, 5907, аль-Байхакъи 9/263 со слов аль-Бары ибн ‘Азиба, да будет доволен им Аллах. 

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 2019, «Сахих ан-Насаи» 1562.

_____________________________________________

В одной из версий этого хадиса, которую передал имам аль-Бухари, далее сказано: «Тогда Абу Бурда ибн Нияр, который уже заколол животное, встал и сказал: “Поистине, у меня есть маленькая козочка”. Тогда (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Заколи её, но после тебя этого никому не будет достаточно”».

Аль-Бараъ передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Кто зарезал жертвенное животное после молитвы, завершил (праздничные) обряды и поступил в соответствии с Сунной мусульман». Аль-Бухари 5545.

2020 ( صحيح )

« إِنَّ أَوَّلَ مَا يُحَاسَبُ بِهِ الْعَبْدُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ مِنْ عَمَلِهِ الصَّلاةُ فَإِنْ صَلُحَتْ فَقَدْ أَفْلَحَ وَأَنْجَحَ وَإِنْ فَسَدَتْ فَقَدْ خَابَ وَخَسِرَ فَإِنِ انْتَقَصَ مِنْ فَرِيضَة قَالَ الرَّبُّ: انْظُرُوا هَلْ لِعَبْدِى مِنْ تَطَوُّعٍ ؟ فَيُكَمِّلُ بِهَا مَا انْتَقَصَ مِنَ الْفَرِيضَةِ ثُمَّ يَكُونُ سَائِرُ عَمَلِهِ عَلَى ذَلِكَ ».

( ت ن ه ) عن أبي هريرة .

2020 – Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, в День воскрешения расчёт с рабом Аллаха из его дел прежде всего будет произведён за его молитву, и если она будет хорошей, он преуспеет и добьется желаемого, а если окажется негодной, то он потерпит неудачу и понесет убыток. Если же в обязательных молитвах обнаружатся недостатки, Господь скажет (ангелам): “Посмотрите, есть ли у раба Моего что-нибудь из добровольных деяний?” И за счёт этого будут восполнены недостатки в обязательных молитвах, а затем и со всеми остальными его делами поступят так же». Этот хадис передали Ахмад 2/290, 295, 425, Абу Дауд 864, ат-Тирмизи 413, ан-Насаи 1/232-233, Ибн Маджах 1425, аль-Хаким 1/262, аль-Байхакъи 2/386, Ибн ‘Абдуль-Барр в «ат-Тамхид» 24/80 со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. 

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 2020, «Сахих Аби Дауд» 810, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 540, «Тахридж Мишкатуль-масабих» 1280.

2021 ( صحيح )

إِنَّ أَوَّلَ مَا يُحكَم بَيْنَ الْعِبادِ فِي الدِّماءِ

( ت ) عن ابن مسعود .

2021 – Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, первое, за что будет свершён суд между рабами (Аллаха), будет (пролитая) кровь». Этот хадис передали Ахмад 1/440 и ат-Тирмизи 1396 со слов ‘Абдуллы ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах. 

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 2021.

2022 ( صحيح )

إِنَّ أَوَّلَ مَا يَسْأَلُ عَنْهُ العَبْدُ يَوْمَ القيَامَةِ مِنَ النَّعِيمِ أَنْ يُقالَ لَهُ: أَلَمْ نُصِحَّ لَكَ جِسْمَكَ وَنُرْوِيكَ مِنَ المَاءِ البَارِدِ ؟

( ت ك ) عن أبي هريرة .

2022 – Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, первым, о чём спросят у раба в День воскрешения из числа благ будет: “Разве мы не сделали для тебя тело твоё здоровым и не утолили твою жажду холодной водой?”» Этот хадис передали ат-Тирмизи 3358 и аль-Хаким 4/138 со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. 

Аль-Хаким сказал: «Достоверный хадис», и с ним согласился аз-Захаби.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 2022, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 3223, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 539, «Тахридж Мишкатуль-масабих» 5124.

2023 ( حسن )

إِنَّ أَوَّلَ مَنسَكِ يَوْمكمْ هَذَا الصَّلاةُ

( طب ) عن البراء .

2023 – Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, первым обрядом (поклонения) в этот наш день, будет молитва». Этот хадис передал ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 1169 со слов аль-Бары ибн ‘Азиба, да будет доволен им Аллах. 

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 2023, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1678.

__________________________________________

Сообщается, что аль-Бараъ ибн ‘Азиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) в день жертвоприношения мы сидели и ожидали Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он пришёл, обратился к людям со словами приветствия/салям/, и сказал: “Поистине, первым обрядом (поклонения) в этот наш день, будет молитва”. Затем он вышел вперёд и совершил с людьми молитву в два рак’ата, после чего обратился со словами приветствия. Затем он повернулся к людям лицом, и ему передали то ли лук, то ли посох, и он опёрся на него, воздал хвалу Великому и Всемогущему Аллаху, восславил Его, и повелел им (что-то) и (что-то) запретил».

