Главная > Сборники хадисов > Аль-Азкар имама ан-Навави. Глава 190. О произнесении слов “С именем Аллаха” во время еды и питья. Хадисы №№ 586-593

Аль-Азкар имама ан-Навави. Глава 190. О произнесении слов “С именем Аллаха” во время еды и питья. Хадисы №№ 586-593

4 августа 2015



باب التسمية عند الأكلِ والشُّربِ

 

Глава 190. О произнесении слов “С именем Аллаха” во время еды и питья

 

 

 

عن عمر بن أبي سلمة رضي اللّه عنهما قال‏:‏ قال لي رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏» ‏سَمِّ اللَّهَ، وَكُلْ بِيَمِينِكَ ‏»‏‏ .

 

586 Сообщается, что ‘Умар бин Абу Салама, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «О мальчик, скажи: “С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/”, и ешь правой рукой».[1]

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Этот хадис приводят Ахмад 4/26, аль-Бухари 5376, Муслим 2022, Абу Дауд 3777, ат-Тирмизи 1857, Ибн Маджах 3267, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 6755.

 

_

عن عائشة رضي اللّه عنها قالت‏:‏ قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏«‏إذَا أكَلَ أحَدُكُمْ فَلْيَذْكُرِ اسْمَ اللَّهِ تَعالى في أوَّلِهِ، فإنْ نَسِيَ أنْ يَذْكُر اسْمَ اللَّهِ تَعالى في أوَّلِهِ فَلْيَقُلْ‏:‏ باسم اللَّهِ أوَّلَهُ وآخِرَهُ‏»‏ قال الترمذي‏:‏ حديث حسن صحيح‏

 

587 Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

– Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Аллаха, если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале (еды), пусть скажет: «С именем Аллаха в начале и конце её /Би-сми-Лляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи/».[1]

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Этот хадис приводят Ахмад 6/143, 207-208, ад-Дарими 2020, Абу Дауд 3767, ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис», ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 281, Ибн Маджах 3264, аль-Хаким 4/108, который назвал его иснад достоверным и с ним согласился аз-Захаби, аль-Байхакъи 7/276. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир»  380.

 

_

عن جابر رضي اللّه عنه قال‏:‏ سمعتُ رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم يقول‏:‏ ‏»‏إِذَا دَخَلَ الرَّجُلُ بَيْتَهُ فَذَكَرَ اللَّهَ تَعالى عنْدَ دُخُولِهِ وَعنْدَ طَعامِهِ، قالَ الشَّيْطانُ‏:‏ لا مَبِيتَ لَكُمْ وَلا عَشاءَ، وَإِذَا دَخَلَ فَلَمْ يَذْكُرِ اللَّهَ تَعالى عنْدَ دُخُولِهِ قالَ الشَّيْطانُ‏:‏ أدْرَكْتُمُ المَبِيتَ، وَإذَا لَمْ يَذْكُرِ اللَّهَ تَعالى عِنْدَ طَعامِهِ قالَ‏:‏ أدْرَكْتُمُ المَبِيتَ وَالعَشاء‏»‏‏.‏‏

 

588 Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

– Когда человек входит в свой дом и поминает Аллаха Всевышнего при входе и во время еды, шайтан говорит своим приспешникам: «Не будет для вас (здесь) ни приюта, ни ужина!» Если же (человек) вошёл (в дом), не помянув Аллаха Всевышнего при входе, шайтан говорит: «Вы получили приют», а если он не поминает Аллаха Всевышнего и во время еды, (шайтан) говорит: «Вы получили и приют, и ужин».[1]

_

 

В другом хадисе упоминается об одном из явных чудес, которое совершил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда Умм Суляйм[2] и Абу Тальха пригласили его к себе, чтобы накормить.[3]   

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Этот хадис приводят Муслим 2018, Абу Дауд 3765, Ибн Маджах 3287.

[2] Умм Суляйм была женой Абу Тальхи и матерью Анаса, передавшего этот хадис, да будет доволен ими Аллах.

[3] В этом хадисе рассказывается о том, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, досыта накормил восемьдесят человек несколькими ячменными лепёшками

 

_

 وروينا في صحيح مسلم أيضاً، في حديث أنس المشتمل على معجزةٍ ظاهرةٍ من معجزاتِ رسولِ اللّه صلى اللّه عليه وسلم لمَّا دعاهُ أبو طلحةَ وأُمُّ سُليم للطعام، قال‏:‏ ثم قال النبيّ صلى اللّه عليه وسلم ‏»‏ائْذَنْ لِعَشَرَةٍ‏»‏ فأذن لهم، فدخلُوا فقال النبيّ صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ كُلُوا وسَمُّوا اللَّهَ تَعالى‏»‏ فأكلُوا حتى فعلَ ذلك بثمانين رجلاً‏.‏ ‏

 

589 Сообщается, что Анас сказал:

– Потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел: «Впусти десять». И (Абу Тальха) впустил десять (человек), которые вошли (в дом), после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ешьте и поминайте Аллаха Всевышнего». Они поели, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал делать это, пока (не поели и не насытились все), восемьдесят человек![1]

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Часть хадиса, приводимого Муслимом 2040.

