Главная > ФИКХ > «ОПИСАНИЕ МОЛИТВЫ ПРОРОКА» шейха аль-Албани. 20. ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

«ОПИСАНИЕ МОЛИТВЫ ПРОРОКА» шейха аль-Албани. 20. ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

20 июля 2017



ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

 

Слабость хадиса о возложении рук ниже пупка из книг шейха аль-Албани »Ирва ‘ аль-Галиль» (353) и »Ахкам аль-Джана’из» (стр. 118)

 

Абу Дауд (756), ад-Даракутни (107), аль-Байхаки (2/310), Ахмад в книгах своего сына Абдуллаха »Аль-Маса’иль» (62/2) и »Аз-Зава’ид аль-Муснад» (1/110), а также Ибн Аби Шайба (1/156/1) передали:

со слов Абдурахмана ибн Исхака, со слов Зияда ибн Зайда ас-Сива’и, со слов Абу Джухайфы, со слов Али (да будет доволен им Аллах!), который сказал:

 

«Это из  Сунны: возлагать одну ладонь на другую ниже пупка во время намаза».

 

У этого хадиса слабая (да’иф) цепочка передатчиков (санад) из-за Абдурахмана ибн Исхака (аль-Васити аль-Куфи), который является слабым рассказчиком. Более того, в этом хадисе содержится неясность (идтираб [1]), поскольку Абдурахман ибн Исхак передал его:

  • однажды со слов Зияда, со слов Абу Джухайфы, со слов Али (как в приведенной выше цепочке);
  • однажды со слов Ну’мана ибн Са’да, со слов Али (приводят ад-Даракутни и аль-Байхаки); и
  • однажды со слов Сияса Абуль Хакама, со слов Абу Ва’иля, который сообщил: »Абу Хурайра сказал: »Это из Сунны …» (приводят Абу Дауд (758) и ад-Даракутни).

 

Слабость Абдурахмана ибн Исхака аль-Куфи в глазах Имамов-знатоков хадисов

 

  1. Абу Дауд сказал: » Я слышал, как Ахмад ибн Ханбал назвал Абдурахмана ибн Исхака аль-Куфи слабым (да’иф) передатчиком» . [Вот почему Имам Ахмад не принял от него этот хадис, поскольку его сын Абдуллах сказал: «Я видел, как мой отец во время намаза возлагал свои руки, одну на другую, выше пупка»].
  2. Ан-Навави говорит в »Маджму’ » (3/313), »Шарх Сахих Муслим» и в других своих книгах: »Они (знатоки хадисов) согласны в том, что это слабый хадис, поскольку он передается от Абдурахмана ибн Исхака аль-Васити, являющегося слабым рассказчиком, как в том единодушны Имамы Джарха и Та’диля[2] ».
  3. Зайла’и сказал в »Насб ар-Райах» (1/314): »Аль-Байхаки сказал в »аль-Ма’рифа»: «Цепочка этого хадиса является шаткой, ибо она передается только через Абдурахмана ибн Исхака аль-Васити, который является лжецом (матрук)»».
  4. Ибн Хаджар указывает в »Фатх аль-Бари» (2/186): »Это слабый хадис».

 

Что еще более делает этот хадис слабым, так это то, что он противоречит другому передаваемому хадису от Али, цепочка передатчиков которого лучше. Таковым является хадис Ибн Джарира ад-Дабби’, который сообщил со слов своего отца, сказавшего: »Я видел, как Али (да будет доволен им Аллах!) держал свою левую руку правой за запястье выше пупка». Цепочка передатчиков этого хадиса может претендовать на то, чтобы считаться хорошей: аль-Байхаки (1/301) с полной уверенностью называл этот хадис хорошим, а аль-Бухари (1/301) указывал на него со всей определенностью, приводя его в форме »та’лик»[3] .

Что касается достоверных сообщений от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) относительно положения рук, то они заключаются в том, что руки должны находиться на груди ; на этот счет существует множество хадисов, среди которых,например, можно привести хадис от Тавуса который сказал: »Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) возлагал свою правую руку на левую руку и сжимал их крепко на своей груди во время намаза».(Передали Абу Дауд (759) с достоверным иснадом. Хотя этот хадис и передается в форме »мурсаль»[4], он является достаточным в качестве свидетельства для всех мусульманских ученых, несмотря на их различное мнение относительно хадисов »мурсаль», поскольку (во-первых) он является достоверным в цепочке »мурсаль», (а во-вторых) он передается также в форме »маусуль»[5]во многих сообщениях. Исходя из вышеизложенного, этот хадис действителен в качестве свидетельства для каждого (человека). Некоторые из сообщений, подтверждающих его, следующие:

