Сорок хадисов о Чёрном камне и воде Замзама

18 января 2017

 

 

 

 

Сорок хадисов о Чёрном камне и воде Замзама

 

 

 

 

 

Из серии: «Сорок хадисов»

 

 

 

Подготовил: Фарук Абу Хамид

 

 

Хадисы о Чёрном камне[1]

 

 

 

1 – Передают со слов Анаса ибн Малика и Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Чёрный камень – из Рая». Этот хадис передали Ахмад 3/277 и ан-Насаи 5/226. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 3174.  

 

 

 

2 – Передают со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Чёрный камень – из числа райских камней». Этот хадис передали Самавайх и аль-Байхакъи 5/75. 

Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 3175.

 

 

 

3 – Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Чёрный камень был ниспослан из Рая, и он был белее молока, а чёрным его сделали грехи сынов Адама”»[2]. Этот хадис передали ат-Тирмизи 877 и Ибн Хузайма 2526. 

Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 6756.

 

 

 

4 – Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Чёрный камень (был ниспослан) из Рая, и он был белее снега, пока его не сделали чёрным грехи многобожников»[3]. Этот хадис передали Ахмад 1/307, 329, 373 и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 4034. 

Хадис достоверный. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1146.

 

 

 

5 – Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра, да будет доволен ими обоими Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если бы не то, что его (Чёрного камня находящегося в углу Каабы) касалось из скверны времён невежества/джахилиййа/, то любой больной прикоснувшись к нему, обязательно исцелился бы! И нет на земле ничего из Рая, помимо него»[4]. Этот хадис передал аль-Байхакъи в «ас-Сунан» 5/75 и «Шу’аб аль-Иман» 3/449. 

Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 5334, «ас-Сильсиля ас-сахиха»3355.

 

 

6 – Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “На земле нет ничего из Рая, помимо трёх вещей: (это – финиковое) дерево (сорта) ‘аджва; серебро, которое каждый день нисходит в Евфрат из райской благодати; и Чёрный камень, (который находится в углу Каабы)”». Этот хадис передал аль-Хатыб аль-Багъдади в «ат-Тарих» 1/55. 

Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3111.

 

 

 

7 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал:

«На земле ничего не осталось из Рая, кроме этого (Чёрного) камня, (финикового) дерева (сорта) ‘аджва и серебра, которое каждый день по три раза нисходит в Евфрат из райской благодати». Этот хадис передал Исхакъ ибн Рахавайх в своём «Муснаде» 4/41. 

Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 7/304.

 

 

 

8 – Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра, да будет доволен ими обоими Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Чёрный камень (расположенный в углу Каабы) и место (стояния Ибрахима)[5] – это два яхонта из числа яхонтов Рая. Всевышний Аллах скрывает свет, исходящий от них, а если бы Он не скрывал их свет, то они осветили бы то, что между востоком и западом». Этот хадис передали Ахмад 2/213 и ат-Тирмизи 878. 

Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1633, 3559.

 

 

 

9 – Сообщается, что  Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о (Чёрном) камне сказал: “Клянусь Аллахом, поистине, в День воскрешения Аллах оживит Чёрный камень, и у него будут два глаза, которыми он станет взирать, и язык, которым он станет говорить. И он будет свидетельствовать в пользу каждого, кто прикоснулся к нему с истиной”[6]».

Этот хадис передали Ахмад 1/291, ат-Тирмизи 961, Ибн Маджах 2944. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 7098.

 

 

10 – Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Один час на пути Аллаха лучше молитв у Чёрного камня в течение всей Ночи Предопределения”». Этот хадис передали Ибн Хиббан 4603 и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 4286. 

Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 6636.

 

 

11 – Сообщается, что когда курайшиты перестроили Каабу и пришло время устанавливать Чёрный камень, они начали спорить о том, кто это сделает. Тогда Абу Умаййа ибн аль-Мугъира, который был в том году самым старшим по возрасту среди всех курайшитов, сказал: «О собрание курайшитов! Пусть рассудит вас первый вошедший в дверь этого храма». Они так и сделали. Первым вошедшим человеком был Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Когда они увидели его, сказали: «Это — Правдивый. Мы согласны. Это — Мухаммад». Когда он подошёл к ним, ему рассказали об этом деле. Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Принесите мне ткань!» Ему принесли её. Он взял Черный камень и положил его на ткань своими руками. Потом он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть каждое племя возьмётся за одну из сторон ткани, и потом поднимите его все вместе». Они так и сделали. Когда донесли камень на своё место, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, положил его своими руками в стенку и обмазал его раствором. См. «Сира» Ибн Хишама, «Даляиль ан-Нубувва» 1/433-434.

