Главная > Сборники хадисов > Аль-Азкар имама ан-Навави. Глава 215. Об испрашивании разрешения. Хадисы №№ 670-680

Аль-Азкар имама ан-Навави. Глава 215. Об испрашивании разрешения. Хадисы №№ 670-680

28 августа 2015



باب الاستئذان

 

Глава 215. Об испрашивании разрешения

 

 

قال اللّه تعالى‏:‏ ﴿ ‏يَا أيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لا تَدْخُلُوا بُيُوتاً غَيْرَ بُيُوتِكُمْ حَتَّى تَسْتَأنِسُوا وَتُسَلِّمُوا على أهْلها‏ ﴾‏ ‏[‏النور‏:‏27‏]‏

 

Аллах Всевышний сказал: {О те, кто уверовал! Не входите в чужие дома, пока не спросите разрешения и не поприветствуете их обитателей}.[1]

 

وقال تعالى‏:‏ ﴿ ‏وَإِذَا بَلَغَ الأطْفالُ مِنْكُمُ الحُلُمَ فَلْيَسْتَأْذِنُوا كما اسْتَأذَنَ الَّذِينَ مِنْ قَبْلِهِمْ‏ ﴾‏ ‏[‏النور‏:‏59‏]‏‏.‏

 

Аллах Всевышний также сказал: {А когда ваши дети достигнут половой зрелости, пусть  они спрашивают разрешения, как спрашивали (повзрослевшие) до них}[2]

 

_

 

عن أبي موسى الأشعري رضي اللّه عنه قال‏:‏ قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏»‏الاسْتِئْذَانُ ثَلاثٌ، فإنْ أُذِنَ لَكَ وَإِلاَّ فَارْجِعْ‏»‏‏.‏ ورويناه في الصحيحين أيضاً، عن أبي سعيد الخدري رضي اللّه عنه وغيره، عن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم‏.‏

 

670 Передают со слов Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Разрешения войти (следует спрашивать) трижды, и если тебе будет позволено (войти, то входи), в противном же случае возвращайся обратно».[3]

 

В обоих “Сахихах” приводится этот же хадис, передаваемый со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, и других.

____________________________________________________________________sahih-2

[1] “Свет”, 27.

[2] “Свет”, 59.

[3] Этот хадис приводят Малик 2/963, 964, аль-Бухари 6244, 6245, Муслим 2153, Абу Дауд 5180, ат-Тирмизи 2690.

 

_

 

В обоих “Сахихах” приводится этот же хадис, передаваемый со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, и других.

 

_

عن سهل بن سعد رضي اللّه عنه قال‏:‏ قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏«‏إنَّمَا جُعِلَ الاسْتِئْذَانُ مِنْ أجْلِ البَصَرِ‏»‏‏.

 

671 Передают со слов Сахля бин Са’да, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Испрашивать разрешения было велено из-за (нескромных) взоров».[1]

____________________________________________________________________sahih-2

[1] Этот хадис приводят аль-Бухари 6241, Муслим 2156, ат-Тирмизи 2709 и ан-Насаи 8/60.

 

_

 

О том, что испрашивать разрешения следует трижды, сообщается в хадисах, передаваемых со слов многих сподвижников. Согласно сунне сначала следует произнести слова приветствия, потом попросить разрешения войти, потом встать справа от двери дома, чтобы не видеть тех, кто находится внутри дома, а потом сказать: «Мир вам /Ас-саляму ‘аляй-кум/, можно ли мне войти?» Если на это никто не ответит, те же слова следует произнести во второй раз, а потом в третий, и уйти, если ответа не последует.

