Главная > Сборники хадисов > Аль-Азкар имама ан-Навави. Глава 217. Благопожелание чихнувшему и суждение о зевоте. Хадисы № 705-720

Аль-Азкар имама ан-Навави. Глава 217. Благопожелание чихнувшему и суждение о зевоте. Хадисы № 705-720

4 сентября 2015



بابُ تَشْمِيتِ العَاطسِ وحُكم التَّثَاؤُب

 

Глава 217. Благопожелание чихнувшему и суждение о зевоте

 

 

عن أبي هريرة رضي اللّه عنه، عن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم قال‏:‏ ‏»‏إنَّ اللَّهَ تَعالى يُحِبُّ العُطاسَ، وَيَكْرَهُ التَثاؤُبَ، فإذا عَطَسَ أحَدُكُمْ وَحَمِدَ اللَّهَ تَعالى كان حَقّاً على كُلّ مُسْلِمٍ سَمِعَهُ أنْ يَقُولَ لَهُ‏:‏ يَرْحَمُكَ اللَّهُ‏.‏ وأمَّا التَّثاؤُبُ فإنَّما هُوَ مِنَ الشَّيْطان، فإذا تَثَاءَبَ أحَدُكُمْ فَلْيَرُدَّهُ ما اسْتَطاعَ، فَإن أحدَكم إذا تَثاءَبَ ضَحِكَ مِنْهُ الشَّيْطانُ ‏»‏‏ .‏

 

705 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

– Поистине, Аллах любит чихание и не любит зевоту[1], и если кто-нибудь из вас чихнёт и воздаст хвалу Аллаху Всевышнему, каждый мусульманин, услышавший это, должен будет сказать (чихнувшему): «Да помилует тебя Аллах /Йархаму-кя-Ллах/». Что же касается зевоты, то, поистине, она – от шайтана, и если кому-нибудь из вас захочется зевнуть, пусть он подавляет (зевоту), пока может, ибо, когда любой из вас зевает[2], шайтан смеётся над ним.[3]

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Это объясняется тем, что обычно зевоту вызывает переедание и излишний вес.

[2] То есть зевает, не прикрывая рта рукой.

[3] Этот хадис приводят Ахмад 2/265, 428, 517, аль-Бухари в своём «Сахихе» 6223, 6226 и в «аль-Адабуль-муфрад» 919, 928, Муслим 2994 (часть хадиса), Абу Дауд 5028 и ат-Тирмизи 2747, аль-Хаким 4/264.

 

_

عن أبي هريرة أيضاً، عن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم قال‏:‏ ‏»‏إذَا عَطَسَ أحَدُكُمْ فَلْيَقُل‏:‏ الحَمْدُ لِلَّهِ، وَلْيَقُلْ لَهُ أخُوهُ أوْ صَاحبُهُ‏:‏ يَرْحَمُكَ اللَّهُ، فإذَا قالَ لَهُ‏:‏ يَرْحَمُكَ اللَّهُ، فَلْيَقُلْ‏:‏ يَهْدِيكُمُ اللَّهُ وَيُصْلِحُ بالَكُمْ‏»‏ قال العلماء‏:‏ بالكم‏:‏ أي شأنكم‏.‏

 

706 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

– Если кто-нибудь из вас чихнёт, пусть скажет: «Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/»,и пусть его брат[1] (или: его спутник) скажет ему: «Да помилует тебя Аллах /Йархаму-кя-Ллах/», если же он скажет ему: «Да помилует тебя Аллах», пусть (чихнувший) скажет (ему в ответ): «Да укажет вам Аллах правильный путь и да приведёт Он в порядок все дела ваши /Йахдикуму-Ллаху ва йуслиху баля-кум/»[2]

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Имеется в виду брат по вере.

[2] Этот хадис приводят аль-Бухари 6224, Абу Дауд 5033 и ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 232.

