Главная > Сборники хадисов > Аль-Азкар имама ан-Навави. Глава 49. О словах поминания, которые желательно произносить после молитвы. Хадисы №№166-183

Аль-Азкар имама ан-Навави. Глава 49. О словах поминания, которые желательно произносить после молитвы. Хадисы №№166-183

3 мая 2015



بابُ الأذكارِ بعدَ الصَّلاة

 

Глава 49. О словах поминания, которые желательно произносить после молитвы

 

Все улемы сходились во мнении о желательности произнесения слов поминания после молитвы. Известно множество достоверных хадисов, в которых приводятся примеры того, какие слова произносил в таких случаях пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Ниже приводятся важнейшие из таких хадисов.

 

 

عن أبي أمامة رضي اللّه عنه قال‏:‏ قيل لرسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ أيّ الدعاء أسمع‏؟‏ قال‏:‏ ‏»‏جَوْفُ اللَّيْلِ الآخِر، وَدُبُرُ الصَّلَوَاتِ المَكْتوبات‏»‏ قال الترمذي‏:‏ حديث حسن‏.‏

 

166  Сообщается, что Абу Умама, да будет доволен им Аллах, сказал:

− (Однажды) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Какие мольбы скорее всего будет услышаны?» − на что он ответил: «Те, с которыми обращаются в конце ночи и после обязательных молитв».[1]

____________________________________________________________________

[1] Этот хадис приводят ат-Тирмизи 3499, который сказал: «Хороший хадис» и ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 108. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим в «Сахих Сунан ат-Тирмизи» (2782) и «аль-Калим ат-таййиб» (114) и достоверным в силу существования других хадисов в «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1648. Что касается его мнения о его слабости, о котором он говорил в «аль-Калим ат-таййиб» (113) и «Мишкат аль-масабих» (967 и 1231), то эти мнения старые, от которых он позже отказался. См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/176.

Салим аль-Хиляли назвал хадис хорошим с подкрепляющими хадисами. См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/176.

_

عن ابن عباس رضي اللّه عنهما قال‏:‏ كنتُ أعرفُ انقضاء صلاة رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم بالتكبير‏.‏ وفي رواية مسلم ‏»‏كنّا‏»‏ وفي رواية في صحيحيهما عن ابن عباس رضي اللّه عنهما‏:‏ أن رفعَ الصوت بالذكر حين ينصرفُ النَّاسُ من المكتوبة كانَ على عهدِ رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏.‏ وقال ابن عباس‏:‏ كنتُ أعلمُ إذا انصرفوا، بذلك، إذا سمعتُه‏.‏

 

167 Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я узнавал об окончании молитвы, (проводившейся под руководством) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по (громкому) произнесению слов “Аллаху акбар”»[1].[2]

 

‏‏ وفي رواية مسلم ‏»‏كنّا‏»‏ .

 

В одной из версий этого хадиса, которую приводит только Муслим, сказано: «Мы узнавали…»

 

وفي رواية في صحيحيهما عن ابن عباس رضي اللّه عنهما‏:‏ أن رفعَ الصوت بالذكر حين ينصرفُ النَّاسُ من المكتوبة كانَ على عهدِ رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏.‏ وقال ابن عباس‏:‏ كنتُ أعلمُ إذا انصرفوا، بذلك، إذا سمعتُه ‏.‏

 

В другой версии этого хадиса, приводимой в обоих “Сахихах”, сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, люди громко произносили слова поминания, когда расходились после обязательной общей молитвы».

 

Ибн ‘Аббас также сказал: «Я узнавал о том, что они разошлись, услышав это[3]»[4].

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Этот хадис приводят аль-Бухари 842 и Муслим 583.

[2] Имам аш-Шафии считал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произносил зикр по окончании молитвы вслух, чтобы уведомить этим верующих, а когда они узнавали об этом, он читал щепотом. См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/176.

[3] То есть громкое произнесение слов поминания Аллаха.

[4] Этот хадис приводят аль-Бухари 841 и Муслим 583.

