Главная > ФИКХ > Ночь предопределения (Лейлятуль-къадр)

Ночь предопределения (Лейлятуль-къадр)

18 июля 2014



Ночь предопределения

 

/Лейлятуль-къадр/

 

 

 

— Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого ведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад — раб Аллаха и посланник Его. А затем:

 

 

О величии и достоинстве Ночи предопределения

 

 

Всевышний Аллах сказал:

«Поистине, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь предопределения! А что даст тебе знать, что такое Ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. Нисходят ангелы и дух (Джибриль) в ней с дозволения Господа их для всяких Его повелений. Она — мир до восхода зари» (Ляйлятуль-Къадр, 97:1-5). Всевышний Аллах также сказал:

«Клянусь ясным Писанием! Мы ниспослали его в благословенную Ночь, и Мы предостерегаем. В эту Ночь решаются все мудрые дела по повелению от Нас» (Дым, 44:2-5)

Къатада сказал: «В эту Ночь предопределяются деяния последующего года». См. «Тафсир ат-Табари» (25/65).

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Аллах Всевышний ниспослал Коран в Ночь предопределения целиком и сразу из „хранимой скрижали“ на нижнее небо в место, называемое „Дом величия“, и находился он в местах заката звёзд. А после этого Аллах ниспосылал Коран Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) через ангела Джибриля частями, в зависимости от обстоятельств, в течение двадцати трёх лет». См. «Тафсир ат-Табари» (2/144), «аль-Мустадрак» аль-Хакима (2/530) и «Тафсир Ибн Касира» (4/685). Достоверность этого сообщения подтвердили имам аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Албани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.

Шейх аль-Альбани сказал: «Учёные говорят, что эти слова Ибн ‘Аббас не мог произнести от себя, а слышал это от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ибо сподвижники о сокровенных вещах от себя не говорили». Сл. «Сильсилятуль-худа ва-н-нур» (№ 410).

Анас ибн Малик рассказывал:

«Когда наступил Рамадан, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: „Поистине, явился к вам этот месяц! В нем есть ночь — лучшая, чем тысяча ночей. И тот, кто лишится этой ночи, тот лишится всего ее блага, и не лишится ее благо никто, кроме лишенного!“» Ибн Маджах (1644).

Достоверность этого хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Албани. См. «Сахих ат-таргъиб» (989, 990).

Ночь предопределения получила свое название из-за того высокого места, которое она занимает перед Аллахом Всевышним и своего превосходства перед другими ночами и днями, а также потому, что в эту ночь предопределяется срок жизни и удел людей, а также все, что произойдет в течение года. См «Тайсируль-Карими-Ррахман» (1017). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Поистине, в Ночь предопределения ангелов на земле больше, чем мелких камешков». ат-Таялиси (2545), Ибн Хузайма (2/223). Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» (2205).

Ночь предопределения — абсолютно лучшая ночь. Аллах сделал ее благословенной, выделил ее среди прочих ночей, ниспослав в ней Коран, и сделал эту ночь более значимой, чем тысяча месяцев, что соответствует восьмидесяти трем годам! Хафиз Ибн Раджаб говорил: «О тот, кто потратил свою жизнь, не приобретя ничего благого! Используй Ночь предопределения, чтобы обрести упущенное, ведь эта Ночь приравнивается к целой жизни!» См. «Лятаифуль-ма’ариф» (191).

 

 

О проявлении усердия в поклонении в Ночь предопределения

 

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Тому, кто проведет в молитве Ночь предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». аль-Бухари (38), Муслим (760).

Сообщается, что ‘Аиша спросила Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «О Посланник Аллаха, скажи, если я узнаю о наступлении Ночи предопределения, что мне следует говорить?» Он сказал: «Говори: „О Аллах, поистине, Ты — Прощающий, Ты любишь прощать, так прости же меня!“» ат-Тирмизи, Ибн Маджах, аль-Хаким. Имам Абу Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким и шейх аль-Албани назвали хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (4423).

 

اللهم إنك عفو تحب العفو فاعف عني

/Аллахумма иннака ‘афуввун, тухиббуль-‘афва фа‘фу‘анни/.

