Главная > Сборники хадисов > Муснад имама Ахмада. 442. Хадисы Тамима ад-Дари. Хадисы №№ 16982-16999

Муснад имама Ахмада. 442. Хадисы Тамима ад-Дари. Хадисы №№ 16982-16999



 

МУСНАД ИМАМА АХМАДА

 

 

442 – حديث تميم الداري رضي الله عنه

 

442 – Хадисы Тамима ад-Дари, да будет доволен им Аллах.

Хадисы №№ 16982-16999

16982 عَنْ تَمِيمٍ الدَّارِىِّ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم:

« إِنَّ الدِّينَ النَّصِيحَةُ إِنَّمَا الدِّينُ النَّصِيحَةُ ». قَالُوا: لِمَنْ يَا رَسُولَ اللَّهِ ؟ قَالَ: « لِلَّهِ وَلِكِتَابِهِ وَلِرَسُولِهِ وَلأَئِمَّةِ الْمُسْلِمِينَ وَعَامَّتِهِمْ ».

تحفة 2053 معتلى 1315
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط مسلم

رواه أحمد (4/102) ، ومسلم ‏(55‏‏)‏ ، وأبو داود ‏(4944‏‏)‏ ، والنسائي‏ (‏‏7/156)‏ عن تميم الداري ؛ أحمد (2/297) ، والترمذي ‏(1926‏‏)‏ ، والنسائي‏ (‏‏7/157)‏ عن أبي هريرة ؛ أحمد (1/351) عن ابن عباس .

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 1610: صحيح   

قال الشيخ الألباني في « إرواء الغليل » 26 : صحيح

قال الشيخ الألباني في « غاية المرام في تخريج أحاديث الحلال والحرام للقرضاوي» 332 : صحيح

16982 – Сообщается, что Тамим ад-Дари, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, религия есть проявление искренности! Поистине, религия есть проявление искренности”. (Сподвижники) спросили: “По отношению к кому, о посланник Аллаха?” Он сказал: “По отношению к Аллаху[1], и к Его Книге[2], и к Его посланнику[3], и к руководителям мусульман[4] и ко всем мусульманам[5] вообще”» Этот хадис передали Ахмад 4/102, Муслим 55, Абу Дауд 4944, ан-Насаи 7/156, Ибн Хиббан 4574. sahih

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1610, «Мухтасар Муслим» 1209, «Ирвауль-гъалиль» 26, «Гъаятуль-марам» 332, «Сахих ан-Насаи 4208, 4209, «Тахридж Китабу-с-Сунна» 1089, 1090, 1091.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный в соответствии с условиями Муслима». 4/102

_____________________________________________________________

Важность этого хадиса

Этот хадис заключает в себе такие слова, способность произносить которые была дарована только нашему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Он состоит из немногих слов, но содержит в себе столь много смысла и пользы, что мы видим, что прочие законы и установления шариата со всеми их основами и ответвлениями являются даже не составной частью этого хадиса в целом, а всего лишь одной его фразы. Имеется в виду фраза «по отношению к Его Книге», так как Книга Аллаха Всевышнего охватывает собой все основы и ответвления религиозных дел, раскрывая как их практические аспекты, так и все то, что связано со всеми другими аспектами вероучения. Таким образом, если человек уверует в него и станет действовать сообразно его содержанию, в должной мере придерживаясь искренности, это будет означать, что он выполняет все установления шариата, ведь Аллах Всевышний сказал:

«Мы ничего не упустили в этом Писании…» (Скот, 38).

Вот почему учёные говорили: «Этот хадис является стержнем ислама».

Понимание этого хадиса и того, к чему он направляет

  1. Проявление искренности по отношению к Аллаху.

Такая искренность находит свое выражение в вере в Аллаха Всевышнего, отрицании возможности существования у Него сотоварища, отказе от неверия в Его атрибуты, упоминании о Нем с использованием всех атрибутов совершенства и величия, подтверждении того, что Всевышний, слава Ему, лишен каких бы то ни было недостатков, искреннем поклонении Аллаху, повиновении и отказе от непокорности Ему, любви и ненависти ради Аллаха, а также проявлении дружелюбия по отношению к людям, повинующимся Аллаху. Если мусульманин будет неуклонно придерживаться всего вышеупомянутого в своих словах и делах, это принесет ему пользу и в этой жизни, и в мире вечном, так как Всевышний, слава Ему, не нуждается в проявлении искренности искренних.