 

_

عن أنس رضي اللّه عنه قال‏:‏ عَطَسَ رجلان عند النبيّ صلى اللّه عليه وسلم، فشمّت أحدَهما ولم يشمّت الآخر، فقال الذي لم يشمّته‏:‏ عَطَسَ فلان فشمّته، وعطستُ فلم تشمّتني، فقال‏:‏ ‏»‏هَذَا حَمِدَ اللَّهَ تَعالى، وَإنَّكَ لَمْ تَحْمَدِ اللَّهَ تَعالى‏»‏‏.‏‏

 

707 Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) два человека чихнули в присутствии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и одному он сказал: «Да помилует тебя Аллах», другому же он этого не сказал. Тот, кому он этого не сказал, спросил: «(Почему, услышав, как) чихнул такой-то, ты сказал: “Да помилует тебя Аллах”, а когда чихнул я, ты не сказал мне этого?» (В ответ ему пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Этот воздал хвалу Аллаху, а ты хвалу Аллаху Всевышнему не воздал!»[1]

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Этот хадис приводят аль-Бухари 6225, Муслим 2991, Абу Дауд 5039, ат-Тирмизи 2742, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 10050.

 

_

عن أبي موسى الأشعريّ رضي اللّه عنه قال‏:‏ سمعتُ رسولَ اللّه صلى اللّه عليه وسلم يقول‏:‏ ‏»‏إذَا عَطَسَ أحَدُكُمْ فَحَمِدَ اللَّهَ تَعالى فَشَمِّتُوهُ، فإنْ لَمْ يَحْمَدِ اللَّهَ فَلا تُشَمِّتُوهُ‏»‏‏.‏‏

 

708 Сообщается, что Абу Муса аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, обратитесь к Аллаху с мольбой за него[1], а если он не воздаст Аллаху хвалы, то не делайте этого».[2]

____________________________________________________________________sahih-1

[1] То есть произнесите слова: «Да помилует тебя Аллах /Йархаму-кя-Ллах/».

[2] Этот хадис приводит Муслим 2992.

 

_

عن البراء رضي اللّه عنه قال‏:‏ أمَرَنا رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم بسبع، ونهانا عن سبع‏:‏ أمَرَنا بعيادة المريض، واتباع الجنازة، وتشميت العاطس، وإجابة الداعي، وردّ السلام، ونصر المظلوم، وإبرار القسم‏.‏

 

709 — Сообщается, что аль-Бара бин ‘Азиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам делать семь (вещей) и запретил нам семь (других). Он велел нам навещать больного, провожать погребальные носилки, произносить благопожелание чихнувшему[1], принимать приглашения[2], отвечать на приветствия, помогать притесняемому и способствовать выполнению клятвы[3]».[4]

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Имеется в виду, что чихнувшему, который, чихнув, скажет:    «Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/», следует сказать: «Да помилует тебя Аллах /Йархаму-кя-Ллах/».

[2] Имеются в виду приглашения на свадьбу, в гости и так далее.

[3] Имеются в виду, например, такие случаи, когда один человек говорит другому: «Клянусь Аллахом, ты обязательно должен отведать моего угощения!»

[4] Часть хадиса, который приводят аль-Бухари 1239, Муслим 2066, ат-Тирмизи 2809, ан-Насаи 4/54.

 

_

عن أبي هريرة عن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم قال‏:‏ ‏«‏حَقُّ المُسْلِمِ على المُسْلِمِ خَمْسٌ‏:‏ رَدُّ السَّلامِ، وَعِيادَةُ المَرِيض، وَاتِّباعُ الجَنائِز، وإجابَةُ الدَّعْوَةِ، وَتَشْمِيتُ العاطِس‏»‏ وفي رواية لمسلم ‏»‏حَقُّ المُسْلِمِ على المُسْلِمِ سِتٌّ‏:‏ إذَا لَقِيتَهُ فَسَلِّمْ عَلَيْهِ، وَإِذَا دَعَاكَ فأجِبْهُ، وَإِذَا اسْتَنْصَحَكَ فَانْصَحْ لَهُ، وَإِذَا عَطَسَ فَحَمِدَ اللَّه تَعالى فَشَمِّتْهُ، وَإِذَا مَرِضَ فَعُدْهُ، وَإِذَا مَاتَ فَاتَّبِعْهُ‏»‏‏.‏‏

 

710 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пять (вещей) входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать погребальные носилки, принимать приглашение и желать блага чихнувшему».