2024 ( صحيح )

إِنَّ أَوَّلَ مَنْ سَيَّبَ السَّوائِبَ وَ عَبَدَ الأَصْنامَ أَبُو خُزَاعَةَ عَمْرو بنُ عَامِرٍ وَ إِنِّي رَأَيْتهُ فِي النَّارِ يَجُرُّ أَمْعاءَهُ فِيهَا

( حم ) عن ابن مسعود .

2024 – Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, первым кто стал (посвящать идолам) верблюдиц по обету и поклоняться идолам, был отец[1] (племени) хуза’а ‘Амр ибн ‘Амр (ибн Лухайй ибн Къама’а ибн Хиндиф), и, поистине, я видел его в Огне влачащим там свои кишки».[2] Этот хадис передал Ахмад 1/446 со слов ‘Абдуллы ибн Мас’уда. 

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 3469, «ан-Насиха» 262.


[1] Иначе говоря, их прародитель.

[2] Имеется в виду, что он давал обеты идолам отпускать на волю верблюдиц в случае выздоровления или удачного завершения путешествия.

2026 ( صحيح )

إِنَّ أَهْلَ الْجَنّةِ لَيَتَراءَوْنَ أَهْلَ الغُرَفِ فِي الْجَنَّةِ كَمَا تَرَاءَوْنَ الْكَوَاكِبَ فِي السَّماءِ

( حم ق ) عن سهل بن سعد .

2026 – Передают со слов Сахля ибн Са’да, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, обитатели Рая обязательно станут смотреть в Раю на покои(, находящиеся над ними,)[1] подобно тому, как вы смотрите на планету(, находящуюся) в небе». Этот хадис передали Ахмад 5/340, аль-Бухари 6555, Муслим 2830. 

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 2026.

2027 ( صحيح )

إِنَّ أَهْلَ الجَنَّةِ لَيَتَراءَوْن أَهْلَ الغُرَفِ مِنْ فَوْقِهِمْ كَمَا تَرَاءَوْنَ الكَوْكَبَ الدُّرِّيَّ الْغَابِرَ فِي الأُفُقِ مِنَ المَشْرِقِ أَوْ المَغْرِبِ لِتَفاضُلِ مَا بَيْنَهُمْ

( حم ق ) عن أبي سعيد ( ت ) عن أبي هريرة .

2027 – Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, из-за превосходства (одних над другими)[1] обитатели рая станут смотреть на живущих в покоях[2] над ними подобно тому, как вы смотрите на сверкающую вдалеке планету, которая удаляется к востоку или западу». Этот хадис передали Ахмад 3/26, 50, 61, 98, аль-Бухари 3256, Муслим 2831, Ибн Хиббан 7393 со слов Абу Са’ид аль-Худри; ат-Тирмизи 2556 со слов Абу Хурайры, да будет доволен ими обоими Аллах. 

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 2027, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 3708.

____________________________________________

В версии этого хадиса, которую приводит имам аль-Бухари, далее сказано:

«(Люди) спросили: “О Посланник Аллаха, будут ли (эти покои) жилищами Пророков, которых не сможет достичь никто, кроме них?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: “Нет! Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, (они предназначены для) людей, которые уверовали в Аллаха и поверили посланникам!”»


[1] Имеется в виду, что в зависимости от своих дел в этом мире, в мире вечном люди получат разные награды и займут разное положение.

[2] Имеются в виду те люди, которые поселятся в верхних пределах рая.

2049 ( صحيح )

إِنّ بَيْنَ يَدَي السَّاعَةِ فِتَناً كَقِطَعِ اللَّيْلِ المُظْلِمِ يُصْبِحُ الرَّجُلُ فِيهَا مُؤْمِناً ويُمْسِي كَافِراً وَيُمْسِي مُؤْمِناً ويُصْبِحُ كَافِراً القاعِدُ فِيهَا خَيْرٌ مِنَ الْقَائِمِ وَالْقَائِمُ فِيهَا خَيْرٌ مِنَ الْمَاشِي وَالْمَاشِي فِيهَا خَيْرٌ مِنَ السَّاعِي فَكَسِّرُوا قِسيَّكُمْ وَقَطِّعُوا أوْتارَكُمْ وَاضْرِبُوا سُيُوفَكُمْ بِالْحِجَارَةِ فَإِنْ دُخِلَ عَلَى أَحَدٍ مِنْكُمْ بَيْتُهُ فَلْيَكُنْ كَخَيْرِ ابْنَي آدَمَ

( حم د ه ك ) عن أبي موسى .

