Главная > Достоверные хадисы, Сборники хадисов > Аль-Азкар имама ан-Навави. Глава 56. О том, что желательно говорить в период времени, начинающийся после послеполуденной молитвы и продолжающийся до захода солнца. Хадис №231

Аль-Азкар имама ан-Навави. Глава 56. О том, что желательно говорить в период времени, начинающийся после послеполуденной молитвы и продолжающийся до захода солнца. Хадис №231

15 мая 2015



بابُ ما يقولُه بعدَ العصرِ إلى غُروبِ الشَّمس

 

Глава 56. О том, что желательно говорить в период времени, начинающийся после послеполуденной молитвы и продолжающийся до захода солнца

 

 

Всё, что желательно говорить после полуденной молитвы /зухр/ и о чём уже упоминалось ранее, желательно говорить и после послеполуденной молитвы /‘аср/. Как указывали наши праведные предшественники и улемы более позднего времени, в это время желательно поминать Аллаха как можно больше, поскольку эта молитва является срединной. Кроме того, желательно уделять как можно больше внимания поминанию Аллаха во время утренней молитвы, поскольку она является одной из двух молитв, которых в наибольшей мере касается то, что было сказано о средней молитве[1]. Желательно также много поминать Аллаха после послеполуденной молитвы, но ещё больше – в конце дня. Аллах Всевышний сказал:

 

﴿ ‏فَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ قَبْلَ طُلُوعِ الشَّمْسِ وَقَبْلَ غُرُوبِها‏ ﴾‏ طه‏:‏ 130

 

{…и прославляй Господа твоего, (воздавая Ему) Хвалу, до восхода солнца и перед его закатом…}[2]

 

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ وَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ بالعَشِيِّ والإِبْكارِ ‏﴾‏غافر‏:‏ 55

 

{…и прославляй Господа твоего, (воздавая Ему) хвалу, в послеполуденное время и утром}.[3]

 

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ ‏واذْكُرْ رَبَّكَ في نَفْسِكَ تَضَرُّعاً وَخِيفَةً وَدُونَ الجَهْرِ مِنَ القَوْلِ بالغُدُوِّ والآصَال‏﴾‏ الأعراف‏:‏ 205

 

{Поминай в душе своей Господа твоего покорно, со страхом и не вслух по утрам и перед закатом и не будь одним из  проявляющих небрежность}.[4]

 

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ ‏يُسَبِّحُ لَهُ فِيها بالغُدُوّ والآصَالِ رِجالٌ لا تُلْهِيهِمْ تِجارَةٌ وَلا بَيْعٌ عَنْ ذِكْرِ اللَّهِ‏﴾‏ النور‏:‏36

 

{(Славят Господа) в домах, которые Аллах позволил возвести и в которых поминается Его имя. Славят Его в них по утрам и перед закатом * люди, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха…}[5]

 

_

عن أنس رضي اللّه عنه قال‏:‏ قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏»‏لأَنْ أَجْلِسَ مَعَ قَوْمٍ يَذْكُرُونَ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ مِنْ صَلاةِ العَصْرِ إلى أنْ تَغْرُبَ الشَّمْسُ، أحَبُّ إليَّ مِنْ أَنْ أعْتِقَ ثَمَانِيَةً مِنْ وَلَدِ إسْماعِيلَ‏»‏‏.‏‏

 

231 Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, посидеть с людьми, поминающими Всемогущего и Великого Аллаха, после послеполуденной молитвы до закатной приятнее для меня, чем отпустить на свободу восемь (человек) из числа потомков Исма’ила».[6]

____________________________________________________________________

[1] В Коране сказано: {Совершайте молитвы неуклонно, (особенно) среднюю молитву*, и стойте пред Аллахом смиренно}. (“Корова”, 238)

   * О какой именно молитве идёт речь точно сказать трудно, но в основном толкователи Корана склонны считать, что в данном случае подразумевается послеполуденная молитва /‘аср/.

[2] “Та ха”, 130.

[3] “Прощающий”, 55.

[4] “Преграды”, 205.

[5] “Свет”, 36 – 37.

[6] Этот хадис со слабым иснадом приводят Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 669 и ат-Табарани в «ад-Ду’аъ» 1879. Подтверждением этого хадиса служит хороший хадис, который приводят Абу Дауд 3667, ат-Табарани в «ад-Ду’аъ» 1878, Ахмад 5/255 и другие мухаддисы. В нём сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, посидеть с людьми, поминающими Аллаха Всевышнего, после утренней молитвы до восхода солнца приятнее для меня, чем отпустить на свободу четырёх (человек) из числа потомков Исма’ила, и, поистине, посидеть с людьми, поминающими Аллаха, после послеполуденной молитвы до заката солнца приятнее для меня, чем отпустить на свободу четырёх (человек из числа потомков Исма’ила)”».

По этой причине Салим аль-Хиляли назвал этот хадис достоверным в сумме путей передач этого хадиса от Анаса. См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси  китаб аль-Азкар» 1/224.