Главная > Разное > «ОПИСАНИЕ МОЛИТВЫ ПРОРОКА» шейха аль-Албани. 9. Земной поклон (суджуд)

«ОПИСАНИЕ МОЛИТВЫ ПРОРОКА» шейха аль-Албани. 9. Земной поклон (суджуд)

4 февраля 2017



Земной поклон  (суджуд)

 

Затем «он произносил такбир и склонялся для совершения земного поклона»[1], велев так же поступать »человеку, который плохо помолился», сказав ему: «Намаз человека не будет полным до тех пор, пока …он не произнесёт: «Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу!» (Сами‘а-Ллаху ли-ман хамидаху)» и полностью не выпрямится, а затем не скажет: «Аллах Превелик! (Аллаху акбар)» и не совершит земной поклон, пока его суставы не успокоятся»[2].

Также «когда он хотел совершить земной поклон, то произносил такбир [и отодвигал руки от боков ], а затем совершал земной поклон»[3].

Иногда «он поднимал свои руки и совершал земной поклон»[4].

 

О склонении в земном поклоне на руки

 

«Он ставил свои руки на землю прежде, чем её касались колени»[5].

Он велел остальным (людям) поступать так же, говоря: «Когда кто-нибудь из вас совершает земной поклон, то пусть он не опускается на землю как верблюд, а сначала поставит свои руки, а затем колени»[6].

Он также говорил: «Поистине, руки опускаются в земном поклоне, как и лицо; поэтому, если один из вас коснулся лицом (земли), то пусть положит (на неё) и руки, а когда он поднимет лицо, то пусть поднимет и руки»[7].

«Он опирался на свои ладони (и держал их раскрытыми)»[8], «прижимал пальцы друг к другу»[9] и «направлял их в сторону Киблы»[10].

Также «он ставил их (т.е. ладони) на уровне своих плеч»[11], а иногда «на уровне своих ушей»[12]. «Он плотно прижимал свой нос и лоб к земле»[13].

Он сказал »человеку, который плохо помолился»: «Когда ты совершаешь земной поклон, то держи себя в нём устойчиво»[14]; в другой версии этого хадиса сообщается: «Когда ты совершаешь земной поклон, то плотно прижми своё лицо и руки (к земле), пока все твои кости не расслабятся в своих местах»[15].

Кроме того, он говорил: «Не совершил намаз тот человек, нос которого не чувствует земли в той же степени, что и лоб»[16].

«Он твёрдо упирался коленями и пальцами ног (в землю)»[17], «обращал [переднюю часть своих стоп и] кончики пальцев ног в сторону Киблы»[18], «прижимал пятки друг к другу»[19], «ставил вертикально (ступни) ног»[20] и «велел (людям) поступать так же»[21].

Таким образом, он (да благословит его Аллах и приветствует!) совершал земные поклоны, опираясь на семь частей тела:  ладони, колени, ноги, лоб и нос, считая последние два органа как одну часть тела, поскольку он (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Мне было велено совершать земные поклоны (в другой версии хадиса сообщается: »Нам было велено совершать земные поклоны на семь) костей: на лоб, — и при этом он указал (ашара) рукой[22] на область вокруг носа, — руки (в другой версии хадиса передается: »ладони»), колени и пальцы ног, а также не засучивать[23] одежду и не заплетать волосы»[24].

Он также говорил: «Когда раб (Аллаха) совершает земной поклон, вместе с ним совершают поклон и семь частей его тела: лицо, ладони, колени и ноги»[25].

Он сказал о человеке, который молился с заплетёнными[26] сзади волосами: «Он, поистине, подобен тому, кто молится со связанными (сзади руками)»[27]. Он также сказал: «Это место, где сидит шайтан»[28], т.е. место шайтана, имея в виду места сплетения волос.

«Он не распластывал предплечья[29] по земле»[30], а «приподнимал их от земли и расставлял от боков настолько, что сзади можно было увидеть белизну его подмышек»[31], а также «если бы маленький ягненок захотел пройти под его руками, то ему бы это удалось»[32].

При этом он проявлял такое усердие, что некоторые из его сподвижников говорили: «Нам становилось жалко Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) из-за того, как он расставлял свои руки от боков при совершении земных поклонов»[33].

Он велел поступать так же, сказав: «Когда ты совершаешь земной поклон, то положи свои ладони (на землю) и подними локти»[34]. Кроме того, он сказал: «Выпрямляйтесь во время земного поклона, и пусть никто из вас не простирает руки (по земле) подобно собаке ( в другой версии хадиса передаётся: »…как распластывается собака»)»[35]. В другом хадисе сообщается: «Никому из вас не следует распластывать руки так, как распластывает (лапы) собака»[36].

Он также говорил: «Не простирай свои руки [, как простирает (лапы) дикий зверь], опирайся на свои ладони и раздвинь предплечья, ибо когда ты сделаешь всё это, каждый член твоего тела будет совершать земной поклон вместе с тобой»[37].

 

Об обязательности соблюдения спокойствия

во время совершения земного поклона

 

Он (да благословит его Аллах и приветствует!) велел до конца совершать поясные и земные поклоны, сравнив того, кто не поступает подобным образом, с голодным человеком, который съедает один-два финика, а пользы ему от этого никакой. Кроме того, он (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал, что такой человек является наихудшим вором среди людей.

Он также указал на то, что намаз того, кто не выпрямляет полностью свой позвоночник при совершении поясных и земных поклонов, недействителен, как уже упоминалось в разделе »Поясной поклон», и велел »человеку, который плохо помолился» соблюдать спокойствие во время земного поклона, о чём речь шла ранее.

