Сорок хадисов, полезных для воспитания

18 января 2017

محمد بن سرار اليامي

 

Мухаммад бин Саррар аль-Йами

 

 

 

الأربعون حديثا التربوية

 

 

 

СОРОК ХАДИСОВ, ПОЛЕЗНЫХ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ

 

 

Пер.: Владимир (Абдалла) Нирша

 

 

Номера хадисов и слова мухаддисов о степени достоверности хадисов: Фарук Абу Хамид

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, оказывающему покровительство праведным и указывающему богобоязненным путь к утолению жажды из источника господина посланников. Благословение и мир величайшему из воспитателей, имаму благочестивых и примеру для всех людей, который является для нас пророком, возлюбленным и образцом, правдивому и достойному доверия Мухаммаду бин ‘Абдуллаху. Мы свидетельствуем, что он довёл до людей своё послание, дал наставление своей общине и отдавал все силы ради Аллаха до самой своей смерти.

А затем, откровения, ниспосылавшиеся Господом, являются неиссякаемым источником, неувядаемым садом и негасимым светом. Эти откровения зафиксированы в Коране и сунне, которые служат источником знаний для каждого мусульманина и мусульманки. Коран и сунна являются основой основ, на которой зиждится всё здание в целом.

Сведение воедино предлагаемых вниманию читателя сорока хадисов есть не что иное, как попытка возвращения мусульманской общины к источнику её славы, которым было откровение Господа, воспринятое лучшим из людей, благословения и мир ему. Давайте же покажем всем, кто громко кричит о плохом, то есть современном воспитании, что все наши принципы и всё то, что мы считаем основой своих методов, воспринято нами от Того, Кто нас создал, ведь Он лучше всех знает о том, что для нас подходит.

Прошу Всемогущего и Великого Аллаха, чтобы в тот День, «когда не принесёт пользы ни богатство, ни сыновья, а (преуспеет) лишь тот, кто явится к Аллаху со здравым сердцем»[1], Он положил эти сорок хадисов на Весы праведных дел, плоды которых вечны. И я прошу Всевышнего направить к этим хадисам людей, которые обладают знанием и являются специалистами по вопросам воспитания, чтобы эти люди снабдили их комментариями, разъяснили их смысл и неясные места и разработали основы методологии воспитания в свете указаний пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

 

Мухаммад бин Саррар аль-Йами

 

 

***


[1] «Поэты», 88 – 89.

1 – Сообщается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) лишь то, что он намеревался (обрести), и (поэтому) переселявшийся[1] ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться[2], переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся[3]”» (Аль-Бухари 1; Муслим 1907).[4]

 


[1] Речь идёт не только о хиджре – переселении мусульман из Мекки в Медину ради сохранения своей религии, но и вообще о переселении мусульманина из любого места, где он не может свободно исповедовать свою религию, туда, где это можно будет делать.

[2] Поводом для этого высказывания пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, послужил конкретный случай, связанный с переселением из Мекки в Медину одного человека, который сделал это не по религиозным соображениям, а потому, что он хотел жениться на женщине по имени Катиля, кунья (имя по сыну) которой была Умм Кайс, согласившейся выйти за него замуж только при условии его переселения в Медину. Впоследствии этого человека стали называть “мухаджир Умм Кайс” (переселенец Умм Кайс). Значение этого и многих других хадисов, где речь также идёт о намерениях, состоит в том, что в них сформулирован важнейший принцип, в соответствии с которым награда или наказание ожидает человека не только и не столько за добрые или дурные дела как таковые, но в первую очередь за то, каким было истинное намерение человека, совершившего какое-либо дело, поскольку многие поступки, представляющиеся хорошими со стороны, на самом деле могут быть продиктованы дурными намерениями.

[3] Это значит, что человек, сделавший что-либо не ради Аллаха (в данном случае совершивший переселение из Мекки в Медину), не получит за это награды в мире вечном, а должен будет довольствоваться лишь тем, что достанется ему за его дело в земной жизни.

[3] Хадисы приводимые в двух достоверных сборниках аль-Бухари и Муслима, считаются достоверными. Прим. Фарук.

2 – Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Мужчина является пастырем для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, женщина является пастырем в доме своего мужа и несёт ответственность за свою паству, слуга является пастырем для имущества своего хозяина и несёт ответственность за свою паству; (итак,) каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству”» (Аль-Бухари 893; Муслим 1829).

3 – Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Каждый младенец рождается не иначе как в своём естественном состоянии /фитра/[1], а (уже потом) его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника. Точно так же и животные появляются на свет целыми (, а не изувеченными): разве найдёшь среди них кого-нибудь с отрезанным ухом?!”»

