Главная > Сборники хадисов > Аль-Азкар имама ан-Навави. Глава 8. О том, что желательно говорить человеку, который выходит из своего дома. Хадисы №№53-55

Аль-Азкар имама ан-Навави. Глава 8. О том, что желательно говорить человеку, который выходит из своего дома. Хадисы №№53-55

30 марта 2015



باب ما يقول حال خروجِهِ من بيتِه

 

Глава 8. О том, что желательно говорить человеку,

который выходит из своего дома

 

عن أُمِّ سلمة رضي اللّه عنها، واسمها هند‏:‏أن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم كان إذا خرج من بيته قال‏:‏ ‏«‏باسْمِ اللَّهِ تَوَكَّلْتُ على اللَّهِ، اللَّهُمَّ إني أَعُوذُ بِكَ أنْ أضِلَّ أَوْ أُضَلَّ، أوْ أزِلَّ أَوْ أُزَلَّ، أَوْ أظْلِمَ أَوْ أُظْلَمَ، أوْ أجْهَلَ أَوْ يُجْهَلَ عليَّ‏»‏ حديث صحيح رواه أبو داود والترمذي والنسائي وابن ماجه‏.‏ قال الترمذي‏:‏ حديث صحيح‏.‏ هكذا في رواية أبي داود ‏»‏أنْ أضِلَّ أَوْ أُضَلَّ، أَوْ أزِلَّ أَوْ أُزَلَّ‏»‏ وكذا الباقي بلفظ التوحيد‏.‏

53 Передают со слов матери правоверных Умм Саламы Хинд бинт Абу Умаййа Хузайфа аль-Махзумийа, да будет доволен ею Аллах, что, выходя из своего дома, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно произносил такие слова: «С именем Аллаха, уповаю на Аллаха! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от того, чтобы сбиться с пути или оказаться сбитым с него, от того, чтобы самому допустить ошибку, и от того, чтобы меня заставили ошибиться, от того, чтобы самому допустить несправедливость, и от того, чтобы со мной поступили несправедливо, от того, чтобы поступать подобно невежественным, и от того, чтобы другие поступали так со мной /Би-сми-Лляхи, таваккяльту ‘аля-Ллах! Аллахумма, инни а‘узу би-кя ан адылля ау удалля, ау азилля ау узалля, ау азлима ау узлима, ау аджхаля ау йуджхаля ‘аляййа/».[1]

 

وفي رواية الترمذي ‏«‏أعُوذُ بِكَ مِنْ أنْ نَزِلّ‏»‏ وكذَلِكَ نَضِلَّ ونَظْلِمَ ونَجْهَلَ، بلفظ الجمع‏.‏

В версии ат-Тирмизи сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Прибегаю к Твоей защите от того, чтобы мы допустили ошибку, а также от того, чтобы мы оказались сбитыми с пути, и чтобы с нами поступили несправедливо, и чтобы мы поступали подобно невежественным /А‘узу би-кя мин ан назилля ва кязаликя нудалля, ва нузляма, ва наджхаля/».

 

وفي رواية أبي داود‏:‏ ما خرج رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم من بيتي إلا رفع طرفه إلى السماء فقال‏:‏ ‏»‏اللَّهُمَّ إني أعُوذُ بِكَ‏»‏‏

В другой версии Абу Дауда сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала:− Когда бы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ни выходил из моего дома, он неизменно поднимал взор к небу[2] и говорил: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите! /Аллахумма, инни а‘узу би-кя!/»[3]

___________________________________

[1] Достоверный хадис, который с достоверными иснадами* приводят Ахмад 6/321-322, Абу Дауд 5094, ат-Тирмизи 3427, ан-Насаи 8/268 и в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 86, Ибн Маджах 3884, Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 177, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 23/320 и «ад-Ду’аъ» 412. Ат-Тирмизи сказал: «Достоверный хадис». Здесь приводится версия Абу Дауда. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 4709, «Сильсиля ас-сахиха» 7/489.