В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим, (сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал): «Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: если ты встретишь (мусульманина), приветствуй его, если он пригласит тебя, ответь на его (приглашение), если он попросит у тебя совета, дай ему совет, если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага, если он заболеет, навести его, а если он умрёт, проводи его (в последний путь)».[1]

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Этот хадис приводят аль-Бухари 1240, Муслим 2162, Абу Дауд 5030, ат-Тирмизи 2737, ан-Насаи 4/53.

 

_

 

По мнению всех улемов, желательно, чтобы, чихнув, человек сказал: «Хвала Аллаху». Если он скажет: «Хвала Аллаху, Господу миров /Аль-хамду ли-Лляхи, Рабби-ль-‘алямин/», будет лучше, если же он скажет: «Хвала Аллаху, что бы ни случилось /Аль-хамду ли-Лляхи ‘аля кулли халь/», будет ещё лучше.

 

_

عن أبي هريرة رضي اللّه عنه، عن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم قال‏:‏ ‏«‏إِذَا عَطَسَ أحَدُكُمْ فَلْيَقُلِ‏:‏ الحَمْدُ لِلَّهِ على كُلّ حالٍ، وَلْيَقُلْ أخُوهُ أوْ صَاحِبُهُ‏:‏ يَرْحَمُكَ اللَّه، وَيَقُولُ هُوَ‏:‏ يَهْدِيكُمُ اللَّهُ وَيُصْلِحُ بَالَكُمْ‏»‏‏.‏‏

 

711 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

– Если кто-нибудь из вас чихнёт, пусть скажет: «Хвала Аллаху, что бы ни случилось», и пусть его брат (или: его спутник) скажет ему: «Да помилует тебя Аллах», и пусть (чихнувший) скажет (ему в ответ): «Да укажет вам Аллах правильный путь и да приведёт Он в порядок все дела ваши».[1]

 ______________________________________________________________sahih-1

[1] Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд 5033. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Ирвауль-гъалиль» 780. Этот хадис приводит также аль-Бухари 6224. См. хадис № 706.

 

_

عن ابن عمر رضي اللّه عنهما؛ أن رجلاً عَطَسَ إلى جنبه فقال‏:‏ الحمدُ للّه والسَّلام على رسول اللّه، فقال ابن عمر‏:‏ وأنا أقول‏:‏ الحمدُ للّه والسلامُ على رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم، وليس هكذا علّمنا رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم، علّمنا أن نقول‏:‏ ‏»‏الحَمْدُ لِلَّهِ على كُلّ حالٍ‏»‏‏.‏

 

712 Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что как-то раз один человек, который чихнул рядом с ним, сказал: «Хвала Аллаху и мир посланнику Аллаха». (Услышав это,) Ибн ‘Умар сказал: «Я тоже говорю: “Хвала Аллаху и мир посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ”, но посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, учил нас не этому. Он учил нас говорить: “Хвала Аллаху, что бы ни случилось”».[1]

____________________________________________________________________hasan-1

[1] Этот хадис приводят аль-Хаким 4/265-266, ат-Тирмизи 2738, который сказал: «Это – неизвестный хадис». Аль-Хаким сказал: «Этот хадис достоверный неизвестный/гъариб/» и с ним согласился аз-Захаби. Ибн Муфлих и шейх аль-Албани назвали иснад хадиса хорошим. См. «Адабу-ш-шар’иййа» 2/324, «Мишкат аль-масабих» 4744.

 

_

 

Желательно, чтобы каждый, кто услышит слова чихнувшего, сказал ему: «Да помилует тебя Аллах», или: «Да помилует вас Аллах». Желательно, чтобы после этого чихнувший сказал: «Да укажет вам Аллах правильный путь и да приведёт Он в порядок все дела ваши», или: «Да простит Аллах нас и вас /Йагфиру-Ллаху ля-на ва ля-кум/».