 

Слова обращения к Аллаху

во время совершения земного поклона

 

Во время совершения этого столпа (рукн) намаза он (да благословит его Аллах и приветствует!) обращался к Аллаху с различными мольбами и словами поминания, которые приведены ниже, чередуя их:

 

1- سبحان ربي الأعلى (ثلاث مرات)

Субхана Рабби-ль-А’ля (три раза)

  1. «Безупречен мой Высочайший Господь!»[38] (3 раза). Однако «иногда он произносил эти слова больше трех раз»[39]. Однажды во время совершения дополнительного ночного намаза он повторял эти слова так много раз, что его земной поклон был примерно таким же по продолжительности, как (и время) его стояния (кийам), в котором он прочитал три Длинные Суры: «Корова», «Женщины» и «Семейство Имрана». Во время совершения этого намаза он много раз обращался к Аллаху с мольбами и просил Его о прощении. Этот хадис был приведен ранее в разделе »Дополнительный ночной намаз».

 

2- سبحان ربي الأعلى وبحمده (ثلاثاً)                                                    

Субхана Рабби-ль-А’ля ва би-хамди-хи (3 раза).

2. «Безупречен мой Высочайший Господь и хвала Ему!» [40] (3 раза).

 

 3- سبوح قدّوس رب الملائكة والروح

Суббухун, Куддусун, Раббу-ль-маляикяти ва-р-рух.

 

3. «Преславный, Пресвятой, Господь ангелов и Духа!»[41]

 

4- سبحانك اللهم ربنا! وبحمدك، اللهم! اغفر لي

Субхана-кя, Аллахумма, Раббана, ва би-хамди-кя! Аллахумма, — гфир ли!

4. «Безупречен Ты, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе! О Аллах, прости меня!» Он часто произносил эти слова во время совершения поясных и земных поклонов, выполняя то, что было велено ему делать в Коране[42].

 

5- اللهم! لك سجدت، وبك آمنت، ولك أسلمت، [وأنت ربي]، سجد وجهي للذي خلقه وصوّره، [فأحسن صوره]، وشق سمعه وبصره، [فـ] تبارك الله أحسن الخالقين

Аллахумма, ля-кя саджадту, ва би-кя аманту, ва ля-кя аслямту, [ва Анта Рабби,] саджада ваджхи ли-Ллязи халяка-ху, ва саввара-ху, [фа ахсана сувара-ху,] ва шакка сам‘а-ху ва басара-ху, [фа-]табаракя Ллаху, ахсану-ль-халикин

5. «О Аллах, перед Тобой я склонился и в Тебя уверовал, и Тебе покорился [, Ты- мой Господь]. Лицом своим я пал ниц перед Тем, Кто сотворил его, придал ему форму [и сделал совершенным его образ], наделил его слухом и зрением, благословен Аллах, наилучший из Творцов»[43].

 

6- اللهم! اغفر لي ذنبي كله، ودقه وجلّه، وأوله وآخره، وعلانيته وسره

Аллахумма-гфир ли занби кулля-ху, ва диккя-ху, ва джилля-ху, ва авваля-ху ва ахира-ху, ‘аланийята-ху ва сирра-ху

6. «О Аллах, прости мне все мои грехи – и малые и большие, и первые и последние, и явные и тайные»[44].

 

7- سجد لك سوادي وخيالي، وآمن بك فؤادي، أبوء بنعمتك عليّ، هذي يدي وما جنيتُ على نفسي

Саджада ля-кя савади ва хайали, ва амана би-кя фу’ади, абу’у би-ни’мати-кя ‘аляййя, хязяйй-йадаййа, ва ма джанай-ту ‘аля нафси

7. «Пали ниц перед Тобой мой облик и моя тень, и уверовало в Тебя моё сердце, я признаю Твою милость, вот – мои руки, и (всё), что я ими приобрел против самого себя»[45].

 

8- سبحان ذي الجبروت والملكوت والكبرياء والعظمة

Субхана зи-ль-джабарути, ва-ль-малякути, ва-ль кибрийаи, ва-ль-‘азамати

8. «Безупречен Обладатель могущества, владычества, величавости и величества!»[46].

Он произносил эти слова, совершая дополнительный ночной намаз, также как и следующие:

 

9- سبحانك [اللهم!] وبحمدك، لا إله إلا أنت

Субхана-кя [Аллахумма] ва бихамди-кя, ля иляха илля Анта

9. «Безупречен Ты [о Аллах] и хвала Тебе, нет божества, кроме Тебя»[47].

 

10- اللهم! اغفر لي ما أسررت، وما أعلنت 

Аллахумма-гфир ли ма асрарту ва ма а’лянту

10. «О Аллах, прости мне то, что я совершил тайно и что совершил явно!»[48]

 

11- ((اللهم! اجعل في قلبي نوراً، [وفي لساني نوراً]، واجعل في سمعي نوراً، واجعل في بصري نوراً، واجعل من تحتي نوراً، واجعل من فوقي نوراً، وعن يميني نوراً، وعن يساري نوراً، واجعل أمامي نوراً، واجعل خلفي نوراً، [واجعل في نفسي نوراً]،وأعظِم لي نوراً      

Аллахумма — дж‘аль фи кальби нуран, [ва фи лисани нуран,] ва дж‘аль фи сам’и нуран, ва дж‘аль фи басари нуран, ва дж‘аль мин тахти нуран, ва дж‘аль мин фауки нуран, ва ‘ан йамини нуран, ва ‘ан йасари нуран, ва дж‘аль амами нуран, ва дж‘аль хальфи нуран, [ва дж‘аль фи нафси нуран,] ва а’зым ли нуран

11. «О Аллах, помести в сердце моё свет [и в язык мой свет,] и помести в слух мой свет, и помести в зрение моё свет, и помести подо мной свет, и помести надо мной свет, и — справа от меня свет, и — слева от меня свет, и помести передо мной свет, и помести позади меня свет, [и помести свет в мою душу,] и сделай свет для меня великим!»[49].