_

عن ثوبان رضي اللّه عنه قال‏:‏ كان رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم إذا انصرف من صلاته استغفر ثلاثاً وقال‏:‏ اللَّهُمَّ أنْتَ السَّلامُ وَمِنْكَ السَّلامُ، تَبارَكْتَ يا ذَا الجَلالِ وَالإِكْرامِ‏»‏ قيل للأوزاعي وهو أحد رواة الحديث‏:‏ كيف الاستغفار‏؟‏ قال‏:‏ اسْتَغْفِرُ اللَّهَ، أسْتَغْفِرُ اللَّهَ‏.‏

 

168 Сообщается, что Саубан, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Закончив молиться, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда трижды просил Аллаха о прощении, а потом говорил: «О Аллах, Ты − Мир и от Тебя − мир[1], благословен Ты, о Обладатель величия и щедрости! /Аллахумма, Анта-с-Саляму ва мин-кя-с-салям, табаракта, йа За-ль-джаляли ва-ль-икрам!/» 

Аль-Ауза’и, одного из передатчиков этого хадиса, спросили: «Как (следует) просить Аллаха о прощении?» − (на что) он ответил: «Говори: “Прошу Аллаха о прощении, прошу Аллаха о прощении /Астагъфиру-Ллах, астагъфиру-Ллах/”».[2]

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Слово “салям” образовано от арабского трёхбуквенного корня “с-л-м”, одним из значений которого является  “быть свободным; избавляться”. Таким образом, имя “Салям” как одно из имён Аллаха указывает на то, что Он свободен от любых недостатков и всего того, что не сообразуется с Его величием и совершенством.

[2] Этот хадис приводят Муслим 591, Абу Дауд 1513, ат-Тирмизи 300, ан-Насаи 3/68.

_

عن المغيرة بن شعبة رضي اللّه عنه‏:‏ أن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم كان إذا فرغ من الصلاة وسلّم قال‏:‏ ‏»‏لا إلهَ إِلاَّ اللَّهُ وَحْدَهُ لا شَرِيكَ لَهُ، لَهُ المُلْكُ وَلَهُ الحَمْدُ وَهُوَ على كُلّ شَيْءٍ قَدِيرٌ؛ اللَّهُمَّ لا مانِعَ لِمَا أعْطَيْتَ، وَلاَ مُعْطِيَ لِمَا مَنَعْتَ، وَلا يَنْفَعُ ذَا الجَدِّ مِنْكَ الجَدُّ‏»‏‏.‏

 

169 Сообщается, что аль-Мугъира бин Шу’ба, да будет доволен им Аллах, сказал:

− После каждой обязательной молитвы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно говорил: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он всё может! О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным перед Тобой окажется богатство[1] обладающего богатством /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху. Ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир! Аллахумма, ля мани‘а ли-ма а‘тайта, ва ля му‘тыйа ли-ма мана‘та ва ля йанфа‘у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадд/».[2]

____________________________________________________________________sahih-1

[1] “Джадд”. В “Фатх аль-Бари” Ибн Хаджар указывает, что в данном случае имеется в виду либо богатство, либо удел человека в этом мире в более широком смысле этого слова, а именно: и богатство, и положение, и многочисленное потомство и т. д. Кроме того, некоторые комментаторы считают, что здесь следует читать не “джадд”, а “джидд”, что означает “усердие”. Таким образом, здесь возможны различные варианты перевода.

[2] Этот хадис приводят аль-Бухари 844, Муслим 593, Абу Дауд 1505, ан-Насаи 3/70 и в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 129.

_

عن عبد اللّه بن الزبير رضي اللّه عنهما أنه كان يقول دُبُرَ كلّ صلاة حين يسلم‏:‏ ‏»‏لا إلهَ إِلاَّ اللَّهُ وَحدَهُ لا شَريكَ لَهُ، لَهُ المُلْكُ وَلَهُ الحَمْدُ وَهُوَ عَلَة كُلّ شَيْءٍ قَدِيرٌ، لا حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ باللّه، لا إِلهَ إِلاَّ اللّه وَلاَ نَعْبُدُ إِلاَّ إيَّاهُ، لَهُ النِّعْمَةُ ولَهُ الفَضْلُ، وَلَهُ الثَّناءُ الحَسَنُ، لا إلهَ إِلاَّ اللّه مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ وَلَوْ كَرِهَ الكافِرُونَ‏»‏ قال ابن الزبير‏:‏ وكان رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم يهلّل بهنّ دُبُرَ كُلِّ صلاة‏.‏

