Главная > Достоверные хадисы, Сборники хадисов > Аль-Азкар имама ан-Навави. Глава 330. Что желательно говорить и делать тому, кто произнесёт мерзкие слова. Хадис №1059

Аль-Азкар имама ан-Навави. Глава 330. Что желательно говорить и делать тому, кто произнесёт мерзкие слова. Хадис №1059



بابُ ما يقولُه ويفعلُه مَنْ تكلَّمَ بكلامٍ قبيح

 

Глава 330. Что желательно говорить и делать тому, кто произнесёт мерзкие слова

 

 

Аллах Всевышний сказал:

 

﴿ ‏وَ إمَّا يَنْزَغَنَّكَ مِنَ الشَّيْطَانِ نَزْغٌ فَاسْتَعِذْ باللَّهِ‏ ﴾‏ ‏[‏فصّلت‏:‏36‏]‏

{А если овладеет тобой искушение, (исходящее) от шайтана, обращайся за помощью к Аллаху…}[1]

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

﴿ ‏إِنَّ الَّذينَ اتَّقَوْا إذَا مَسَّهُمْ طائِفٌ مِنَ الشَّيْطانِ تَذَكَّرُوا فإذَا هُمْ مُبْصِرونَ‏ ﴾‏ ‏[‏الأعراف‏:‏ 201‏]‏

{Поистине, когда богобоязненных касается наущение шайтана, они вспоминают[2] и тогда начинают видеть[3]}[4]

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

﴿ ‏وَالَّذِينَ إذَا فَعَلُوا فاحِشَةً أوْ ظَلَمُوا أنْفُسَهُمْ ذَكَرُوا اللَّهَ فاسْتَغْفَرُوا لِذُنُوبِهِمْ وَمَنْ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلاَّ اللَّهُ وَلَمْ يُصِرُّوا على ما فَعَلُوا وَهُمْ يَعْلَمُونَ‏.‏ أُولَئِكَ جَزَاؤُهم مَغْفِرَةٌ مِنْ رَبِّهمْ وَجَنَّاتٌ تَجْرِي مِنْ تَحْتِها الأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيها وَنعْمَ أجْرُ العامِلِينَ‏ ﴾‏ ‏[‏آل عمران‏:‏ 135ـ136‏]‏‏.‏

{Тем же, кто совершил что-нибудь недостойное или обидел самого себя,[5] но потом вспомнил Аллаха, попросил прощения за свои грехи – а кто может простить грехи, кроме Аллаха? – и не собирается возвращаться к тому, что сделал, зная[6], * воздаянием таким послужат прощение от их Господа и райские сады, (по земле) которых протекают реки, где останутся они навечно. Сколь прекрасна награда творящих (благое)!}[7]

 

عن أبي هريرة رضي اللّه عنه؛أن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم قال‏:‏ ‏»‏مَنْ حَلَفَ فَقالَ في حَلِفِهِ باللاَّتِ والعُزَّى فَلْيَقُلْ‏:‏ لا إِلهَ إِلاَّ اللَّهُ، وَمَنْ قالَ لِصَاحِبِهِ‏:‏ تَعالَ أُقامِرْكَ فَلْيَتَصَدَّقْ‏»‏‏.

 

1059 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

– Если кто-нибудь (захочет) поклясться и (по забывчивости) произнесёт слова: «Клянусь аль-Лат и аль-‘Уззой!»[8] – пусть (тотчас же) скажет: «Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/», а тот, кто скажет своему товарищу: «Давай-ка я сыграю с тобой[9]», пусть подаст милостыню[10].[11]sahih-1

 

 

Знай, что человеку, который скажет или совершит нечто запретное, следует поспешить принести покаяние, которое основывается на трёх столпах. Имеется в виду, что человек должен немедленно прекратить совершать греховное, выразить сожаление в связи с тем, что он совершил грех, и принять твёрдое решение не возвращаться к этому впредь. Если же в результате совершения этого греха кому-нибудь из людей был нанесён ущерб, обязательным условием действительности покаяния должно стать возмещение нанесённого ущерба или иные действия, которые помогут загладить вину грешника, о чём уже говорилось выше. Если человек принесёт покаяние за один грех, то ему следует покаяться и во всех прочих своих грехах, однако дейстивтельным будет покаяние и за один из них. Если грешник принесёт покаяние должным образом, а потом согрешит ещё раз, он должен будет покаяться снова, что не сделает первое покаяние недействительным. В отличие от мутазилитов,[12] так считают приверженцы сунны и согласия.

______________________________________

[1] “Разъяснены”, 36.

[2] Имеется в виду, что они вспоминают о величии Аллаха или же о кознях шайтана.

[3] То есть видеть всё в правильном свете.

[4] “Преграды”, 201.

[5] Имеется в виду совершение такого греха, который нанёс ущерб только самому согрешившему человеку.

[6] То есть зная о том, что они поступили неподобающим образом.

[7] “Семейство ‘Имрана”, 135 – 136.

[8] Аль-Лат и аль-‘Узза – идолы, олицетворявшие божеств женского рода, которым поклонялись арабы во времена джахилийи.

[9] Имеются в виду азартные игры или споры на деньги.

[10] Речь идёт о том, что человек, сделавший своему товарищу такое предложение, должен подать милостыню, чтобы искупить свой грех.

[11] Этот хадис приводят аль-Бухари 4860 и Муслим 1647.

[12] Мутазилиты (му‘тазиля) – представители первого крупного направления в схоластическом богословии, которые заявляли о превосходстве разума над верой и отрицали необходимость следования религиозным авторитетам (таклид).

Задать вопрос / Добавить комментарий

Комментарии (последние раньше)
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.