 

12- [اللهم!] [إني] أعوذ برضاك من سخطك، و[أعوذ] بمعافاتك من عقوبتك، وأعوذ بك منك، لا أحصي ثناء عليك أنت كما أثنيت على نفسك

 [Аллахумма] [инни] а’узу би-рида-кя мин сахати-кя, ва [а’узу] би-му‘афати-кя мин ‘укубати-кя, ва а’узу би-кя мин-кя, ля ухсы сана’ан ‘аляй-кя, Анта кя-ма аснайта ‘аля нафси-кя

12. «[О Аллах,][поистине,] я прибегаю к благоволению Твоему от негодования Твоего, и [я прибегаю] к прощению Твоему от наказания Твоего, и я прибегаю к Тебе от Тебя! Не сосчитать мне всех похвал, которых Ты достоин, ибо лишь Ты Сам воздал их Себе в достаточной мере!»[50].

 

Запрет на чтение Корана во время

совершения земного поклона

 

     Он (да благословит его Аллах и приветствует!) запрещал читать Коран во время совершения поясных и земных поклонов и велел проявлять усердие и почаще возносить мольбы к Аллаху в этом столпе (рукн) намаза, как было разъяснено в разделе »Запрет на чтение Корана во время совершения поясного поклона».

Он также говорил: «Ближе всего раб (Аллаха) находится к Своему Господу во время земного поклона, так почаще же возносите мольбы (к Аллаху в такие моменты)!»[51].

 

О совершении продолжительного земного поклона

 

Его (да благословит его Аллах и приветствует!) земной поклон был примерно равен по продолжительности поясному поклону, а иногда он совершал очень долгий земной поклон ввиду некоторых обстоятельств, как о том рассказали некоторые сподвижники:

«Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) вышел к нам (из дома) для совершения одного из двух намазов [полуденного или послеполуденного], неся на руках Хасана или Хусейна [52]. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) вышел вперёд и поставил его на землю [около правой ноги], затем произнёс такбир и начал молиться. В середине намаза он склонился в очень долгом земном поклоне, и тогда я поднял свою голову [среди людей] и увидел, что ребёнок забрался на спину Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), который (в это время) совершал земной поклон. Тогда я снова склонился в земном поклоне, а когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) закончил молиться, люди сказали: »О Посланник Аллаха! В середине [этого] твоего намаза, ты склонился в земном поклоне и совершал его так долго, что мы подумали не случилось ли чего-нибудь или может тебе ниспосылается Откровение!» В ответ им он сказал: »Ничего из этого не произошло: просто мой мальчик оседлал меня, и я не хотел торопить его, пока он не сделает то, чего ему хотелось!»»[53].

В другом хадисе сообщается: «(Однажды) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) совершал намаз. Когда он склонился в земном поклоне, на его спину запрыгнули аль-Хасан и аль-Хусейн. Когда люди попытались им помешать, он подал знак рукой, чтобы их не трогали. Закончив молиться, он усадил их себе на колени и сказал: »Кто любит меня, тот должен полюбить и этих двоих!»[54].

 

Достоинства земного поклона

 

Он (да благословит его Аллах и приветствует!) говорил: «Нет ни одного человека из моей общины, кого бы я не узнал в День Воскресения». (Люди) спросили: «Как же ты их узнаешь, о Посланник Аллаха, среди такого большого количества творений (Аллаха) ?» (Услышав это,) он ответил: «Скажите мне, если бы кто-нибудь из вас зашёл в загон, в котором находились бы все лошади тёмной[55] масти безо всяких примесей и (лишь) одна лошадь с белой звездой во лбу и белыми кольцами на ногах, то вы бы смогли отличить эту (лошадь) от остальных ?» (Люди) ответили: «Да, конечно!» Тогда он сказал: «Поистине, у (членов) моей общины в тот День будут белые лица[56] из-за (следов) земных поклонов и белые руки и ноги[57] из-за (следов) омовения»[58].

Он также говорил: «Когда Аллах захочет проявить милость по отношению к кому-нибудь из оказавшихся в Огне[59], Он велит ангелам вывести (оттуда) тех, кто поклонялся (только) Аллаху. И они станут выводить (таких), узнавая их по следам (,которые останутся на них) от земных поклонов, ибо Аллах запретил Огню уничтожать такие следы. И они будут выходить из Огня, который уничтожит (тело) каждого (такого) человека полностью, за исключением следов от земных поклонов»[60].

 

 

О совершении земных поклонов

на земле и на подстилке

 

Он (да благословит его Аллах и приветствует!) часто совершал земные поклоны на (голой) земле[61].

«Его сподвижники молились вместе с ним в сильную жару, и когда кто-нибудь из них не мог коснуться лбом (раскалённой) земли, он расстилал свою одежду и на ней совершал земные поклоны»[62].

Он также говорил: «…и вся земля была сделана местом поклонения [мечетью] и очищения для меня и (членов) моей общины, поэтому, где бы ни застало время намаза любого человека из моей общины, у него есть место поклонения [мечеть], а рядом с ним – (средство) очищения. [Те, кто были до меня, считали, что этого слишком много: поистине, они молились только в своих церквях и синагогах]».[63]

Иногда он совершал земные поклоны в воде и глине, как,например, однажды на рассвете 21 числа месяца Рамадан, когда накануне прошёл такой сильный дождь, что крыша мечети, сделанная из пальмовых ветвей, протекла. Как потом рассказывал Абу Са’ид аль-Худри: «Я увидел, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) совершает земные поклоны в воде и глине, и я также увидел следы, оставленные глиной на его лбу»[64].

Иногда «он молился на маленькой подстилке (хумра[65][66], а иногда (просто) «на подстилке»[67], и, кроме того, «однажды он молился на подстилке, почерневшей от долгого использования»[68].

 

О выпрямлении после (первого) земного поклона

 

Затем «он (да благословит его Аллах и приветствует!) поднимал свою голову после совершения земного поклона, произнося такбир»[69], и велел »человеку, который плохо помолился» поступть так же, сказав: «Намаз человека не будет полным до тех пор, пока … он не совершит земной поклон и его суставы не успокоятся, а затем не скажет: «Аллах Превелик! (Аллаху акбар)», не поднимет свою голову и не усядется прямо»[70]. Также иногда «он поднимал свои руки при произнесении этого такбира»[71].