 

12 – Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, родился в понедельник, (Аллах) сделал его пророком в понедельник, скончался он в понедельник, выехал, совершая хиджру из Мекки в Медину, в понедельник, прибыл в Медину в понедельник, и поднял Чёрный камень в понедельник». Этот хадис передал Ахмад 1/277. 

Шейх Ахмад Шакир подтвердил достоверность хадиса. См. «Муснад Ахмад» 4/172.

 

 

13 – Сообщается, что (однажды) ‘Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, подошёл к Чёрному камню, поцеловал его и сказал:

«Поистине, мне известно, что ты − (только) камень, (сам по себе) не приносящий ни вреда, ни пользы. И если бы я не видел, как целует тебя Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, то и я не стал бы целовать тебя!» 

Этот хадис передали аль-Бухари 1597 и Муслим 1270.

 

 

14 – ‘Убайдуллах передал, что Нафи’ сказал:

«Я видел, как Ибн ‘Умар прикоснулся к Чёрному камню рукой, поцеловал свою руку и сказал: “Я не перестаю делать это с тех пор, как увидел, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поступает так”». 

Этот хадис передал Муслим 1268.

 

 

15 – Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Я видел, что, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приезжал в Мекку, в начале обхода он прикасался к Чёрному камню, (после чего) проходил быстрым шагом (первые) три круга из семи». 

Этот хадис передал аль-Бухари 1603.

 

 

16 – Передают со слов Ибн ‘Умара о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, прикосновение к Чёрному камню и йеменскому углу Каабы полностью избавляет от грехов». Этот хадис передал Ахмад 2/89. 

Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 2194.

 

 

17 – Передают со слов ‘Урвы ибн аз-Зубайра о том, что ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “Как ты поступил при прикосновении к (Чёрному) камню?” Я сказал: “Прикоснулся и оставил”. И он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ты поступил правильно”». Этот хадис передали Ибн Джарир ат-Табари в «Тахзибуль-асар» 1/69, Ибн Хиббан 3823, аль-Байхакъи 5/80, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 257 и «аль-Аусат» 1428. 

Хадис достоверный.См. «Сахих аль-Маварид» 829.

 

 

18 – Передают со слов Нафи’а о том, что Ибн ‘Умар сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не оставлял прикосновение к йеменскому углу и к (Чёрному) камню ни в одном из обходов (вокруг Каабы)».

(Нафи’) сказал: «И также поступал ‘Абдуллах ибн ‘Умар». Этот хадис передали Ахмад 2/115 и Абу Дауд 4876. 

Хадис хороший. См. «Ирвауль-гъалиль» 1110.

 

 

19 – Передают со слов Нафи’а о том, (однажды) ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«С тех пор, как я увидел, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прикасался к Чёрному камню, я не оставлял прикосновение к нему (независимо от того), трудно (это было делать) или легко[7]». Этот хадис передали Ахмад 2/3 и ан-Насаи 5/232. 

Хадис достоверный. См. «Сахих ан-Насаи» 2953.

 

 

20 – Сообщается, что аз-Зубайр ибн ‘Араби, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:

«Один человек[8] задал Ибн ‘Умару, да будет доволен Аллах ими обоими, вопрос о прикосновении к Чёрному камню. (В ответ) он сказал: “Я видел, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прикасался к нему и целовал его”».

(Аз-Зубайр) сказал:

− Я спросил: «А что если там будет слишком много людей? А что если мне не дадут этого сделать?» (На это Ибн ‘Умар) сказал: «Оставь эти “а что если” в Йемене![9] Я видел, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дотрагивался до него и целовал его!» 

Этот хадис передал аль-Бухари 1611.

 

 

21 – Сообщается, что ат-Туфайль, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:

«Однажды я был с Ибн ‘Аббасом и Муавией, да будет доволен Аллах ими обоими, и Му’авия не проходил мимо столба не прикоснувшись к нему. Ибн ‘Аббас сказал ему: “Поистине, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не прикасался кроме, как Чёрному камню и йеменскому углу!” (На это) Му’авия сказал: “Нет в этом Доме ничего, чтобы его следовало оставлять не прикоснувшись”»[10]

Этот хадис передали Ахмад 1/332, аль-Бухари 1608, ат-Тирмизи 858.

 

 

22 – Сообщается, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Я видел, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (начал) идти быстрыми мелкими шагами от Чёрного камня и вернулся к нему, (пройдя так) три круга». 

Этот хадис передал Муслим 1263.

