Главная > Сборники хадисов > «Муснад» имама Ахмада.176. Хадисы Ка’ба ибн Малика аль-Ансари, да будет доволен им Аллах. Хадисы №№ 15802-15836

«Муснад» имама Ахмада.176. Хадисы Ка’ба ибн Малика аль-Ансари, да будет доволен им Аллах. Хадисы №№ 15802-15836

26 ноября 2017



«Муснад» имама Ахмада

 

 

 

176 حديث كعب بن مالك الأنصاري رضي الله عنه

 

 

176 – Хадисы Каба ибн Малика аль-Ансари,

да будет доволен им Аллах.

 

 

 

Хадисы №№ 15802-15836

 

 

15802 وَابْنُ نُمَيْرٍ عَنْ هِشَامٍ عَنْ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ سَعْدٍ عَنِ ابْنِ مَالِكٍ عَنْ أَبِيهِ

أَنَّ النَّبِىَّ -صلى الله عليه وسلم- أَكَلَ طَعَاماً فَلَعِقَ أَصَابِعَهُ.

تحفة 11146 معتلى 6997

تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط مسلم رجاله ثقات رجال الشيخين غير عبد الرحمن بن سعد وهو المدني فمن رجال مسلم

15802 – Передают со слов ‘Абду-р-Рахмана ибн Са’да, сообщившего от Ибн Ка’ба, передавшего, что его отец (Ка’б ибн Малик аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, рассказывал):

«(Однажды) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поел и (после этого) облизал свои пальцы». Этот хадис передал Ахмад (3/454). 

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный в соответствии с условиями Муслима». 3/454

15805 حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ حَدَّثَنِى أَبِى حَدَّثَنَا عَبْدُ الرَّحْمَنِ عَنْ سُفْيَانَ عَنْ سَعْدٍ عَنِ ابْنِ كَعْبِ بْنِ مَالِكٍ عَنْ أَبِيهِ قَالَ:

رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم – يَلْعَقُ أَصَابِعَهُ الثَّلاَثَ مِنَ الطَّعَامِ.

تحفة 11146 معتلى 6997

تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط الشيخين

15805 – Передают со слов Ибн Са’да, сообщившего от сына Ка’ба ибн Малика, передавшего, что его отец (Ка’б ибн Малик аль-Ансари, да будет доволен им Аллах,) сказал):

«Я видел, как (однажды) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, трижды облизал свои пальцы после того, как поел». Этот хадис передал Ахмад (3/454). 

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный в соответствии с условиями обоих шейхов (аль-Бухари и Муслима)». 3/454

 

15808 حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ حَدَّثَنِى أَبِى حَدَّثَنَا رَوْحٌ حَدَّثَنَا ابْنُ جُرَيْجٍ قَالَ أَخْبَرَنِى ابْنُ شِهَابٍ عَنْ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ كَعْبِ بْنِ مَالِكٍ

أَنَّ كَعْبَ بْنَ مَالِكٍ لَمَّا تَابَ اللَّهُ عَلَيْهِ أَتَى رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- فَقَالَ: إِنَّ اللَّهَ لَمْ يُنْجِنِى إِلاَّ بِالصِّدْقِ وَإِنَّ مِنْ تَوْبَتِى إِلَى اللَّهِ أَنْ لاَ أَكْذِبَ أَبَداً وَإِنَّى أَنْخَلِعُ مِنْ مَالِى صَدَقَةً لِلَّهِ تَعَالَى وَرَسُولِهِ. فَقَالَ لَهُ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم: « أَمْسِكْ عَلَيْكَ بَعْضَ مَالِكَ فَإِنَّهُ خَيْرٌ لَكَ ». قَالَ: فَإِنِّى أَمْسِكُ سَهْمِى مِنْ خَيْبَرَ.