А потом Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, прочитал (нижеследующий айат): «Обрати же лик свой к религии, будучи верным[2] (и сообразуясь с) естеством (, что дано тебе) Аллахом, Который сотворил людей так, а творение Аллаха  не  подлежит изменению. Это и есть правильная религия…»[3] (Аль-Бухари 1358, 1359, 1385).

 


[1] “Фитра”. Это слово образовано от корня  ф-т-р. От этого же корня образовано и слово “фатр” — изобретение; начинание. Слово “фитра” обозначает состояние, иными словами “фитра” есть пребывание в состоянии естественной предрасположенности.

Ибн Касир пишет: «Это означает, что человек появляется на свет, уже обладая определёнными врождёнными свойствами и будучи по природе своей готовым к восприятию религии, и если предоставить его самому себе, то он будет неуклонно следовать своему естеству, а отклоняющийся отклоняется от него только под воздействием людей или установившихся традиций» (“Ан-Нихайа”, 3/457).

Ибн Хаджар пишет: «Среди людей не было единодушия относительно того, как следует понимать слово “фитра”, но, согласно наиболее распространённому мнению, имеется в виду ислам. Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: “Так его понимала большая часть наших предшественников, что же касается обладающих знанием, то во всех их толкованиях указывается, что в словах Всевышнего “(…с) естеством (, что дано  тебе)  Аллахом, Который сотворил   людей  так…”* под “естеством” подразумевается  ислам (покорность воле Аллаха)”» (“Фатх аль-Бари” 3/248).

* “Румы”, 30.

[2] То есть не отступая от религии единобожия и не отклоняясь от неё.

[3] “Румы”, 30.

4 – Сообщается, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

— (Однажды) я спросил: «О посланник Аллаха, какой грех является величайшим?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Приравнивание к Аллаху кого бы то ни было, в то время как Он создал тебя». Я спросил: «А после этого?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Убиение собственного ребёнка из страха перед тем, что он будет есть вместе с тобой». Я спросил: «А после этого?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Совершение прелюбодеяния с женой твоего соседа» (Аль-Бухари 4477, Муслим 86).

5 – Сообщается, что Раби’а бин Шайбан сказал:

— Я спросил аль-Хасана бин ‘Али, да будет доволен Аллах ими обоими: «Что ты запомнил из слов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?» Он сказал: «Из (слов) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, я запомнил (следующее): “Оставь внушающее тебе сомнение (и обратись) к тому, что сомнений у тебя не вызывает, ведь, поистине, правда — это спокойствие, а ложь — сомнение”» (Ат-Тирмизи 2518). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 3377.

6 – Сообщается, что Абу Мас’уд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды какой-то человек сказал: “О посланник Аллаха, иногда я не прихожу на молитву[1] вовремя, потому что такой-то (имам) проводит её с нами слишком долго”».

(Абу Мас’уд, да будет доволен им Аллах,) сказал: «И я никогда не видел, чтобы, увещевая людей, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, гневался сильнее, чем в тот день. Он сказал: “О люди! Поистине, (некоторые из вас) отталкивают (других от молитвы)! Пусть же тот, кто проводит её с людьми, облегчает[2], ведь среди них (могут) оказаться старые, слабые и те (, у кого есть неотложные дела)!”» (Аль-Бухари 90; Муслим 466).

 


[1] Речь идёт об общей молитве в мечети.

[2] То есть не слишком затягивает молитву.

7 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«После того как человек умирает, (все) его дела прекращаются[1], за исключением трёх: непрерывной милостыни[2], знания, которым смогут пользоваться (другие люди)[3], или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него» (Муслим 1631).

 


[1] Имеется в виду, что человек прекращает получать награду за свои дела.

[2] Здесь имеется в виду то, что покойный завещал раздавать бедным после своей смерти, или же имущество, завещанное им в качестве вакфа на благотворительные цели.

[3] Имеются в виду книги, которые написал или завещал покойный, знание, которое он передал другим в качестве наставника, и т.д.

8 – Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Когда у меня родился сын, я принёс его к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, который назвал его Ибрахимом, сделал ему тахник[1] из одного финика, призвал на него благословение и отдал его мне» (Аль-Бухари 5467; Муслим 2145).

 


[1] Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, разжевал финик, вложил немного образовавшейся кашицы в рот младенцу, помазав ему этой кашицей нёбо, а потом дал ему имя.

9 – Сообщается, что ар-Рубаййи’ бинт Му’аввиз, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала:

«Утром в день ‘ашуры[1] пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, отправил (глашатая, чтобы возвестить) в селениях ансаров (следующее): “Пусть поевший утром (этого дня) уже не ест до конца его, а соблюдающий пост с самого утра пусть доведёт его до конца”».