 

 

Хадисы и асары о воде Замзама[11]

 

 

 

23 – Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Ибрахим, да благословит его Аллах и приветствует, привёл мать Исма’ила[12] вместе с её сыном Исма’илом, которого она ещё кормила грудью, и оставил её у Дома[13] рядом с большим деревом(, росшим) над (тем местом) в верхней части мечети(, где впоследствии забил) Замзам. В то время в Мекке[14] никого не было, как не было там и воды, и он оставил их там, оставив им мешок фиников и бурдюк воды. А потом Ибрахим повернулся и двинулся (в обратный путь), что же касается матери Исма’ила, то она последовала за ним(, восклицая): “О Ибрахим, куда же ты уходишь, бросая нас в этой долине, где нет людей и (вообще) ничего нет?!”, — и она много раз повторила (эти слова), но он даже не повернулся к ней. Потом она спросила его: “Аллах ли повелел тебе сделать это?” Он сказал: “Да”. Она сказала: “Тогда Он не даст нам пропасть!”, — после чего вернулась (к Исма’илу), а Ибрахим, да благословит его Аллах и приветствует, пошёл (дальше), достигнув же ас-Санийа,[15] где они не (могли) видеть его, он повернулся в сторону Дома и обратился с мольбой к Аллаху, воздевая руки к небу и (произнося такие слова): “Господь наш, поистине, поселил я часть своего потомства в долине, где ничего не растёт, у Твоего заповедного дома. Господь наш, пусть они совершают молитву, и склони к ним сердца (некоторых) людей и надели их плодами, чтобы они благодарили (Тебя)!”[16] Что же касается матери Исмаила, то она кормила его грудью и пила воду(, которую он им оставил), а когда бурдюк опустел, она и её сын начали испытывать жажду. И она стала смотреть, как (её сын) корчится[17] (перед ней, мучимый жаждой), а потом ушла(, покинув его), так как не желала смотреть на его (мучения, а потом) увидела, что ближе (всех холмов к тому месту, где они находились,) был (холм) ас-Сафа,[18] поднялась на него, повернулась к долине и стала смотреть туда (в надежде) увидеть кого-нибудь, но никого не увидела. Тогда она спустилась с ас-Сафы, а когда достигла долины, подняла края своей одежды, бросилась бежать(, как может) бежать изнурённый человек, пересекла эту долину и достигла аль-Марвы.[19]Поднявшись на (этот холм), она стала смотреть (по сторонам в надежде) увидеть кого-нибудь, но (опять) никого не увидела, и так она проделала (этот путь) семь раз.[20]

Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

– Вот почему люди бегают между ними.[21]

Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил свой рассказ:

– Достигнув аль-Марвы (в последний раз), она услыхала какой-то голос, сказала себе: “Тише!”, — стала прислушиваться и снова услышала его. Тогда она сказала: “Ты дал мне услышать (себя, а можешь) ли ты помочь (мне)?” И тут на том месте(, где сейчас находится) Замзам, она увидела ангела, который (рыл землю) своей пяткой (или: … своим крылом), пока оттуда не забила вода. И она стала руками делать углубление (около источника, одновременно) наполняя свой мех, но и после того, как она наполнила его, вода продолжала бить ключом.

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

– … (и воды появлялось) столько же, сколько она вычёрпывала (оттуда).

Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что далее Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

– Да помилует Аллах мать Исма’ила! Если бы она оставила Замзам (или: … не набирала его воду …), он стал бы потоком(, текущим по земле)!

Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«И она напилась и покормила своего сына, а потом этот ангел сказал ей: “Не бойтесь гибели, ибо, поистине, (будет) здесь дом Аллаха, который построят этот мальчик и его отец, и, поистине, Аллах не бросает (тех, кто Ему поклоняется)!”[22] Что же касается (того места, где потом возвели Каабу), то оно находилось на возвышенности наподобие холма, и потоки воды текли справа и слева от него.[23] И (Хаджар жила) так, пока (однажды) мимо них не проехали люди из племени (или: … рода) Джурхум, прибывшие со стороны Када.[24] Остановившись (там, где сейчас находится) нижняя часть Мекки, они увидели парившую (в небе) птицу[25] и сказали: “Не иначе как эта птица кружит над водой, но мы знаем, что в этой долине воды нет!” И они направили туда одного или двух посланцев, которые обнаружили воду и вернулись, сообщив им об этом, после чего туда отправились (и все остальные). Что же касается матери Исмаила, то она находилась у воды, и они спросили её: “Позволишь ли ты нам поселиться рядом с тобой?” Она сказала: “Да, но прав на (этот источник) у вас не будет”, — и они сказали: “Да”».[26]