تحفة 11135 11153 معتلى 6995

تعليق شعيب الأرنؤوط : حديث صحيح وهذا إسناد رجاله ثقات رجال الشيخين

رواه أحمد (3/454 و456 و6/387) ، والبخاري ‏(‏‏2757 و4418)‏ ، ومسلم ‏(2769‏‏)‏ ، وأبو داود ‏(‏‏3317)‏ ، والترمذي ‏(3102‏‏)‏ ، والنسائي‏ (‏‏7/22 و23)‏ .‏

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير » (1387) : صحيح

15808 – Передают со слов ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Абдуллах ибн Ка’б ибн Малик о том, что когда Аллах принял покаяние Ка’ба ибн Малика, он (Ка’б ибн Малик) пришёл к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал:

«Поистине, Аллах спас[1] меня только благодаря (тому, что я говорил) правду, и (в знак благодарности за то, что) моё покаяние пред Аллахом (было принято,) я, несмотря ни на что, никогда не буду говорить ничего, кроме правды, и, поистине, я хочу раздать своё имущество в качестве садакъи ради Аллаха и Его Посланника!» (На это) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Оставь часть его себе, ибо это будет лучше для тебя». Тогда он сказал: «Я оставлю за собой мою долю Хайбара»[2]. Этот хадис передали Ахмад (3/454, 456, 6/387), аль-Бухари (2757, 4418), Муслим (2769), Абу Дауд (3317), ат-Тирмизи (3102), ан-Насаи (7/22, 23). 

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Хадис достоверный, передатчики его – надёжные, от которых передавал хадисы аль-Бухари». 3/454

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (1387), «Мухтасар Муслим» (1918).

_________________________________________________________________________

В одной из версий этого хадиса, которую приводит имам аль-Бухари, сообщается, что Ка’б ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я не пропустил ни одного военного похода(, в котором принимал участие) Посланник Аллаха[3], да благословит его Аллах и приветствует, за исключением похода на Табук. Впрочем, я не был с ним и во время битвы при Бадре, но (тогда) порицанию не подвергся никто из оставшихся, поскольку Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил (из Медины) только для того, чтобы (захватить торговый) караван курайшитов, а Аллах свёл (мусульман) с их врагами(, с которыми они сражаться не собирались. Кроме того,) я был вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в ночь ‘Акабы[4], когда мы дали клятву на верность исламу, и я бы не променял Акабу на битву при Бадре, несмотря на то что битва при Бадре пользуется среди людей большей известностью[5]. Что касается моей истории, то, поистине, никогда я не был столь силён и хорошо обеспечен, как в то время, когда я не пошёл с ним в этот поход. Клянусь Аллахом, до этого никогда не имел я двух верблюдиц, но ко (времени) этого похода они у меня были. Что же касается Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то, желая выступить в поход (против кого-либо), он обязательно скрывал (свои истинные намерения и показывал, что намеревается предпринять) что-то другое. (Так было и на сей раз, и это продолжалось) до тех пор, пока не настало время этого похода, в который Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил в страшную жару и в котором его ждали дальний путь, безводная пустыня и множество врагов. Он разъяснил мусульманам суть дела[6], чтобы они могли подготовиться к этому походу, а потом объявил им, куда именно он хотел направиться, и с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было так много мусульман, что количество их не поддавалось учёту».