[2] Шейх аль-Албани, после того, как оценил добавку «поднимал взор к небу» одного из хадисов — как недостоверную, сказал:
«Эта добавка противоречит другим достоверным хадисам, запрещающим поднимать взор к небу в молитве, как это в сборниках Бухари и Муслима и др. Также многие другие прекрасные хадисы можете увидеть вернувшись, к “ат-Таргъиб” (1\188-189), так же некоторые хадисы я вывел их в “Сахих Аби Дауд” (847-848). И мне не видится, что запрет относится только непосредственно в молитве, это касается и вне её. Более очевидно, что запрет охватывает оба положения — в самой молитве и вне её». См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» (3163).

[3] Имеется в виду, что после этого вышеупомянутая мольба произносилась до конца

* Здесь речь идёт об одном передатчике, к которому восходят все пути передачи данного хадиса.

_

عن أنس رضي اللّه عنه قال‏:‏ قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏‏ «‏مَنْ قالَ ـ يعني إذا خرج من بيته ـ باسْمِ اللَّهِ، تَوَكَّلْتُ على اللَّهِ، وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ باللَّهِ، يُقالُ لَهُ‏:‏ كُفِيتَ وَوُقِيتَ وَهُدِيتَ، وتَنَحَّى عَنْهُ الشَّيْطانُ‏»‏ قال الترمذي‏:‏ حديث حسن‏.

54 Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

− Тому, кто (при выходе из своего дома) скажет: «С именем Аллаха, уповаю на Аллаха и нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха /Би-сми-Лляхи, таваккальту ‘аля-Ллахи, ва ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях/», говорят[1]: «Ты ведом прямым путём, избавлен[2] и защищён[3]», и шайтан удаляется от него.[4]

 

زاد أبو داود في روايته ‏«‏فيقول ـ يعني الشيطان لشيطان آخر ـ كَيْفَ لَكَ بِرَجُلٍ قَدْ هُدِيَ وكُفِيَ وَوُقِيَ‏؟‏‏‏

В той версии (этого хадиса, которую приводит) Абу Дауд, сказано:

     − И (один шайтан) говорит другому: «Как (можешь) ты (добиться желаемого) от человека, который ведом прямым путём, избавлен и защищён?!»

____________________________________________________________

[1] В комментариях указывается, что эти слова произносятся либо Аллахом, либо ангелом.

[2] Имеется в виду избавление от всего того, что может причинить человеку беспокойство в обоих мирах.

[3] То есть защищён от зла любого врага.

[4] Этот хадис приводят Абу Дауд 5095, ат-Тирмизи 3422, ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 178 и другие мухаддисы. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший неизвестный хадис/хасан гъариб/». Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Передатчики этого хадиса являются надежными». Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ сагъир» 499, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1605.

عن أبي هريرة رضي اللّه عنه‏:‏ أن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم كان إذا خرج من منزله قال‏:‏ ‏»‏بِسْمِ اللّه، التُّكْلانُ على اللّه، لا حَوْلَ وَلا قُوَّةَ إِلاَّ باللَّهِ
‏‏

55Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Выйдя из своего дома, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда говорил: «С именем Аллаха, уповаю на Аллаха, нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха /БисмиЛляхи, ат-тукляну ‘аляЛлахи, ля хауля ва ля куввата илля биЛлях/».[1]

____________________________________________________________

[1] Этот хадис приводят аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 1197, Ибн Маджах 3885, Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 178, аль-Хаким 1/519, который назвал его достоверным в соответствии с условиями Муслима и с ним согласился аз-Захаби, а за ним последовал и Ибн Хаджар в «Натаидж аль-афкар» 1/166. Салим аль-Хиляли сказал: «Этот хадис является хорошим, в силу существования у него шàхидов». См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/84.

Однако шейх аль-Албани назвал этот хадис слабым, указав, что аль-Хаким и аз-Захаби ошиблись на счет передатчика Хусайна ибн ‘Атаъ, который не относится к передатчикам Муслима и в  добавок он был слабым передатчиком, о чем сказал хафиз Ибн Хаджар в «ат-Такъриб». См. «Сильсиля ад-да’ифа» 9/246. ВаЛлаху а’лям!