Главная > Сборники хадисов > Аль-Азкар имама ан-Навави. Глава 44. О ташаххуде во время молитвы. Хадисы №№150-157

Аль-Азкар имама ан-Навави. Глава 44. О ташаххуде во время молитвы. Хадисы №№150-157

27 апреля 2015



بابُ التشهّدِ في الصَّلاة

 

Глава 44. О ташаххуде[1] во время молитвы

 

Знай, что обязательная утренняя молитва или любая добровольная молитва, которая состоит только из двух рак’атов, включает в себя один ташаххуд. Если же молитва состоит из трёх или четырёх рак’атов, то она включает в себя два ташаххуда. Возможны и такие случаи, когда человеку, который опоздает к началу молитвы, придётся совершить три ташаххуда, а если это будет закатная молитва, то и четыре. Так, например, если опоздавший присоединится к другим участникам общей молитвы после поясного поклона второго рак’ата и произнесёт вместе с имамом слова первого и второго ташаххуда, получится, что им будет совершён только один полный рак’ат. В подобном случае после того как имам произнесёт слова таслима, опоздавшему следует подняться для совершения двух оставшихся рак’атов. Сразу же после первого рак’ата он должен совершить ташаххуд, который для него станет вторым, а после него – ещё один рак’ат с ташаххудом, который для него станет третьим. Если же человек захочет совершить добровольную молитву более чем из четырёх рак’атов, например, из ста, предпочтительно ограничиться только двумя ташаххудами. Он может совершить столько рак’атов, сколько пожелает, но при этом ему следует совершить ташаххуд сначала после первых двух рак’атов, потом – после вторых двух, а после этого – произнести слова таслима. Некоторые наши товарищи говорили: «Совершать более двух ташаххудов не разрешается, как не разрешается, чтобы между первым и вторым ташаххудом совершалось более чем два рак’ата, тогда как один рак’ат между ними совершить можно. Если же человек совершит более двух ташаххудов или же между первым и вторым ташаххудом им будет совершено более двух рак’атов, его молитва станет недействительным». Другие говорили: «Совершать ташаххуд можно после каждого рак’ата, но предпочтительнее совершать его после каждых двух рак’атов, а Аллах знает об этом лучше».

Знай, что последний ташаххуд считали обязательным аш-Шафи’и, Ахмад и большинство улемов, тогда как Абу Ханифа и Малик полагали, что он совершается в соответствии с сунной. Что же касается первого ташаххуда, то, по мнению аш-Шафи’и, Малика, Абу Ханифы и большинства улемов, он совершается в соответствии с сунной, тогда как Ахмад считал его обязательным. По мнению аш-Шафи’и, молитва человека, который не совершит этот ташаххуд, будет действительной, однако ему надо будет совершить два земных поклона в качестве искупления независимо от того, намеренно это будет сделано или по невнимательности, а Аллах знает об этом лучше.

 

Что касается формы ташаххуда, то достоверно известно, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произносил его слова тремя способами.

_

عن ابن مسعود رضي اللّه عنه، عن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏» ‏التَّحِيَّاتُ لِلَّهِ، وَالصَّلَوَاتُ وَالطَّيِّباتُ، السَّلامُ عَلَيْكَ أيُّهَا النَّبيُّ وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ، السَّلام عَلَيْنا وعلى عِبادِ اللَّهِ الصَّالِحين، أشْهَدُ أن لا إلهَ إِلاَّ اللَّهُ، وأشْهَدُ أنَّ مُحَمَّداً عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ‏» ‏ ‏.‏  

150 — Передают со слов Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Приветствия Аллаху, молитвы и лучшие слова; мир тебе, о пророк, милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад − Его раб и Его посланник /Ат-тахиййату ли-Лляхи, ва-с-салявату ва-т-таййибату; ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н-набиййу, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху, ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихин. Ашхаду алля иляха илля-Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху/».[2]

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Ташаххуд − слова, которые молящемуся следует произносить сидя после каждых двух рак‘атов молитвы, а также в конце молитвы перед произнесением слов таслима.

