Главная > Сборники хадисов > Аль-Азкар имама ан-Навави. Глава 69. О прекраснейших именах Аллаха. Хадис №288

Аль-Азкар имама ан-Навави. Глава 69. О прекраснейших именах Аллаха. Хадис №288

25 мая 2015



بابُ أسماء اللّه الحسنى

 

Глава 69. О прекраснейших именах Аллаха

 

 

 

قال اللّه تعالى‏:‏ ﴿ ‏وَلِلَّهِ الأسْماءُ الحُسْنَى فادْعُوهُ بِها‏ ﴾ ‏الأعراف‏:‏180‏.‏

 

Аллах Всевышний сказал: {(Есть) у Аллаха прекраснейшие имена, так взывайте же к Нему, (обращаясь к Нему по этим именам)…}[1]

 

 

وعن أبي هريرة رضي اللّه عنه أن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم قال‏:‏‏»‏إنَّ لِلَّهِ تَعالى تِسْعَةً وَتِسْعِينَ اسْماً، إِلاَّ وَاحِداً، مَنْ أحْصَاها دَخَلَ الجَنَّةَ، إنَّهُ وِتْرٌ يُحِبُّ الوِتْرِ

 

288 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, у Аллах Всевышнего девяносто девять имён − сотня без одного, и тот, кто станет перечислять их[2], войдёт в рай. Поистине, Он (− это Тот, Кто) не имеет пары /витр/, и Он любит (всё) непарное[3].

sahih-1

 

 

 

 

هُوَ اللَّهُ الَّذي لا إِلهَ إِلاَّ هُوَ، الرَّحْمَنُ، الرَّحِيمُ، المَلِكُ، القُدُّوسُ، السَّلامُ، المُؤْمِنُ، المُهَيْمِنُ، العَزِيزُ، الجَبَّارُ، المُتَكَبِّرُ، الخالِقُ، البارىءُ، المُصَوّرُ، الغَفَّارُ، القَهَّارُ، الوَهَّابُ، الرَّزَّاقُ، الفَتَّاحُ، العَلِيمُ، الباسِطُ، الخَافِضُ، الرَّافِعُ، المُعِزُّ، المُذِلُّ، السَّمِيعُ، البَصِيرُ، الحَكَمُ، العَدْلُ، اللَّطِيفُ، الخَبيرُ، الحَليمُ، العَظِيمُ، الغَفُورُ، الشَّكُورُ، العَلِيُّ، الكَبِيرُ، المُغِيثُ، الحَسِيبُ، الجَلِيلُ، الكَرِيمُ، الرَّقِيبُ، المُجِيبُ، الوَاسِعُ، الحَكِيمُ، الوَدُودُ، المَجِيدُ، الباعِثُ، الشَّهِيدُ، الحَقُّ، الوَكِيلُ، القَوِيُّ، المَتِينُ، الوَليُّ، الحَمِيدُ، المُحْصِي، المُبْدِىءُ، المُعِيدُ، المُحْيِي، المُمِيتُ، الحَيُّ، القَيُّومُ، الوَاجِدُ، المَاجِدُ، الوَاحِدُ، الصَّمَدُ، القادِرُ، المُقْتَدِرُ، المُقَدِّمُ، المُؤَخِّرُ، الأوَّلُ، الآخِرُ، الظَّاهِرُ، البَاطِنُ، الوَالي، المُتَعالِ، البَرُّ، التَّوَّابُ، المُنْتَقِمُ، العَفُوُّ، الرًّؤُوف، مالِكُ المُلْكِ، ذُو الجَلالِ وَالإِكْرَامِ، المُقْسِطُ، الجامِعُ، الغَنِيُّ، المُغْنِي، المَانِعُ، الضَّار، النَّافعُ، النُّورُ، الهَادِي، البَدِيعُ، الباقِي، الوَارِثُ، الرَشِيدُ، الصَّبُورُ‏»‏

 