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Ибрахим отправился (в путь) с Исма’илом и матерью Исма’ила, и с ними был бурдюк воды. Мать Исма’ила стала пить из этого бурдюка, и у неё было много молока для её сына, пока они не добрались до Мекки. Там Ибрахим оставил её под большим деревом, а сам пошёл обратно к своей семье. Что же касается матери Исма’ила, то она последовала за ним, а когда они достигли Када, она обратилась к нему сзади(, сказав): “О Ибрахим, кому ты нас оставил?” Он сказал: “Аллаху”. Тогда она сказала: “Я согласна (на покровительство) Аллаха!”, — после чего вернулась обратно. И (пока) она пила воду из бурдюка, молока для её сына было много, когда же вода закончилась, она сказала: “Пойду-ка и посмотрю, может быть, увижу кого-нибудь”». 

(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:

«И она пошла, поднялась на (холм) ас-Сафа и стала смотреть (в надежде) увидеть кого-нибудь, но так никого и не увидела. А когда она достигла долины(, спустившись с холма), то побежала и добралась до (холма) аль-Марва, (после чего) проделала (этот путь ещё несколько) раз. Потом она сказала: “Пойду-ка и посмотрю, что делает мальчик!”, — и отправившись туда, она увидела, что состояние его было таким, будто он уже издавал предсмертные хрипы, что (взволновало её), и она воскликнула: “Пойду и посмотрю, может быть, увижу кого-нибудь!” И она (снова) поднялась на (холм) ас-Сафа, стала смотреть (вокруг), но никого не увидела(, и так продолжалось), пока она не (пробежала между холмами) семь раз, а потом она сказала: “Пойду и посмотрю, что делает (мой сын)!”, — как вдруг услышала (какой-то) голос и сказала: “Помоги, если есть у тебя благо!” И оказалось, что это Джибрил, да благословит его Аллах и приветствует, который стал бить пяткой по земле, после чего (оттуда) хлынула вода, а мать Исма’ила удивилась и стала набирать её (в свой бурдюк) пригоршнями. 

Этот хадис передал аль-Бухари 3364 и 3365.[27]

 

 

24 – Передают со слов Убаййи ибн Ка’ба о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда Джибриль выбил Замзам своей пяткой, мать Исма’иля (Хаджар) стала собирать (воду) в углублении».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да помилует Аллах Хаджар, если бы она оставила его, он стал бы потоком, (текущим по земле)». Этот хадис передали ‘Абдуллах ибн Ахмад, ан-Насаи и ад-Дыяъ аль-Макъдиси. 

Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 2055.

 

 

25 – Передают со слов Анаса ибн Малика о том, что к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл Джибриль, да благословит его Аллах и приветствует, в то время, когда он играл с мальчиками. Он повалил его на землю, рассёк его грудь, извлёк (из него) сердце и вытащив из него сгусток крови, сказал: «Это доля шайтана в тебе!» Затем он помыл его в тазу из золота с водой Замзам, привёл его в прежнее состояние и вернул на своё место. А мальчики прибежали к его матери[28] и сказали: «Мухаммада убили!» Когда они встретили его, он был с изменившимся цветом (лица).

Анас сказал: «И мне доводилось видеть на его груди следы от этого шва». Этот хадис передали Ахмад 3/121 и Муслим 162. 

Хадис достоверный. См. «Фикъху ас-Сира» 61.

 

 

26 – Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда я находился в Мекке, кровля моего дома раскрылась, и сверху спустился Джибрил, который открыл мне грудь и омыл её изнутри водой Замзама. Затем он принёс золотой таз, наполненный мудростью и верой, вылил (его содержимое) мне в грудь и закрыл её, а затем взял меня за руку и вознёсся со мной к низшему небу». 

Этот хадис передали аль-Бухари 349 и Муслим 685.

 

 

27 – Сообщается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “В ночь вознесения ко мне пришли и отправились со мной к Замзаму. Там мне раскрыли грудь и затем помыли (моё сердце) водой из Замзама, после чего поместили обратно”»[29]. 

Этот хадис передал Муслим 162.

 

 

28 – Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, она является благословенной, и она (может заменять) пищу, от которой насыщаются”, имея в виду Замзам[30]». 

Этот хадис передали Ахмад 5/174 и Муслим 2473.

 

 

29 – Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Лучшей водой на земле является вода Замзама. В ней пища, от которой насыщаются и исцеление от болезней”[31]». Этот хадис передали ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 3/112/1 и «аль-Аусат» 1/118/1. 

Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1056.