Затем «он простирал свою левую ногу по земле (, подгибая её под себя,) и усаживался на неё [, расслабляясь]»[72]; он велел так же делать »человеку, который плохо помолился», сказав ему: «Когда ты склоняешься в земном поклоне, то прими устойчивое положение, а когда поднимешься (из него), сядь на левое бедро»[73]. {Это сидячее положение называется »ифтираш» – прим. переводчика}.

«Он ставил вертикально (ступню) правой ноги» [74] и «направлял её пальцы в сторону Киблы»[75].

 

 

Сидение в положении »ик’аа’»  между

двумя земными поклонами

 

«Иногда он принимал положение »ик’аа’» [выпрямившись на обеих пятках и передней части обеих  стоп]»[76].

 

 

Об обязательности соблюдения спокойствия

между двумя земными поклонами

 

«Он (да благословит его Аллах и приветствует!)  расслаблялся, пока каждая кость не возвращалась на свое место»[77] и велел »человеку, который плохо помолился» поступать так же, сказав ему (и остальным людям): «Намаз ни одного из вас не будет полным до тех пор, пока он не будет так поступать»[78].

Также «его (да благословит его Аллах и приветствует!) сидение между двумя земными поклонами было приблизительно равно по продолжительности времени совершения земного поклона»[79], а иногда «он сидел между земными поклонами (так долго, что) некоторые говорили, что он позабыл (о втором поклоне)»[80].

 

Слова мольбы, обращаемой к Аллаху

между двумя земными поклонами

 

Во время сидения между двумя земными поклонами он (да благословит его Аллах и приветствует!) говорил:

 

1- اللهم (وفي لفظ: رب)! اغفر لي، وارحمني، [واجبرني]، [وارفعني]، واهدني، [وعافني]، وارزقني

Аллахумма, [в другой версии: Рабби] гфир ли, ва-рхам-ни, [ва-джбур-ни], [ва-рфа’-ни], ва-хди-ни, [ва‘афи-ни], ва-рзу-кни

  1. «О Аллах, [в другой версии: Господи] прости меня и помилуй меня, [ и дай мне силы,] [и возвысь меня,] и наставь меня на прямой путь, [и даруй мне прощение,] и даруй мне средства к существованию!» [81].

 

Или иногда он говорил:

 

2- رب! اغفر لي اغفر لي

Рабби-гфир ли, гфир ли

  1. «Господи, прости меня, прости меня!»[82]

Он  также произносил обе эти мольбы во время совершения дополнительного ночного намаза[83].

 

Затем «он произносил такбир и совершал второй земной поклон»[84]. Он приказал так же поступать »человеку, который плохо помолился», сказав ему это вслед за своим велением соблюдать спокойствие между двумя земными поклонами: «…затем произнеси «Аллах Превелик! (Аллаху акбар)» и соверши земной поклон, пока все твои суставы не расслабятся [и поступай также во время каждого своего намаза]»[85]. Также иногда «он поднимал свои руки при произнесении этого такбира»[86].

Он совершал этот земной поклон точно так же, как и первый. Затем «он поднимал свою голову, произнося такбир»[87] и приказал так же поступать »человеку, который плохо помолился», сказав ему это вслед за своим велением совершать второй земной поклон: «…затем подними свою голову и произнеси такбир»[88]. Он также сказал ему: «[…затем поступай так же во время совершения каждого поясного и земного поклона,] ибо если ты будешь так делать, то твой намаз будет полным, а если упустишь что-либо из этого, то твой намаз будет (до конца) не завершён»[89].

Также иногда «он поднимал свои руки при произнесении этого такбира»[90].

 

 

Сидение для отдыха

(джальсат аль-истираха)

 

Затем «он выпрямлялся сидя [на левой ноге, прямо, пока каждая кость не возвращалась на своё место]»[91].

 

 

О вставании для совершения следующего

рак‘ата, опирась на руки

 

Затем «он поднимался для совершения второго рак’ата, опираясь (руками) о землю»[92]. Также «во время намаза он сжимал пальцы в кулак[93], опираясь на руки при вставании»[94].

«Когда он вставал для совершения второго рак’ата, то начинал (его) со слов:

الحمدُ لله رب العالمين »Альхамду ли-Лляхи раббиль ‘алямин ( Хвала Аллаху, Господу миров!)» (сура »Аль-Фатиха» ), не делая (при этом) паузы»[95].

Он совершал этот рак’ат точно так же, как и первый, за исключением того, что он делал этот рак’ат более коротким, чем первый, как о том уже упоминалось ранее.

 

 

Об обязательности прочтения суры

«Аль-Фатиха» в каждом рак‘ате

 

Он велел »человеку, который плохо помолился» читать суру «Аль-Фатиха» в каждом рак‘ате, сказав ему это вслед за своим велением читать её в первом рак‘ате[96]: «…и поступай так в течение всего твоего намаза!»[97]. В другой версии этого хадиса передаётся: «… в каждом рак’ате»[98]. Он также говорил: «В каждом рак‘ате – чтение (»Аль-Фатихи») »[99].


 

[1] Аль-Бухари и Муслим.

[2] Передали Абу  Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[3] Абу Йа’ла в своей книге »Аль-Муснад» (каф, 284/2) приводит этот хадис через хорошую цепочку передатчиков, а Ибн Хузайма (1/79/2) приводит его через другую достоверную цепочку передатчиков.

[4] Ан-Наса’и, ад-Даракутни и аль-Мухлис в книге »Аль-Фава’ид» (1/2/2) приводят этот хадис через две достоверные цепочки передатчиков. Об этом поднятии рук передаются сообщения от десяти сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), и многие праведные предки из первых поколений мусульман считали эту практику правомерной. Среди них Ибн ‘Умар, Ибн ‘Аббас, аль-Хасан аль-Басри, Тавус и его сын Абдуллах, Нафи’ – вольноотпущенник Ибн ‘Умара, Салим – сын Ибн ‘Умара, аль-Касим ибн Мухаммад, Абдуллах ибн Динар и ‘Ата. Абдурахман ибн Махди также сказал: «Это соответствует Сунне». Этой же практике следовал Имам Сунны Ахмад ибн Ханбал, об этом также сообщается от Имамов Малика и аш-Шафи‘и.