  1. Проявление искренности по отношению к Книге Аллаха.

Оно находит свое выражение в вере во все ниспосланные от Аллаха Всевышнего Писания, в то, что Коран является последним из этих Писаний и свидетельствует о них, и в то, что он есть неподражаемое слово Аллаха Всевышнего, которое Он сохранил в сердцах и в письменном виде, в чем поручился Сам Всевышний, слава Ему, сказав: «Поистине, Мы ниспослали напоминание и, поистине, Мы его оберегаем». (Аль-Хиджр, 9).

Проявление искренности мусульманина по отношению к Книге Его Всемогущего и Великого Господа состоит в следующем:

а). В чтении и запоминании ее, так как чтение Корана способствует накоплению знаний и обретению познания, позволяет очищать душу, достигать внутренней чистоты и увеличивать благочестие. За чтение Корана человек получит огромную награду и право на заступничество, которое будет ему оказано в период ожидания в День воскресения. В одном из хадисов, приводимых Муслимом (804), Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Читайте Коран, ибо в День воскресения он явится как заступник для тех, кто читал его».

Если же говорить о запоминании Книги Аллаха Всевышнего, то благодаря ее свету озаряются сердца, а мусульманин начинает пользоваться большим почетом и уважением, выделяясь среди людей в этом мире, тогда как в мире вечном степень его возвышения будет определяться тем, сколько сур Книги Аллаха он запомнит. Абу Дауд и ат-Тирмизи приводят хадис, в котором Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Знающему Коран будет сказано: “Читай, и возвышайся, и произноси его по всем правилам, подобно тому, как делал ты это в земной жизни, и место твое будет там, где прочтешь ты последний айат”»[6].

б). В правильном чтении его красивым голосом, благодаря чему читаемое запечатлевается в душе глубже, а сердце слышит его лучше. Аль-Бухари приводит хадис, в котором Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не относится к нам тот, кто не читал Коран нараспев». аль-Бухари 7527.

в). В размышлении над его смыслом и старании понять его аяты. Аллах Всевышний сказал: «Неужели они не поразмыслят о Коране? Или на сердцах (их) замки?» (Мухаммад, 24).

г). В обучении ему новых поколений мусульман, чтобы они также взяли на себя часть ответственности за сохранение Книги Аллаха. Изучение Корана и обучение ему других является путем, ведущим нас к славе и счастью. Аль-Бухари (5027) приводит хадис, в котором Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшим из вас является тот, кто изучал Коран и учил ему (других)».

д). В стремлении к пониманию Корана и применению его установлений на практике, поскольку нет блага в понимании без совершения соответствующих действий. Только благодаря пониманию и делам мы можем получить самое важное из того, что способен дать нам Коран, если же мы ничего не станем делать, обладая знанием, то с нашей сторрны это будет просто отвратительно, ведь Аллах Всевышний сказал:

«O те, кто уверовал! Почему говорите вы то, чего не делаете? О Великую ненависть вызывает у Аллаха то, что говорите вы то, чего не делаете!» (Ряды, 2-3).

  1. Проявление искренности по отношению к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Она находит свое выражение в убежденности в истинности его послания и вере во все то, что заключают в себе Коран, который он принес с собой, и его сунна. И подобная искренность выражается в любви и покорности по отношению к нему, ведь любить посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, это значит любить Аллаха Всевышнего, который сказал:

«Скажи: “Если любите вы Аллаха, то следуйте за мной, (и тогда) Аллах возлюбит вас…”». (Семейство ‘Имрана, 31).

Точно также повиноваться посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, это значит повиноваться Аллаху Всемогущему и Великому, который сказал: «Покорившийся посланнику покорился Аллаху». (Женщины, 80).

Искреннее отношение к посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, после его смерти требует от мусульман того, чтобы они читали его жизнеописание у себя дома, стремились перенимать его нравственные качества и придерживаться одобрявшихся им правил поведения, неуклонно следовать его сунне словом и делом, стремиться извлекать полезные уроки из его жизни, стараться распространять его сунну и защищать ее от нападок врагов и предубежденных людей, а также от утверждений лжецов и нововведений тех, кто проявляет чрезмерное усердие.

  1. Проявление искренности по отношению к правителям мусульман.

Руководителями являются либо правители мусульман, либо их наместники, либо учёные.

В странах ислама мусульмане должны подчиняться своим правителям, если эти правители не подталкивают их к ослушанию Аллаха, так как Аллах Всевышний сказал: «O те, кто уверовал! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и обладающим властью среди вас». (Женщины, 59).