 

_

 

عن نافع، عن ابن عمر رضي اللّه عنهما؛ أنه قال‏:‏ إذا عَطَسَ أحدُكم فقيل له‏:‏ يرحمُك اللّه، يقول‏:‏ يرحمنا اللّه وإياكم، ويغفرُ اللّه لنا ولكم‏.‏ ‏

 

712 Нафи‘ передал, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Если кто-нибудь из вас чихнёт, и ему скажут: «Да помилует тебя Аллах», пусть скажет: «Да помилует Аллах нас и вас и да простит Аллах нас и вас /Йархаму-на-Ллаху ва иййа-кум ва йагфиру-Ллаху ля-на ва ля-кум/».[1]

____________________________________________________________________

[1] Этот хадис приводит Малик 1733. Шейх аль-Албани назвал иснад сообщения достоверным. См. «Сахих аль-Адаб аль-муфрад» 714.

Салим аль-Хиляли сказал: «Его иснад достоверный и подобен солнцу». См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 2/594.

 

_

 

Всё, о чём говорится в приведенных нами хадисах, является желательным, а не обязательным. Наши товарищи указывали, что благопожелание чихнувшему, то есть произнесение слов “Йархаму-кя-Ллах”, относится к категории желательных и соответствующих сунне действий, отказ от совершения которых может быть оправдан обстоятельствами /суннат аль-кифайа/. Так, например, эти слова достаточно произнести кому-нибудь из присутствующих, но будет лучше, если это скажет каждый. На это указывает буквальный смысл приведенных нами выше слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «…каждый мусульманин, услышавший это, должен будет сказать (чихнувшему): “Да помилует тебя Аллах /Йархаму-кя-Ллах/”». Последователи нашего мазхаба считают благопожелание чихнувшему желательным, тогда как мнения последователей имама Малика относительно обязательности этого разделились. Кади ‘Абд аль-Ваххаб сказал: «Это (желательно делать согласно) сунне, и благопожелания одного (из присутствующих) будет достаточно для всех», что соответствует мнению последователей нашего мазхаба. Что же касается Ибн Музайна, то он сказал: «Это – обязанность каждого из присутствующих», и такого же мнения придерживался Ибн аль-‘Араби аль-Малики.

 

Согласно указанию, которое содержит в себе приведенный выше хадис[1], не следует ничего говорить тому, кто, чихнув, не воздаст хвалу Аллаху. Таким образом, чихнувшему следует, по меньшей мере, произнести слова хвалы достаточно громко, чтобы их услышали те, кто будет находиться рядом с ним. Благодаря этому человек получит право на благопожелание, на которое он должен будет дать соответствующий ответ.

 

Не заслуживает благопожелания тот, кто, чихнув, не воздаст хвалу Аллаху, а произнесёт какие-нибудь другие слова.

___________________________________________________________________

[1] См. хадис № 708.

 

_

 

عن سالم بن عبيد الأشجعي الصحابي رضي اللّه تعالى عنه قال‏:‏ بينا نحنُ عند رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم إذ عَطَسَ رجلٌ من القوم، فقال‏:‏ السلام عليكم، فقال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏»‏وَعَلَيْكَ وَعَلى أُمِّكَ، ثم قال‏:‏ إذَا عَطَسَ أحَدُكُمْ فَلْيَحْمَدِ اللَّهَ ـ فذكر بعض المحامد ـ وَلْيَقُلْ لَهُ مَنْ عِنْدَهُ‏:‏ يَرْحَمُكَ اللَّهُ، وَلْيَرُدَّ ـ يعني عليهم ـ يَغْفِرُ اللَّهُ لَنا وَلَكُمْ‏»‏‏.‏‏

 

714 Сообщается, что сподвижник Салим бин ‘Убайд аль-Ашджа‘и, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Как-то раз,) когда мы находились у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, один из присутствующих чихнул и сказал: «Мир вам /Ас-саляму ‘аляй-кум/». На это посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «И тебе, и твоей матери /Ва ‘аляй-кя, ва ‘аля умми-кя/», а потом сказал: «Если кто-нибудь из вас чихнёт, пусть воздаст хвалу Аллаху Всевышнему». Потом он упомянул о некоторых похвальных качествах и сказал: «И пусть каждый из тех, кто будет находиться рядом с ним, скажет: “Да помилует тебя Аллах”, а он пусть скажет (им в ответ): “Да простит Аллах нас и вас”».[1]