[5] Передали Ибн Хузайма (1/76/1), ад-Даракутни и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Все хадисы, которые противоречит этому хадису, недостоверны. В пользу этого действия высказывался (Имам) Малик, и то же самое сообщается от (Имама) Ахмада в книге Ибн аль-Джаузи »Ат-Тахкик» (108/2). Также аль-Марвази в своей книге »Маса’иль» (1/147/1) через достоверную  цепочку передатчиков приводит следующее высказывание имама аль-Ауза‘и: «Я застал людей, которые касались земли своими руками прежде, чем коленями».

Прим. переводчика: поскольку имам аль-Ауза’и умер в Бейруте в 157 году по Хиджре (в 774 году по христианскому летоисчислению) можно сделать вывод, что речь здесь идёт о живых последователях сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) .

[6] Абу Дауд, Таммам в »Аль-Фава’ид» (каф, 108/1), ан-Наса’и в »Сунан ас-Сугра» и »Сунан аль-Кубра» (47/1) приводят этот хадис через достоверную  цепочку передатчиков. Абд аль-Хакк в »Аль-Ахкам аль-Кубра» (54/1,фотокопия Университета имени короля Абд аль-‘Азиза в Мекке) назвал этот хадис достоверным, а в книге »Китаб ат-Тахаджжуд» (56/1) он сказал: «…у этого хадиса лучше цепочка передатчиков, чем у предыдущего хадиса»,- под »предыдущим хадисом» здесь имеется в виду хадис, передаваемый от Ва’иля, в котором сообщается об обратном (т.е. о том, что сначала ставятся колени, а потом руки – прим. переводчика). На самом деле, мало того, что хадис от Ва’иля противоречит двум достоверным вышеприведенным хадисам, так он ещё не является подлинным ни в своей цепочке передатчиков, ни по своему смыслу, как я разъяснил в книгах »Сильсилят аль-Ахадис ад-Да’ифа» (№ 929) и »Аль-Ирва»’ (№ 357).

Следует отметить, что опускаться на землю не как верблюд означает касаться её руками прежде, чем коленями, потому что верблюд сначала опускает колени, а под »коленями» верблюда подразумеваются его передние ноги, согласно определению »Лисан аль- ‘Араб» и другим книгам по арабскому языку. На то же самое указал ат-Тахави в книгах »Мушкиль аль-Асар» и »Шарх Ма’ани аль-Асар». Кроме того, Имам аль-Касим ас-Саракусти (да будет милостив к нему Аллах!) в книге »Гариб аль-Хадис» (2/70/1-2) через достоверную цепочку передатчиков привел следующее высказывание Абу Хурайры : «Никому не следует опускаться на землю, как это делает бродячий верблюд», — после чего имам (аль-Касим) пояснил: «Это относится к земному поклону. Он (т.е. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах!) – прим. переводчика) говорит, что человеку не следует бросаться на землю, как это делает бродячий верблюд: торопливо и напряженно. Наоборот, ему следует опускаться спокойно, сначала поставив руки, затем – колени, а хадис в форме «марфу’», разъясняющий это, был приведён ранее». Затем он (т.е. Имам ас-Саракусти – прим. переводчика) привел вышеупомянутый хадис.

А что касается довольно странного высказывания Ибн аль-Каййима: «Эти слова непостижимы, и они неведомы знатокам (арабского) языка», — то его можно опровергнуть, приведя те источники, которые мы упомянули выше, а также обратившись ко многим другим (источникам). Кроме того, я более подробно изложил затронутую здесь тему в своей статье »Опровержение шейха ат-Тувайджири», которая может быть опубликована.

[7] Ибн Хузайма (1/79/2), Ахмад и ас-Сирадж. Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге »Аль-Ирва’ » (313).

[8] Передали Абу Дауд и аль-Хаким, который назвали этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[9]Передали Ибн Хузайма, аль-Байхаки и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[10] Аль-Байхаки приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Ибн Аби Шайба (1/82/2) и ас-Сирадж передали хадис о направлении пальцев в сторону Киблы через другую  цепочку передатчиков.

[11] Абу Дауд и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным, так же как и Ибн аль-Мулаккин (27/2). Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге »Аль-Ирва’ » (309).

[12] Абу Дауд и ан-Наса’и приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[13] Абу Дауд и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным,так же как и Ибн аль-Мулаккин (27/2). Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге »Аль-Ирва’ » (309)

[14] Абу Дауд и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[15] Ибн Хузайма (1/10/1) приводит этот хадис через хорошую цепочку передатчиков.

[16]  Передали ад-Даракутни, ат-Табарани (3/140/1) и Абу Ну’айм в »Ахбар Асбахан».

[17] Аль-Байхаки приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Ибн Аби Шайба (1/82/2) и ас-Сирадж передали о направлении пальцев ног в сторону Киблы через другую  цепочку передатчиков .

[18] Аль-Бухари и Абу Дауд. Ибн Са’д (4/157) передал от Ибн ‘Умара, что во время намаза он любил обращать все части своего тела, которые только мог, в сторону Киблы, даже большие пальцы рук.

[19] Ат-Тахави, Ибн Хузайма (№ 654) и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[20] Аль-Байхаки приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[21] Ат-Тирмизи и ас-Сирадж. Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[22] Похоже, что под словом »указал» (ашара) содержится значение »провёл» (амарра), поэтому ( в тексте хадиса) использован предлог »по» (‘аля), вместо предлога »на» (иля). Этот вывод содержится в »Фатх аль-Бари».

[23] т.е. здесь имеется в виду запрет засучивать одежду и заплетать волосы, не давая им распускаться, что означает собирать их вместе руками во время  совершения поясных и земных поклонов (»Ан-Нихайа»).