 

170 Сообщается, что после каждой молитвы ‘Абдуллах бин аз-Зубайр, да будет доволен Аллах ими обоими, говорил: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он всё может! Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха, и мы никому не поклоняемся, кроме Него. Он оказывает благодеяния и милости, и Ему (следует воздавать) достойную хвалу. Нет бога, кроме Аллаха, и мы искренни в исповедании религии пред Ним, даже если это ненавистно многобожникам! /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху. Ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир! Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях, ва ля на‘буду илля иййа-ху. Ля-ху-н-ни‘мату ва ля-ху-ль-фадлю, ва ля-ху-с-сана’у-ль-хасан. Ля иляха илля-Ллаху, мухлисына ля-ху-д-дина, ва ляу кариха-ль-кафирун!/»

Сообщается, что Ибн аз-Зубайр сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произносил эти слова после каждой молитвы» [1].

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Этот хадис приводят Муслим 1594, Абу Дауд 1506, 1507, ан-Насаи 3/75 и в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 127.

_

عن أبي هريرة رضي اللّه عنه‏:‏ أن فقراء المهاجرين أتوا رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم فقالوا‏:‏ ذهبَ أهل الدُّثُور بالدرجات العُلى والنعيم المقيم، يُصَلُّون كما نُصلِّي، ويصومون كما نصوم، ولهم فضل من أموال يحجّون بها ويعتمرون ويجاهدون ويتصدّقون، فقال‏:‏ ‏»‏ألا أُعَلِّمُكُمْ شَيْئاً تُدْرِكُونَ بِهِ مَنْ سَبَقَكُمْ وَتَسْبِقُونَ بِهِ مَنْ بَعْدَكُـِمْ، وَلاَ يَكُونُ أحَدٌ أفْضَلَ مِنْكُمْ إِلاَّ مَنْ صَنَع مِثْلَ ما صَنَعْتُمْ‏؟‏ قالوا‏:‏ بلى يارسول اللّه‏!‏ قال‏:‏ تُسَبِّحُونَ وَتَحْمَدُونَ وَتُكَبِّرُونَ خَلْفَ كُلّ صَلاةٍ ثَلاثاً وَثَلاثينَ‏»‏‏.‏

 

171 Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

− (Однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришли бедные (из числа его сподвижников) и сказали: «Богачи достигнут самого высокого положения и обретут вечное блаженство. Они молятся подобно нам и постятся подобно нам, но (помимо этого) у них есть преимущество обладания богатством, благодаря которому они совершают хаджж и умру, принимают участие в борьбе на пути Аллаха и дают милостыню». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Так не указать ли вам на то, благодаря чему сможете вы догнать опередивших вас, и никто из тех, кто придёт после вас, не сможет догнать вас, и станете вы лучшими из тех, среди кого находитесь, если они не будут делать того же? Говорите по тридцать три раза после каждой молитвы “Преславен Аллах /Cубхана-Ллах/”, “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/” и “Аллах велик /Аллаху акбар/”».

Абу Салих передал, что Абу Хурайра сказал:

Когда люди стали спрашивать о том, как произносить эти слова, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) говорил: «(Следует говорить) по тридцать три раза и “Субхана-Ллах”, и “Аль-хамду ли-Ллях”, и “Аллаху акбар”»[1].

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Этот хадис приводят Малик 1/209, аль-Бухари 843 и Муслим 595.

 

_

عن كعب بن عُجْرَة رضي اللّه عنه، عن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم قال‏:‏ ‏«‏ مُعَقِّباتٌ لاَ يَخِيبُ قائِلُهُنَّ أوْ فاعِلُهُنَّ دُبُرَ كُلّ صَلاةٍ مَكْتُوبَةٍ‏:‏ ثَلاثاً وَثَلاثِينَ تَسْبِيحَةً، وَثَلاثاً وَثَلاثِينَ تَحْمِيدَةً، وأرْبعاً وَثَلاثِينَ تَكْبِيرةً‏ «‏‏ .‏

 

172 Передают со слов Ка‘ба бин ‘Уджры , да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не разочаруется тот, кто после каждой обязательной молитвы станет по тридцать три раза произносить слова “Субхана-Ллах” и “Аль-хамду ли-Ллях” и по тридцать четыре раза − слова “Аллаху акбар”».[1]

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Этот хадис приводят Муслим 596, ат-Тирмизи 3412, ан-Насаи 3/75 и в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 155, 156.