 

 

30 – Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что он слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Замзам – и пища, от которой насыщаются, и исцеление болезни». Этот хадис передали Ибн Абу Шейба 1436, аль-Баззар 3929, ат-Табарани в «Му’джам ас-Сагъир» 295. 

Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 3572.

 

 

31 – Сообщается, что Абу аз-Зубайр сказал:

– Однажды мы находились у Джабира ибн ‘Абдуллах и беседовали, и когда наступило время молитвы, он встал и совершил с нами молитву, будучи в одной одежде, оставив (не надевая) накидку. Затем ему принесли воду Замзама, и он выпил её. Люди спросили: «Что это?» Он сказал: «Это – вода Замзама. О ней Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Вода Замзама (способствует осуществлению) того, ради чего её пьют”».[32]

(Джабир) сказал: «Затем, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, будучи в Медине, до завоевания Мекки, отправил (человека) к Сухайлю ибн ‘Амру: “Одари нас водой Замзама и (сделай так, чтобы она) не разлилась (в пути)”».

(Джабир) сказал: «И он отправил ему два сосуда (с водой Замзама)». Этот хадис передали Ахмад 3/357 и Ибн Маджах 3062. 

Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 5502, «Ирвауль-гъалиль» 1123.

 

 

32 – Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Вода Замзама для того, для чего ты её пьешь. Если ты пьёшь её, чтобы исцелиться от болезни, исцелит тебя Аллах. Если ты пьёшь её, чтобы утолить голод, Аллах утолит твой голод ею. Если ты пьёшь её, чтобы утолить свою жажду, утолит её Аллах. Она – удар (пяткой) Джибриля[33] и питьё Аллаха для Исмаи’ла”». Этот хадис передали ад-Даракъутни 2771 и аль-Хаким 1/473, который сказал: «Иснад хадиса достоверный, если всё в порядке  с (передатчиком) аль-Джаруди», и с ним в этой оценке согласился аз-Захаби. 

Хафиз аль-Мунзири и аль-‘Иракъи сказали, что Ибн аль-Къаттан признал его правдивым передатчиком. См. «Изаляту-д-дахш» стр. 115.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим[34]. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1164.

 

33 – Передают со слов ‘Урвы ибн аз-Зубайра:

«‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, возила воду Замзама и рассказывала о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возил с собой Замзам в кожаных бурдюках и мехах для воды, и он, да благословит его Аллах и приветствует, обливал ею больных и поил их». Этот хадис передали аль-Бухари в «ат-Тарих аль-Кабир» 2/1-173, ат-Тирмизи 963, аль-Хаким 1/660, аль-Байхакъи 5/202. 

Хадис хороший. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 883.

 

 

34 – Сообщается, что Абу Хамза ад-Дуба’и сказал:

– Я часто бывал собеседником Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, в Мекке, и как-то, когда меня охватила горячка, он сказал: «Охлади её водой Замзама, ибо, поистине, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Горячка (начинается) от жара геенны, охлаждайте же её водой Замзама”». Этот хадис передали Ахмад 1/291 и аль-Бухари 3261. 

 

 

35 – ‘Асым передал, что аш-Ша’би сообщил ему о том, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал ему:

«Я напоил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (водой) Замзама и он выпил её стоя». 

‘Асым сказал: «Что же касается ‘Икримы, то он клялся, что в это время (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сидел на верблюде». Этот хадис передали аль-Бухари 1637 и Муслим 2027.

 

36 – Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошёл к тому месту, где паломников поили, и попросил воды, аль-‘Аббас[35] сказал:

«О Фадль[36], сходи к своей матери и принеси Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воды от неё». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Напои меня». (Аль-‘Аббас) воскликнул: «О Посланник Аллаха, они же опускают туда руки!» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова) сказал: «Напои меня», (после чего) напился из (общей бадьи). А потом он подошёл к Замзаму, где (находились люди,) поившие (других) водой и работавшие[37] (там), и сказал (им): «Трудитесь, ибо, поистине, вы заняты праведным делом». А потом он сказал: «Если бы (потом) вас не одолели (другие)[38], я бы и сам спустился вниз, чтобы (обмотать) верёвку вокруг этого»,[39] имея в виду своё плечо и указав на него. Этот хадис передал аль-Бухари 1635. 

 

 

 

37 – Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Путник пьёт первым”, т.е. из воды Замзама[40]. Этот хадис передал ат-Табарани в «Му’джам ас-Сагъир» 252. 

Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 44, «ар-Рауд» 1033.