 

_

 

عن ربعيّ بن حِراش، بكسر الحاء المهملة وآخره شين معجمة، التابعي الجليل، قال‏:‏ حدّثنا رجل من بني عامر استأذن على النبيّ صلى اللّه عليه وسلم وهو في بيت، فقال‏:‏ أألجُ‏؟‏ فقالَ رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم لخادمه‏:‏ ‏»‏اخْرُجْ إلى هَذَا فَعَلِّمْهُ الاسْتِئْذَانَ، فَقُلْ لَهُ‏:‏ قُلْ‏:‏ السَّلامُ عَلَيْكُمْ، أأدْخُلُ‏؟‏‏»‏ فسمعه الرجلُ فقال‏:‏ السلام عليكم، أأدخلُ‏؟‏ فأذنَ له النبيُّ صلى اللّه عليه وسلم فدخلَ‏. ‏

 

672 Сообщается, что Риб‘и бин Хираш сказал:

– Один человек из (племени) бану ‘амир рассказал нам, что как-то раз он попросил у находившегося у себя дома пророка, да благословит его Аллах и приветствует, разрешения войти, сказав: «Могу ли я войти?» Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел своему слуге: «Выйди к этому (человеку), научи его, как следует спрашивать разрешения, и скажи ему, чтобы он говорил: “Мир вам, можно ли мне войти?”» Этот человек выслушал (слугу), а потом сказал: «Мир вам, можно ли мне войти?» – после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил ему войти, и он вошёл.[1]

____________________________________________________________________sahih-2

[1] Этот хадис приводит Абу Дауд 5177, ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 316. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-сахиха» 819.

 

_

عن كَلَدَة بن الحَنْبل الصحابي رضي اللّه عنه، قال‏:‏ أتيتُ النبيَّ صلى اللّه عليه وسلم فدخلتُ عليه ولم أسلِّم، فقالَ النبيُّ‏:‏ ‏»‏ارْجِعْ فَقُلْ‏:‏ السَّلامُ عَلَيْكُمْ أَأَدْخُلُ‏؟‏‏»‏ قال الترمذي‏:‏ حديث حسن‏.‏

 

673 Сообщается, что Кильда[1] бин аль-Ханбаль, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Как-то раз) я явился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и вошёл к нему без приветствия, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (мне): «Вернись и скажи: “Мир вам, можно ли мне войти?”»[2]

____________________________________________________________________sahih-2

[1] Правильно — Каляда. (прим. Фарук)

[2] Этот хадис приводят Ахмад 3/414, Абу Дауд 5176, ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 315  и ат-Тирмизи 2710, который сказал: «Хороший хадис». Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-сахиха» 818.

 

_

 

Таким образом, как мы уже отмечали, правильно поступит тот, кто сначала произнесёт слова приветствия, а потом попросит разрешения войти. Аль-Маварди указывает, что мнения улемов по этому вопросу разделились. Одни придерживались такого же мнения, как и мы, другие считали, что сначала следует просить разрешения войти, а потом – обращаться с приветствием. Что касается третьих, то они полагали, что в данном случае человек может поступить по собственному выбору. Имеется в виду, что, если пришедший увидит хозяина раньше, чем войдёт в дом, ему следует сначала поприветствовать хозяина, а потом попросить разрешения войти, в противном же случае сначала следует попросить разрешения.

Можно ли продолжать спрашивать тому, кто трижды попросил разрешения войти, не получил ответа и решил, что его не услышали? Имам Абу Бакр бин аль-‘Араби аль-Малики указывает, что мнения улемов по этому вопросу разделились: одни считали, что продолжать спрашивать можно, другие полагали, что делать этого не следует. Что касается третьих, то они полагали, что не следует повторять те же слова, но можно продолжать спрашивать по-другому. Имам Абу Бакр бин аль-‘Араби сказал: «Правильнее всего считать, что не следует продолжать спрашивать тотчас же». Согласно сунне необходимо поступать так, как считал имам Абу Бакр, а Аллах знает об этом лучше.

 

Если человека, который попросит разрешения войти и произнесёт слова приветствия или постучит в дверь, спросят: «Кто ты?» – он должен ответить: «Такой-то, сын такого-то», или: «Такой-то, которого называют так-то», или сказать нечто подобное, чтобы тот, кто задал вопрос, получил о нём полное представление. В ответ на такой вопрос нежелательно говорить: «Я», или: «Слуга», или: «Один юноша», или давать иные подобные ответы.