 

_

عن حذيفة رضي اللّه عنه قال‏:‏ كنّا إذا حضرْنَا مع رسولِ اللّه صلى اللّه عليه وسلم طعاماً لم نضعْ أيدينا حتى يبدأ رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم فيضعُ يدَه، وإنّا حضرنا معه مرّة طعاماً فجاءت جارية كأنها تُدفعُ، فذهبتْ لتضعَ يدَها في الطعام فأخذَ رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم بيدها، ثم جاءَ أعرابيٌّ كأنما يُدْفَعُ، فأخذَ بيدِه، فقال رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏»‏إنَّ الشَّيْطانَ يَسْتَحِلُّ الطَّعامَ أنْ لا يُذْكَرَ اسْمُ اللّه عَلَيْه، وأنَّهُ جاءَ بهَذِهِ الجارِيَةِ لِيَسْتَحِلَّ بِهَا، فأخَذْتُ بِيَدِها، فَجاءَ بهذا الأعْرابِيّ لِيَسْتَحِلَّ بِهِ، فأخَذْتُ بِيَدِهِ، وَالَّذي نَفْسِي بِيَدِه إنَّ يَدَهُ في يَدِي مَعَ يَدِهِما‏»‏ ثم ذكر اسم اللّه تعالى وأكل‏. ‏

 

590 Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Когда нам доводилось есть вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы (никогда ничего не брали первыми), пока не (начинал есть) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. (Однажды,) когда мы разделяли с ним трапезу, появилась какая-то девочка, (спешившая так,) будто её подгоняли. Она (сразу подошла к еде) и протянула к ней руку, но посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, схватил её за руку, а потом явился какой-то бедуин, (также) будто подгоняемый кем-то. Схватив за руку и его, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,  сказал: «Поистине, шайтан считает дозволенной для себя ту пищу, над которой не поминают имя Аллаха Всевышнего, и он привёл сюда эту девочку, чтобы (с её помощью) сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил её за руку. А потом он привёл сюда этого бедуина, чтобы (с его помощью) сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил за руку и его! Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, когда я держал за руки этих двоих, в моей руке была (рука шайтана)!» – после чего (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) произнёс имя Аллаха Всевышнего и приступил к еде.[1]

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Этот хадис приводят Ахмад 5/382, Муслим 2017, Абу Дауд 3766, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 6754, Ибн ас-Сунни 460, аль-Хаким 4/108, который назвал хадис достоверным и с ним согласился аз-Захаби.

 

_

عن أميّة بن مَخْشِيٍّ الصحابي رضي اللّه عنه قال‏:‏ كان رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم جالساً ورجلٌ يأكلُ، فلم يُسمّ حتى لم يبقَ من طعامه إلا لقمة، فلما رفعها إلى فِيه قال‏:‏ باسم اللّه أوّله وآخرُه، فضحكَ النبيّ صلى اللّه عليه وسلم ثم قال‏:‏ ‏»‏ما زَالَ الشَّيْطانُ يأكُلُ مَعَهُ، فَلَمَّا ذَكَرَ اسْمَ اللَّهِ اسْتَقَاءَ ما في بَطْنِهِ ‏ .»‏ ‏

 

591 Сообщается, что сподвижник Умаййа бин Махши, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Один человек, который ел в присутствии сидевшего (рядом с ним) посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, не поминал Аллаха до тех пор, пока от его еды не остался (только один) кусок. Поднеся его ко рту, (этот человек) сказал: «С именем Аллаха в начале и конце её», и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассмеялся и сказал: «Шайтан (всё время) ел вместе с ним, когда же он помянул имя Аллаха, (шайтан) изверг из себя всё то, что было у него в чреве»[1].[2]

____________________________________________________________________Слабый(недост)

[1] Здесь подразумевается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, узнал о том, что этот человек не помянул Аллаха только в конце трапезы, поскольку он не стал бы молчать, если бы знал об этом с самого начала.