2049 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Перед наступлением Конца света будут периоды испытаний/фитан/, подобные мрачной ночи. Человек, который ещё утром был верующим, к вечеру станет неверным, а человек, который ещё вечером был верующим, к утру окажется неверным. Вот тогда сидящий будет лучше того, кто стоит; стоящий будет лучше того, кто идёт; а идущий будет лучше того, кто бежит. (Когда наступят такие времена), то поломайте свои луки, разорвите свои тетивы и разбейте свои мечи о камень. А если к вам ворвутся в дом, то ведите себя так, как ведут себя лучшие из потомков Адама». Этот хадис передали Ахмад 4/416, Абу Дауд 4259, Ибн Маджах 3961, Ибн Хиббан 5962, аль-Хаким 4/487 со слов Абу Мусы аль-Аш’ари.sahih-1

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2049, «Мишкатуль-масабих» 5399, «Ирвауль-гъалиль» 8/102, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 4/248.

2065 ( صحيح )

إِنَّ خَيْرَ طِيبِ الرِّجَالِ مَا ظَهَرَ رِيحُهُ وَ خَفِيَ لَوْنُهُ وَ خَيْرَ طِيبِ النِّسَاءِ مَا ظَهَرَ لَوْنُهُ وَ خَفِيَ رِيحُهُ

( ت ) عن عمران بن حصين .

2065 – Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, наилучшее благовоние для мужчин — это то, от которого исходит запах и не имеет цвета. А наилучшее благовоние женщин — это то, которое имеет цвет, но не имеет запаха». Этот хадис передали ат-Тирмизи 2788 и Абу Дауд 4048 со слов ‘Имрана ибн Хусайна. sahih-1

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2065, «Мишкатуль-масабих» 4354.

_________________________________

Речь идёт о таких благовониях, которые имели цвета, как например цвета шафрана. И женщинам умащаться благовониями, имеющими запах не дозволено только при выходе из дома, как об этом сказал имам аль-Мунави. См. «Шарх аш-шамаиль» 2/15.
Имам Ибн Батталь говорил: «Благовоние мужчины (имеющее цвет,) не наносится на лицо, в отличие от благовония женщин, поскольку женщины умащают свои лица и украшаются таким способом». См. «Шарх Сахих аль-Бухари» 9/162.

2085 ( صحيح )

إنّ رُوحَ القُدُسِ نَفَثَ في رُوعِي أنّ نَفْساً لنْ تَمُوتَ حَتّى تَسْتَكْمِلَ أجَلَها وَتَسْتَوْعِبَ رِزْقَها فاتّقُوا الله وأجْمِلُوا في الطَّلبِ ولا يَحْمِلنَّ أحَدَكُمُ اسْتِبْطاءُ الرِّزْقِ أنْ يَطْلُبَهُ بِمَعْصِيَةِ اللهِ فإنَّ اللهَ تَعالَى لا يُنالُ ما عِنْدَهُ إلاّ بِطاعَتِهِ

( حل ) عن أبي أمامة .

2085 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Святой дух (ангел Джибриль) внушил мне, что человек не умрёт, пока не придёт его срок и пока он исчерпает своего удела. Так бойтесь же Аллаха, и стремитесь к уделу наилучшим образом. И пусть задержка в получении удела ни в коем случае не побуждает вас добиваться его путем ослушания Аллаха, ибо, поистине, получить то, что есть у Аллаха Всевышнего, можно только с помощью проявления покорности Ему». sahih-1Этот хадис передали Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 10/27 и аль-Къуда’и в «аль-Муснад» 1151 со слов Абу Умамы.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2085, «Мишкат аль-масабих» 5300, «Фикху-с-сира» 96.

 

2097 ( حسن )

إِنَّ صَاحِبَ الشِّمَالِ لَيَرْفَعُ القَلَمَ سِتَّ سَاعَاتٍ عَنِ الْعَبْدِ الْمُسْلِمِ الْمُخْطِىءِ فَإِنْ نَدِمَ وَاسْتَغْفَرَ الله مِنْهَا أَلْقَاهَا وَإِلاَّ كُتِبَتْ وَاحِدَةً

( طب ) عن أبي أمامة .

2097 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, (ангел) находящийся на левой стороне, поднимает перо (и не записывает поступок), совершившего грех раба (Аллаха) мусульманина в течение шести часов. Если (этот мусульманин) раскается и попросит прощения у Аллаха, то он отбрасывает его[1]. В противном случае запишется ему один (грех)». Этот хадис передали ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 7765, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 7051, Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 6/124 со слов Абу Умамы.hasan-1

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2097, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1209.

________________________________
Хафиз аль-Хайсами сказал, что этот хадис приводит ат-Табарани в разными иснадами, передатчиков одного из которых считали надёжными. См. «Маджма’у-з-заваид» 10/210.


[1] То есть, он не запишет ему этот поступок. Прим. пер.