_

عن أبي هريرة رضي اللّه عنه، عن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم قال‏:‏ ‏«‏مَنْ سَبَّحَ اللَّهَ في دُبُرِ كُلِّ صَلاةٍ ثَلاثاً وَثَلاثِينَ، وَحَمِدَ اللَّهَ ثَلاثاً وَثَلاثينَ، وكَبَّرَ اللَّهَ ثَلاثاً وَثَلاثِينَ، وَقالَ تَمامَ المئة‏:‏ لا إِلهَ إِلاَّ اللَّهُ وَحْدَهُ لا شَرِيكَ له، لَهُ المُلْكُ وَلَهُ الحَمْدُ وَهُوَ على كُلّ شَيْءٍ قَدِيرٌ، غُفِرَتْ خَطاياهُ وَإنْ كَانَتْ مِثْلَ زَبَدِ البَحْرِ‏»‏‏.‏

 

173 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто после каждой молитвы[1]будет по тридцать три раза произносить слова “Слава Аллаху”, и слова “Хвала Аллаху”, и слова “Аллах велик”, на сотый раз говоря: “Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, и Ему – хвала, и Он всё может! /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху. Ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду, ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир!/” − простятся его грехи, даже если будут они подобны пене морской».[2]

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Здесь речь идёт об обязательных молитвах.

[2] Этот хадис приводит Муслим 597.

_

عن سعد بن أبي وقاص رضي اللّه عنه‏:‏ أن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم كان يتعوّذ دُبُرَ الصلاة بهؤلاء الكلمات‏:‏ ‏«‏اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الجُبْنِ، وَأعُوذُ بِكَ أنْ أُرَدَّ إلى أَرْذَلِ العمُرِ، وأعُوذُ بِكَ مِنْ فتْنَةِ الدُّنْيا، وأعُوذُ بِكَ منْ عَذَابِ القَبْرِ‏»‏‏.

 

174 Передают со слов Са’да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что после молитвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к Аллаху с мольбами о защите, произнося такие слова: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от малодушия и я прибегаю к Твоей защите от мучений могилы! /Аллахумма, инни а‘узу би-кя мина-ль-джубни ва а‘узу би-кя мин ‘азаби-ль-кабр!/»[1]

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Этот хадис приводят аль-Бухари 2822, 6374, ат-Тирмизи 3567, ан-Насаи 8/266 и в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 131, 132.

 

_

عن عبد اللّه بن عمرو رضي اللّه عنهما، عن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم قال‏:‏ ‏»‏خَصْلَضتانِ أوْ خَلَّتانِ لا يُحافِظُ عَلَيْهِمَا عَبْدٌ مُسْلِمٌ إلاَّ دَخَلَ الجَنَّةَ، هُمَا يَسِيرٌ، وَمَنْ يَعْمَلُ بِهِمَا قَلِيلٌ‏:‏ يُسَبِّحُ اللَّهُ تَعالى دُبُرَ كُلّ صَلاةٍ عَشْراً، وَيَحْمَدُ عَشْراً، ويُكَبِّر عَشْراً، فَذَلِكَ خَمْسُونَ ومِئَةٌ باللِّسانِ، وألْفٌ وخَمْسُمِئَةٍ في المِيزَاِ‏.‏ وَيُكَبِّرُ أرْبَعاً وَثَلاثِينَ إذَا أخَذَ مَضْجَعَةُ وَيحْمَدُ ثَلاثاً وَثَلاثينَ، وَيُسَبِّحُ ثَلاثاً وَثَلاثينَ، فَذَلكَ مِئَةٌ باللِّسانِ، وألفٌ بالميزَانِ‏»‏‏.‏ قال‏:‏ فلقد رأيت رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم يعقدها بيده، قالوا‏:‏ يارسول اللّه‏!‏ كيف هما يسير، ومن يعمل بهما قليل‏؟‏ قال‏:‏ ‏»‏يأتِي أحَدَكُمْ ـ يعني الشيطان ـ في مَنامِهِ فَيُنَوِّمُهُ قَبْلَ أنْ يَقُولَهُ، ويأتِيهِ في صَلاتِهِ فَيُذَكِّرَهُ حاجَةً قَبْلَ أنْ يَقُولَهَا‏»‏ إسناده صحيح، إلا أن فيه عطاء بن السائب وفيه اختلاف بسبب اختلاطه، وقد أشار أيوبُ السختياني إلى صحة حديثه هذا‏.‏