Ка’б cказал: «А если кто-либо не желал появляться[7], считая, что об этом никто не узнает, то (это продолжалось лишь) до тех пор, пока о таком человеке не ниспосылалось откровение от Аллаха Всевышнего. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил в этот поход в то время, когда плоды уже созрели, а (деревья) давали приятную тень. Вместе с другими мусульманами он, да благословит его Аллах и приветствует, готовился (к этому походу), а я начал выходить (из дома по утрам), чтобы готовиться вместе с ними, однако возвращался, ничего не сделав и говоря себе: “Я могу сделать это”, и я продолжал поступать так, другие же серьёзно (готовились к выступлению). В конце концов Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, утром двинулся в путь вместе с (другими) мусульманами, я же так ничего и не сделал для подготовки (к походу). Тогда я сказал себе: “Я подготовлюсь за день или два после его (отъезда), а потом присоединюсь к ним”. На следующее утро я вышел, чтобы (начать) готовиться, но вернулся, опять ничего не сделав, потом я вышел на следующее утро и (снова) вернулся, ничего не сделав, и пока я находился в подобном положении (участники похода), которые двигались быстро, успели уйти уже далеко, а я решил двинуться в путь и догнать их. О, если бы мне (удалось) сделать (это)! Однако это было мне не суждено. И когда после отъезда Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я появлялся среди людей, меня всегда огорчало то, что я не встречал никого, кроме тех, кого обвиняли в лицемерии, или же тех слабых, которых оправдал Аллах Всевышний. Что же касается Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он не вспоминал обо мне, пока не достиг Табука, а когда он уже находился там и сидел в окружении людей, то спросил: “А что делает Ка’б?” Один человек из племени бану салима сказал: “О Посланник Аллаха, задержали его две его одежды[8] и его самолюбие”. Тогда Му’аз ибн Джабаль воскликнул: “Как плохо ты сказал! Клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, нам известно о нём только хорошее!” – и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ничего не сказал на это».

Ка’б ибн Малик сказал: «Узнав о том, что он уже возвращается (из Табука), я стал беспокоиться и придумывать ложные (оправдания), говоря (себе): “Как мне избежать его гнева завтра?” – и обращаясь за помощью в этом к каждому мудрому (человеку) из членов своей семьи. Когда же (люди) стали говорить, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находится уже совсем близко (от Медины, всё) ложное ушло от меня[9], я понял, что мне ни за что не спастись от (его гнева) с помощью лжи, и решил сказать правду. Утром Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся (в Медину), а когда он возвращался после какой-нибудь поездки, то обычно прежде всего приходил в мечеть, совершал молитву в два рак’ата, а потом (некоторое время) проводил там с людьми. После того как он сделал всё это, к нему явились оставшиеся (в Медине) люди, которые принялись оправдываться, подкрепляя свои оправдания клятвами. Таких набралось более восьмидесяти человек, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принял их оправдания и клятвы, обратился к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он простил их, и предоставил Аллаху судить об их сокровенных мыслях. А потом к нему подошёл я, и когда я поприветствовал его, он улыбнулся улыбкой человека, скрывающего свой гнев, и сказал: “Подойди”. Тогда я подошёл (ближе) и сел перед ним, а он спросил: “Что заставило тебя остаться? Разве ты не купил верблюдов?” Я сказал: “Да. Клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, поистине, если бы сидел я сейчас перед любым другим человеком, то, очевидно, смог бы избежать его гнева с помощью (ложных) оправданий, ибо я наделён красноречием, но, клянусь Аллахом, я понял, что если сегодня я солгу тебе, а ты удовлетворишься этим, то Аллах всё равно сделает так, что уже скоро ты разгневаешься на меня[10]. Если же я скажу тебе правду, ты разгневаешься на меня за это (уже сейчас), но я надеюсь, что за это[11] Всемогущий и Великий Аллах простит меня! Клянусь Аллахом, нет у меня никаких оправданий, и, клянусь Аллахом, когда я остался, был я силён и обеспечен как никогда!” Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Что касается этого, то он сказал правду. Ступай же (и жди), пока Аллах не примет о тебе решения”. После того как я поднялся (со своего места, ко мне) устремились люди из племени бану салима, которые последовали за мной и стали говорить мне: “Клянёмся Аллахом, раньше мы не знали за тобой никаких грехов, но ты оказался не в состоянии оправдаться перед Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так же, как это сделали другие оставшиеся, а ведь для  (искупления твоего греха) Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, достаточно было обратиться к Аллаху с мольбой о твоём прощении!” И, клянусь Аллахом, они продолжали упрекать меня (так сильно, что в конце концов) мне захотелось вернуться (к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) и сказать ему, что я говорил неправду. Потом я спросил их: “А случилось ли ещё с кем-нибудь то же, что и со мной?”[12] Они сказали: “Да, ещё двое сказали то же, что говорил ты, и им было сказано то же самое, что сказали тебе”. Я спросил: “Кто же эти двое?” Они сказали: “Мурара ибн ар-Раби’ аль-‘Амри и Хиляль ибн Умаййа аль-Вакифи”, назвав мне (имена) двух праведных людей, принимавших участие в битве при Бадре и служивших (для меня) примером. И после того как они назвали (имена) этих двоих, я решил (ничего не менять)[13]. Что же касается Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то изо всех оставшихся (в Медине) он запретил (людям) разговаривать только с нами тремя. После этого люди стали сторониться нас, изменив своё отношение к нам, и даже земля стала для меня неузнаваемой, ибо это была не та земля, которую я знал (прежде), и в подобном положении мы провели пятьдесят дней. Если говорить о двух моих товарищах, то они проявляли смирение, сидели у себя дома и плакали, а я был моложе и сильнее их и поэтому выходил (из дома), принимал участие в молитвах вместе с (другими) мусульманами, ходил по рынкам, и никто не разговаривал со мной! Кроме того, я подходил к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приветствовал его, когда он сидел среди людей после молитвы, и спрашивал себя: “Пошевелил он губами в ответ на моё приветствие или нет?” А потом я молился рядом с ним, украдкой посматривая на него, и, когда я был занят молитвой, он смотрел на меня, когда же я поворачивался в его сторону, он отворачивался от меня. (Однажды) после того как я провёл уже много времени, сталкиваясь с подобной отчуждённостью со стороны людей, я (вышел из дома и) дошёл до ограды сада моего двоюродного брата Абу Къатады, которого я любил больше всех остальных людей. Забравшись на эту ограду, я обратился к нему с приветствием, но, клянусь Аллахом, он не ответил на моё приветствие! Тогда я сказал ему: “О Абу Къатада, заклинаю тебя Аллахом, (скажи,) известно ли тебе о том, что я люблю Аллаха и Его посланника?” Он промолчал, а я снова стал заклинать его Аллахом, однако он хранил молчание. Я ещё раз повторил свои слова, и на этот раз он сказал: “Аллах и Его Посланник знают об этом лучше!” Тогда мои глаза наполнились слезами, и я вернулся, снова перебравшись через ограду».