[2] Этот хадис со слабым иснадом приводят Ахмад 4/336, Абу Дауд 3768, ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 282, Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 463, аль-Хаким 4/108-109, Ибн Са’д в «ат-Табакъат аль-Кубра» 7/12-13. Аль-Хаким назвал иснад хадиса достоверным и с ним согласился аз-Захаби.

Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. В его иснаде присутствует передатчик по имени аль-Мусанна ибн ‘Абду-р-Рахман, который является неизвестным, о чем сказали аз-Захаби, Ибн аль-Мадини и хафиз Ибн Хаджар. См. «Ирвауль-гъалиль» 7/26.

 

_

عن عائشةَ رضي اللّه عنها قالت‏:‏ كان رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم يأكلُ طعاماً في ستة من أصحابه، فجاء أعرابيٌّ فأكلَه بلقمتين، فقال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏»‏أما إنَّهُ لَوْ سَمَّى لَكَفاكُمْ ‏»‏ قال الترمذي‏:‏ حديث حسن صحيح‏ .‏ ‏

 

592 Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

– (Как-то раз, когда) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ел вместе с шестью своими сподвижниками, пришёл один бедуин и съел (всё, что осталось, взяв сразу) два куска, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, если бы он помянул имя Аллаха, (еды) обязательно хватило бы вам (всем)!»[1]

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Этот хадис приводят Ибн Маджах 3264 и ат-Тирмизи 1858, который сказал: «Хороший достоверный хадис». Шейх аль-Албани и Салим аль-Хиляли назвали хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 2107, «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/516.

 

_

عن جابر رضي اللّه عنه، عن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم قال‏:‏ ‏»‏مَنْ نَسِيَ أنْ يُسَمِّيَ على طَعامِهِ، فَلْيَقْرأ‏:‏ قُلْ هُوَ اللَّهُ أحَدٌ إذَا فَرَغَ‏»‏‏.‏

 

593 Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

– Пусть тот, кто забудет помянуть Аллаха над едой, прочтёт: «Скажи: “Он, Аллах, Один…”»,[1] после того, как закончит есть.[2]

____________________________________________________________________

[1] То есть всю суру “Искренность”.

[2] Этот хадис приводит Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 462.

Аль-Бухари и другие мухаддисы считают этот хадис отвергаемым, поскольку один из его передатчиков был известен тем, что в основном передавал подложные хадисы.

Ибн ‘Аллян сказал: «(Автор) не пояснил кто передал этот хадис. Он передается в книге Ибн ас-Сунни, как об этом сказал хафиз (Ибн Хаджар). Хамза ан-Насыби был единственным, кто его передал, о котором хафиз Ибн Хаджар сказал: “Он выдумщик по мнению ученых в области передатчиков”». См. «аль-Футухат ар-Раббаниййа» 5/192.

Салим аль-Хиляли назвал иснад хадиса выдуманным. В нем присутствует Хамза ибн Абу Хамза ан-Насыби, который выдумывал хадисы. См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/517.

 

_

По единодушному мнению улемов, желательно поминать имя Аллаха в начале трапезы. Если же человек не сделает этого в начале намеренно, по забывчивости, вынужденно или по какой-нибудь иной причине, но в процессе трапезы вспомнит об этом или у него появится возможность помянуть Аллаха, желательно, чтобы он так и поступил, то есть произнёс слова “С именем Аллаха в начале и конце её”, как указывается в приводимом выше хадисе. Тому, кто станет пить воду, молоко или любой другой напиток, следует поминать Аллаха точно так же, как и во время еды. Улемы из числа наших товарищей, и не только они, указывали, что поминать Аллаха желательно вслух, чтобы обратить на это внимание других и побудить их последовать его прмеру, а Аллах знает об этом лучше.

 

Что касается формы поминания, то знай, что лучше всего говорить: «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного /Би-сми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим/», если же человек скажет: «С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/», то этого будет достаточно, поскольку и это соответствует сунне. Поминать Аллаха во время еды или питья желательно всем, в том числе и тем, кто находится в состоянии большого осквернения, и женщинам, у которых начались месячные. Делать это следует каждому из участников трапезы, однако, если Аллаха помянет один из них, этого будет достаточно и для остальных. На это указывает аш-Шафи’и, да будет доволен им Аллах, а также ряд улемов, слова которых приводятся в жизнеописании аш-Шафи’и в “Табакат”.[1] Таким образом, в этом отношении поминание Аллаха во время еды подобно ответу на приветствие и благопожелание чихнувшему, поскольку во всех этих случаях будет достаточно, если за всех нужные слова произнесёт один из присутствующих.

____________________________________________________________________

[1] Имеется в виду “Табакат аш-Шафи’ийа (“Разряды шафиитов”).