 

175 Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Непременно войдёт в рай тот раб (Аллаха), который станет неуклонно совершать два дела. Они легки, но тех, кто станет совершать эти дела, будет немного: (следует) по десять раз прославлять[1] Аллаха Всевышнего, по десять раз воздавать Ему хвалу[2] и по десять раз возвеличивать[3] Его после каждой молитвы. (Всего эти слова придётся произнести) сто пятьдесят раз, а на Весах окажется тысяча пятьсот (благих дел).[4] Кроме того, когда мусульманин уляжется в постель, ему следует по тридцать четыре раза возвеличивать Аллаха и по тридцать три раза прославлять Его и воздавать Ему хвалу. (Всего эти слова придётся произнести) сто раз, а на Весах окажется тысяча (благих дел)».

(‘Абдуллах бин ‘Амр) сказал:

− И я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вёл счёт этим словам с помощью (пальцев правой) руки. (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, если эти дела легки, почему же тех, кто станет совершать их, будет немного?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «К некоторым из вас будет являться (шайтан) и усыплять человека, прежде чем тот произнесёт эти слова, к иным же он будет являться во время молитвы и напоминать человеку о чём-либо[5], прежде чем тот произнесёт их».[6]

____________________________________________________________________sahih-1

[1] То есть произносить слова “Субхана-Ллах”.

[2] То есть произносить слова “Аль-хамду ли-Ллах”.

[3] То есть произносить слова “Аллаху акбар”.

[4] Имеется в виду, что в День воскресения награда за каждое благое дело, к числу которых относятся и слова поминания Аллаха, будет по меньшей мере десятикратной.

[5] То есть отвлекать его.

[6] Этот хадис приводят Ахмад 2/161 и 205, Абу Дауд 5065, ат-Тирмизи 3410, ан-Насаи 3/74, Ибн Маджах 926. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 606, «аль-Калим ат-таййиб» 112.

 

Иснад этого хадиса является достоверным, но одним из его передатчиков был ‘Ата бин ас-Саиб, относительно надёжности которого среди мухаддисов не было единого мнения ввиду путаницы в его передаче. Однако Аййуб ас-Сахтийани указывал, что этот хадис, переданный Ибн ас-Саибом, является достоверным.

 

_

عن عقبة بن عامر رضي اللّه عنه قال‏:‏ أمرني رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم أن أقرأ بالمعوّذتين دُبُرَ كل صلاة ‏.‏

 

176 ‘Укба бин ‘Амир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел мне после каждой молитвы читать суры “Рассвет” и “Люди”».[1]

 

وفي رواية أبي داود ‏«‏بالمعوّذات‏»‏ فينبغي أن يقرأ‏:‏ قل هو اللّه أحد، وقل أعوذ بربّ الفلق، وقل أعوذ بربّ الناس‏.‏

 

В той версии этого хадиса, которую приводит только Абу Дауд, сообщается, что следует читать суры “Искренность”, “Рассвет” и “Люди”.

__________________________________sahih-1

[1] Этот хадис приводят Ахмад 4/155, 201, Абу Дауд 1523, ат-Тирмизи 2903, ан-Насаи 3/68, Ибн Хузайма 732, Ибн Хиббан 2004, Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 121. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1159.