Я (т.е. шейх аль-Албани — прим. переводчика) говорю: подобный запрет распространяется не только на время намаза: большинство ученых-богословов также включают в этот запрет заплетение волос и засучивание одежды перед намазом, ибо тогда молящийся приступит к его совершению (в таком виде). Этот запрет еще более усиливается тем, что он (да благословит его Аллах и приветствует!) не разрешал мужчинам молиться с заплетенными волосами, о чём будет упомянуто далее.

[24] Аль-Бухари и Муслим. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге »Аль-Ирва’ » (310).

[25] Муслим, Абу ‘Авана и Ибн Хиббан.

[26] т.е. с завязанными либо заплетёнными волосами. Ибн аль-Асир сказал: «Смысл этого хадиса состоит в том, что если бы у него волосы были распущены, то они падали бы на землю во время совершения земного поклона, и этот человек, в результате, получал бы награду от Аллаха за поклон своих волос. Однако, если его волосы были заплетены, то тогда получается, что они не совершали земной поклон, так как он (да благословит его Аллах и приветствует!) сравнил связанного человека с тем, руки которого скованы, поскольку в таком положении руки не будут касаться земли при совершении земного поклона».

Я (т.е. шейх аль-Албани — прим. переводчика) говорю: по всей вероятности, это суждение относится только к мужчинам, и оно не касается женщин, как сообщил аш-Шаукани от Ибн аль-‘Араби.

[27] Муслим, Абу ‘Авана и Ибн Хиббан.

[28]Абу Дауд и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис хорошим. Ибн Хузайма и Ибн Хиббан назвали этот хадис достоверным. См. »Сахих Аби Дауд» (653).

[29] Прим. переводчика: здесь и далее под предплечьем человека подразумевается часть верхней конечности от локтевого сустава до кисти, а у позвоночных животных – часть передней конечности от плечевого сустава до лапы.

[30] Аль-Бухари и Абу Дауд.

[31] Аль-Бухари и Муслим. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приводятся в книге »Аль-Ирва’ » (359).

[32]Муслим, Абу ‘Авана и Ибн Хиббан.

[33] Абу Дауд и Ибн Маджа приводят этот хадис через хорошую цепочку передатчиков.

[34] Муслим и Абу ‘Авана.

[35] Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд и Ахмад.

[36] Ахмад и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным.

[37] Передали Ибн Хузайма (1/80/2), аль-Макдиси в »Аль-Мухтара» и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[38] Передали Ахмад, Абу Дауд, Ибн Маджа, ад-Даракутни, ат-Тахави, аль-Баззар, Ибн Хузайма (604) и ат-Табарани в книге »Му’джам аль-Кябир» от семерых сподвижников. См. примечание, относящееся к этим словам поминания Аллаха, в разделе »Слова обращения к Аллаху во время совершения поясного поклона».

[39] Такой вывод был сделан на основании хадисов, где сообщается, что его (да благословит его Аллах и приветствует!) стояние (кийам), поясной и земной поклон были одинаковыми по продолжительности.

[40] Достоверный хадис, приводимый Абу Даудом, ад-Даракутни, Ахмадом, ат-Табарани и аль-Байхаки.

[41] Муслим и Абу ‘Авана.

[42] Аль-Бухари и Муслим. »Выполняя то, что было велено ему делать в Коране» относится к следующему высказыванию Всевышнего Аллаха:

فَسَبّحْ بِحَمْدِ رَبّكَ وَاسْتَغْفِرْهُ إِنَّهُ كَانَ تَوبَا

 

«Восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он – Принимающий покаяния» (Сура »Помощь», 110:3).

[43] Муслим, Абу ‘Авана, ат-Тахави и ад-Даракутни.

[44] Муслим и Абу ‘Авана.

[45] Передали Ибн Наср, аль-Баззар и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, однако аз-Захаби с ним не согласился. Тем не менее у этого хадиса есть другой подкрепляющий его хадис, который содержится в рукописной версии.

[46] Абу Дауд и ан-Наса’и приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Разъяснение слов, содержащихся здесь, содержится в разделе »Слова обращения к Аллаху во время совершения поясного поклона».

[47] Муслим, Абу ‘Авана, ан-Наса’и и Ибн Наср.

[48] Ибн Аби Шайба (62/112/1) и Ан-Наса’и. Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[49] Муслим, Абу ‘Авана и Ибн Аби Шайба в »Аль-Мусаннаф» (12/106/2 и 112/1).

[50] Там же.

[51] Муслим, Абу ‘Авана и аль-Байхаки. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге »Аль-Ирва’ » (456).

[52] Прим. переводчика : аль-Хасан и аль-Хусейн – сыновья дочери Пророка Фатимы (да будет доволен ею Аллах!) и зятя Пророка Али (да будет доволен им Аллах!), внуки Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!).

[53] Передали ан-Наса’и, Ибн ‘Асакир (4/275/1-2) и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[54] Ибн Хузайма передал этот хадис от Ибн Мас’уда в своей книге »Ас-Сахих» (887) через хорошую  цепочку передатчиков, а также аль-Байхаки (2/263) – в форме »мурсаль». Ибн Хузайма дал следующее название главе, в который приводится этот хадис: »Глава, содержащая свидетельство того, что во время намаза допустимо подавать знак (рукой), который понятен (остальным людям), и это не делает намаз недействительным и не нарушает его». Я (т.е. шейх аль-Албани — прим. переводчика) говорю: а ведь это действие запрещали Ахль ар-Рай (сторонники личного мнения в решении правовых вопросов – прим. переводчика)! В этой главе также содержатся другие хадисы, приводящиеся в »Сахихах» аль-Бухари, Муслима и иных сборниках хадисов (, где допускается подобного рода жестикуляция в случае необходимости).

[55] т.е. здесь имеется в виду, что цвет этих лошадей абсолютно чёрный без каких-либо примесей (»Ан-Нихайа»).

[56] т.е. здесь имеется в виду сияние лица благодаря свету омовения (вуду).