Наша искренность по отношению к ним должна проявляться в любви к праведным, следующим правильным путем и справедливым людям из их числа, а не в любви к ним как к таковым. Нам следует любить то полезное для нас, что осуществляется ими, например, объединение людей под их справедливым руководством. И наоборот, если народ придет к разобщенности, а люди станут вымирать в результате их тиранического и безрассудного правления, мы должны это ненавидеть. Наше искреннее отношение к правителям должно выражаться в помощи и повиновении им в том, что касается истины, о которой нам следует им напоминать, делая это мягко, мудро и по-доброму, ибо нет блага в народе, не проявляющем искренности по отношению к своему правителю и не указывающем притеснителю на то, что он — притеснитель. Точно также нет блага и в том правителе, который унижает свой народ, не дает говорить искренним советчикам и не только отворачивается от слова истины, но и не желает, чтобы хоть кто-нибудь произносил такие слова. И когда народ окончательно перестает проявлять обязательную искренность по отношению к правителю, а правитель превращается в тирана, неспособного воспринимать добрые советы, это приводит к низкопоклонству, разорению, поражению и унижению. Подобное может происходить каждый раз, как люди будут отклоняться от ислама, а его принципы и идеи в их словах и делах станут подвергаться всевозможным искажениям.

Что же касается учёных и стремящихся к исправлению сложившегося положения, то они несут большую ответственность за проявление искренности по отношению к Книге Аллаха и сунне Его посланника, что подразумевает собой противодействие страстям, уводящим от Корана и сунны, и разъяснение смысла этих источников, даже если это совершенно не соответствует желаниям человека. Кроме того, им необходимо опровергать утверждения учёных, неверно трактовавших некоторые вопросы, и разъяснять, какие из имеющихся в различных сборниках хадисы являются достоверными, а какие — слабыми. Для этого им необходимо оценивать эти хадисы с помощью науки отвода и подтверждения (аль-джарх ва-т-та’диль[7]) и известных принципов определения недостатков хадисов.

Еще большая ответственность возлагается на этих учёных и людей, стремящихся к улучшению положения в обществе, в связи с необходимостью давать правителям добрые советы и призывать их к тому, чтобы в своем правлении они руководствовались Книгой Аллаха и сунной Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Если же в этом отношении они допустят какие-нибудь упущения и не будут вести себя как подобает муджахидам[8], открыто говоря власть имущим слова истины, то Аллах Всевышний, слава Ему, спросит с них за это, так как Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наилучшим джихадом является произнесение слова истины в присутствии несправедливого правителя»». Ахмад 3/19, 61[9].

И Аллах обязательно спросит с них, если своими лживыми восхвалениями они будут способствовать тому, что заблудший правитель так и будет продолжать притеснять людей, ведь они по собственной воле становятся орудием прославления таких правителей. Поистине, одно дело оказывать содействие знающим правителям и совсем другое превращаться в прихвостней сильных мира сего.

Проявление нами искренности по отношению к правителям может выразиться в напоминании им о возложенной на них ответственности, вере их словам, пока эти люди продолжают заслуживать доверия, и отказе от оскорблений и порицания таких людей, поскольку это приводит к утрате ими авторитета и превращает их в объект всевозможных обвинений.

  1. Проявление искренности, по отношению ко всем мусульманам, в целом.

Это должно выражаться в указании им пути к тому, что соответствует их интересам и в мире вечном, и в земной жизни. К сожалению, ныне мусульмане стали пренебрегать обязанностью давать друг другу искренние советы, особенно в том, что касается мира вечного, и сосредоточили свое основное внимание на мирском. Проявление искренности по отношению к мусульманам должно ограничиваться не только одними словами, но и находить выражение в делах. В исламском обществе это становится средством сокрытия недостатков, предотвращения возникновения всевозможных отклонений, защиты от всего вредоносного, привлечения полезного, побуждения к одобряемому шариатом и удержанию от отвергаемого им, оказания уважения старшим, проявления милосердия по отношению к младшим и отказа от обмана и зависти, даже если подобное и наносит ущерб материальному или социальному положению того, кто проявляет искренность такого рода.

  1. Важнейший из видов искренности.

