Главная > Достоверные хадисы > Аль-Азкар имама ан-Навави.Глава 325. О том, что запретно отгонять окриками бедных, слабых, сирот, просителей и подобных им людей, с которыми следует говорить мягко и вести себя скромно. Хадис № 996

Аль-Азкар имама ан-Навави.Глава 325. О том, что запретно отгонять окриками бедных, слабых, сирот, просителей и подобных им людей, с которыми следует говорить мягко и вести себя скромно. Хадис № 996

6 декабря 2015



بابُ النَّهي عن انتهارِ الفُقَراءِ والضُّعَفاءِ واليتيم والسَّائلِ ونحوهم، وإلانةُ القوْل لهم والتواضعُ معهم

 

Глава 325. О том, что запретно отгонять окриками бедных, слабых, сирот, просителей и подобных им людей, с которыми следует говорить мягко и вести себя скромно

 

Аллах Всевышний сказал:

 

﴿ ‏فأمَّا اليَتِيمَ فَلا تَقْهَرْ، وأمَّا السَّائلَ فَلا تَنْهَرْ‏ ﴾‏ ‏[‏الضحى‏:‏ 9ـ10‏]‏

{Что касается сироты, то не обижай[1] (его), * что касается просящего, то не отгоняй (его)…}[2]

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

﴿ ‏وَلا تَطْرُدِ الَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُمْ بالغَدَاةِ وَالعَشِيّ يُرِيدُونَ وَجْهَهُ‏ ﴾‏ إلى قوله تعالى‏:‏ ﴿ ‏فَتَطْرُدَهُمْ فَتَكُونَ مِنَ الظَّالِمِينَ‏ ﴾‏ ‏[‏الأنعام‏:‏52‏]‏

{И не прогоняй тех, кто взывает к Господу своему утром и перед закатом,[3] стремясь к лику Его. Ты не ответишь за них ни в чём, и они не ответят за тебя ни в чём, если же ты прогонишь их, то окажешься одним из несправедливых}.[4]

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

﴿ ‏وَاصْبِرْ نَفْسَكَ مَعَ الَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُمْ بالغَدَاةِ وَالعَشِيّ يُريدُونَ وَجْهَهُ وَلا تَعْدُ عَيْنَاكَ عَنْهُمْ‏ ﴾‏ ‏[‏الكهف‏:‏ 28‏]‏

{Так  оставайся же вместе с теми, кто взывает к Господу своему утром и вечером, стремясь к лику Его, и не отводи глаза свои от них в стремлении к украшениям земной жизни…}[5]

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

﴿ ‏وَاخْفِضْ جَناحَكَ للِمُؤْمِنِينَ‏ ﴾‏ ‏[‏الحجر‏:‏88‏]‏‏.‏

{…и проявляй мягкость по отношению к верующим}.[6]

 

_

عن عائذ بن عمرو بالذال المعجمة الصحابي رضي اللّه عنه؛أن أبا سفيان أتى على سلمان وصهيب وبلال في نفر، فقالوا‏:‏ ما أخذتْ سيوفُ اللّه من عنق عدوّ اللّه مأخذها، فقال أبو بكر رضي اللّه عنه‏:‏ أتقولون هذا لشيخ قريش وسيدِهم، فأتى النبيَّ صلى اللّه عليه وسلم فأخبره، فقال‏:‏ ‏»‏يا أبا بَكْرٍ‏!‏ لَعَلَّكَ أغْضَبْتَهُمْ‏؟‏ لَئِنْ كُنْتَ أغْضَبْتَهُمْ لَقَدْ أغْضَبْتَ رَبَّكَ‏»‏ فأتاهم فقال‏:‏ يا إخوتاه‏!‏ أغضبتُكم‏؟‏ فقالوا‏:‏ لا‏.‏

 

996 Сообщается, что сподвижник ‘А’из бин ‘Амр, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Когда Абу Суфйан в сопровождении нескольких человек явился к Сальману, Билялу и Сухайбу,[7] они стали восклицать: «Мечи Аллаха не получили своего от врага Аллаха!»[8] – что же касается Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, то он сказал: «И вы говорите подобное шейху и господину курайшитов?!»[9] А потом он пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал ему обо всём и он сказал: «О Абу Бакр, может быть, ты разгневал их? Поистине, если ты разгневал их, это значит, что ты разгневал Господа твоего!» И после этого (Абу Бакр) пришёл к ним и спросил: «О братья, не разгневал ли я вас?» – они же ответили (ему): «Нет, о брат наш, да простит тебя Аллах!»[10]sahih-1

__________________________________________________

[1] То есть не присваивай имущества сироты, пользуясь его слабостью.

[2] “Утро”, 9 – 10.

[3] Подразумевается, что такие люди делают это постоянно.

[4] “Скот”, 52.

[5] “Пещера”, 28.

[6] “Аль-Хиджр”, 88.

[7] Это было вскоре после заключения перемирия между мусульманами и курайшитами в Худайбийе. Абу Суфйан принадлежал к числу богатейших курайшитов и долгое время был одним из самых ярых врагов ислама, несмотря на то что его дочь Рамла (Умм Хабиба) была женой пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Абу Суфйан принял ислам накануне вступления войска мусульман в Мекку в январе 630 г. Сальман, Билял и Сухайб, да будет доволен Аллах всеми ими, относились к числу ближайших сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[8] Иначе говоря, они выразили сожаление в связи с тем, что Абу Суфйану до сих пор удавалось оставаться живым после сражений с мусульманами.

[9] Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал это, желая добиться расположения Абу Суфйана и склонить его сердце к исламу.

[10] Этот хадис приводит Муслим 2504.