(Ка’б) сказал: «А проходя по рынку Медины (некоторое время спустя), я вдруг услышал, как один из крестьян Шама, которые были христианами и привозили в Медину продовольствие на продажу, говорит: “Кто отведёт меня к Ка’бу ибн Малику?” И люди указывали ему (на меня) до тех пор, пока, подойдя ко мне, он не вручил послание от правителя из числа гассанидов[14]. Оказалось, что там (было написано следующее): “А затем[15], поистине, дошло до меня, что твой друг[16] стал чуждаться тебя, однако Аллах не допустит, чтобы тобою пренебрегали или ущемляли твои права. Присоединяйся же к нам, и мы утешим тебя!” Прочитав это послание, я сказал (себе): “И это тоже испытание!” – а потом подошёл к печи и разжёг в ней огонь (этим посланием). Когда из пятидесяти дней прошло сорок, ко мне неожиданно явился посланец от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велит тебе не приближаться к твоей жене!” Я спросил: “Я должен развестись с ней, или мне надо поступить как-нибудь иначе?” Он сказал: “Нет, просто сторонись её и ни в коем случае не приближайся к ней!” – и через своего посланца Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел двум моим товарищам сделать то же самое. Тогда я сказал своей жене: “Отправляйся к своим родителям и оставайся у них, пока Аллах не вынесет Своё решение по этому делу”».