Один из важнейших видов проявления искренности мусульманами во взаимоотношениях друг с другом состоит в том, чтобы каждый давал добрый совет человеку, обратившемуся к нему за советом относительно своих дел, ведь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас обратится к своему брату за советом, пусть он даст ему совет». Ахмад 3/418, 4/259.[10]

Одним из важнейших видов проявления искренности, свидетельствующей о правдивости, является также искреннее отношение человека к своему брату в исламе во время его отсутствия, что должно выражаться в оказании ему помощи и его защите, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«По отношению друг к другу верующие обязаны … проявлять искренность, если человек отсутствует». Ахмад 2/68.[11]

  1. Не имеющие себе равных высказывания учёных об искренности:

Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Поистине, ты ни за что не сумеешь по-настоящему искренне относиться к своему брату до тех пор, пока не станешь побуждать его к тому, чего он делать не в состоянии».

Аль-Хасан также передал, что один из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, самыми любимыми рабами Аллаха для Него являются те, которые стремятся внушить Аллаху любовь к Его рабам, и внушают рабам Аллаха любовь к Аллаху и проявляют на земле искренность (по отношению к людям)».

Абу Бакр аль-Музани сказал: «Не пост и не молитва возвышали Абу Бакра ас-Сиддикъа, да будет доволен им Аллах, над прочими сподвижниками Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, возвышало его над ними то, что было в сердце его. А в сердце его была любовь к Аллаху Всемогущему и Великому и искренность по отношению к Его созданиям».

Аль-Фудайль ибн ‘Ийад сказал: «Для нас постигшим[12] является не тот, кто совершает много молитв и часто постится. Постигшими для нас являются обладающие щедрыми душами и чистыми сердцами и проявляющие искренность по отношению к людям».

  1. Об этике проявления искренности.

Ислам побуждает мусульманина проявлять искренность по отношению к его брату в исламе и увещевать его тайно, ибо в обоих мирах Аллах покроет прегрешения того, кто станет скрывать недостатки своего брата. Один из наших предшественников сказал: «Проявит искренность тот, кто станет увещевать брата своего с глазу на глаз, а тот, кто увещает его при всех, всего лишь порицает брата своего».

Аль-Фудайль ибн ‘Ийад сказал: «Верующий покрывает и дает добрый совет, а нечестивец порочит и упрекает».

  1. Польза этого хадиса.

Как сказал Ибн Батталь, из этого хадиса мы узнаем следующее:

«В искренности заключается суть религии, а религия находит свое выражение как в делах, так и в словах».

«Проявление искренности есть обязанность по способности (фарду кифайа[13]): проявляющему ее воздастся благом, а на всех прочих ее исполнение не возлагается».

«Проявлять искренность следует в меру своих возможностей. Делать это необходимо, если дающий добрый совет знает, что его совет будет принят, этому совету последуют и он избежит неприятного. Если же человек опасается, что за это ему могут нанести какую-нибудь обиду, то он волен поступать по своему усмотрению». См. «Сорок хадисов» имама ан-Навави, пер. А. Нирша.


[1] Что должно выражаться в вере в Него, подчинении Его велениям и отказу от всего запрещённого Им, отказу от любых форм многобожия и так далее.

[2] Что подразумевает собой искреннюю веру в то, что Коран является словом Аллаха.

[3] Искреннее отношение к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, должно выражаться в вере в подлинность того послания, которое он принёс с собой, повиновении всем его велениям и почитании его.

[4] Что должно выражаться в оказании им содействия во всём благом, подчинении им в том,  что не противоречит шариату, и попытках удерживать их от всего дурного в случае необходимости.

[5] Что должно выражаться в стремлении поддерживать с ними братские отношения, оказывать им помощь, давать им добрые советы и так далее.

[6] Этот хадис передали Абу Дауд 1464, Ибн Маджах 3780, аль-Хаким 1/739, Ибн Хиббан в своём «Сахихе» 723 и ат-Тирмизи 2914 который сказал: «Хороший достоверный хадис». Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1426, «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 8122, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2240.

[7] Так называлась проверка всего комплекса сведений о передатчиках хадисов, целью которой было определение того, достоин ли доверия тот или иной человек.

[8] Муджахид — участник священной войны (джихада).

[9] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1100, «Сахих Ибн Маджах» 3240, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 491, «ар-Рауд» 909.

[10] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 3385, «Гъаятуль-марам» 333, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1855.

[11] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 3495, «Ирвауль-гъалиль» 8/99.

[12] Имеется в виду человек, постигший истину.

[13] Речь идет о таких обязанностях, которые достаточно выполнять только отдельным членам общины, если же они не будут выполняться никем, то ответственность за это понесут все ее члены.