____________________________________________________________________

[1] Этот хадис приводят Ахмад 6/7, Абу Дауд 5031, ат-Тирмизи 2740, ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 225, Ибн ас-Сунни  в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 261, Ибн Хиббан 599, аль-Хаким 4/267 и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 9342. Знатоки хадисов расходились во мнениях относительно надёжности одного из его передатчиков.

Шейх аль-Албани назвал иснад хадиса слабым. См. «Ирвауль-гъалиль» 3/248.

Аль-Хаким сказал: «Хилял ибн Йисаф не застал Салима ибн ‘Убайда и не видел его и между ними есть неизвестный человек». С ним согласился аз-Захаби. В риваяте этого хадиса, который передал Абу Дауд (5032), этот передатчик назван по имени Халид ибн ‘Арфаджа, и если он действительно Халид ибн ‘Арфаджа, то он является неизвестным передатчиком, и поэтому этот иснад является слабым. См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 2/596.

 

_

 

Желательно, чтобы тот, кто чихнёт во время молитвы, сказал: «Хвала Аллаху», но эти слова должны быть слышны только ему самому. Таково мнение последователей нашего мазхаба, что же касается последователей имама Малика, то улемы из их числа высказывали на этот счёт три разных мнения. Первое, которое разделял Ибн аль-‘Араби, совпадает с мнением шафиитов. Согласно второму мнению воздать хвалу Аллаху следует про себя. Третьего мнения придерживался Сахнун, который сказал: «(В подобном случае) не следует восхвалять Аллаха ни вслух, ни про себя».

 

Согласно сунне тому, кто захочет чихнуть, следует прикрыть рот рукой, краем одежды или чем-нибудь ещё и постараться чихать как можно тише.

 

_

 

 

عن أبي هريرةَ رضي اللّه عنه قال‏:‏ كان رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم إذا عطَس وضعَ يدَه أو ثوبَه على فِيه، وخفضّ أو غضّ بها صوتَه‏.‏ ـ شكّ الراوي أيّ اللفظين قال ـ قال الترمذي‏:‏ حديث صحيح‏.‏

 

715 Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чихал, он прикрывал рот рукой (или: одеждой), тем самым приглушая звук».[1]

____________________________________________________________________

[1] Этот хадис приводят Ахмад 2/439, Абу Дауд 5029 и ат-Тирмизи 2745, который сказал: «Хороший достоверный хадис». Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 4755.

 

_

عن عبد اللّه بن الزبير رضي اللّه عنهما، قال‏:‏ قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏«‏إنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ يَكْرَهُ رَفْعَ الصَّوْتِ بالتَّثاؤُبِ والعُطاسِ‏»‏‏.‏‏

 

716 Передают со слов ‘Абдуллаха бин аз-Зубайра что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Всемогущему и Великому Аллаху не нравится, когда громко зевают или чихают».[1]

____________________________________________________________________

[1] Этот хадис со слабым иснадом приводит Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 267 и ад-Дайлями в «Муснад аль-Фирдаус» 1/254. Шейх аль-Албани сказал: «Этот хадис выдуманный. Его недостатком является ‘Али ибн ‘Урва, которого обвинял во лжи Салих Джазара, а Ибн Хиббан сказал: “Он выдумывал хадисы”». См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 7/133.

Салим аль-Хиляли сказал: «Его иснад выдуманный. В нем присутствуют ‘Али ибн ‘Урва аль-Къураши ад-Димашкъи — матрук и его обвиняли в выдумывании хадисов и ‘Усман ибн ‘Абду-р-Рахман, который является слабым». См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 2/597.