 

 

Хафиз Ибн Раджаб, упомянув эти хадисы, сказал: «Суфьян ас-Саури говорил: „Обращение с мольбами в Ночь предопределения любимее для меня, чем совершение молитв!“

Смысл слов Суфьяна в том, что множество ду’а лучше, чем молитва, в которой мольба часто не произносится. Но если человек будет читать Коран и обращаться с ду’а, это будет лучше! Пророк (мир ему и благословение Аллаха), совершая ночные молитвы в рамадане читал Коран размеренно и читая аят о милости, просил о ней, а читая аят про мучение, прибегал за защитой от него. И таким образом он объединял между молитвой, чтением Корана, мольбой и размышлением! Это является наилучшим и совершенным деянием в последние десять ночей рамадана и других ночах». См. «Лятаифуль-ма’ариф» (204).

 

 

Когда наступает Ночь предопределения?

 

 

‘Убада ибн ас-Самит (да будет доволен им Аллах) рассказывал:

«Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вышел, чтобы поведать о Ночи предопределения, но в это время двое мусульман вступили в препирательство друг с другом, и тогда он сказал: „Поистине, я вышел, чтобы поведать вам о наступлении Ночи предопределения, но такой-то начал ссориться с таким-то, и то, что я знал, исчезло. Возможно, это и лучше для вас, так ждите (эту Ночь) в седьмую, девятую или пятую!“» аль-Бухари (49).

Относительно точной даты Ночи предопределения среди ученых было множество мнений, однако все они были единогласны в том, что Ночь предопределения — это одна из десяти последних ночей рамадана, о чем сообщил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказавший:

«Ждите наступления Ночи предопределения в одну из десяти последних нечетных ночей рамадана». аль-Бухари (2017), Муслим (1169).

Имам Абу Иса ат-Тирмизи говорил:

«От Пророка (мир ему и благословение Аллаха) передаётся, что Ночь предопределения выпадала на двадцать первую ночь, на двадцать третью, двадцать пятую, двадцать седьмую и последнюю ночь месяца рамадана». См. «Сунан ат-Тирмизи» (1/372).

Имамы аль-Музани и Ибн Хузайма, объединив между всеми сообщениями на эту тему, говорили: «Ночь предопределения меняется каждый год!» См. «Сахих Ибн Хузайма» (3/329).

Этому же мнению отдал предпочтение и хафиз Ибн Хаджар, который сказал: «Согласно наилучшему мнению, она (Ночь предопределения) является одной из последних десяти ночей месяца рамадана, и приходится на нечетную ночь. Причём в разные годы, она попадает на разные числа, что становится ясно из хадисов этой главы». См «Фатхуль-Бари» (4/326).

Учёные говорили, что мудрость того, что точная дата Ночи предопределения неизвестна может заключаться в том, чтобы мусульмане усердно поклонялись все последние десять ночей месяца рамадан, а не полагались на поклонение только лишь в эту ночь. Сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проявлял усердие в поклонении все последние десять ночей, как рассказывает об этом ‘Аиша:

«Когда наступали последние десять дней рамадана, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), проводил ночи в молитвах, будил членов своей семьи и проявлял особое усердие в поклонении». аль-Бухари (2024), Муслим (1174).

 

 

Признаки Ночи предопределения

 

 

От ‘Убады ибн Самита сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о признаках Ночи предопределения сказал:

«Признаком Ночи предопределения является то, что эта ночь чистая и светлая, а луна в ней словно блистает. Она тихая и спокойная, ни холодная, ни жаркая. В эту ночь не позволяют метать звезды, пока не наступит утро. И еще одним ее признаком является то, что солнце на утро восходит ровное, без лучей, подобно луне в ночь полнолуния, и шайтанам в этот день не разрешается выйти вместе с ним». Ахмад (5/324). Хафиз аль-Хайсами в «Маджма’у-з-заваид» сказал, что все передатчики хадиса заслуживают доверия, а хафиз Ибн Касир назвал иснад хорошим. См. «Тафсир Ибн Касир» (4/255).

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил:

«Что же касается сообщений о том, что в эту ночь собаки не лают или лают редко, то они не являются правдивыми». См. «Шархуль-мумти’» (6/499).

Но нет сомнения в том, что каждый мусульманин, который искренне и правильно поклонялся Аллаху в последние десять ночей рамадана, получит обещанную великую награду за поклонение в Ночь предопределения, даже если он и не узнал о том, когда именно была эта Ночь!

 

 

И в заключение, хвала Аллаху — Господу миров!

 

Источник