16983 – عَنْ تَمِيمٍ الدَّارِىِّ عَنِ النَّبِىِّ -صلى الله عليه وسلم- قَالَ:

« إِنَّمَا الدِّينُ النَّصِيحَةُ إِنَّمَا الدِّينُ النَّصِيحَةُ ». قِيلَ: لِمَنْ ؟ قَالَ: « لِلَّهِ وَلِرَسُولِهِ وَلِكِتَابِهِ وَلأَئِمَّةِ الْمُسْلِمِينَ وَعَامَّتِهِمْ».
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط مسلم

رواه أحمد (4/102) ، ومسلم ‏(55‏‏)‏ ، وأبو داود ‏(4944‏‏)‏ ، والنسائي‏ (‏‏7/156)‏ عن تميم الداري ؛ أحمد (2/297) ، والترمذي ‏(1926‏‏)‏ ، والنسائي‏ (‏‏7/157)‏ عن أبي هريرة ؛ أحمد (1/351) عن ابن عباس .

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير » 1610: صحيح   

قال الشيخ الألباني في « إرواء الغليل » 26 : صحيح

قال الشيخ الألباني في « غاية المرام في تخريج أحاديث الحلال والحرام للقرضاوي» 332 : صحيح

16983 – Передают со слов Тамима ад-Дари, да будет доволен им Аллах, что

пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, религия есть проявление искренности!» (Люди) спросили: «По отношению к кому?» Он сказал: «По отношению к Аллаху[1], и к Его посланнику[2], и к Его Книге[3], и к руководителям мусульман[4] и ко всем мусульманам[5] вообще”». Этот хадис передали Ахмад 4/102, Муслим 55, Абу Дауд 4944, ан-Насаи 7/156, Ибн Хиббан 4574. sahih

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1610, «Мухтасар Муслим» 1209, «Ирвауль-гъалиль» 26, «Гъаятуль-марам» 332, «Сахих ан-Насаи 4208, 4209, «Тахридж Китабу-с-Сунна» 1089, 1090, 1091.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный в соответствии с условиями Муслима». 4/102

__________________________________________________________

См. хадис № 16982 и комментарии к нему.


[1] Что должно выражаться в вере в Него, подчинении Его велениям и отказу от всего запрещённого Им, отказу от любых форм многобожия и так далее.

[2] Искреннее отношение к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, должно выражаться в вере в подлинность того послания, которое он принёс с собой, повиновении всем его велениям и почитании его.

[3] Что подразумевает собой искреннюю веру в то, что Коран является словом Аллаха.

[4] Что должно выражаться в оказании им содействия во всём благом, подчинении им в том,  что не противоречит шариату, и попытках удерживать их от всего дурного в случае необходимости.

[5] Что должно выражаться в стремлении поддерживать с ними братские отношения, оказывать им помощь, давать им добрые советы и так далее.

16984 — عَنْ سُهَيْلِ بْنِ أَبِى صَالِحٍ فَذَكَرَ مِثْلَهُ إِلاَّ أَنَّهُ قَالَ:

« إِنَّمَا الدِّينُ النَّصِيحَةُ » ثَلاَثاً.
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط مسلم

رواه أحمد (4/102) ، ومسلم ‏(55‏‏)‏ ، وأبو داود ‏(4944‏‏)‏ ، والنسائي‏ (‏‏7/156)‏ عن تميم الداري ؛ أحمد (2/297) ، والترمذي ‏(1926‏‏)‏ ، والنسائي‏ (‏‏7/157)‏ عن أبي هريرة ؛ أحمد (1/351) عن ابن عباس .

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 1610: صحيح

قال الشيخ الألباني في  « إرواء الغليل » 26 : صحيح

قال الشيخ الألباني في « غاية المرام في تخريج أحاديث الحلال والحرام للقرضاوي» 332 : صحيح

16984 – От Сухайля ибн Абу Салиха передают такой же хадис, исключая, что он сказал:

«Поистине, религия есть проявление искренности!» повторив это трижды. Этот хадис передали Ахмад 4/102, Муслим 55, Абу Дауд 4944, ан-Насаи 7/156, Ибн Хиббан 4574. sahih

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1610, «Мухтасар Муслим» 1209, «Ирвауль-гъалиль» 26, «Гъаятуль-марам» 332, «Сахих ан-Насаи 4208, 4209, «Тахридж Китабу-с-Сунна» 1089, 1090, 1091.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный в соответствии с условиями Муслима». 4/102

__________________________________________________________

См. хадис № 16982 и комментарии к нему.