Ка’б сказал: «А потом к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришла жена Хиляля ибн Умаййи, которая сказала ему: “О Посланник Аллаха, ведь Хиляль ибн Умаййа – беспомощный старик, у которого нет слуги, так неужели же ты не хочешь, чтобы я служила ему?” Он сказал: “Нет, (ты можешь служить ему,) но он ни в коем случае не должен приближаться к тебе!”[17] (На это) она сказала: “Клянусь Аллахом, он ни о чём и не помышляет, и, клянусь Аллахом, с тех пор как это началось и до сих пор он только и делает, что плачет!” После этого один из членов моей семьи посоветовал мне: “Обратился бы и ты к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбой разрешить твоей жене (прислуживать тебе), как разрешил он делать это жене Хиляля ибн Умаййи”. (В ответ) я сказал: “Клянусь Аллахом, не стану я обращаться к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (с такой просьбой), ибо не знаю, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, скажет на это, ведь я ещё молод!” И я оставался в подобном положении ещё десять дней, по истечении которых прошло уже пятьдесят дней с тех пор, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил (людям) разговаривать с нами. А после того как на исходе пятидесятой ночи я совершил утреннюю молитву на крыше одного из наших домов и сидел там, пребывая в том состоянии, о котором упомянул Аллах Всевышний[18], и душа моя сжималась, а земля казалась тесной, несмотря на её обширность, я неожиданно услышал голос человека, забравшегося на гору Саль’[19] и кричавшего оттуда во весь голос: “О Ка’б ибн Малик, радуйся!” – и(, услышав это,) я склонился в земном поклоне[20], ибо понял, что пришло облегчение. (И действительно, оказалось, что) во время утренней молитвы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объявил людям о том, что Всемогущий и Великий Аллах принял наше покаяние, а они поспешили донести до нас эту радостную весть. (Кто-то из них) направился к двум моим товарищам, а ко мне поскакал всадник и (ещё один человек) из племени аслям, который взобрался на гору и голос которого оказался быстрее коня, когда же тот человек, голос которого я услышал, сам пришёл ко мне с этой радостной вестью, я снял с себя обе свои одежды и надел их на него в знак благодарности за это. Клянусь Аллахом, ничего другого из одежды у меня в то время не было, и (поэтому) я одолжил две одежды[21], надел их и отправился к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а по пути люди встречали меня толпами, поздравляя меня с тем(, что Аллах принял моё) покаяние и говоря мне: “Во благо тебе то, что Аллах принял твоё покаяние!”»

Ка’б сказал: «Войдя в мечеть, я увидел Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидевшего там в окружении людей, что же касается Тальхи ибн ‘Убайдуллаха, то он вскочил (со своего места), бросился ко мне и стал пожимать мне руки и поздравлять меня. Клянусь Аллахом, никто из мухаджиров, кроме него, не подошёл ко мне, и я никогда не забуду этого Тальхе!»

Ка’б сказал: «А после того как я поприветствовал Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: “Радуйся лучшему из дней твоих с  тех пор, как мать твоя родила тебя!” – и лицо его при этом сияло от радости».