Он – Аллах, помимо Которого нет иного бога, Он – Милостивый /ар-Рахман/,[4] Милосердный /ар-Рахим/, Царь /аль-Малик/, Пресвятой /аль-Куддус/, Мир /ас-Салям/, Обеспечивающий безопасность /аль-Му’мин/, Оберегающий /аль-Мухаймин/, Всемогущий /аль-‘Азиз/, Могущественный /аль-Джаббар/, Превосходящий /аль-Мутакаббир/, Творец /аль-Халик/, Создатель /аль-Бари’/, Придающий форму /аль-Мусаввир/, Прощающий /аль-Гаффар/, Всеподчиняющий /аль-Каххар/, Дарующий /аль-Ваххаб/, Дающий средства к существованию /ар-Раззак/, Открывающий /аль-Фаттах/, Знающий /аль-‘Алим/, Удерживающий /аль-Кабид/, Распространяющий /аль-Басит/, Унижающий /аль-Хафид/, Возвышающий /ар-Рафи‘/, Дающий силу /аль-Му‘изз/, Принижающий /аль-Музилль/, Слышащий /ас-Сами‘/, Видящий /аль-Басир/, Судья /аль-Хакам/, Справедливый /аль-‘Адль/, Добрый /аль-Лятыф/, Сведущий /аль-Хабир/, Кроткий /аль-Халим/, Великий /аль-‘Азым/, Прощающий /аль-Гафур/,  Благодарный /аш-Шакур/, Высокий /аль-‘Али/, Великий /аль-Кабир/, Хранящий /аль-Хафиз/, Спаситель /аль-Мугис/, Считающий /аль-Хасиб/, Великий /аль-Джалиль/, Щедрый /аль-Карим/, Наблюдающий /ар-Ракиб/, Отзывчивый /аль-Муджиб/, Всеобъемлющий /аль-Васи‘/, Мудрый /аль-Хаким/, Любящий /аль-Вадуд/, Славный /аль-Маджид/, Воскрешающий /аль-Ба‘ис/, Свидетель /аш-Шахид/, Истинный /аль-Хакк/, Защищающий /аль-Вакиль/, Сильный /аль-Кавийй/, Крепкий /аль-Матин/, Покровитель /аль-Валийй/, Достойный похвалы /аль-Хамид/, Учитывающий /аль-Мухсы/, Начинающий /аль-Мубди’/, Возвращающий /аль-Му‘ид/, Оживляющий /аль-Мухйи/, Умерщвляющий /аль-Мумит/, Живой /аль-Хайй/, Вечносущий /аль-Каййум/, Богатый /аль-Ваджид/, Благородный /аль-Маджид/, Единый /аль-Вахид/, Вечный /ас-Самад/, Могущий /аль-Кадир/, Всемогущий /аль-Муктадир/, Выдвигающий вперёд /аль-Мукаддим/, Отодвигающий назад /аль-Му’аххыр/, Первый /аль-Авваль/, Последний /аль-Ахыр/, Побеждающий /аз-Захыр/, Скрытый /аль-Батын/, Правящий /аль-Вали/, Всевышний /аль-Мута‘али/, Праведный /аль-Барр/, Приемлющий покаяние /ат-Тавваб/, Отмщающий /аль-Мунтаким/, Прощающий /аль-‘Афувв/, Сострадательный /ар-Ра’уф/, Царь царства /Малик аль-мульк/, Обладатель величия и щедрости /Зу-ль-джаляль ва-ль-икрам/, Справедливый /аль-Муксит/, Собирающий /аль-Джами‘/, Богатый /аль-Ганийй/, Защищающий /аль-Мани‘/, Причиняющий вред /ад-Дарр/, Приносящий пользу /ан-Нафи‘/, Свет /ан-Нур/, Ведущий верным путём /аль-Хади/, Созидающий /аль-Бади‘/, Вечный /аль-Баки/, Наследующий /аль-Варис/, Правильный /ар-Рашид/, Терпеливый /ас-Сабур/».

До слов “любит (всё) непарное” этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим[5]. Далее его приводят ат-Тирмизи и другие мухаддисы, и он относится к категории хороших хадисов[6]. В некоторых его версиях вместо имени “Спаситель /аль-Мугис/” приводится имя “Питающий /аль-Мукыт/”, вместо имени “Наблюдающий /ар-Ракиб/” приводится имя “Близкий /аль-Кариб/”, вместо имени “Крепкий /аль-Матин/” приводится имя “Ясный /аль-Мубин/”.