 

_

 

روينا في صحيحي البخاري ومسلم في حديث الإِسراء المشهور، قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏«‏ثُمَّ صَعِدَ بي جِبْرِيلُ إلى السَّماءِ الدُّنْيا فَاسْتَفْتَحَ، فَقِيلَ‏:‏ مَنْ هَذَا‏؟‏ قَالَ‏:‏ جِبْرِيلُ، قيلَ‏:‏ وَمَنْ مَعَكَ‏؟‏ قالَ‏:‏ مُحَمَّدٌ، ثُمَّ صَعِدَ بي إلى السَّماءِ الثَّانِيَةِ والثَّالِثَةِ وَسائِرِهنَّ، وَيُقالُ في بابِ كُلِّ سمَاءٍ‏:‏ مَنْ هَذَا‏؟‏ فَيَقُولُ‏:‏ جبْرِيلُ‏»‏‏.‏

 

674 В известном хадисе о ночном путешествии, который передаётся со слов Анаса и Малика бин Са‘са‘а, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

– Потом Джибриль вознёс меня к нижнему небу и попросил открыть (его врата. Его) спросили: «Кто это?» Он сказал: «Джибриль». Его) спросили: «А кто с тобой?» Он сказал: «Мухаммад», после чего вознёс меня ко второму, третьему и прочим небесам, и у врат каждого неба его спрашивали: «Кто это?» – а он говорил: «Джибриль[1]

____________________________________________________________________sahih-2

[1] Часть хадиса, приводимого аль-Бухари 3887 и Муслимом 162.

 

 

_

وروينا في صحيحيهما، حديثَ أبي موسى لما جلسَ النبيُّ صلى اللّه عليه وسلم على بئر البستان؛ جاء أبو بكر فاستأذن، فقال‏:‏ مَنْ‏؟‏ قال‏:‏ أبو بكر، ثم جاء عمر فاستأذن، فقال‏:‏ مَن‏؟‏ قال‏:‏ عمر، ثم عثمان كذلك‏.‏

 

675 Сообщается, что Абу Муса аль-Аш’ари , да будет доволен им Аллах, сказал: «После того как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сел на край колодца в саду, пришёл Абу Бакр и попросил разрешения войти». (Абу Муса) спросил: «Кто?» Он ответил: «Абу Бакр». Потом пришёл ‘Умар и попросил разрешения войти . (Абу Муса) спросил: «Кто?» Он ответил: «‘Умар», а потом то же самое повторилось и с ‘Усманом.[1]

____________________________________________________________________sahih-2

[1] Часть хадиса, приводимого аль-Бухари 3674 и Муслимом 2403.

 

 

_

عن جابر رضي اللّه عنه قال‏:‏ أتيتُ النبيّ صلى اللّه عليه وسلم فدققتُ البابَ، فقال‏:‏ ‏»‏مَنْ ذَا‏؟‏ فَقلتُ‏:‏ أنا، فقال‏:‏ أنَا أنَا‏»‏ كأنه كرهها‏.‏

 

676 Сообщается, что Джабир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

(Однажды) я пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и постучал в дверь. Он спросил: «Кто это?» Я ответил: «Я», а он (стал повторять): «Я, я», (говоря это так, что мне показалось), будто (мой ответ) ему не понравился.[1]

____________________________________________________________________sahih-2

[1] Этот хадис приводят аль-Бухари 6250, Муслим 2155, Абу Дауд 5187, ат-Тирмизи 2711, ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 328.

 

 

_

Человек может назваться так, как его называют все, и в том случае, когда в этом есть оттенок восхваления. В этом не будет ничего плохого, если тот, к кому он обращается, не знает других его имён или прозвищ. Так, например, он может назвать свою кунью[1], или сказать: «Я – муфтий (кади, шейх) такой-то», или представиться иным подобным образом.

____________________________________________________________________

[1] Кунья − почётное прозвище по имени сына, например, Абу Ахмад (отец Ахмада).