[2] Этот хадис приводят аль-Бухари 831, Муслим 402, Абу Дауд 968-969, ат-Тирмизи 289, ан-Насаи 2/237, Ибн Маджах 899.

_

عن ابن عباس رضي اللّه عنهما، عن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏» ‏التَّحِيَّاتُ المُبارَكاتُ الصَّلَواتُ الطَّيِّباتُ لِلَّهِ، السَّلامُ عَلَيْكَ أيُّهَا النَّبيُّ وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ، السَّلامُ عَلَيْنا وعلى عِبادِ اللّه الصَّالِحينَ، أشْهَدُ أنْ لا إلهَ إِلاَّ اللَّهُ، وَأشْهَدُ أنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللَّهِ‏»‏ ‏.‏ ‏

 

151 — Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

«Благословенные приветствия и благие молитвы Аллаху; мир тебе, о пророк, милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад − посланник Аллаха /Ат-тахиййату-ль-мубарак’ату,  ас-салявату-т-таййибату ли-Лляхи; ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н-набиййу, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху, ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихин. Ашхаду алля иляха илля-Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах/».[1]

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Этот хадис приводят Муслим 403, Абу Дауд 974, ат-Тирмизи 290, ан-Насаи 2/242 и 243, Ибн Маджах 900.

_

عن أبي موسى الأشعري رضي اللّه عنه، عن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏»‏التَّحِيَّاتُ الطَّيِّباتُ الصَّلَوَاتُ لِلَّهِ، السَّلامُ عَلَيْكَ أيُّهَا النَّبيُّ وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ، السَّلامُ عَلَيْنا وَعلى عِبادِ اللَّهِ الصَّالحِينَ، أشْهَدُ أنْ لا إِلهَ إِلاَّ اللَّه وأنَّ محَمَّداً عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ‏»‏ ‏.‏

 

152 — Передают со слов Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Благие приветствия и молитвы Аллаху; мир тебе, о пророк, милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад − Его раб и Его посланник /Ат-тахиййату-т-таййибату, ас-салявату-ли-Лляхи; ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н-набиййу, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху, ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихин. Ашхаду алля иляха илля-Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху/».[1]

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Этот хадис приводят Муслим 404, Абу Дауд 972, ан-Насаи 2/242, Ибн Маджах 847 и 901.

 

_

عن القاسم قال‏:‏ علمتني عائشةُ رضي اللّه عنها قالت‏:‏ هذا تشهُّدُ رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏«‏التَّحِيَّاتُ لِلَّهِ وَالصَّلَوَاتُ وَالطَّيِّباتُ، السَّلامُ عَلَيْكَ أيُّهَا النَّبيُّ وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكاتُهُ، السَّلامُ عَلَيْنَا وَعَلى عِبادِ اللَّهِ الصَّالِحين، أشْهَدُ أَنْ لا إِلهَ إِلاَّ اللَّهُ، وأشْهَدُ أنَّ مُحَمَّداً عَبْدُهُ وَرَسُولُه‏»‏‏.‏

 

153 — Сообщается, что аль-Къасим сказал:

− ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, которая учила меня, сказала: «Вот как произносил слова ташаххуда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Приветствия Аллаху, молитвы и лучшие слова; мир тебе, о пророк, милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад − Его раб и Его посланник”»[1].[2]

____________________________________________________________________

[1] См. хадис № 150.

[2] Этот хадис с хорошим иснадом* приводится в “Сунан” аль-Байхакъи 2/144.

* Как указывается в комментариях, есть основания сомневаться в том, что данный хадис можно отнести к категории хороших. Объясняется это тем, что одним из его передатчиков является Мухаммад ибн Салих ибн Динар, в надёжности которого сомневались Абу Хатим ар-Рази и ад-Даракъутни, тогда как Ахмад и Абу Дауд считали его достойным доверия.