16993 — حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ حَدَّثَنِى أَبِى حَدَّثَنَا إِسْحَاقُ بْنُ عِيسَى — يَعْنِى الطَّبَّاعَ – قَالَ: حَدَّثَنِى لَيْثُ بْنُ سَعْدٍ قَالَ: حَدَّثَنِى الْخَلِيلُ بْنُ مُرَّةَ عَنِ الأَزْهَرِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ عَنْ تَمِيمٍ الدَّارِىِّ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم:

« مَنْ قَالَ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَاحِداً أَحَداً صَمَداً لَمْ يَتَّخِذْ صَاحِبَةً وَلاَ وَلَداً ولَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُواً أَحَدٌ عَشْرَ مَرَّاتٍ كُتِبَ لَهُ أَرْبَعُونَ أَلْفَ حَسَنَةٍ » .
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده ضعيف لضعف خليل بن مرة — وهو الضبعي البصري — ولانقطاعه الأزهر بن عبد الله لم يسمع من تميم الداري وبقية رجاله ثقات رجال الصحيح

قال الألباني في « السلسلة الضعيفة والموضوعة » 8 / 109 : ضعيف . أخرجه الترمذي (2/ 259) ، وأحمد (4/ 103) من طريق الخليل ابن مرة ، عن الأزهر بن عبدالله ، عن تميم الداري ، عن رسول الله صلي الله عليه وسلم . وقال الترمذي : «هذا حديث غريب ، لا نعرفه إلا من هذا الوجه ، والخليل بن مرة ليس بالقوي عند أصحاب الحديث . قال محمد بن إسماعيل : هو منكر الحديث » .

قلت : وقول البخاري هذا يعني أنه في أشد درجات الضعف عنده ، فاعلمه . وقال الحافظ في ترجمته من « التقريب »: « ضعيف » . وساق له الذهبي في ترجمته عدة أحاديث أنكرت عليه ؛ هذا أحدها .

16993 – Рассказал нам ‘Абдуллах:

— Рассказал мне мой отец (имам Ахмад):

— Рассказал нам Исхакъ ибн ‘Иса ат-Табба’, который сказал:

— Рассказал мне Лейс ибн Са’д, который сказал:

— Рассказал мне аль-Халиль ибн Мурра от аль-Азхара ибн ‘Абдуллах, передавший от Тамима ад-Дари, который сказал:

— Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Кто скажет “Ля иляха илля-Ллаху вахидан, Ахадан, Самадан, лям йаттахиз сахибатан ва ля валядан, ва лям йакун ляху куфуван ахад” десять раз, тому (Аллах) запишет сорок тысяч  хороших дел». Этот хадис передали Ахмад 4/103 и ат-Тирмизи 3473, который сказал: «Редкий хадис/гъариб/». Слабый(недост)

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад слабый из-за слабости (передатчика) Халиля ибн Мурра, а он – ад-Дуба’ий, аль-Басри, а также из-за разрыва. Аль-Азхар ибн ‘Абдуллах не слышал (хадисы) от Тамима ад-Дари, а остальные его передатчики надёжные, от которых передаются хадисы в “Сахихе”». 4/103

Шейх аль-Албани в «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» (8/109) сказал:

— Слабый (хадис). Этот хадис передали ат-Тирмизи (3473) и Ахмад (4/103) по пути аль-Халиля ибн Мурры, передавшего от аль-Азхара ибн ‘Абдуллах, передавшего со слов Тамима ад-Дари от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Ат-Тирмизи сказал: «Этот хадис редкий/гъариб/, и мы знаем его только по этому пути, а аль-Халиль ибн Мурра, по мнению знатоков хадисов, считается не сильным (передатчиком). Мухаммад ибн Исма’иль (аль-Бухари) сказал: “Его хадисы отвергаемые”».

Я (аль-Албани) говорю:

— Эти слова аль-Бухари означают, что, по его мнению, он относится к степени самых слабых (передатчиков), так знай это!  Хафиз (Ибн Хаджар) в его биографии в «ат-Такъриб» сказал: «Слабый (передатчик)». Аз-Захаби в его биографии привёл некоторое число хадисов, которые он отверг и этот из этого числа.

Также шейх аль-Албани назвал слабым этот хадис в «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 5727.

 

Задать вопрос / Добавить комментарий

Комментарии (последние раньше)
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.