_

عن معاذ رضي اللّه عنه‏:‏ أن رسولَ اللَّه صلى اللّه عليه وسلم أخذ بيده وقال‏:‏ ‏» ‏يا مُعَاذُ‏!‏ وَاللَّهِ إِنّي لأُحِبُّكَ، فَقالَ‏:‏ أُوصِيكَ يا مُعاذُ‏!‏ لا تَدَعَنَّ فِي دُبُرِ كُلّ صَلاةٍ تَقُولُ‏:‏ اللَّهُمَّ أعِنِّي على ذِكْرِكَ وَشُكْرِكَ وَحُسْنِ عِبادَتِكَ ‏»‏‏. ‏‏
177 Передают со слов Му’аза, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял его за руку и сказал:

О Му’аз, клянусь Аллахом, поистине, я люблю тебя и наказываю тебе, о Му’аз, никогда не забывать говорить после каждой молитвы: «О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе/Аллахумма, а‘ин-ни ‘аля зикри-кя, ва шукри-кя ва хусни ‘ибадати-кя/».[1]sahih-1

__________________________________

[1] Этот хадис с достоверным иснадом приводят Ахмад 5/244 и 245, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 690, Абу Дауд 1522, ан-Насаи в «Сунан» 3/53 и «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 109, Ибн Хузайма 728 и Ибн Хиббан 2020 в своих «Сахихах», и аль-Хаким 1/273, который сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям аль-Бухари и Муслима», Абу Ну’айм в «Хильяту аль-аулияъ» 1/241, ат-Табарани в «ад-Ду’аъ» 654, Ибн ас-Сунни  в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 117. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7969, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1596.

_

وروينا في كتاب ابن السنيّ، عن أنس رضي اللّه عنه قال‏:‏كانَ رسولُ اللَّه صلى اللّه عليه وسلم إذا قَضى صلاتَه مسحَ جبهتَه بيده اليمنى، ثم قال‏:‏ ‏»‏أشْهَدُ أنْ لا إلهَ إِلاَّ اللَّهُ الرَّحْمَنُ الرَّحِيمُ، اللَّهُمَّ أذْهِبْ عَنِّي الهَمَّ والحزنَ‏»‏‏.‏‏
178 Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды,) завершив молитву, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провёл по лбу правой рукой и сказал: “Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, Милостивого, Милосердного. О Аллах, удали от меня беспокойство и печаль /Ашхаду алля иляха илля-Ллаху-р-Рахману-р-Рахиму. Аллахумма, азхиб ‘ан-ни-ль-хамма ва-ль-хазан/”».[1]maudoo'

_________________________________

[1] Этот хадис приводят Ибн ас-Сунни  в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 111, Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 2/301-302.

Шейх аль-Албани назвал хадис выдуманным. В его иснаде присутствует передатчик по имени Саляма ат-Тавиль, который был лжецом. См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 2/114.

Салим аль-Хиляли сказал: «Слабый хадис. Абу Ну’айм сказал: “Хадис является редким от Му’авии.  Зайд аль-‘Амми был единственным, кто его передавал от него и в нем есть слабость”. Я (аль-Хиляли) говорю: Зайд аль-‘Амми такой, как он сказал. Однако недостатком этого хадиса является Салям аль-Мадаини, который является дерзким лжецом, поэтому иснад является выдуманным. Но у него есть подкрепляющие свидетельства».

Здесь шейх Салим аль-Хиляли привел два слабых хадиса, а затем сказал: «Одним словом хадис является слабым, недостоверным в сумме его путей передач из-за сильной слабости в них, исключая пути передачи аль-Баззара, который является слабым». См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/184.

_

عن أبي أُمامة رضى اللّه عنه قال‏:‏  ما دنوتُ من رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم في دُبُر مكتوبة ولا تطوُّع إلا سمعتُه يقول‏:‏ ‏»‏اللَّهُمَّ اغْفِرْ لي ذُنُوبي وَخَطايايَ كُلَّها، اللَّهُمَّ انْعِشْنِي واجْبُرْنِي وَاهْدِنِي لِصَالِح الأعْمالِ وَالأخْلاقِ، إنَّهُ لاَ يَهْدِي لِصَالِحها وَلاَ يَصْرِفُ سَيِّئَها إِلاَّ أَنْتَ‏»‏‏.‏‏
179 — Сообщается, что Абу Умама, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Каждый раз, оказавшись рядом с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после обязательной или добровольной молитвы, я неизменно слышал, как он говорил: «О Аллах прости мне все мои грехи и прегрешения, о Аллах, подбодри меня, помоги мне и укажи мне путь к благим делам и нравственным качествам, (ибо,) поистине, никто, кроме Тебя не укажет путь к ним и не отвратит от дурных (дел и нравственных качеств)! /Аллахумма,-гфир ли зунуби ва хатайа-йа кулля-ха, Аллахумма, ан‘иш-ни, ва-джбур-ни, ва ихди-ни ли-салихи-ль-а‘мали ва-ль-ахляки, инна-ху ля йахди ли-салихи-ха ва ля йасрифу саййи’а-ха илля Анта!»[1]sahih-1