Салим аль-Хиляли сказал: «Слабый хадис. Аль-Байхакъи сказал: “Достоверный прерванный хадис”. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “В его иснаде присутствует Мухаммад ибн Салих ибн Динар относительно которого есть разногласия, но Ахмад, Абу Дауд и другие назвали его надежным”. Абу Хатим сказал: “Не сильный”. Также слабым его называл ад-Даракъутни. Аль-Байхакъи после того, как привел этот хадис сказал: “Достоверный, как слова ‘Аиши” и указал на неприемлемость добавки. Так об этом сказано в “Футухат ар-Раббаниййа” (2/327). Я (Хиляли) говорю: Это так, как он сказал». См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/163-164.

 

Это сообщение весьма полезно, поскольку оно показывает, что мы[1] произносим слова ташаххуда, точно так же, как их произносил пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

_______________

[1] То есть шафи’иты.

 

_

عن عبد الرحمن بن عمر القاريِّ ـ وهو بتشديد الياء ـ أنه سمع عمر بن الخطاب رضي اللّه عنه وهو على المنبر وهو يعلِّم الناس التشهد يقول‏:‏ قولوا‏:‏ التَّحِيَّاتُ لِلَّهِ، الزَّاكِياتُ لِلَّهِ، الطَّيِّباتُ الصَّلَوَاتُ لِلَّهِ، السَّلامُ عَلَيْكَ أيُّهَا النَّبيُّ وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ، السَّلامُ عَلَيْنا وَعَلى عِبادِ اللَّهِ الصَّالِحينَ، أشْهَدُ أنْ لا إلهَ إلاَّ اللَّهُ، وأشْهَدُ أنَّ مُحَمَّداً عَبْدُهُ ورَسُولُهُ‏.‏

 

154 — Передают со слов ‘Абд ар-Рахмана бин ‘Умара аль-Къариййа, что он слышал, как ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, который стоял на минбаре[1], обучая людей тому, как следует произносить ташаххуд, сказал: «Приветст­вия Аллаху, чистые слова Аллаху, молитвы и лучшие слова Аллаху, мир тебе, о пророк, милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад − Его раб и Его посланник /Ат-тахиййату ли-Лляхи, аз-закиййату ли-Лляхи, ат-таййибату, ас-салявату ли-Лляхи; ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н-набиййу, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху, ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихин. Ашхаду алля иляха илля-Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху/».[2]

____________________________________________________________________

[1] Минбар − возвышение в мечети, с которого имам произносит хутбу.

[2] Этот хадис с достоверными иснадами приводится в «Муваттаъ» Малика 1/90, а по его пути аш-Шафии в «ар-Рисаля» 738, «Сунан» аль-Байхакъи 2/142 и других сводах хадисов и его иснад является достоверным.

Салим аль-Хиляли сказал: «Достоверный хадис как слова сподвижника, но положение его, как восходящий к пророку/марфу’/. Я говорю: Его иснад является достоверным, как об этом сказал аз-Зайля’и в “Насбу-р-роя” (1/422), и у меня есть к нему два примечания. Первое — это то, что это сообщение останавливается на ‘Умаре, да будет доволен им Аллах, но положение его, как восходящее к пророку/марфу’/, поскольку (о подобном) не говорят основываясь на своем мнении и иджтихаде… Аш-Шафи’и в “ар-Рисаля” (740) сказал: “То, чего мы придерживаемся, это то, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, будучи на минбаре перед сподвижниками посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обучал их лишь тому, чему научил их пророк, да благословит его Аллах и приветствует”. Второе — это слова автора (ан-Навави) “с достоверными иснадами”, которые являются ошибкой, что у хадиса есть множество иснадов. Но дело обстоит иначе! И таким образом ан-Навави поступил со множеством хадисов, так обрати же на это внимание!» См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/164.