_

عن أمّ هانىء بنت أبي طالب رضي اللّه عنها، واسمها فاختة على المشهور، وقيل فاطمة، وقيل هند، قالت‏:‏ أتيتُ النبيَّ صلى اللّه عليه وسلم وهو يغتسل وفاطمةُ تستُره، فقال‏:‏ ‏»‏مَنْ هَذِهِ‏؟‏‏»‏ فقلتُ‏:‏ أنا أُمّ هانىء‏.‏

 

677 Сообщается, что Умм Хани бинт Абу Талиб[1], которую, как указывает большинство мухаддисов, звали Фахита (говорят также, что её звали Фатима; говорят также, что её звали Хинд), да будет доволен ею Аллах, сказала:

– (Однажды, в год завоевания Мекки) я отправилась к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (и вошла) к нему. В это время он совершал полное омовение, а Фатима прикрывала его. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «Кто эта (женщина)?» – и я отозвалась: «Я, Умм Хани».[2]

____________________________________________________________________sahih-2

[1] Двоюродная сестра пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[2] Этот хадис приводят аль-Бухари 280 и Муслим 72, 336.

 

_

عن أبي ذرّ رضي اللّه عنه، واسمه جُندب، وقيل بُرَيْرٌ بضمّ الباء تصغير برّ، قال‏:‏ خرجتُ ليلةً من الليالي فإذا رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم يمشي وحدَه، فجعلتُ أمشي في ظلّ القمر، فالتفتَ فرآني فقال‏:‏ ‏»‏مَنْ هَذَا‏؟‏‏»‏ فقلت‏:‏ أبو ذرّ‏.‏ ‏

 

678 Сообщается, что Абу Зарр, которого звали Джундаб (говорят также, что его звали Бурайр), да будет доволен им Аллах, сказал:

– Однажды ночью я вышел (из дома) и вдруг увидел посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который куда-то шёл в одиночестве. Я последовал за ним[1] при свете луны, а через некоторое время он обернулся, увидел меня и спросил: «Кто это?» – на что я ответил: «Абу Зарр».[2]

____________________________________________________________________sahih-2

[1] Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, поступил так, опасаясь за безопасность пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

[2] Часть хадиса, приводимого аль-Бухари 6443 и Муслимом 94 и 2/688.

 

_

عن أبي قتادة الحارث بن رِبعي رضي اللّه عنه في حديث الميضأة المشتمل على معجزات كثيرة لرسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم وعلى جمل من فنون العلوم، قال فيه أبو قتادة‏:‏ فرفع النبيّ صلى اللّه عليه وسلم رأسه فقال‏:‏ ‏»‏مَنْ هَذَا‏؟‏‏»‏‏

 

679 В хадисе о сосуде для омовения, где сообщается о многих чудесах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и затрагиваются разные вопросы религиозного знания, приводятся слова Абу Катады аль-Хариса бин Риб‘и, да будет доволен им Аллах, который сказал:

– Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднял голову и спросил: «Кто это?» – (на что) я ответил: «Абу Катада».[1]

____________________________________________________________________sahih-2

[1] Часть хадиса, приводимого Муслимом 681.

 

 

_

Можно привести много других подобных примеров, причиной же того, что, представляясь, люди называли свою кунью, являлась необходимость, а не желание похвалиться. Нечто подобное сообщается в хадисе, передаваемом со слов Абу Хурайры, которого, скорее всего, звали ‘Абд ар-Рахман Ибн Сахр.

 

_

عن أبي هريرة، واسمه عبد الرحمن بن صخر على الأصحّ، قال‏:‏ قلتُ‏:‏ يا رسول اللّه‏!‏ ادعُ اللّه أن يهديَ أُمّ أبي هريرة‏.‏‏.‏‏.‏ وذكر الحديثَ إلى أن قال فرجعتُ فقلت‏:‏ يا رسول اللّه‏!‏ قد استجاب اللّه دعوتك وهدى أُمّ أبي هريرة‏.‏

 

680 Передают, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Я попросил: «О посланник Аллаха, обратись к Аллаху с мольбой, чтобы Он указал правильный путь матери Абу Хурайры».

Далее Абу Хурайра сказал:

– После этого я вернулся (к нему) и сказал: «О посланник Аллаха, Аллах внял твоей мольбе и вывел мать Абу Хурайры на правильный путь!»[1]

____________________________________________________________________sahih-2

[1] Часть хадиса, приводимого Муслимом 2491.