________________________________

[1] Этот хадис приводят Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 115, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 7811 и 7893. Шейх аль-Албани и Салим аль-Хиляли назвали хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1266, «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/184.

_

عن أبي سعيد الخدريّ رضي اللّه عنه‏:‏ أن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم كان إذا فرغ من صلاته ـ لا أدري قبل أن يسلِّم أو بعد أن يسلِّم ـ يقول‏:‏ ‏»‏سُبْحانَ ربِّكَ رَبِّ العِزَّةِ عَمَّا يَصِفُونَ، وَسَلامٌ على المُرْسَلِينَ، وَالحَمْدُ لِلَّهِ رَبّ العَالَمِينَ‏»‏‏.‏‏

 

190 Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

Завершив молитву, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил: «Преславен Господь твой, Господь величия, (Он выше) того, что Ему приписывают! Мир посланникам и хвала Аллаху, Господу миров! /Субхана Раббикя, Рабби-ль-‘иззати, ‘амма йасифуна, ва салямун ‘аля-ль-мурсалина, ва-ль-хамду ли-Лляхи, Рабби-ль-‘алямин/»[1].[2] 

____________________________________________________________________

[1] См. “Выстроившиеся в ряды”, 180 – 182.

[2] Этот хадис приводит Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 118, Ибн Абу Шейба в «аль-Мусаннаф» 1/303, ат-Таялиси 478, Абу Я’ля 1118, ат-Табарани в «ад-Ду’аъ» 651. Шейх аль-Албани назвал хадис очень слабым. См. «Сильсиля ад-да’ифа» 9/215.

Салим аль-Хиляли сказал: «Очень слабый хадис. В его иснаде присутствует Абу Харун, а это ‘Умара ибн Джувайн, которого обвиняли во лжи, и поэтому его иснад является слабым. У него есть подкрепляющий хадис от Ибн ‘Аббаса, который передал ат-Табарани в “Му’джам аль-Кабир” (11221) и “ад-Ду’аъ” (652), где сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: “Мы узнавали о завершении молитвы посланника Аллаха по его словам: “Субхана Раббика Раббиль-‘иззати ‘амма йасифуна, ва салямун ‘аляль-мурсалина, валь-хамду лиЛляхи, Раббиль-‘алямин”. Хафиз ибн Хаджар в “Натаидж аль-афкар” (2/290) сказал: “В его иснаде присутствует Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн ‘Убайд аль-Макки, который подобен Абу Харуну, и даже слабее, чем он”. Аль-Хайсами в “Маджма’у-з-заваид” (10/103) сказал: “В его иснаде присутствует Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн ‘Убайд ибн ‘Умайр, который является матруком”. Я (шейх Салим) говорю: Это так, как он сказал, поскольку от подобного нет пользы, нет ему почета, и поэтому хадис является очень слабым». См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/185-186.

_

عن أَنس رضي اللّه عنه قال‏:‏ كان النبي صلى اللّه عليه وسلم يقول إذا انصرف من الصلاة‏:‏ ‏»‏اللَّهُمَّ اجْعَلْ خَيْرَ عُمُرِي آخِرَهُ، وَخَيْرَ عَمَلِي خَواتِمَهُ، وَاجْعَلْ خَيْرَ أَيَّامي يَوْمَ ألْقاكَ‏»‏‏.‏

 

181 Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Завершив молитву, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил: «О Аллах, сделай конец моей жизни лучшей её частью, а лучшими моими делами − последние дела, и сделай лучшим из моих дней день встречи с Тобой! /Аллахумма,-дж‘аль хайра ‘умри ахыраху, ва хайра ‘амали хаватимаху, ва-дж‘аль хайра аййами йаума алькъака!»[1]

____________________________________________________________________

[1] Этот хадис приводит Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 122.