_

 

 

عن عائشة رضي اللّه عنها أنها كانت تقول إذا تشهَّدتْ‏:‏ التَّحِيَّاتُ الطَّيِّباتُ الصَّلَوَاتُ الزَّاكِياتُ لِلَّهِ، أشْهَدُ أن لا إلهَ إِلاَّ اللَّهُ وأنَّ مُحَمَّداً عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ، السَّلامُ عَلَيكَ أيُّهَا النَّبِيُّ وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَركاتُهُ، السَّلامُ عَلَيْنا وَعلى عِبادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ‏»‏

 

155 Передают, что, совершая ташаххуд, ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила:

«Приветствия, лучшие слова, молитвы и чистые слова Аллаху. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад − Его раб и Его посланник. Мир тебе, о пророк, милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха /Ат-тахиййату, ат-таййибату, ас-салявату, аз-закиййату ли-Лляхи. Ашхаду ан ля иляха илля-Ллаху ва анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху. Ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н-набиййу, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху, ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихин/».[1]

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Этот хадис с достоверным иснадом приводится в «аль-Муваттаъ» Малика 1/91, «Сунан» аль-Байхакъи 2/142. Также его передали аш-Шафи’и и аль-Хаким и его иснад является достоверным. См. «аль-Футухат ар-Раббаниййа» 2/238.

Салим аль-Хиляли назвал хадис достоверным. См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/165.

 

وفي رواية عنها في هذه الكتب‏:‏ ‏«‏التَّحِيَّاتُ الصَّلَوَاتُ الطَيِّباتُ الزَّاكِياتُ لِلَّهِ، أشْهَدُ أنْ لا إلهَ إِلاَّ اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ، وأنَّ مُحَمَّداً عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ، السَّلامُ عَلَيْكَ أيُّهَا النَّبِيُّ وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ، السَّلامُ عَلَيْنا وَعلى عِبادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ‏»‏‏.‏‏

 

В другой версии этого хадиса, приводимого в тех же источниках, сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила: «Приветствия, лучшие слова, молитвы и чистые слова Аллаху. Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад − Его раб и Его посланник. Мир тебе, о пророк, милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха /Ат-тахиййату, ат-таййибату, ас-салявату, аз-закиййату ли-Лляхи. Ашхаду алля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ва анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху. Ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н-набиййу, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху, ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихин/»[1].

____________________________________________________________________

[1] Салим аль-Хиляли сказал: «Неприемлемый хадис/мункар/. Этот иснад является слабым и имеет два недостатка: первый – Мухаммад ибн Салих ат-Таммар, который был правдивым, но ошибался. На него не опираются, когда он противоречит (другим). Второй – это его сын Салих, о котором упоминал аль-Бухари «Тарих аль-кабир» (4/291) и привел от него противоречивый риваят со слов его отца. Из-за этого становится ясно, что приведенный риваят является неприемлемым, а Аллах превыше всего и лучше всех знает об этом!» См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/165.

_

عن مالك عن نافع عن ابن عمر رضي اللّه عنهما أنه كان يتشهد فيقول‏:‏ بِاسْمِ اللَّهِ التَّحِيَّاتُ لِلَّهِ الصَّلَوَاتُ لِلَّهِ الزَّاكِيات لِلَّهِ، السَّلامُ على النَّبِيّ وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكاتُهُ، السَّلامُ عَلَيْنا وَعلى عِبادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ، شَهِدْتُ أنْ لا إلهَ إِلاَّ اللَّهُ، شَهِدْتُ أنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللَّهِ‏.‏ واللّه أعلم‏.‏

 

156 Малик передал слова Нафи’а, который сообщил, что, совершая ташаххуд, Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, говорил:

«С именем Аллаха. Приветствия Аллаху, молитвы Аллаху, чистые слова Аллаху. Мир пророку, милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Я засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, я засвидетельствовал, что Мухаммад − посланник Аллаха /Би-сми-Ллях. Ат-тахиййату ли-Лляхи, ас-салявату ли-Лляхи, аз-закиййату ли-Ллях. Ас-саляму ‘аля-н-набиййи, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху, ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихин. Шахидту алля иляха илля-Ллаху, шахидту анна Мухаммадан расулю-Ллах/».[1]

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Этот хадис с достоверным иснадом приводится в «аль-Муваттаъ» Малика 1/91, «Сунан» аль-Байхакъи 2/142 и других сводах хадисов. Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Достоверный прерванный хадис/сахих маукъуф/». См. «аль-Футухат ар-Раббаниййа» 2/330. Салим аль-Хиляли назвал хадис достоверным. См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/166.

 

Аллах лучше знает, что из этого[1] является наиболее верным.

О трёх вышеупомянутых видах ташаххуда аль-Байхаки сказал так: «Надёжные сообщения о том, что говорил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, содержатся в трёх хадисах: хадисе Ибн Мас’уда, хадисе Ибн ‘Аббаса и хадисе Абу Мусы». Другие говорили: «Все три эти хадиса относятся к числу достоверных, но наиболее верным из них является хадис Ибн Мас’уда».

Знай, что, как указывает наш имам аш-Шафи’и и другие улемы, да будет доволен ими Аллах, для произнесения ташаххуда можно выбрать любой из приведенных нами его видов. Наилучшим из них аш-Шафи’и считает тот вид ташаххуда, слова которого приводятся в хадисе Ибн ‘Аббаса[2], поскольку там добавлено отсутствующее в других сообщениях слово “аль-мубаракату” /благословение/. Аш-Шафи’и и другие улемы, да помилует их Аллах, говорили: «Слова, которые передаются передатчиками хадисов, отличаются друг от друга ввиду того, что при произнесении ташаххуда молящемуся предоставляется свобода выбора, а Аллах знает об этом лучше».

 

Молящийся может полностью произнести любой из трёх первых видов ташаххуда.[3] Можно ли считать заменой ташаххуду частичное его произнесение? Об этом следует поговорить подробно. Знай, что слова “аль-мубарак’ату”,  “ас-салявату”, “ат-таййибату” и “аз-закиййату” произносятся в соответствии с сунной, но произнесение их не является необходимым условием действительности ташаххуда, и если человек не признесёт ни одно из них, а скажет только: «Приветствия Аллаху; мир тебе, о пророк… /Ат-тахийату ли-Лляхи; ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н-набиййу…/», после чего произнесёт остальные слова до конца, этого будет достаточно, и подобные разночтения у нас допускаются. Что же касается слов “…мир тебе, о пророк… /… ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н- набиййу…/” и далее до конца ташаххуда, то произносить их обязательно, а опускать нельзя ничего, за исключением слов “милость Аллаха и благословения Его /ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху/”. Относительно этого наши товарищи высказывали три мнения. Наиболее верным следует считать то, согласно которому ни одно из слов фразы “милость Аллаха и благословения Его” опускать нельзя. Указанием на это служит то обстоятельство, что эти слова приводятся во всех хадисах. Согласно второму мнению, опускать эти слова можно. Согласно третьему мнению, можно опустить слова “и благословения Его /ва баракяту-ху/”, а слова “милость Аллаха /ва рахмату-Ллахи/” – нельзя. Абу-ль-‘Аббас бин Сурайдж, являющийся одним из наших товарищей, сказал: «Можно ограничиться словами “Приветствия Аллаху; мир тебе, о пророк, мир праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад − посланник Аллаха /Ат-тахиййату ли-Лляхи; салямун ‘аляй-кя, аййу-ха-н-набиййу, салямун ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихин. Ашхаду ан ля иляха илля-Ллаху ва анна Мухаммадан расулю-Ллах/”». Что касается слова “мир”, то в большинстве хадисов приводятся слова “ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н-набиййу” и “ас-саляму ‘аляй-на”, однако в некоторых версиях это слово пишется без артикля, то есть не “ас-саляму”, а “салямун”. Наши товарищи говорили: «Допускается и то и другое, однако лучше произносить его как “ас-саляму”, поскольку так пишется в большинстве версий, а также из предосторожности».

