Главная > Достоверные хадисы, Сборники хадисов > Аль-Азкар имама ан-Навави. Глава 327. Запретность лжи и указание на различные её виды. Хадисы №№ 1052-1055

Аль-Азкар имама ан-Навави. Глава 327. Запретность лжи и указание на различные её виды. Хадисы №№ 1052-1055

23 декабря 2015



بابُ النهي عن الكَذبِ وبيان أقسامِهِ

 

Глава 327. Запретность лжи и указание на различные её виды

 

 

На запретность лжи в целом, что является одним из отвратительных грехов, указывают многие айаты Корана и хадисы. Запретной ложь считали все улемы, и поэтому здесь нет необходимости приводить мнения отдельных авторитетных лиц. В данном случае важно разъяснить, что следует считать исключением, и указать на некоторые тонкости, имеющие отношение к рассматриваемому нами вопросу.

Для того, чтобы внушить человеку отвращение к лжи, достаточно привести следующие хадисы:

 

عن أبي هريرة رضي اللّه عنه قال‏:‏قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏»‏آيَةُ المُنافِقِ ثَلاثٌ‏:‏ إذا حَدّثَ كَذَبَ، وَإِذَا وَعَدَ أخْلَفَ، وَإِذَا اؤتُمن خَانَ‏»‏‏.‏‏

 

1052 Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются, он предаёт[1]»[2]sahih-1

________________________________________________

[1] Здесь имеется в виду и то, что лицемер не возвращает доверенного ему имущества. Таким образом, речь идёт обо всех, кто поступает вероломно.

[2] Этот хадис приводят аль-Бухари 33, Муслим 59, ат-Тирмизи 2631, ан-Насаи 8/116.

 

عن عبد اللّه بن عمرو بن العاص رضي اللّه عنهما؛أن النبيَّ صلى اللّه عليه وسلم قال‏:‏ ‏»‏أَرْبَعٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ كانَ مُنافِقاً خالِصاً، وَمَنْ كَانَتْ فِيهِ خَصْلَةٌ مِنْهُنَّ كَانَتْ فِيهِ خَصْلَةٌ مِنْ نِفاقٍ حتَّى يَدَعَها‏:‏ إِذَا اؤتُمِن خانَ، وَإذَا حَدَّثَ كَذَبَ، وَإِذَا عاهَدَ غَدَرَ، وَإِذَا خاصَمَ فَجَرَ‏»‏ ‏‏.‏‏

 

1053 ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре (свойства), а человек, отличающийся каким-либо из них, будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. (Четырьмя такими свойствами отличается тот, кто) предаёт, когда ему доверяются, лжёт, когда рассказывает (о чём-нибудь), поступает вероломно, когда заключает договор, и допускает беззакония, когда враждует (с кем-либо)».[1]

 

وفي رواية مسلم ‏»‏إذا وعدَ أخلفَ‏»‏ بدل ‏»‏وإذا اؤتُمِن خان‏»‏‏.‏‏

 

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, вместо слов “предаёт, когда ему доверяются” сказано “нарушает своё обещание, когда даёт его”.sahih-1

_________________________________________________

[1] Этот хадис приводят аль-Бухари 34, Муслим 58, ат-Тирмизи 2632, ан-Насаи 8/116.

 

Что же касается вышеупомянутых исключений, то о них говорится в другом хадисе:

 

عن أُمّ كلثوم رضي اللّه عنها؛أنها سمعت رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم يقول‏:‏ ‏»‏لَيْسَ الكَذَّابُ الَّذي يُصْلِحُ بَيْنَ النَّاسِ فَيَنْمِّي خَيْراً أوْ يَقُولُ خَيْراً‏»‏ هذا القدر في صحيحيهما‏.‏ ‏

 

1054 Сообщается, что Умм Кульсум бинт ‘Укба бинт Абу Му‘айт, да будет доволен ею Аллах, сказала:

– Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не является отъявленным лжецом[1] тот, кто (лжёт, стараясь) примирить людей друг с другом[2] и сообщая (или: говоря) им нечто благое».[3]

 

وزاد مسلم في رواية له‏:‏ قالت أُمّ كلثوم‏:‏ ولم أسمعه يُرخِّصُ في شيء مما يقول الناس إلا في ثلاث ـ يعني‏:‏ الحرب، والإِصلاح بين الناس، وحديث الرجل امرأته والمرأة زوجها‏.‏

 

Кроме того, в версии Муслима, сообщается также следующее:

– (Умм Кульсум, да будет доволен ею Аллах,) сказала: «И я не слышала, чтобы он позволял говорить хоть что-нибудь из того, что говорят люди[4], за исключением трёх (случаев)», имея в виду войну[5], (попытки) привести людей к примирению, а также то, что говорит муж своей жене, и то, что говорит жена своему мужу[6].sahih-1

_______________________________________________

[1] Здесь подразумевается, что такой человек не заслуживает порицания.