Салим аль-Хиляли сказал: «Очень слабый хадис. Внем есть некоторые недостатки:

Первый — Салих ибн Абуль-Асвад, о котором аз-Захаби в “аль-Мизан” (2/288) сказал: “Слабый”. В “аль-Мугъни фи ду’афаъ” (1/302), он сказал: “Его хадисы отвергаемые”. Хафиз Ибн Хаджар в “Натаидж аль-афкар” (2/293) сказал: “Ненадежный!”

Второй — ‘Абдуль-Малик ан-Наха’и, которого обвиняли во лжи/матрук/, как об этом сказано в “ат-Такъриб”. Аль-Хайсами в “Маджма’у-з-заваид” (10/110) сказал: “Он является слабым”.

Третий — ‘Али ибн Зайд ибн Джуд’ан, который является слабым по причине слабой памяти». См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/186.

_

عن أبي بكرة رضي اللّه عنه‏:‏ أن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم كان يقول في دُبر الصلاة‏:‏ ‏»‏ اللَّهُمَّ إني أعُوذُ بِكَ مِنَ الكُفْرِ وَالفَقْرِ وَعَذَابِ القَبْرِ

 

182 Сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказал:

− В конце молитвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от неверия, бедности и мучений могилы! /Аллахумма, инни а‘узу би-кя мина-ль-куфри, ва-ль-факри, ва ‘азаби-ль-кабр!/»[1]

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Этот хадис со слабым иснадом приводит Ибн ас-Сунни 112. Хафиз Ибн Хаджар в «Натаидж аль-афкар» (2/294) сказал: «И я удивляюсь шейху (ан-Навави), который отнес его только к Ибн ас-Сунни! Ведь этот хадис приводится в одной из известных книг по Сунне». А в «аль-Футухат ар-Раббаниййа» (3/60-61) он сказал: «Хадис хороший. Его передали Ахмад (5/36, 44), ан-Насаи (1/198 и 2/315), Ибн Абу Шейба (12155), а также его передал Ибн ас-Сунни (109) от ан-Насаи с его иснадом».

Салим аль-Хиляли сказал: «Иснад этого хадиса является хорошим и соответствует условиям Муслима». См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/187.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Тамамуль-минна» 233.

_

عن فضالة بن عبيد اللّه قال‏:‏ قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏»‏ إذَا صَلَّى أحَدُكُمْ فَلْيَبْدَأ بِتَحْمِيدِ اللَّهِ تَعالى وَالثَّناء عَلَيْهِ، ثُمَّ يُصَلِّي على النَّبيّ صلى اللّه عليه وسلم ثُمْ ليَدْعُو بِمَا شَاءَ‏ «‏‏. ‏‏

 

183 Сообщается, что Фадаля ибн ‘Убайдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть каждый из вас по завершении молитвы начинает воздавать хвалу Аллаху Всевышнему и прославлять Его, потом − призовёт благословения на пророка, а потом − обратится к Аллаху с мольбами о том, чего он желает».[1]

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Этот хадис приводит Ибн ас-Сунни  в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 111.

Иснад этого хадиса является слабым из-за присутствия в нем Ибн Лахи’а. Однако его текст  является достоверным. Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Этот хадис является достоверным. Его передали Ахмад и Исхакъ в своих “Муснадах”, а также Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан и аль-Хаким». См. «аль-Футухат ар-Раббаниййа» 3/62.

Также этот хадис передали Ахмад 6/18, ат-Тирмизи 3477, ан-Насаи 8/261. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 648.

Салим аль-Хиляли сказал: «Достоверный хадис. … Ан-Навави отнес его только к Ибн ас-Сунни в “‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля” и я не знаю как он упустил то, что он приводится в некоторых книгах по Сунне!? … Сам ан-Навави привел этот хадис в “Шарх аль-мухаззаб” и сказал: “Его передали Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Хиббан, аль-Хаким. Ат-Тирмизи сказал: “Хорощий достоверный хадис”. Аль-Хаким сказал: “Достоверный хадис соответствующий условиям  Муслима”». См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/188.