(Ар-Рубаййи’) сказала: «С тех пор мы соблюдали пост (в этот день) сами и заставляли поститься наших детей. И мы делали для них игрушки из шерсти, а когда кто-нибудь из них начинал плакать, (требуя) еды, мы давали ему (такую игрушку и он играл ею), пока не наступало время разговения» (Аль-Бухари 1960; Муслим 1136).

 


[1] ‘Ашура – десятый день месяца мухаррам.

10 – Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да благословит его Аллах и да приветствует, что как-то раз пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, встретивший в ар-Раухе караван, спросил: «Что вы за люди?» Они ответили: «Мусульмане», и (в свою очередь) спросили: «А кто ты?» Он сказал: «Посланник Аллаха», и тогда одна женщина подняла (к нему своего) ребёнка и спросила: «Может ли он совершить хаджж?»[1] — (на что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Да,[2] а награда (за это достанется) тебе» (Муслим 1336; Малик 943; Абу Дауд 1736; ан-Наса’и 5/120-121).

 


[1] То есть будет ли действительным хаджж малолетнего ребёнка?

[2] Несмотря на действительность подобного хаджжа, человек, который его совершил, не освобождается от обязанности совершения хаджжа по достижении совершеннолетия.

11 – Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вменял в обязанность раздавать в день разговения садаку в размере одного са’[1] фиников или ячменя рабу и свободному человеку, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом людей на (праздничную) молитву» (Аль-Бухари 1503; Муслим 986; Малик 625; Абу Дауд 1610; ан-Наса’и 5/48).

 


[1] Са’ — мера объёма, о которой часто упоминается в хадисах. Канонический са’ равен четырём муддам или же 4,212 литра.

12 – Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, поцеловал аль-Хасана бин ‘Али[1], да будет доволен Аллах ими обоими, в то время, когда у него находился аль-Акра‘ бин Хабис, и аль-Акра‘ cказал: “Поистине, у меня есть десять детей, но я (ни разу) не поцеловал никого из них”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, посмотрел на него и сказал: “Не помилуют того, кто сам не проявляет милосердия (по отношению к другим)!”» (Аль-Бухари 5997; Муслим 2318).

 


[1] Старший из двух внуков пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, от ‘Али и Фатимы. Младшим внуком был аль-Хусейн, да будет доволен ими всеми Аллах.

13 – Передают со слов Сахля бин Са’да ас-Са’иди, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «В раю мы с опекающим сироту будем (столь же близки друг к другу)», и (, сказав это,) он сделал знак указательным и средним пальцами, немного отведя их друг от друга (Аль-Бухари 5304).

14 – Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Не уверует никто из вас, пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца, и своих детей, и всех людей вообще» (Аль-Бухари 14; Муслим 44; ан-Наса’и 8/114).

15 – Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Аллах введёт в рай того, у кого будет дочь, которую он не похоронит заживо новорожденной[1], не станет унижать и не будет отдавать сыновьям предпочтение перед ней» (Абу Дауд 5146).

____________________________________________

В иснаде этого хадиса присутствует передатчик по имени Ибн Худайр, который был неизвестен знатокам хадисов.

Хафиз аль-Мунзири сказал: «В его иснаде присутствует Ибн Худайр, который является неизвестным». См. «ат-Таргъиб» 3/111.

Относительно этого передатчика имам аз-Захаби также сказал: «Неизвестный». См. «Тахридж Мишкатуль-масабих» 4/429.

По этой причине шейх аль-Албани назвал этот хадис слабым. См. «Да’иф Аби Дауд» 1104, «Да’иф аль-Джами’ ас-сагъир» 5807.

Также признал этот хадис слабым шейх Шу’айб аль-Арнаут. См. «Тахкъикъ аль-Муснад» 1957.


[1] В доисламские времена такой обычай бытовал среди бедуинов, которые закапывали живьём новорожденных девочек, опасаясь позора или того, что они не смогут прокормить их.

16 – Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды), когда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, зашёл в отхожее место, он принёс ему воду для омовения. (Потом пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) спросил: «Кто поставил (здесь) это?» Ему сообщили, (что это сделал я,) и тогда он сказал: «О Аллах, наставь его в религии!» (Аль-Бухари 143).

17 – Сообщается, что (однажды) Абу Са’ид Самура бин Джундуб, да будет доволен им Аллах, сказал:

«При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, я был ещё юношей[1] и запоминал его слова, а говорить[2] мне мешает лишь то, что здесь находятся люди, которые старше меня» (Аль-Бухари 1331; Муслим 964).

 


[1] В год смерти пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, Самуре, да будет доволен им Аллах, было немногим более двадцати лет.

[2] То есть передавать слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, которые я запомнил.

