Главная > Сборники хадисов > «Сады праведных» имама ан-Навави. ГЛАВА 219. О ЗАПРЕТНОСТИ ПРЕДВАРЯТЬ РАМАДАН ПОСТОМ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ША`БАНА (ДЛЯ ВСЕХ) ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПРОДОЛЖАЮЩИХ СОБЛЮДАТЬ ПОСТ, НАЧАТЫЙ ИМ РАНЕЕ, ИЛИ ТЕХ, ДЛЯ КОГО ЭТО СОВПАДАЕТ СО ВРЕМЕНЕМ ИХ ОБЫЧНОГО ПОСТА, ЕСЛИ ЭТОТ ОБЫЧАЙ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОСТИТЬСЯ ПО ПОНЕДЕЛЬНИКАМ И ЧЕТВЕРГАМ. Хадисы №№ 1224-1227

«Сады праведных» имама ан-Навави. ГЛАВА 219. О ЗАПРЕТНОСТИ ПРЕДВАРЯТЬ РАМАДАН ПОСТОМ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ША`БАНА (ДЛЯ ВСЕХ) ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПРОДОЛЖАЮЩИХ СОБЛЮДАТЬ ПОСТ, НАЧАТЫЙ ИМ РАНЕЕ, ИЛИ ТЕХ, ДЛЯ КОГО ЭТО СОВПАДАЕТ СО ВРЕМЕНЕМ ИХ ОБЫЧНОГО ПОСТА, ЕСЛИ ЭТОТ ОБЫЧАЙ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОСТИТЬСЯ ПО ПОНЕДЕЛЬНИКАМ И ЧЕТВЕРГАМ. Хадисы №№ 1224-1227

17 мая 2018



 

 

219 – باب النهي عن تقدم رمضان بصوم بعد نصف شعبان إِلاَّ لمن وصله بما قبله أَوْ وافق عادة لَهُ بأن كَانَ عادته صوم الإثنين والخميس فوافقه

 

ГЛАВА 219

О ЗАПРЕТНОСТИ ПРЕДВАРЯТЬ РАМАДАН ПОСТОМ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ША’БАНА (ДЛЯ ВСЕХ) ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПРОДОЛЖАЮЩИХ СОБЛЮДАТЬ ПОСТ, НАЧАТЫЙ ИМ РАНЕЕ,[1] ИЛИ ТЕХ, ДЛЯ КОГО ЭТО[2] СОВПАДАЕТ СО ВРЕМЕНЕМ ИХ ОБЫЧНОГО ПОСТА, ЕСЛИ ЭТОТ ОБЫЧАЙ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОСТИТЬСЯ ПО ПОНЕДЕЛЬНИКАМ И ЧЕТВЕРГАМ.


[1] Иначе говоря, в пятнадцатый день ша’бана.

[2] То есть:  шестнадцатый день ша’бана или же первый день второй половины этого месяца.

1224 – عن أَبي هريرة — رضي الله عنه — ، عن النبيِّ — صلى الله عليه وسلم — ، قَالَ :

(( لاَ يَتَقَدَّمَنَّ أَحَدُكُم رَمَضَانَ بِصَوْمِ يَوْمٍ أَوْ يَوْمَيْنِ ، إِلاَّ أنْ يَكُونَ رَجُلٌ كَانَ يَصُومُ صَومَهُ ، فَليَصُمْ ذَلِكَ اليَوْمَ ))

متفقٌ عَلَيْهِ .

 

1224 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пусть никто из вас не начинает поститься за день или за два дня до начала рамадана, если только человек не будет соблюдать свой обычный пост:[1] (в таком случае) пусть он постится в этот день». Этот хадис передали аль-Бухари (1914) и Муслим (1082). 


[1] То есть: если эти дни не придутся на тот период, когда человек соблюдает пост и во все остальные месяцы года.

1225 – وعن ابن عباس رضي الله عنهما ، قَالَ : قَالَ رسول الله — صلى الله عليه وسلم — :

(( لاَ تَصُومُوا قَبْلَ رَمضَانَ ، صُومُوا لِرُؤيَتِهِ ، وَأفْطِرُوا لِرُؤيَتِهِ ، فَإنْ حَالَتْ دُونَهُ غَيَايَةٌ فَأكْمِلُوا ثَلاثِينَ يَوْماً )) رواه الترمذي ، وقال : (( حديث حسنٌ صحيح )) .

 

1225 – Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не поститесь до (наступления) рамадана, но (начинайте) поститься, увидев его[1], и прекращайте поститься, увидев его, если же небо будет закрыто облаками, то (поститесь) тридцать дней». Этот хадис приводит ат-Тирмизи (688), сказавший: «Хороший достоверный хадис». 

Также этот хадис передали Ахмад (1/226), Абу Дауд (2327), ан-Насаи (4/136), ат-Тирмизи (688), ад-Дарими (1/2), Ибн Хиббан (3594), аль-Хаким (1/425), ат-Таялиси (2671), ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Аусат» (6/42), Абу ‘Убайд в «Гъариб аль-хадис» (59/1-1).