 

38 – Сообщается, что Ибн Абу Мулейка сказал:

– Однажды Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, увидел человека, который пьёт воду Замзама, и сказал: «Знаешь ли ты, как следует пить воду Замзама?» Тот спросил: «А как мне пить воду Замзама, о Ибн ‘Аббас?» Он ответил: «Если ты пожелаешь выпить воду Замзама, то зачерпни этой воды, затем повернись в сторону Каабы и скажи: “Бисми-Ллях”, а после этого трижды вдохни полной грудью и скажи: “О Аллах! Поистине, я прошу Тебя о полезном знании, об обильном уделе и исцелении от всех болезней/Аллахумма инни ас-алюка ‘ильман нàфи’ан, ва ризкъан вàси’ан, ва шифа-ан мин кулли даъ/”». Это сообщение передал аль-Факихи в «Ахбару Макка» 2/41. Исследователь этой книги – доктор ‘Абдуль-Малик Духайш назвал иснад хорошим. 

 

 

— 

39 – Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Лучшим колодцем для людей является (колодец источника) Замзам».[41] Это сообщение передал ‘Абду-р-Раззакъ 9118. Иснад достоверный. 

 

 

40 – Передают со слов Абу ат-Туфайля о том, что он слышал, как Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, говорил:

«Мы[42] называли её – то есть Замзам – “насыщающей” и мы видели в нём хорошего помощника в кормлении семьи». Это сообщение передали Ибн Абу Шейба 14337, ‘Абду-р-Раззакъ 9120 и ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир»10637. 

Шейх аль-Албани назвал сообщение хорошим. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1163, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2685.

 

 

 

И в заключении – хвала Аллаху, Господу миров! И да благословит Аллах нашего Пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников.

 


[1] Чёрный камень находится в восточном углу Каабы на высоте 1,5 м и заключён в серебряную оправу. Согласно хадисам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он был ниспослан из Рая. В 317 г.х., в первый день паломничества, на Мекку напала секта карамитов (разновидность шиитов). Они убили и ограбили многих верующих и не гнушались убивать паломников на территории Заповедной мечети и даже в Каабе. Также они разрушили купол источника Замзам, сдёрнули покрывало с Каабы, украли Чёрный камень, и он в течение 22 лет находился у них в стране. См. «Пророчества о приближении конца света». Сост. Э. Кулиев.

[2] Аль-Мубаракфури сказал: «В “аль-Миркъат” сказано: “То есть, грехи сыновей Адама, которые прикасались к камню, стали причиной того, что он стал чёрным. Этот хадис следует понимать буквально, потому что ничего не указывает на переносный смысл — ни содержание хадиса, ни здравый смысл”». См. «Тухфатуль-ахвази» 3/525.

[3] Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Некоторые еретики пытались опровергнуть этот хадис и сказали: “Как же грехи многобожников сделали его чёрным, если покорность (Аллаху) единобожников не сделали его снова белым?” Я отвечаю на это словами Ибн Къутайбы: “Если бы Аллах захотел, то так бы и случилось, но в данном случае Аллах установил правило, что чёрный цвет изменяет другие цвета, а сам не поддается изменению, в противоположность белому цвету”. Аль-Мухибб ат-Табари сказал: “Тот факт, что он остаётся чёрным, является назиданием для разумного человека. Если грехи способны воздействовать на твёрдый камень, то их влияние на сердце еще сильнее”». См. «Фатхуль-Бари» 3/463.

[4] Возможно, что имеется в виду, что на земле из Рая нет других камней, помимо него, так как в достоверном хадисе, наряду с упоминанием Чёрного камня, сказано: «(Финиковое) дерево (сорта) ‘аджва и окъии, которые каждый день нисходят в Евфрат из благодати Рая». В противном случае остаётся противоречие, а Аллах знает об этом лучше всех! См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 7/1073.

[5] «Макъам Ибрахим» – место стояния Ибрахима. Так называется камень со следами человеческих ног, на котором стоял пророк Ибрахим, мир ему, во время строительства Каабы. Около этого места паломник совершает молитву после обхода вокруг Каабы.

[6] Это значит, кто прикоснулся к Чёрному камню с верой и надеждой на награду Аллаха. См. «Тухфатуль-ахвази би шарх джами’ ат-Тирмизи» аль-Мубаракфури.

[7] То есть, независимо от количества людей, собиравшихся возле Каабы.

[8] Здесь аз-Зубайр говорит о самом себе в третьем лице.

[9] Аз-Зубайр был родом из Йемена.

[10] В другой версии этого хадиса, которую приводит имам Ахмад (1/217) сообщается, что после этих слов Му’авии, Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас» (аль-Ахзаб, 33:21). И тогда Му’авия сказал: «Ты прав».