18 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

– (Однажды) Сулейман бин Дауд, мир им обоим, сказал: «Сегодня ночью я обязательно обойду сто (или: девяносто девять) женщин, и каждая из них родит всадника, который будет сражаться на пути Аллаха!» Его товарищ сказал ему: «Скажи: “Если пожелает Аллах”», однако он не сказал этого, и забеременела из них только одна женщина, которая родила половину человека. Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, скажи он: «Если пожелает Аллах», и все они стали бы всадниками и сражались на пути Аллаха! (Аль-Бухари 2819).

19 – Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды, когда) я сидел верхом позади пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, он сказал: “О мальчик, я научу тебя нескольким словам[1]: храни память об Аллахе[2], и Он будет хранить тебя, помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой[3]. Если (захочешь) попросить (о чём-либо), проси Аллаха, если (захочешь) обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху, и знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья[4] уже подняты, а страницы высохли[5]» (Ат-Тирмизи 2516). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 7957.

 

В той версии этого хадиса, которую ат-Тирмизи не приводит[6], сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой, стремись узнать Аллаха в благоденствии, и Он узнает тебя в беде, знай, что обошедшее тебя стороной не могло постичь тебя, а постигшее тебя не могло обойти тебя стороной, и знай также, что помощь (приходит) после (проявления) терпения, радость — после скорби, а облегчение — после тягот».

 


[1] То есть дам тебе несколько наставлений, которые Аллах сделает полезными для тебя.

[2] Помнить об Аллахе значит всегда бояться Его, неуклонно выполнять Его веления и не совершать запрещённого Им.

[3] То есть ты почувствуешь Его поддержку и помощь.

[4] Имеются в виду те перья, которыми в предвечности были записаны все судьбы мира.

[5] Здесь речь идёт о Хранимой Скрижали (аль-Ляух аль-Махфуз) — небесном источнике всех Священных Писаний. Последние слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, означают, что всё в мире предопределено и никаких изменений уже не будет.

[6] Эту версию данного хадиса приводят в своих «Муснадах» ‘Абд бин Хумайд и имам Ахмад. Как отмечает аль-Албани, Ибн Раджаб аль-Ханбали указывает, что данная версия является слабой.

20 – Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) один юноша из племени аслам сказал (пророку, да благословит его Аллах и да приветствует):

«О посланник Аллаха, поистине, я хочу принять участие в походе, но у меня нет ничего необходимого для этого». (На это пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал (ему): «Ступай к такому-то, который подготовился (к походу), но заболел». И (юноша) пришёл к этому человеку и сказал ему: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, приветствует тебя и говорит, чтобы ты отдал своё снаряжение мне». Тогда этот человек сказал: «О такая-то,[1] отдай ему всё то, что я приготовил, и ничего из этого не оставляй, клянусь Аллахом, ничего не оставляй, и за это будет нам благословение (Аллаха)!» (Муслим 1894; Абу Дауд 2780).

 


[1] Он обратился к своей жене.

21 – Сообщается, что аль-Хасан ибн ‘Али бин Абу Талиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, научил меня словам, которые я произношу во время совершения витра[1]: «О Аллах, выведи меня на правильный путь среди тех, кому Ты указал его, и избавь меня (от всего дурного) в числе тех, кого Ты избавил, и опекай меня среди тех, кого Ты опекаешь, и благослови меня в том, что Ты даровал, и защити меня от того, что Ты предрешил, ибо Ты решаешь, а относительно Тебя решений не принимают, и, поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержишь, как не познает славы тот, с кем Ты станешь враждовать. О Господь наш, Ты — Благословенный и Всевышний! /Аллахумма,-хди-ни фи-ман хадайта, ва ‘афи-ни фи-ман ‘афайта, ва тавалля-ни фи-ман тавалляйта, ва барик ли фи-ма а‘тайта, ва кы-ни шарра ма кадайта, фа-инна-кя такди ва ля йукда ‘аляй-кя, инна-ху ля йазиллю ман валяйта ва ля йа‘иззу ман ‘адайта! Табаракта, Рабба-на, ва та‘аляйта!/» (Абу Дауд 1425; ат-Тирмизи 464; ан-Наса’и 3/248). Хадис достоверный. См. «Ирвауль-гъалиль» 429.

 


[1] Витр — добровольная ночная молитва из нечётного количества ракатов. Самая краткая такая молитва может состоять из одного раката, а наиболее предпочтительной является молитва из одиннадцати ракатов.

22 – Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал (ему):

«О сынок, ни в коем случае не поворачивайся по сторонам во время молитвы, ибо повороты во время молитвы гибельны, а если уж это будет необходимо, то повернись во время дополнительной, а не обязательной молитвы» (Ат-Тирмизи 589).

_________________________________________________

Этот хадис является слабым.