[57] т.е. здесь имеется в виду сияние всех частей тела, которые верующий умывал во время совершения омовения: лицо, руки и ноги. Следы сияния от омовения на лице, руках и ногах человека здесь сравниваются с белизной лба и ног лошади (»Ан-Нихайа»).

[58] Ахмад приводит этот хадис через достоверную  цепочку передатчиков. Ат-Тирмизи передал часть этого хадиса и указал на его достоверность. Этот хадис приводится в »Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха».

[59] Прим. переводчика: здесь имеются в виду люди, которые исповедовали религию Единобожия, однако из-за того, что в День Воскресения чаша с их дурными делами оказалась на Весах тяжелее чаши с добрыми делами, они оказались в Огне.

[60] Аль-Бухари и Муслим.

Этот хадис указывает на то, что грешники из числа тех, кто постоянно совершает намаз, не останутся в Аду навечно. На самом деле, даже те, кто пропускал намазы из-за лени, не останутся в Аду навечно, и это является достоверным – см. »Ас-Сахиха» (2054).

[61] Это объясняется тем, что мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) не была устлана циновками и т.п. Об этом свидетельствуют  многочисленные хадисы, в том числе и следующий хадис, а также хадис от Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах!), который будет приведен далее (в этом разделе).

[62] Муслим и Абу ‘Авана.

[63] Ахмад, ас-Сирадж и аль-Байхаки приводят этот хадис через достоверную  цепочку передатчиков.

[64] Аль-Бухари и Муслим.

[65] Слово »хумра» означает часть подстилки из пальмовых волокон или другого материала, размер которой достаточен для того, чтобы молящийся мог положить на неё своё лицо при совершении земного поклона; однако, это слово не может использоваться для обозначения (подстилок) другого размера (»Ан-Нихайа»).

[66] Аль-Бухари и Муслим.

[67] Там же.

[68] Муслим и Абу ‘Авана. В этом хадисе содержится свидетельство сидения на том, что не носят (люди), и тем самым он указывает на запрет сидеть на шелке в силу достоверности запрета на его ношение, о чем упоминается в »Сахихах» аль-Бухари и Муслима, а также в других сборниках хадисов.  По сути, здесь содержится очевидный запрет сидеть на чём-либо шёлковом, так пусть вас не смущает тот факт, что некоторые крупные ученые-богословы разрешают это.

Прим. переводчика: обычное значение арабского слова »лябиса», использованное в этом хадисе, — это »одеваться, носить (одежду)», однако здесь оно употреблено в значении »использовать», т.е., как следует из контекста, »садиться на что-либо».

[69] Аль-Бухари и Муслим.

[70] Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[71] Аль-Бухари в »Джуз’ Раф’ аль-Йадайн фи-с-Салят», Абу Дауд, Муслим и Абу ‘Авана приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге »Аль-Ирва»’ (316). О поднятии рук здесь, также как и при произнесении каждого такбира, высказывался Имам Ахмад, как сообщается в книге Ибн аль-Каййима »Аль-Бадаи’ » (4/89): »Асрам (в оригинале книги Ибн аль-Асрам) передал от него (Имама Ахмада), что на заданный ему вопрос о поднятии рук (во время намаза) он ответил : «При каждом наклоне и подъёме». Асрам сказал: «Я видел, как Абу Абдуллах (т.е. Имам Ахмад) поднимал свои руки во время намаза при каждом наклоне и подъёме».

Кроме того, этого мнения придерживались Ибн аль-Мунзир и Абу ‘Али – представители шафиитского мазхаба, а также Имамы Малик и аш-Шафи’и, как о том сообщается в »Тарх ат-Тасриб». Об этом поднятии рук также достоверно передаётся  от Анаса (ибн Малика), Ибн ‘Умара, Нафи’, Тавуса, аль-Хасана аль-Басри, Ибн Сирина и Аййуба ас-Сихтиани, – все эти сообщения о них приведены через достоверные цепочки передатчиков в книге »Мусаннаф Ибн Аби Шайба» (1/106).

[72] Ахмад и Абу Дауд приводят этот хадис через хорошую цепочку передатчиков.

[73] Аль-Бухари и аль-Байхаки.

[74] Ан-Наса’и приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[75] Передали Муслим, Абу ‘Авана, Абу аш-Шайх (Ибн Хаййан) в »Ма раваху Абу аз-Зубайр ‘ан Гайр Джабир» (№№104-106) и аль-Байхаки.

[76] Передали Муслим, Абу ‘Авана, Абу аш-Шайх в »Ма раваха Абу аз-Зубайр ‘ан Гайр Джабир» (№№104-106) и аль-Байхаки. Ибн аль-Каййим (да будет милостив к нему Всевышний Аллах!) упустил это из виду и после упоминания о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) принимал положение »ифтираш» между двумя земными поклонами, он сказал: «Никакого иного способа сидения от него (да благословит его Аллах и приветствует!)  не сохранилось»! Я (т.е. шейх аль-Албани — прим. переводчика) говорю: а как подобное высказывание может быть верным, если положение »ик’аа’» дошло до нас через: хадис от Ибн ‘Аббаса в сборниках Муслима, Абу Дауда и ат-Тирмизи, назвавший его достоверным, а также в других книгах хадисов. См. »Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» (383); хадис от Ибн ‘Умара, приводимый в сборнике аль-Байхаки через хорошую цепочку передатчиков, и названный Ибн Хаджаром достоверным ?! Кроме того, Абу Исхак аль-Харби в книге »Гариб аль-Хадис» (джим, 5/12/1) передал от Тавуса, что тот видел, как Ибн ‘Умар и Ибн ‘Аббас принимали положение »ик’аа’» – цепочка этого сообщения достоверна. Да смилуется Аллах над Имамом Маликом, который сказал: «Каждый из нас может опровергать и быть опровергнутым, кроме находящегося в этой могиле», – и он указал на могилу Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). Этой сунны придерживалась целая группа сподвижников, их последователей и другие люди, а более подробно затронутый здесь вопрос я рассмотрел в оригинале данной книги (»Аль-Асль»). Я (т.е. шейх аль-Албани — прим. переводчика) говорю:  этот вид »ик’аа’» отличатеся от того, который запрещён, о чём речь пойдёт в разделе »Ташаххуд».