____________________________________________________________________Слабый(недост)

[1] “Преграды”, 180.

[2] То есть тот, кто запомнит их. Указанием на это служит приводимая Муслимом версия этого хадиса, в которой сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…кто запомнит их…». Говорят также, что это значит: тот, кто будет знать смысл этих имён и верить в них. Говорят также, что это значит: тот, кто станет уделять им должное внимание и стараться по мере сил изменять свой нрав в соответствии со смыслом этих имён, а Аллах знает об этом лучше.

[3] Имам ан-Навави поясняет эти слова следующим образом: «По отношению к Аллаху Всевышнему слова “Поистине, Он (− это Тот, Кто) не имеет пары, и Он любит (всё) непарное” означают, что Он – Един, и нет у Него ни сотоварища, ни подобного Ему. Слова “Он любит (всё) непарное” указывают на то, что Он предпочитает, чтобы, совершая многие дела и занимаясь многими видами поклонения, люди делали это нечётное число раз. Так, Им было установлено, что обязательную молитву следует совершать пять раз, омовение (вуду) – три раза, обход вокруг Каабы – семь раз, ритуальный бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва – семь раз и побивать камнями идолов во время хаджжа – семь раз. Количество дней ташрика* равно трём, подмываться следует три раза, покойного заворачивают в три савана, минимальное количество васков** фиников и зерновых, с которого следует выплачивать закят, равно пяти, минимальный вес серебра, с которого следует выплачивать закят, равен пять окиям***, минимальное количество верблюдов, с которых следует выплачивать закят, равно пяти и т. д. Кроме того, нечётным является количество многих великих творений Аллаха, например, небес, земель, морей, дней недели и т. д. Говорят также, что здесь речь идёт о качестве того, кто искренне поклоняется одному только Аллаху, Который знает об этом лучше».

* Дни ташрика (11-й, 12-й и 13-й дни месяца зу-ль-хиджжа), когда паломники после совершения хаджжа продолжают совершать жертвоприношения, посещают долину Мина и готовятся к возвращению домой.

** Васк – мера объёма, равная 252, 342 литра, что для пшеницы соответствует 194, 3 кг.

*** Окия – мера веса, равная 37,44 гр.

[4] Обращаем внимание читателя на то, что переводы имён Аллаха достаточно условны, поскольку существуют различные толкования смысла каждого из них.

[5] Этот хадис передали аль-Бухари 2736 и 7392, и Муслим 2677, исключая его слова «Поистине, Он (− это Тот, Кто) не имеет пары /витр/, и Он любит (всё) непарное».

[6] Этот хадис передали ат-Тирмизи 3507, Ибн Хиббан 808, аль-Хаким 1/16, аль-Багъави 5/32.

Шейх аль-Албани, с перечислением имен, назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 1945, «Мишкат аль-масабих» 2228.

Ат-Тирмизи сказал: «У этого хадиса нет достоверного иснада (с перечислением имен)». В иснадах этого хадиса, которые передают ат-Тирмизи и Ибн Хиббан присутствует аль-Валид ибн Муслим, который был мудаллисом. Версия, которую приводит Ибн Маджах является слабой из-за слабости передатчика по имени ‘Абдуль-Малик ибн Мухаммад, о чем сказал аль-Бусыри в «аз-Заваид». В версии аль-Хакима присутствует ‘Абдуль-‘Азиз ибн аль-Хусайн, который является слабым, о чем сказал аз-Захаби, а хафиз Ибн Хаджар в «ат-Тальхис аль-хабир» (4/172-173) сказал: «Есть единогласное мнение о его слабости. Слабым назвали его аль-Бухари, Муслим и Ибн Ма’ин. Аль-Байхакъи сказал: “Слабый по мнению ученых хадисоведов”». По этим причинам слабым назвал этот хадис Салим аль-Хиляли. См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/255-257.

Задать вопрос / Добавить комментарий
Комментирование отключено.
Комментарии (последние раньше)
  1. Умм Сумайя
    10 февраля 2016 в 20:22 | #1

    АсСаламу алейкум.
    Этот перевод подходит для заучивания ?! Вы могли бы на почти скинуть перевод для заучивания достоверный ??