Ибн аль-Къаййим сказал: «В его иснаде есть два недостатка. Первый – неизвестно, чтобы Са’ид (ибн аль-Мусаййиб) передавал что-либо от Анаса. Второй – в нём присутствует ‘Али ибн Зайд аль-Джуд’ан». См. «Задуль-ма’ад» 1/241.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: «Этот хадис приводится со слов Анаса и по другим путям, но все они являются слабыми. Ат-Табарани привёл похожее сообщение со слов Абу ад-Дарды, как восходящее к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, со слабым иснадом. Ад-Даракъутни сказал: “Его иснад запутанный, недостоверный”». См. «Фатхуль-Бари» 4/405.

Шейх аль-Албани назвал хадис этот слабым. См. «Да’иф ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 290, «Тамамуль-минна» 308, «Да’иф аль-Джами’ ас-сагъир» 2193.

‘Али ибн Зайд аль-Джуд’ан является слабым передатчиком, о чём сказал хафиз Ибн Хаджар в «ат-Такъриб». Он ошибался и возводил прерванные хадисы к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, как говорил Шу’ба ибн аль-Хаджадж. Также слабым его называл в «аз-Заваид» (2/166) аль-Бусыйри. См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 1/153-154, 9/413.

23 – Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Велите детям своим молиться, начиная с семилетнего возраста, и бейте их за это[1], начиная с десяти лет, и укладывайте их спать отдельно”»  (Абу Дауд 495). Хадис достоверный. См. «Ирвауль-гъалиль» 1/266, «Мишкатуль-масабих» 572.

 


[1] То есть бейте их, если они будут отказываться от молитвы.

24 – Сабит аль-Бунани передал, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Однажды я прислуживал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Увидев, что всё уже сделано, я сказал себе: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спит[1]», и вышел к детям[2], которые играли (на улице). Я подошёл к ним и стал смотреть на их игру, а потом к игравшим детям подошёл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который приветствовал их. После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, подозвал меня к себе, отправил с одним поручением, и я ушёл, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сидел в тени, пока я не вернулся. Из-за этого я позже обычного вернулся к матери, которая спросила: «Что задержало тебя?» Я ответил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, послал меня выполнить одно поручение». Она спросила: «Какое?» Я ответил: «Это – тайна посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует». Она сказала: «Тогда храни тайну посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!»

Сабит сказал: «Анас сказал мне: “Если бы я рассказал об этом хоть кому-нибудь из людей, то рассказал бы об этом и тебе, о Сабит”» (Аль-Бухари 6289; Муслим 2482; Ахмад 3/227).


[1] Имеется в виду полуденный сон.

[2] В то время Анас, да будет доволен им Аллах, сам был ещё ребёнком.

25 – Сообщается, что Бинт аль-Харис бин ан-Ну’ман, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Я запомнила суру “Каф” не иначе как со слов самого посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который читал её во время каждой пятничной молитвы» (Муслим 873; Ибн Хузайма 1687).

26 – Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Когда один отрок из числа иудеев, прислуживавший пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, заболел, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,  пришёл навестить его. Он сел у его изголовья и сказал ему: “Прими ислам”. Тот посмотрел на своего отца, находившегося рядом, а он сказал ему: “Повинуйся Абу-ль-Касиму!” — да благословит его Аллах и да приветствует, и он принял ислам. А после этого пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вышел (оттуда), говоря: “Хвала Аллаху, Который спас его от огня!”» (Аль-Бухари 1356).

27 – Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, отличался наилучшим нравом из всех людей. У меня был маленький брат по имени Абу ‘Умайр, которого только недавно отняли от груди, и когда (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) приходил к нам, он спрашивал: “О Абу ‘Умайр, что делает птичка?” – так как мой брат играл с этой птичкой. Бывало так, что (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) находился у нас, когда наступало время молитвы, и тогда по его велению коврик, на котором он сидел, подметали и вытряхивали, потом он становился на него, а мы становились за ним, и он совершал с нами молитву» (Аль-Бухари 6203; Муслим 2150; ат-Тирмизи 1989; Абу Дауд 4969).

28 – Передают со слов Са’ида бин аль-‘Аса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Ни один отец не делал сыну подарка, который был бы лучше хорошего воспитания» (Ат-Тирмизи 1952).

_______________________________________________

Шейх аль-Албани назвал этот хадис слабым. См. «Да’иф аль-Джами’ ас-сагъир» 5227, «Да’иф ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1230.

Шейх аль-Албани сказал:

– Этот хадис охарактеризовал как слабый своими словами ат-Тирмизи: «Этот хадис редкий/гъариб/, и мы знаем … Этот хадис по моему мнению является отосланным/мурсаль/». Приведя этот хадис, аль-Бухари сказал: «Отосланный/мурсаль/, и недостоверно, что его дед слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».