 

_

عن أُمّ سلمة رضي اللّه عنها قالت‏:‏ سمعتُ رسولَ اللّه صلى اللّه عليه وسلم يقول‏:‏ ‏»‏التَّثاؤُبُ الرَّفِيعُ وَالعَطْسَةُ الشَّدِيدَةُ مِنَ الشَّيْطانِ‏»‏‏.

 

717 Сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала:

     – Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Громкое зевание и чихание – от шайтана».[1]

____________________________________________________________________Слабый(недост)

[1] Этот хадис приводят Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 264. Шейх аль-Албани и Салим аль-Хиляли назвали хадис слабым. Иснад этого хадиса является слабым. Все его передатчики заслуживающие доверия, кроме ‘Амра ибн ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Амр ибн Къайса, о котором Ибн Абу Хатим со слов своего отца (Абу Хатима) сказал: “Он неизвестен”. Также в этом хадисе есть разрыв, так как Ибн Сайф передавал хадисы от таби’инов, и от него не передается риваята от сподвижников». См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 7/431, «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 2/598.

 

_

 

Если человек чихнёт несколько раз подряд, согласно сунне благопожелание /ташмит/ следует произносить после каждого раза, но не более трёх раз.

 

_

عن سلمة بن الأكوع رضي اللّه عنه؛ أنه سمعَ النبيّ صلى اللّه عليه وسلم، وَعَطَسَ عندَه رجلٌ، فقال له‏:‏ يَرْحَمُكَ اللَّهُ، ثم عَطَسَ أخرى فقال له رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏»‏الرَّجُلُ مَزْكُومٌ‏»‏ هذا لفظ رواية مسلم‏.‏

 

718 Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, передал, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал одному человеку, который чихнул в его присутствии: «Да помилует тебя Аллах». После этого тот чихнул ещё раз, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Этот человек простудился».

В таком виде этот хадис приводит Муслим.

 

وأما رواية أبي داود والترمذي فقالا‏:‏ قال سلمة‏:‏ عَطَسَ رجل عندَ رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم وأنا شاهدٌ، فقال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏»‏يَرْحَمُكَ اللَّهُ‏»‏ ثم عَطَسَ الثانية أو الثالثة، فقال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏»‏يَرْحَمُكَ اللَّهُ، هَذَا رَجُلٌ مَزْكُومٌ‏»‏ قال الترمذي‏:‏ حديث حسن صحيح‏.‏

 

В той его версии, которую приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сообщается, что Салама, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Как-то раз) я видел, как один человек чихнул в присутствии посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал ему: «Да помилует тебя Аллах». После этого тот чихнул во второй (или: в третий) раз, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да помилует тебя Аллах. Этот человек простудился».[1]

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Этот хадис приводят Ахмад 4/46, Муслим 2993, Абу Дауд 5037, Ибн Маджах 3714, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 10051 и ат-Тирмизи 2743, который сказал: «Хороший достоверный хадис».

 

_

عن عبيد اللّه بن رفاعة الصحابيّ رضي اللّه عنه قال‏:‏ قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏«‏يُشَمَّتُ العاطِسُ ثَلاثاً، فإنْ زَادَ فإنْ شِئْتَ فَشَمِّتْهُ وَإنْ شِئْتَ فَلا‏»‏ فهو حديث ضعيف، قال فيه الترمذي‏:‏ حديث غريب وإسناده مجهول‏.‏

 

719 Передают со слов сподвижника ‘Убайдуллаха бин Рифа‘а что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Благопожелание чихнувшему следует произносить трижды, если же он будет продолжать чихать, ты можешь по собственному желанию продолжать произносить благопожелание или не делать этого».[1]

____________________________________________________________________

[1] Этот хадис приводят Абу Дауд 5036 и ат-Тирмизи 2744, который сказал: «Неизвестный /гариб/ хадис с неизвестными передатчиками в иснаде».

Шейх аль-Албани сказал: «Этот иснад является слабым-отосланным/да’иф мурсаль/. ‘Убайд ибн Рифа’а аз-Зуракъи родился при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его надежным считал аль-‘Иджли. Язид ибн ‘Абду-р-Рахман — слабый, а Хамида бинт ‘Убайд — приемлемая по мению Ибн Хаджара (если надежные передатчики подкрепляют ее хадис по другой цепочке, в противном случае ее хадисы считаются слабыми)». См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 10/381, «Да’иф аль-Джами’ ас-сагъир» 6429.