[2] Подразумеваются такие попытки примирения, когда человек прибегает ко лжи с благими намерениями.

[3] Этот хадис приводят аль-Бухари 2692, Муслим 2605, Абу Дауд 4921, ат-Тирмизи 1938.

[4] Здесь речь идёт о лжи и всём том, что искажает истину.

[5] Имеются в виду все виды дезинформации противника. Так, например, в одном из хадисов сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Война –  это обман».

[6] Имеется в виду то, что могут говорить друг другу супруги ради достижения примирения после ссоры, допуская при этом некоторые преувеличения, например, когда муж говорит жене: «Ты – самая красивая в мире», или что-нибудь подобное.

 

В этом хадисе ясно указывается, что прибегать ко лжи разрешается в тех случаях, когда это приносит пользу. Многие улемы указывали, что может служить критериями дозволенности лжи, но наилучшим образом, на мой взгляд, это сделал имам Абу Хамид аль-Газали, который сказал: «Слова служат средством достижения целей, а всякой похвальной цели можно достичь как с помощью правды, так и с помощью лжи, прибегать к которой запретно, если в этом нет необходимости. В тех случаях, когда похвальной цели можно добиться только с помощью лжи, прибегать к ней дозволено /мубах/, если желаемое относится к числу дозволенных вещей, и обязательно /ваджиб/, если желаемое является обязательным. Так, например, если какой-нибудь мусульманин скрывается от разыскивающего его притеснителя, прибегнуть ко лжи, чтобы помочь ему скрыться, обязательно. Так же следует поступить и человеку, которому что-либо отдано на хранение, или тому, кто знает, что другой человек хранит у себя чужое имущество или деньги. Если притеснитель, желающий отобрать доверенное, станет его разыскивать, человек обязан солгать, чтобы утаить от него чужое. Если же хранитель сообщит притеснителю о доверенном имуществе, и тот силой отберёт его, хранитель будет обязан возместить убытки доверителю. В том случае, когда хранителя вынуждают поклясться, ему следует дать клятву, говоря обиняками, иначе его, скорее всего, надо будет считать клятвопреступником, хотя некоторые улемы придерживались иного мнения. Ложь не является запретной и в тех случаях, когда дело касается войны, примирения людей друг с другом или попыток склонить к прощению сердце человека, против которого было совершено преступление, если желаемого можно добиться только с помощью лжи. Вместе с тем из предосторожности следует говорить двусмысленно, то есть иметь в виду истинную цель, даже если внешне слова будут казаться ложью. Однако в подобных случаях ложь не является запретной и тогда, когда человек просто лжёт, не имея в виду то, на что было указано нами выше». Абу Хамид аль-Газали также сказал: «Так же следует  поступать во всех случаях, когда человек стремиться осуществить то, что принесёт пользу ему самому или кому-нибудь другому. Например, если притеснитель схватит человека и станет задавать ему вопросы о его имуществе, желая отобрать его, хозяину не следует признаваться, и если правитель станет спрашивать человека о грехе, который тот совершил, человек должен всё отрицать и говорить “Я не совершал прелюбодеяния” или “Я не пил вина”. На это указывают известные хадисы, где людям, признавшимся в совершении преступлений, за которые по шариату виновные обязательно должны понести наказание /худуд/, рекомендуется отказываться от своих признаний. Что же касается интересов других людей, то, если у кого-нибудь станут выспрашивать о тайне, доверенной ему его братом по вере, человеку следует отрицать, что он посвящён в эту тайну. Каждый должен сравнивать вред, который может причинить ложь с теми дурными последствиями, которые может повлечь за собой правда, и если второе причинит больше вреда, разрешается прибегнуть ко лжи. Если же больше вреда причинит ложь, или если относительно этого возникают сомнения, тогда ложь становится запретной. Если речь идёт только о личных делах человека, желательно не прибегать ко лжи даже в тех случаях, когда лгать разрешается, но если дело касается другого человека, то пренебрегать его правами нельзя. В целом же отказываться ото лжи предпочтительнее, даже если прибегать к ней разрешается. Исключение составляют такие случаи, когда ложь является обязательной».

Знай, что, по мнению приверженцев сунны, ложь представляет собой такое сообщение о чём-либо, которое не соответствует действительности, независимо от того, намеренно или по незнанию ты сообщаешь об этом, но греховной является только намеренная ложь. Указанием на это наши товарищи считают приводимый ниже хадис:

 

»‏ مَنْ كَذَبَ عَليَّ مُتَعَمِّداً فَلْيَتَبَوأ مَقْعَدَهُ مِنَ النَّارِ‏»‏  ‏

 

1055 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если же кто-нибудь станет намеренно возводить на меня ложь, он непременно займёт своё место в огне!»[1]sahih-1

______________________________________________

[1] Часть хадиса, который приводят аль-Бухари 1291 и Муслим 3.