Аль-Хаким сказал: «Иснад (хадиса) достоверный», и с ним согласился аз-Захаби.

Также достоверность этого хадиса подтвердили хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, имам Ибн аль-‘Араби, имам Ибн Асир и шейх аль-Албани. См. «ат-Тамхид» (2/35), «‘Аридатуль-ахвази» (2/148), «Шарх Муснад аш-Шафи’и» (3/169), «Сахих ат-Тирмизи» (688), «Ирвауль-гъалиль» (4/5).


[1] Имеется в виду молодой месяц.

1226 – وعن أَبي هريرة — رضي الله عنه — ، قَالَ : قَالَ رسول الله — صلى الله عليه وسلم — :

(( إِذَا بَقِيَ نِصْفٌ مِنْ شَعْبَانَ فَلاَ تَصُومُوا )) رواه الترمذي ، وقال : (( حديث حسن صحيح )) .

 

1226 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда от ша’бана останется половина, не поститесь». Этот хадис приводит ат-Тирмизи (738), сказавший: «Хороший достоверный хадис».  

Также этот хадис передали Ахмад (2/442), Абу Дауд (2337), ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» (2911), Ибн Маджах (1651), ад-Дарими (2/17), аль-Байхакъи (876, 878), аль-Байхакъи (4/209), ‘Абду-р-Раззакъ в «аль-Мусаннаф» (7325), Ибн Аби Шейба (3/21), ад-Даракъутни (243).

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (397), «Сахих Аби Дауд» (2025), «Тахридж Мишкатуль-масабих» (1915), «ат-Та’ликъат ар-радыййа» (2/38).

Также достоверность этого хадиса подтвердили хафиз Абу Ахмад аль-Хаким, Ибн Хазм, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, Ибн аль-‘Араби, хафиз аль-Джауракъани, хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, хафиз Ибн Хаджар, ас-Суюты, аль-Мубаракфури. См. «аль-Мадхаль» (58), «аль-Мухалля» (7/26), «аль-Истизкар» (3/253), «‘Аридатуль-ахвази» (2/148), «аль-Абатыль валь-манакир» (2/126), «аль-Ахкаму-с-сугъра» (390), «Тахридж Мишкатуль-масабих» (2/317), «аль-Джами’ ас-сагъир» (492), «Тухфатуль-ахвази» (3/158).

 

1227 – وعن أَبي اليقظان عمارِ بن يَاسِرٍ رضي الله عنهما ، قَالَ :

مَنْ صَامَ اليَوْمَ الَّذِي يُشَكُّ فِيهِ ، فَقَدْ عَصَى أَبَا القَاسِمِ — صلى الله عليه وسلم — . رواه أَبُو داود والترمذي ، وقال : (( حديث حسن صحيح )) .

 

1227 – Сообщается, что Абу-ль-Йакзан ‘Аммар бин Йасир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Постившийся в такой день, который вызывает у него сомнения,[1] ослушался Абу-ль-Касима, да благословит его Аллах и приветствует». Этот хадис приводят Абу Дауд (2334) и ат-Тирмизи (686), сказавший: «Хороший достоверный хадис». 

Также этот хадис передали ан-Насаи (4/153), Ибн Маджах (1645), ад-Дарими (1682), Ибн Хиббан (3585, 3595, 3596), ат-Тахави (1/356), аль-Хаким (1/424), аль-Байхакъи (4/208), ад-Даракъутни (2174).

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Аби Дауд» (2022), «Сахих ан-Насаи» (2187), «Сахих Ибн Маджах» (1342), «Сахих Ибн Хузайма» (1914), «Тахридж Мишкатуль-масабих» (1918), «Ирвауль-гъалиль» (961).

Также достоверность этого хадиса подтвердили имам Ибн Хиббан, имам Ибн Дакъикъ аль-‘Ид, имам Ибн Къудама, хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, хафиз Ибн аль-Муляккъин, хафиз Ибн Хаджар, шейх Ибн Баз. См. «аль-Ильмам» (1/360), «аль-Кафи» (1/348), «аль-Ахкаму-с-сугъра» (386), «Тухфатуль-мухтаджд» (2/88), «Тагъликъ ат-та’ликъ» (3/140), «Тахридж Мишкатуль-масабих» (2/318), «Маджму’ аль-фатава Ибн Баз» (15/410).


[1] Имеется в виду такой случай, когда человек не знает точно, был ли это тридцатый день ша’бана или первый день рамадана.

Задать вопрос / Добавить комментарий
Комментирование отключено.
Комментарии (последние раньше)
  1. 17 мая 2018 в 14:38 | #1

    @Умар
    Ва ‘алейкум салям ва рахматуЛлахи ва баракатух!
    Исправили.
    Ва фийка баракаЛлах!

  2. 17 мая 2018 в 14:06 | #2

    السلام عليكم ورحمة الله وبركاته.

    На арабском стоит пост в понедельник и четверг, а в названии на русском понедельник и пятница.

    بارك الله فيكم