Что касается аль-Хакима, то он сказал: «Иснад достоверный», но это отверг аз-Захаби своими словами: «Я (аз-Захаби) говорю: Нет! Отосланный, слабый! В его иснаде присутствует ‘Амир ибн Салих аль-Хаззаз, который является очень слабым».

Аль-‘Укъайли сказал: «Хадис ‘Амира ибн Салиха ибн Рустум не подкрепляется надёжными передатчиками, и он известен только по этому хадису. Я видел в книге Мухаммада ибн Варата … что ‘Амир ибн Абу ‘Амир аль-Хаззаз сказал: “Я записал от него хадис Аййюба ибн Муса со слов его отца и деда … (Я говорю: И он упомянул этот хадис), и когда однажды мы находились у него, он сказал:

– Рассказал нам ‘Атаъ ибн Абу Рабах (или: Я слышал, как ‘Ату ибн Абу Рабаха) спросили о том-то и о том-то. Я спросил:

– А в каком году это было?

Он ответил:

– В двадцать четвёртом. Мы сказали:

– Но ведь ‘Атаъ скончался до двадцатых годов!»

Я (аль-Албани) говорю:

– Исходя из вышесказанного, у этого хадиса есть два недостатка:

Первый – слабость ‘Амира ибн Салиха аль-Хаззаз. В «ат-Такъриб» сказано: «Правдивый, с плохой памятью. Относительно него Ибн Хиббан проявил чрезмерность сказав: “Выдумывал хадисы”».

Второй – отосланность. Разъяснением этого служит то, что он приводится в версии Аййюба ибн Муса, передавшего со слов своего отца и деда, как восходящий к пророку. Дед же Аййюба – это ‘Амр ибн Са’ид ибн аль-‘Ас, как об этом было сказано ранее в речи ат-Тирмизи. ‘Амр же этот – последователь сподвижников/табии’й/. Хафиз (Ибн Хаджар) сказал: «Ошибается тот, кто утверждает, что он был сподвижником, но пророка, да благословит его Аллах и приветствует, видел только его отец, а ‘Амр преступил против самого себя».

Он имеет в виду, он выступил против ‘Абдуль-Малика ибн Марвана оспаривая с ним халифат, но ‘Абдуль-Малик прибегнул к хитрости и убил его.

Я (аль-Албани) говорю:

– У этого хадиса есть третий недостаток, а это – неизвестность Мусы ибн ‘Амра ибн Са’ид ибн аль-‘Ас. Аз-Захаби сказал: «От него не рассказывал хадисы никто, кроме его сына Аййюба ибн Муса».

Хафиз (Ибн Хаджар) в «ат-Такъриб» сказал: «Неизвестен!»

Я (аль-Албани) говорю:

– Этот же хадис передаётся от Ибн ‘Умара и Абу Хурайры с двумя слабыми иснадами. Что касается хадиса Ибн ‘Умара, то его передаёт Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн Хафс аль-Ансари:

– Рассказал нам Мухаммад ибн Муса ас-Са’ди от ‘Амра ибн Динара, передавшего от Салима, передавшего его со слов своего отца (Ибн ‘Умара). Его приводит ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» (13234) и Ибн ‘Ади в «аль-Камиль» (2/362), который сказал: «Он (хадис) с этим иснадом отвергаемый/мункар/. Хадисы Мухаммада ибн Муса – отвергаемые, и он не такой известный, и я не видел, чтобы кто-то передавал от него (хадисы), кроме Мухаммада ибн ‘Абдуллах ибн Хафс аль-Ансари».

Я (аль-Албани) говорю:

– ‘Амр ибн Динар – это не мекканец, заслуживающий доверия, а одноглазый басриец Къахраман из семейства аз-Зубайра, который также является слабым.

Что касается хадиса Абу Хурайры, то его передаёт Махди ибн Хилял:

– Рассказал нам Хишам ибн Хассан от Мухаммада ибн Сирина, передавшего от Абу Хурайры, как (хадис) восходящий к пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Его приводит аль-‘Укъайли (425), который сказал: «Из хадиса Хишама ибн Хассана он является недостоверным. Он известен из версии ‘Амира ибн Абу ‘Амир аль-Хаззаза, передавшего от Аййюба ибн Муса, передавшего со слов своего отца и деда, но в нём также есть проблемы».

Я (аль-Албани) говорю:

– Этого Махди называли лжецом Яхйа ибн Са’ид и Ибн Ма’ин». См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 3/249.