  1. От Ваиля ибн Худжра, »что он видел, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) клал свою правую кисть на левую и возлагал их на своей груди». Сообщили Ибн Хузайма в »Ас-Сахих» (»Насб ар-Райах», 1/314) и аль-Байхаки в »Ас-Сунан» (2/30) через две цепочки передатчиков, подкрепляющих друг друга.
  2. От Кабисы ибн Хульба со слов его отца, который сказал: »Я видел, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) уходил (с места намаза, повернувшись) и направо, и налево[6], и я видел, как он возлагал это на своей груди – Йахья (ибн Са’ид) упомянул о правой (кисти) на левой повыше сустава» . (Сообщил Ахмад (5/226) с цепочкой передатчиков, отвечающей требованиям Муслима, за исключением Кабисы, но его называли надежным рассказчиком ‘Иджли и Ибн Хиббан); однако никто не передает через него кроме Симака ибн Харба, о котором Ибн аль-Мадини и ан-Наса’и сказали: »Неизвестен», а Ибн Хаджар в »Такриб» сказал: »Он »макбуль» (т.е. приемлем при условии, что он подкреплен (другими передатчиками)». Хадисы от таких передатчиков, как он, являются хорошими, если используются в качестве подтверждающих сообщений, и поэтому ат-Тирмизи сказал после приведения части этого хадиса, где упоминается, что левая кисть берется правой: »Это хороший хадис» .

Таким образом, эти три хадиса указывают на то, что возложение рук на груди является Сунной, и у того, кто займется их внимательным изучением, не останется сомнений, что они достаточны в качестве подтверждения этой Сунны .


[1] Прим. переводчика: слово »идтираб» образовано от глагола »идтараба» – «быть неясным; приводить в беспорядок», от которого образовано слово »мудтариб» . »В качестве термина это слово используется для обозначения такого хадиса, который передается различными, но равными по силе путями. [Под хадисом »мудтариб»] имеется в виду хадис, передающийся в разных и противоречащих друг другу формах, в результате чего нет никакой возможности согласовать их между собой. При этом все его версии , передаваемые различными путями, равны друг другу по силе и никакой из них нельзя отдать предпочтение перед другой независимо от использованных критериев предпочтения» (стр. 91 — прим. переводчика. Здесь и далее определение и объяснение различных форм хадисов приводится по книге доктора, профессора хадисоведения факультета Шариата и исламских исследований Кувейтского Университета Махмуда Таххана »Пособие по терминологии хадисов» , Москва, 2002, в переводе на русский язык Владимира Абдаллы Нирши).

[2] Прим. переводчика: джарх и та’диль – »отвод и подтверждение» . »Поскольку суждение о достоверности или слабости хадиса основывается на целом ряде выводов, в том числе выводе о честности или нечестности, точности или неточности передатчиков, улемы занимались составлением книг, в которых со ссылкой на достойных доверия знатоков подтверждения приводились такие и подобные им данные о передатчиках хадисов, что и называлось »подтверждением» (та’диль).Кроме того, в таких книгах указывались причины, в силу которых честность, точность или память некоторых передатчиков подвергались сомнению, что также подкреплялось ссылками на знатоков и именовалось »отводом» (джарх).»

[3] Прим. переводчика: »та’лик» – »подвешенный». Это слово, а также »слово »му’алляк» (подвешенный) …[образовано] от глагола »алляка» (подвешивать что-либо к чему-либо)…В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, в начале иснада которого пропущено имя одного или нескольких друг за другом передатчиков. »…если »подвешенный» хадис приводится в такой книге , где содержатся одни лишь достоверные сообщения, например, в »Сахихах» аль-Бухари и Муслима, то на него распространяется действие особого суждения , о чем можно сказать следующее : улемы занимались исследованием »подвешенных» хадисов , приводящихся в »Сахихе» аль-Бухари, и приводили их непрерывные иснады».

[4] Прим. переводчика: »мурсаль»– »отпущенный» . Это слово образовано »от глагола »арсаля» (отпускать). В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса , предаваемого передатчиком со слов того человека, с которым он встречался или который был его современником. При этом на самом деле данный передатчик его не слушал, но тем не менее при передаче он употребляет такие слова, которые позволяют сделать допущение, что он слушал этот хадис либо непосредственно от него , либо от того, кто слышал его от этого человека, например : «Он сказал …»».

[5] Прим. переводчика: »маусуль»– »непрерывный». Синонимом хадисов, относящихся к категории »маусуль» , является слово »муттасиль», образованного »от глагола »иттасаля» (быть непрерывным). В качестве термина слово »муттасиль» используется для обозначения хадисов с непрерывными иснадами, которые относятся к категориям »марфу’ » или »маукуф» ». В свою очередь, слово »марфу’ » (восходящий) »в качестве термина … используется для обозначения слов (кауль), действий (фи’ль), невысказанного одобрения (такрир) или качеств (сифа), относимых к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) », а слово »маукуф» (останавливающийся) »в качестве термина … используется для обозначения слов (кауль), действий (фи’ль) или невысказанного одобрения , относимого к кому-либо из сподвижников» .

[6] Прим. переводчика: ср. с хадисом № 446 , »Сахих аль-Бухари» (краткое изложение), 1-ое издание на русском языке, стр.221.