[11] Замзам – священный источник, находящийся в пределах аль-Масджид аль-Харам, главной мечети Ислама, в непосредственной близости от Каабы.

[12] Матерью Исма’ила была Хаджар (библейская Агарь). Жена Ибрахима Сара, получившая Хаджар в дар от царя Египта, сама подарила её Ибрахиму, да благословит его Аллах и приветствует, а когда Хаджар забеременела, Сара стала ревновать и поклялась, что отрежет три части её тела. Тогда Хаджар убежала от неё, надев пояс, концы  которого волочились по земле, заметая её следы.

[13] Имеется в виду то место, где впоследствии была построена Кааба.

[14] То есть: на том месте, где впоследствии была построена Мекка.

[15] Название горного перевала.

[16] «Ибрахим», 14:37.

[17] Или: … катается (по земле) …

[18] Этот холм представляет собой один из отрогов горы Абу Кубайс.

[19] Ас-Сафа и аль-Марва – два холма, расположенные в непосредственной близости от Каабы.

[20] Иначе говоря, она металась между холмами, трижды поднявшись на вершину одного из них и четырежды — на вершину другого.

[21] Имеется в виду ритуальный бег/са’й/ паломников между холмами ас-Сафа и аль-Марва во время совершения хаджжа или умры.

[22] Возможен другой вариант перевода:  « … и,  поистине, Аллах не покинет тех, кто будет жить здесь!»

[23] Подразумевается, что это было в период дождей, когда сухие русла или же вади наполнялись водой.

[24] Название места в верхней части Мекки.

[25] Имеется в виду, что она кружила над одним местом, всё время возвращаясь к воде и не улетая оттуда.

[26] Иначе говоря, согласились с этим.

[27] См. «Сады праведных» имама ан-Навави, хадис № 1867. Пер. А. Нирша.

[28] Т.е. к его кормилице или к её мужу.

[29] В другой версии сообщается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Молитвы были предписаны в Мекке, и (как-то, когда) два ангела явились к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, они отправились вместе с ним к Замзаму. (Там) они раскрыли его грудь, вытащили из него содержимое (и положили) в таз из золота и помыли с водой Замзама, после чего наполнили его нутро мудростью и знанием». Этот хадис передал ан-Насаи 1/224. Хадис достоверный. См. «Сахих ан-Насаи» 451.

[30] В версии этого хадиса, которую приводит имам Муслим сообщается, что когда Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, отправился в Мекку, чтобы встретиться с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, его там избили многобожники, и он далее рассказывал:

«Я подошёл к Замзаму, смыл с себя кровь и попил воды, (а потом) я провёл (там) тридцать дней и ночей, ничего не употреб­ляя в пищу, кроме воды Замзама, но, (несмотря на это), располнел так, что у меня на животе появились складки, и (ни разу) не почувствовал голода».

Затем, когда он встретил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакра, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «(Сколько времени) ты находишься здесь?» Я сказал: «Тридцать дней и ночей». Он спросил: «Кто же кормил тебя?» Я сказал: «У меня не было никакой еды, если не считать воды Замзама, но я располнел так, что у меня на животе появились складки, и я (ни разу) не почувствовал голода». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, (эта вода) благословенна, и она (может заменять) пищу». См. «Мухтасар Сахих Муслим», (изд. на рус.яз.), хадис № 1722. Пер. А. Нирша.

[31] Хафиз ас-Суюты сказал: «Достоверно известно, что Замзам является пищей от голода и лекарством от болезни, и Замзаму было отдано предпочтение перед Каусаром*, ибо им омыли сердце избранного Пророка, да благословит его Аллах и приветствует». См. «Файдуль-Къадир» 6/128.

*Аль-Каусар (изобилие) – Райский водоём Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Мы даровали тебе изобилие» (аль-Каусар, 108:1).

[32] Имам ан-Навави сказал:

– Этого придерживались на практике учёные и лучшие мусульмане, которые пили воду Замзама в надежде на достижение великих целей, и их желания осуществлялись. Учёные указывали, что тому, кто пьёт воду Замзама, для того, чтобы получить прощение, добиться исцеления от болезни или для чего-нибудь подобного, в это время желательно говорить:

− О Аллах, дошло до меня, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,сказал: «Вода Замзама (способствует осуществлению) того, ради чего её пьют». О Аллах, поистине, я пью (эту воду), чтобы Ты простил меня, так прости же меня! /Аллахумма, ва инни ашрабуху ли-тагъфира ли, фа-гъфир ли!/ (или: чтобы Ты сделал для меня то-то и то-то, так сделай же это). Или же в подобных случаях желательно говорить: «О Аллах, я пью (эту воду), чтобы исцелиться, так исцели же меня! /Аллахумма, инни ашрабу-ху мусташфийан би-хи, фа-шфи-ни!/» − и произносить подобные слова, а Аллах знает об этом лучше. См. «аль-Азкар» имама ан-Навави (изд. на рус.яз.), стр. 361-363. Пер. А. Нирша.