Также слабым этот хадис назвали имам аль-Байхакъи, хафиз аль-Миззи, хафиз аль-Хайсами, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Мубаракфури. См. «Сунан аль-Кубра» 3/84, «Тахзиб аль-Камаль» 7/237, 9/259, «Маджма’у-з-заваид» 8/162, «Тахзиб ат-Тахзиб» 4/49, «Тухфатуль-ахвази» 5/365.

ВаЛлаху а’лям!

29 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Поистине ангелы будут проклинать того, кто направит на своего брата какой-нибудь железный (предмет), пока он не положит его, даже если (этот человек) будет его родным братом!» (Муслим 2616).

30 – Сподвижник пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, ‘Абдуллах бин Буср, да будет доволен им Аллах, передал, что, когда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, подходил к дверям, желая попросить разрешения войти, то становился справа или слева, а не прямо напротив дверей, и если получал разрешение, то входил, в противном же случае удалялся  (Ахмад 4/189; Абу Дауд 5186). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 4638, «Тахридж Мишкатуль-масабих» 4597.

31 – Сообщается, что ‘Умар бин Абу Салама, да будет доволен им Аллах, сказал:

– В детстве я находился на попечении посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует.[1] Обычно я протягивал руку к (разным концам общего) блюда, но (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне: «О мальчик, скажи: “С именем Аллаха”, ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой!” — и с тех пор я ем только так» (Аль-Бухари 5376; Муслим 2022; Малик 1670; Абу Дауд 3777; ат-Тирмизи 1857).


[1] ‘Умар бин Абу Салама был сыном жены пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, Умм Саламы, да будет доволен Аллах ими обоими, от её первого брака.

32 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«За тем, кто скажет ребёнку: “Иди сюда, я дам тебе что-то”, и не даст, будет записано, что он солгал» (Имам Ахмад 3/447). Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1319, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 748.

33 – Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне: «О сынок! Если сможешь встречать (каждое) утро и (каждый) вечер, не желая сердцем своим обманывать никого, так и делай», а потом он сказал: «О сынок! Это – часть моей сунны; тот, кто оживит мою сунну[1], оживит меня, а тот, кто оживит меня, будет со мной в раю» (Ат-Тирмизи 2678).

________________________________________________

Шейх аль-Албани назвал этот хадис слабым. См. «Да’иф ат-Тирмизи» 2678, «Мишкатуль-масабих» 175.

В его иснаде присутствует передатчик по имени ‘Али ибн Зайд ибн Джуд’ан, который является слабым.  См. «Да’иф ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 2/245.


[1] То есть будет следовать ей.

34 – Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я служил пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, десять лет, и он (ни разу) не сказал мне: “Уф!” — и (ни разу) не (сказал мне): “Почему ты сделал это?” — или: “Почему ты этого не сделал?”» (Аль-Бухари 6038; Муслим 2309; Абу Дауд 4774; Ахмад 3/195).

В версии Муслима (2310) к этому добавлено следующее:

– Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, отличался наилучшим нравом из всех людей. Однажды он послал меня по какому-то делу, я же сказал: «Клянусь Аллахом, не пойду!» — хотя я собирался пойти и выполнить поручение пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Я вышел из дома, а когда проходил мимо игравших на рынке детей, оказалось, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стоит позади меня, и, взглянув на него, я увидел, что он улыбается. Он спросил меня: «О Унайс, так ты всё же пошёл, куда я тебе велел?» Я сказал: «Да, я иду, о посланник Аллаха».

Анас сказал:

– Клянусь Аллахом, я служил ему девять лет, и он (ни разу) не (сказал мне): «Почему ты сделал так-то и так-то?» — когда я делал что-то, или: «Так ты не сделал этого?» — когда я не делал чего-то.

В версии Ахмада (3/231) к этому добавлено следующее:

Анас сказал:

«Я служил пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, десять лет, и он ни разу не упрекнул меня, когда я медлил с чем-либо или не выполнял чего-либо, если же меня начинал упрекать кто-либо из членов его семьи, он всегда говорил: “Ocтавьте его, ибо если что-то предопределено (или: предрешено), это (непременно) случится”».

35 – Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Войдёт в рай тот человек, у которого есть три (или: две) дочери (или: сестры) и который будет хорошо обходиться с ними, проявлять терпение и бояться Аллаха во всём, что касается их» (Аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 79; ат-Тирмизи 1912; Абу Дауд 5147; Ибн Хиббан 446). Хадис хороший. См. «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 59, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 294.

36 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что, когда посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, приносили первые финики, он говорил: «О Аллах, благослови наш город, наши финики, наши мудды и наши са’ (и ниспошли) благословение на благословение!» — после чего отдавал их самому младшему из присутствовавших при этом детей» (Муслим 1374).