(Ка’б) сказал: «Я спросил: “Это от тебя, о Посланник Аллаха, или же от Аллаха?”[22] – (на что) он ответил: “Нет, это – от Аллаха!” Когда Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что-нибудь радовало, лицо его озарялось и становилось подобным кусочку луны, о чём всем нам было известно. Сев перед ним, я сказал: “О Посланник Аллаха, в (знак благодарности за то, что) моё покаяние (было принято,) я хочу раздать всё своё имущество бедным ради Аллаха и посланника Аллаха!” (На это) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Оставь часть его себе, ибо это будет лучше для тебя”. Тогда я сказал: “Я оставлю за собой мою долю Хайбара”[23]. И я сказал: “О Посланник Аллаха, поистине, Аллах спас[24] меня только благодаря (тому, что я говорил) правду, и (в знак благодарности за то, что) моё покаяние (было принято,) я, несмотря ни на что, не буду говорить ничего, кроме правды!” И, клянусь Аллахом, с тех пор, как я сказал это[25] Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я не слышал о том, чтобы Аллах Всевышний оказал бы кому-либо из мусульман такое же великое благодеяние, какое Он оказал мне[26], и с тех пор, как я сказал это Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и до сего дня я ни разу не солгал намеренно. И, поистине, я надеюсь, что Аллах Всевышний упасёт меня от этого до конца моих дней! И Аллах ниспослал Своему Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, (аяты, в которых было сказано): “Аллах принял покаяние Пророка, и мухаджиров, и ансаров, которые последовали за ним в трудный час[27] после того, как сердца некоторых из них едва не отклонились[28], (однако) потом Он принял покаяние и у них[29]. Поистине, по отношению к ним Он – Сострадательный, Милосердный. (И Он принял покаяние тех) троих, которые были оставлены[30]. После того как (охватила их такая скорбь, что) земля со всеми её просторами стала для них тесной, и сжались их души, и они решили, что нет убежища от Аллаха, кроме (обращения) к Нему, Он обратился к ним,[31] чтобы они приносили покаяние (и впредь). Поистине, Аллах – Он Приемлющий покаяние, Милосердный! О те, кто уверовал, бойтесь Аллаха и будьте вместе с правдивыми!”[32] Клянусь Аллахом, после того как Аллах указал мне путь к исламу, наибольшим благодеянием, которое Он оказал мне, стало то, что я был правдив с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и не солгал ему, (поскольку в таком случае) я бы погиб, как погибли те, которые солгали, ведь, поистине, ниспослав откровение, Аллах Всевышний сказал о лгавших наихудшее из того, что говорил Он о ком бы то ни было. Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: “Они станут клясться вам Аллахом, когда вы вернётесь к ним, чтобы вы отступились от них, так отступитесь же от них, ведь, поистине, они – скверна[33], а убежищем для них в качестве воздаяния за то, что они совершали, послужит ад. Они станут клясться вам, чтобы вы остались довольны ими, но если даже вы и останетесь довольны ими, то Аллах, поистине, не будет доволен людьми нечестивыми!”[34]»

Ка’б сказал: «Мы трое остались в отличие от тех, клятвы которых принял Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда они клялись ему, и для которых просил прощения у Аллаха. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, откладывал (решение) нашего дела до тех пор, пока об этом не вынес Своего решения Сам Аллах Всевышний, и об этом Аллах сказал: “(И Он принял покаяние также и тех) троих, которые были оставлены”[35]. (В этом аяте) Аллах упомянул о том, что мы были оставлены, однако имеется в виду не то, что мы остались (в Медине и не приняли участия) в походе, а то, что (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) оставил нас, отложив решение нашего дела, в отличие от тех, кто клялся ему и оправдывался перед ним и чьи оправдания он принял». См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» №1619.


[1] То есть избавил меня от клейма позора за то, что я не принял участия в походе без уважительных причин.

[2] Имеется в виду принадлежавший Ка’бу земельный надел в оазисе Хайбар.

[3] По одним данным, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принимал участие в двадцати семи военных походах мусульман, а по другим – в девятнадцати и лично сражался с врагами в девяти сражениях.

[4] Название места в окрестностях Мекки, где в 620 (“первая ‘Акаба”) и в 621 году (“вторая ‘Акаба”) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, тайно встречался со своими сторонниками (ансарами) из Медины. В данном случае речь идёт о “второй Акабе”.

[5] Ка’б, да будет доволен им Аллах, ставил участие во “второй ‘Акабе” выше участия в битве при Бадре, поскольку встреча в ‘Акабе состоялась ещё до переселения  Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из Мекки в Медину.

[6] То есть объявил открыто об истинной цели похода.

[7] Иначе говоря, принять участие в походе вместе с другими.

[8] Имеется в виду дорогая одежда.