 

_

عن أبي هريرة رضي اللّه عنه قال‏:‏ سمعتُ رسولَ اللّه صلى اللّه عليه وسلم يقول‏:‏ ‏»‏إِذَا عَطَسَ أَحَدُكُمْ فَلْيُشَمِّتهُ جَلِيسُهُ، وَإِنْ زَاد على ثَلاثَة فَهُوَ مَزْكُومٌ، وَلا يُشَمَّتُ بَعْدَ ثَلاثٍ‏»‏‏.‏‏

 

720 Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас чихнёт, пусть его товарищ произнесёт слова благопожелания. Если человек чихнёт более трёх раз, значит, он простужен, и после третьего раза благопожелание ему не произносят».[1]

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Этот хадис приводят Ибн ас-Сунни 251 и Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашкъ» 2/391/2. Сведений об одном из его передатчиков не имеется, в остальном же его иснад является достоверным.

Имам Ибн аль-Къаййим и хафиз ас-Суюты назвали хадис хорошим, а шейх аль-Албани и Салим аль-Хиляли — достоверным. См. «Задуль-ма’ад»2/403, «Джами’ ас-сагъир» 759, «Сильсиля ас-сахиха» 1330, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 684, «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 2/599.

 

_

 

Мнения улемов по этому вопросу разделились. Так, Ибн аль-‘Араби аль-Малики сказал:

– Одни утверждают, что сказать чихнувшему: «Ты простудился», следует после второго раза, другие считают, что это следует сделать после третьего раза, а третьи говорят, что так надо поступить после четвёртого, правильным же следует считать, что сказать это надо после третьего раза. Это будет означать: теперь ты уже не относишься к числу тех, кому следует говорить такие слова, поскольку ты не просто чихаешь, а болеешь. Кто-нибудь может сказать, что обращаться к Аллаху с мольбами за больного необходимо в большей степени, чем за здорового. На это надо ответить, что обратиться за больного с мольбой желательно, но по своей форме эта мольба должна отличаться от установленного шариатом благопожелания чихнувшему. Это значит, что мусульманину следует обратиться к Аллаху Всевышнему с мольбой об исцелении больного мусульманина, но не говорить то, что говорят чихнувшему.

 

Как мы уже отмечали, не следует ничего говорить тому, кто, чихнув, не воздаст хвалу Аллаху Всевышнему или же воздаст её так тихо, что другой человек не услышит его слов. Если же кто-нибудь воздаст хвалу Аллаху в присутствии нескольких человек, но это услышат не все, то лучше всего, чтобы благопожелание произнёс каждый, кто услышит слова чихнувшего.

Ибн аль-‘Араби указывает на расхождения во мнениях относительно таких случаев, когда кто-то из присутствующих не слышал, как чихнувший воздал хвалу Аллаху, но слышал, как их товарищ произнёс слова благопожелания. Одни утверждали, что в подобном случае его примеру должны последовать и другие, поскольку благопожелание одного даст остальным понять, что человек чихнул и воздал Аллаху хвалу. Другие же считали, что они могут не делать этого, поскольку никто из них не слышал слов того, кто чихнул.

     Знай, что если чихнувший не воздаст хвалу Аллаху, то кому-либо из присутствующих лучше всего напомнить ему о необходимости этого. В “Ма‘алим ас-сунан” аль-Хаттаби сообщает, что нечто подобное говорил выдающийся имам Ибрахим ан-Наха‘и. Такие напоминания делаются из желания дать другому человеку добрый совет, побудить его к совершению одобряемого шариатом и помочь ему совершить благочестивое дело. Ибн аль-‘Араби считал, что напоминать об этом не следует, и утверждал, что так поступают невежественные люди, однако он ошибался, поскольку то, о чём мы упомянули, делать желательно, а содействие оказывает Аллах.