37 – Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, часто просил защиты для аль-Хасана и аль-Хусейна[1], говоря: «Прибегаю к совершенным словам Аллаха,[2] чтобы они защитили вас от любого шайтана и (ядовитого) насекомого и от всякого дурного глаза! /А‘узу би-кялимати-Ллахи-т-таммати мин кулли шайтанин ва хамматин ва мин кулли ‘айнин лямматин!/» — и говорил: «Поистине, ваш праотец[3] так просил у Аллаха защиты для Исмаила и Исхака» (Аль-Бухари 3371).

 


[1] То есть для своих внуков.

[2] Речь идёт о совершенстве с точки зрения милости и пользы.

[3] Имеется в виду Ибрахим, мир ему.

38 – Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Когда) аль-Фадль[1] сидел верхом позади посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, подошла какая-то женщина из племени хас’ам, и аль-Фадль принялся смотреть на неё, а она – на него[2], что же касается пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то он стал поворачивать лицо аль-Фадля в другую сторону» (Аль-Бухари 1513; ат-Тирмизи 928; Абу Дауд 1809).


[1] Брат ‘Абдуллаха бин ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллах.

[2] Оба они отличались красотой.

39 – Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне: “О сынок, войдя в (свой дом), поприветствуй (членов) своей семьи, и это станет благословением как для тебя, так и для (членов) твоей семьи”» (Ат-Тирмизи 2698). Хадис хороший. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1608.

40 – Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Относитесь к своим детям с уважением и хорошо воспитывайте их» (Ибн Маджа 3671).

______________________________________________

Шейх аль-Албани назвал этот хадис очень слабым. См. «Да’иф ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1231, «Да’иф аль-Джами’ ас-сагъир» 1133.

Аль-‘Укъайли передал, что относительно передатчика по имени аль-Харис, аль-Бухари сказал: «Его хадисы отвергаемые», и затем он привёл от него этот хадис.

Относительно другого его передатчика Са’ида ибн ‘Умары, аль-Азди сказал: «Неприемлемый передатчик/матрук/!»

Ибн Хазм сказал: «Неизвестный».

Хафиз Ибн Хаджар в «ат-Такъриб» сказал: «Слабый». См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 4/150-151.

41 – Тарик бин Джа’фар бин Сулейман передал со слов Сабита, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, часто посещавший ансаров, приветствовал их детей, гладил их по головам и обращался к Аллаху с мольбами за них (Ан-Наса’и в «Сунан аль-Кубра» 8349). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 4947, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 5/149.

42 – Передают со слов Джабира бин Самуры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Поистине, если человек займётся воспитанием своего сына, это будет лучше для него, чем раздача одного са‘ (съестного) в качестве милостыни» (Ат-Тирмизи 1951).

_______________________________________________________

Шейх аль-Албани назвал этот хадис слабым. См. «Да’иф аль-Джами’ ас-сагъир» 4642, «Да’иф ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1229.

Шейх аль-Албани писал:

– Очень слабый хадис. Ат-Тирмизи сказал: «Хадис редкий. Насых ибн ‘Аляъ аль-Куфи по мнению мухаддисов является не сильным, и этот хадис известен только по этому пути». Приведя этот хадис, ‘Абдуллах ибн Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Мой отец не привёл этот хадис в своём “Муснаде” из-за Насыха, так как он в хадисах слабый». В другом месте он сказал: «От Насыха, мой отец рассказал мне только этот хадис».

Я (аль-Албани) говорю:

– Аль-Хаким промолчал о нём, а аз-Захаби после него сказал: «Я говорю: Насых — погибший!» В «ад-Ду’афаъ» он сказал: «Ибн Ма’ин и другие сказали: “Он ненадёжный!”»

Хафиз (Ибн Хаджар) в «ат-Такъриб» сказал: «Слабый». Ибн Абу Хатим привёл его в «аль-‘Иляль» (2/240-241) и передал слова своего отца: «Этот хадис отвергаемый, а Насых – слабый в хадисах». См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 4/362.

43 – Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

− Когда у раба (Аллаха) умирает ребёнок, Аллах Всевышний спрашивает Своих ангелов: «Вы забрали дитя Моего раба?» − а они отвечают: «Да». Тогда Он спрашивает: «Вы забрали плод его сердца?» − а они отвечают: «Да». Тогда Он спрашивает: «И что же сказал раб Мой?» − а они отвечают: «Он воздал Тебе хвалу и сказал: “Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы  вернёмся”». И тогда Аллах Всевышний говорит: «Постройте для раба Моего дом в раю и назовите его “Домом хвалы”» (Ат-Тирмизи 1021). Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 795, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1408.

 

 

     9/3/1422 года хиджры

Мухаммад бин Саррар бин ‘Али Аль Дагиш аль-Йами,

да помилует Аллах его самого, его родителей и всех мусульман, аминь.

Скачать книгу 40 хадисов полезных для воспитания детей