Ибн Хаджар упомянул, что ад-Дийнавари в «аль-Муджаляса» по пути аль-Хумайди передал:

«Однажды мы были у Ибн ‘Уйейны и туда пришёл какой-то мужчина и сказал: “О Абу Мухаммад, хадис, который ты рассказывал нам про Замзам* – достоверный?” Он ответил: “Да”. Тогда он сказал: “Поистине, я только что выпил её для того, чтобы ты рассказал мне сто хадисов!” И Ибн ‘Уйейна сказал: “Садись!”, и затем рассказал ему сто хадисов».

*По всей видимости, он имел в виду хадис: «Вода Замзама (способствует осуществлению) того, ради чего её пьют». Прим. составителя.

Однажды у имама Ибн Хузаймы спросили: «Откуда тебе было даровано знание?» Он ответил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Вода Замзама (способствует осуществлению) того, ради чего её пьют”, и я, поистине, когда пил её обратился с мольбой к Аллаху, чтобы Он даровал мне полезное знание».

Имам Абу ‘Абдуллах аль-Хаким ан-Найсабури сказал: «Я выпил воду Замзама и обратился к Аллаху с мольбой, чтобы он помог мне составить хорошую книгу».

Ибн ‘Асакир сказал:

– Я слышал, как Абу ‘Абдуллах аль-Хусайн ибн Мухаммад аль-Бальхи рассказывал от одного из своих шейхов, и я думаю, что это был Абуль-Фадль ибн Хайрун, что Абу Бакр аль-Хатыб упоминал о том, что когда он совершал хадж, он выпил воду Замзама сделав три глотка и попросил у Великого и Всемогущего Аллаха три вещи, ссылаясь на слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Вода Замзама (способствует осуществлению) того, ради чего её пьют». Первым было то, чтобы он смог в Багдаде рассказать историю Багдада. Второе заключалось в том, чтобы он смог рассказывать хадисы в мечети Мансура, и третье, чтобы он после смерти был похоронен возле могилы Бишра аль-Хафи. Затем Ибн ‘Асакир упомянул, что эти три вещи были ему дарованы.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Я пил воду Замзама для того, чтобы достичь в памяти степени аз-Захаби».

Ас-Суюты пил воду Замзама для некоторых потребностей, среди которых были следующие: чтобы достичь в фикъхе степени шейха Сираджу-д-Дина аль-Булькъини, а в хадисе – степени хафиза Ибн Хаджара.

[33] То есть, Джибрил ударил ногой (о землю) и забил (источник) воды. См. «ан-Нихая фи гъариб аль-асар» 5/605.

[34] Часть этого хадиса, начиная со слов «… Если ты пьёшь её, чтобы исцелиться от болезни …», шейх аль-Албани считал недостоверной. См. «Ирвауль-гъалиль» 1126.

[35] Аль-‘Аббас – дядя со стороны отца Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и отец передатчика этого хадиса ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса, да буде доволен ими обоими Аллах.

[36] Фадль − сын аль-‘Аббаса и двоюродный брат пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[37] Речь идёт о том, что они черпали воду из источника.

[38] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что в этом случае другие люди станут досаждать им просьбами поработать вместо них, следуя его примеру.

[39] То есть чтобы закрепить с помощью этого бадью с водой, которая подавалась наверх.

[40] Имеется в виду, что у путника есть право перед местным жителем пить первым из воды Замзам.

[41] Передают со слов ‘Аты о том, что (как-то) один эфиоп упал в (источник) Замзам и умер.

‘Атаъ сказал: «И Ибн аз-Зубайр повелел вычерпнуть воду Замзам, но вода не переставала течь. Когда же они посмотрели, то оказалось, что источник бил ключом со стороны Чёрного камня, и тогда Ибн аз-Зубайр сказал: “Достаточно”». Это сообщение передал Ибн Абу Шейба 1733. Иснад достоверный. Похожие сообщения передали ‘Абду-р-Раззакъ 275 и аль-Байхакъи 1/266.

[42] Имеются в виду сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Сообщается, что Муджахид сказал: «Когда они (сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) покидали дома, то любили приходить к (источнику) Замзам и пить из него». Ибн Абу Шейба 13491.