Что касается произнесения слов “С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/” перед приветствием, то в “Сунан” ан-Насаи[4] и аль-Байхаки приводится хадис, относящийся к категории “марфу‘”, в котором говорится о допустимости произнесения ташаххуда в такой форме. Мы также привели хадис Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах,[5] свидетельствующий о допустимости этого, однако аль-Бухари, ан-Насаи и другие выдающиеся мухаддисы указывали на отсутствие достоверных сообщений, которые указывали бы на то, что эти слова во время ташаххуда произносил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Вот почему в большинстве своём наши товарищи  говорят, что в данном случае произносить их нежелательно. Другие же говорят, что желательно и предпочтительно не произносить их, поскольку в большинстве сообщений сподвижников о ташаххуде никаких упоминаний об этом нет.

 

Знай, что придерживаться определённого порядка при произнесении ташаххуда желательно, но не обязательно. Большинство улемов считает, что менять местами отдельные фразы ташаххуда допустимо, на что прямо указывает аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, в своём труде “Аль-Умм”. По мнению некоторых, делать это не разрешается, как не разрешается переставлять слова “Аль-Фатихи”, однако на дозволенность таких перестановок указывает то, что в одних версиях приведенных нами хадисов слово “мир” предшествует свидетельству, а в других стоит после него. Что же касается “Аль-Фатихи”, то и сами её слова, и их порядок представляют собой нечто недостижимое, и поэтому люди ничего не должны менять в ней. Тому, кто может произнести слова ташаххуда по-арабски, не разрешается произносить их на другом языке. Если же человек не может сделать это, ему разрешается произнести их на своём языке, но он должен научиться произносить их по-арабски, на что мы уже указывали в главе о “такбират аль-ихрам”.

Все мусульмане считают, что, согласно сунне, слова ташаххуда следует произносить про себя. Указанием на это служит хадис, приводимый в “Сунан” Абу Дауда, ат-Тирмизи и аль-Байхаки.

____________________________________________________________________

[1] То есть из всех вариантов произнесения ташаххуда, приводимых в цитированных выше хадисах.

[2] См. хадис № 151.

[3] Имеются в виду слова ташаххуда, приводимые в хадисах под № № 150, 151 и 152.

[4] 3/43.

[5] См. хадис № 156.

 

_

عن عبد اللّه بن مسعود رضي اللّه تعالى عنه قال‏:‏ من السنّة أن يخفي التشهد‏.‏ قال الترمذي‏:‏ حديث حسن‏.‏ وقال الحاكم‏:‏ صحيح‏.‏

 

157 Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:«Согласно сунне, слова ташаххуда произносятся про себя».[1]

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Этот хадис приводят Абу Дауд 986, ат-Тирмизи 291, аль-Байхакъи 2/146, аль-Хаким 1/230 назвал его достоверным и аз-Захаби согласился с ним. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Аслю сыфати соля» 3/868.

 

 

Ат-Тирмизи считал этот хадис хорошим, а аль-Хаким – достоверным.

Когда кто-либо из сподвижников говорил: «То-то соответствует сунне», это означало, что он передал смысл слов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Таково правильное направление, которого в большинстве своём придерживаются улемы из числа факихов, мухаддисов, знатоков основ религии и богословов, да помилует их Аллах. Произносить слова ташаххуда вслух нежелательно, однако если молящийся сделает это, его молитва не станет недействительной, и ему не надо будет совершать два земных поклона в качестве искупления.