[77] Абу Дауд и аль-Байхаки приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[78] Передали Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[79] Аль-Бухари и Муслим.

[80] Аль-Бухари и Муслим. Ибн аль-Каййим сказал: «Люди отказались от этой сунны после того, как завершилась эпоха сподвижников. Однако человек, придерживающийся Сунны и не оглядывающийся на то, что ей противоречит, не придает значения тому, что расходится с этим Руководством».

[81] Передали Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[82] Ибн Маджа приводит эти слова через хорошую цепочку передатчиков. Имам Ахмад предпочитал обращаться к Аллаху с этой мольбой. Исхак ибн Рахавайх сказал: «Если человек желает, то он может произносить эти слова три раза, либо он может сказать : »О Аллах, прости меня…», — поскольку об этих двух мольбах между двумя земными поклонами сообщается от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) (Это сообщение приводится в »Маса’иль аль-Имам Ахмад ва Исхак ибн Рахавайх» от Исхака аль-Марвази, стр. 19) .

[83] Данный факт не отрицает правомерности обращения к Аллаху с этими мольбами во время совершения обязательных намазов ввиду отсутствия здесь какого-либо различия между обязательными и дополнительными намазами. Об этом говорили Имамы аш-Шафи’и, Ахмад и Исхак. Они считали, что это разрешено в обязательных и дополнительных намазах, как сообщил ат-Тирмизи. Имам ат-Тахави также разделял этот взгляд, как передаётся в »Мушкиль аль-Асар». Соответствующий анализ затронутого здесь вопроса подтверждает этот аргумент, поскольку в намазе нет такого места, чтобы поминание (зикр) утрачивало свою силу. В данном случае следует поступать также, ибо это ясно и очевидно.

[84] Аль-Бухари и Муслим.

[85] Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Дополнение (в скобках) приводят аль-Бухари и Муслим.

[86] Абу ‘Авана и Абу Дауд приводят этот хадис через две достоверные цепочки передатчиков. В пользу этого поднятия рук высказывались Имамы Ахмад, Малик и аш-Шафи’и, как сообщается о них в преданиях. См также последнее примечание к разделу »О выпрямлении после первого земного поклона».

[87] Аль-Бухари и Муслим.

[88] Передали Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[89] Передали Ахмад и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным.

[90] Абу ‘Авана и Абу Дауд приводят этот хадис через две достоверные цепочки передатчиков. В пользу этого поднятия рук высказывались Имамы Ахмад, Малик и аш-Шафи’и, как сообщается о них в преданиях.

[91] Аль-Бухари и Абу Дауд. Учёным-правоведам это сидячее положение известно как »джальсат аль-истираха» (сидение для отдыха). В пользу этого высказывался Имам аш-Шафи’и. Как сообщается в книге »Ат-Тахкик» (1/111) Имам Ахмад также высказывался в пользу »джальсат аль-истираха», а он был широко известен своим стремлением следовать Сунне в том, что ей  не противоречит. Ибн Хани сказал в своей книге »Маса’иль ‘ан аль-Имам Ахмад» (стр. 42): «Я видел, как Абу Абдуллах (т.е. Имам Ахмад) иногда опирался на свои руки при вставании для совершения следующего рак’ата, а иногда выпрямлялся сидя и (лишь) затем вставал». Этому взгляду также отдавал предпочтение Имам Исхак Ибн Рахавайх, который сказал в книге »Маса’иль аль-Марвази» (1/147/2): «Пример опираться на руки при вставании был подан Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!) , будь (молящийся) стариком или юношей». См. также »Аль-Ирва’ » (2/82/3).

[92] Аль-Бухари и аш-Шафи’и.

[93] Прим. переводчика: дословно »как тот, кто замешивает тесто».

[94] Абу Исхак аль-Харби передал этот хадис через безупречную (салих) цепочку передатчиков. Смысл этого хадиса также передаёт аль-Байхаки через достоверную  цепочку передатчиков. А что касается хадиса: «Он вставал словно стрела, не опираясь на руки», — то он вымышленный (мавду’), и все сообщения со сходным смыслом также являются либо слабыми, либо недостоверными, как я разъяснил в »Сильсилят аль-Ахадис ад-Да’ифа» (562, 929, 968).

[95] Муслим и Абу ‘Авана. Под паузой, которая отрицается в данном хадисе, может подразумеваться пауза для чтения мольбы в начале намаза (ду’а аль-истифтах), и , возможно, она не включает в себя слова обращения к Аллаху за защитой от шайтана (исти’аза – »А’узу би-Лляхи мин аш-шайтан….») ; либо эта пауза имеет более широкое значение. Первое утверждение мне представляется  наиболее убедительным. У ученых-богословов существуют две точки зрения относительно произнесения слов »истиа’за» (в каждом рак’ате), и мы считаем, что наиболее убедительна та из них, которая считает обоснованным произнесение слов »истиа’за» в каждом рак’ате. Более подробно этот вопрос рассматривается в оригинале данной книги (»Аль-Асль»).

[96] Абу Дауд и Ахмад приводят этот хадис через сильную цепочку передатчиков.

[97] Аль-Бухари и Муслим.

[98] Ахмад приводит этот хадис через хорошую цепочку передатчиков.

[99] Передали Ибн Маджа, Ибн Хиббан в своей книге »Ас-Сахих» и Ахмад в »Маса’иль Ибн Хани» (1/52). Джабир ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Тот, кто совершил (хотя бы) один рак’ат намаза, не прочитав в нём »Мать Книги», не совершил намаз (вовсе), если только он не молился за имамом». Это сообщение передал Имам Малик в своём сборнике хадисов »Аль-Муватта’ ».