[9] Ка’б имеет в виду, что он решил отказаться от ложных оправданий.

[10] Это значит: Аллах укажет тебе на то, в чём я солгал, и я всё равно не смогу избежать твоего гнева.

[11] То есть за то, что я скажу правду.

[12] Ка’б ибн Малик, да будет доволен им Аллах, спрашивает, нашлись ли ещё такие люди, которые честно признались, что их поступку нет заслуживающих внимания оправданий?

[13] То есть не отказываться от своих слов.

[14] См. примечание к хадису № 7 в «Сахихе» аль-Бухари.

[15] Обычно эти слова ставились после приветствий  и благопожеланий.

[16] Имеется в виду Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

[17] То есть он не должен спать с тобой.

[18] Имеется в виду, что упоминание об этом есть в Коране.

[19] Гора Саль‘ находится в окрестностях Медины.

[20] Речь идёт о совершении земного поклона в знак благодарности за милость Аллаха.

[21] Ка‘б одолжил эти две одежды у вышеупомянутого Абу Къатады.

[22] Ка‘б спрашивает, от кого исходит прощение.

[23] Имеется в виду принадлежавший Ка‘бу земельный надел в оазисе Хайбар.

[24] То есть избавил меня от клейма позора за то, что я не принял участия в походе без уважительных причин.

[25] Имеется в виду обещание Ка‘ба говорить только правду.

[26] Здесь имеется в виду, что Аллах облегчил Ка‘бу выполнение этого обещания.

[27] Речь идёт о походе на Табук.

[28] Здесь имеются в виду те  люди,  которые  из-за  всевозможных трудностей едва не склонились к тому, чтобы отказаться от участия в походе на Табук.

[29] То есть сделал так, что они обратились к своему Господу, и укрепил их в религии.

[30] Имеются в виду Ка‘б ибн Малик, Хиляль ибн Умаййа и Мурара ибн ар-Раби‘, решение о которых было принято Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, не сразу, а только после ниспослания данного аята, где сообщалось, что Аллах принял их покаяние.

[31] То есть привёл их к покаянию.

[32] “Покаяние”, 117 — 119.

[33] Имеется в виду, что такие люди нечисты во всех отношениях.

[34] “Покаяние”, 95 — 96.

[35] “Покаяние”, 118.

 

15810 حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ حَدَّثَنِى أَبِى حَدَّثَنَا حَجَّاجٌ حَدَّثَنَا لَيْثٌ قَالَ حَدَّثَنِى عُقَيْلٌ عَنِ ابْنِ شِهَابٍ عَنِ ابْنِ كَعْبِ بْنِ مَالِكٍ — وَكَعْبُ بْنُ مَالِكٍ أَحَدُ الثَّلاَثَةِ الَّذِينَ تِيبَ عَلَيْهِمْ — أَنَّ كَعْبَ بْنَ مَالِكٍ قَالَ:

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- إِذَا قَدِمَ مِنْ سَفَرٍ بَدَأَ بِالْمَسْجِدِ فَسَبِّحَ فِيهِ رَكْعَتَيْنِ ثُمَّ سَلَّمَ فَجَلَسَ فِى مُصَلاَّهُ فَيَأْتِيهِ النَّاسُ فَيُسَلِّمُونَ عَلَيْهِ.

تحفة 11132 11156 معتلى 6987

تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط الشيخين

15810 – Передают со слов сына Ка’ба ибн Малика, что (его отец) Ка’б ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Обычно, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возвращался после какой-нибудь поездки, он прежде всего (приходил в) мечеть, и совершал там молитву в два рак’ата. Затем он произносил слова приветствия, и садился на месте, где он совершал молитву, а потом к нему подходили люди и обращались со словами приветствия/салям/». Этот хадис передали Ахмад (3/455), аль-Бухари (4418), Муслим (2769). 

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный в соответствии с условиями обоих шейхов (аль-Бухари и Муслима)». 3/455