Главная > Сборники хадисов > Аль-Азкар имама ан-Навави. Глава 145. Слова поминания Аллаха, которые желательно произносить во время поста. Хадисы №№504-505

Аль-Азкар имама ан-Навави. Глава 145. Слова поминания Аллаха, которые желательно произносить во время поста. Хадисы №№504-505

10 июля 2015



بابُ الأذكارِ المستحبّة في الصَّوْم‏.‏

 

Глава 145. Слова поминания Аллаха, которые желательно произносить во время поста

 

 

 

عن أبي هُريرة رضي اللّه عنه؛ أن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم قال‏:‏ ‏»‏الصِّيَامُ جُنَّةٌ، فإذَا صامَ أحَدُكُمْ فَلا يَرْفُثْ وَلا يَجْهَلْ ‏(‏‏»‏فلا يرفث ولا يجهل‏»‏‏:‏ قال ابن علاّن‏:‏ كذا فيما وقفت عليه من نسخ، وفيه حذف وهو كما في الصحيحين ‏»‏فإذا كان أحدُكم صائماً فلا يرفثْ ولا يَجْهَل‏»‏ ولم ينبّه على هذا الحافظ ولعله على الصواب فيما وقف عليه من الأصول، ثم رأيته ملحقاً في أصل مصحح‏)‏ ، وَإِنِ امْرُؤٌ قاتَلَهُ أو شاتَمَهُ فَلْيَقُلْ‏:‏ إني صَائِمٌ إني صَائِمٌ مَرَّتَيْن‏»‏‏.‏

 

504 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

− Пост является щитом[1], и пусть (постящийся) избегает всего непристойного[2] и не ведёт себя подобно невеждам[3], если же кто-нибудь (попытается) завязать с ним ссору или станет бранить его, пусть дважды скажет (такому): «Поистине, я пощусь! /Инни са’им!/»[4]

 

_

 

Говорят, что эти слова следует произносить вслух, чтобы их услышал человек, который пытается завязать с постящимся ссору, так как это может удержать его от подобных действий. Говорят также, что эти слова следует произносить сердцем, чтобы не проявлять безрассудство и хранить неприкосновенность поста, но более верным следует считать первое, а Аллах знает об этом лучше.

____________________________________________________________________sahih-1

[1] Имеется в виду защита от пламени ада.

[2] Здесь имеется в виду как всё то, что не подобает делать только соблюдающему пост, например половые  сношения, так и неподобающие поступки вообще, например сквернословие.

[3] То есть не кричит, не ведёт себя нагло и так далее.

[4] Этот хадис приводят аль-Бухари 1894 и Муслим 1151.

 

_

عن أبي هريرة رضي اللّه عنه قال‏:‏ قال رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏«‏ثَلاَثَةٌ لاَ تُرَدُّ دَعْوَتُهُم‏:‏ الصَّائِمُ حَتَّى يُفْطِرَ، وَالإِمامُ العادِلُ، وَدَعْوَةُ المَظْلُومِ‏»‏ قال الترمذي‏:‏ حديث حسن‏.‏ قلت‏:‏ هكذا الرواية ‏»‏حتى‏»‏ بالتاء المثناة فوق‏.‏

 

505 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не отвергаются мольбы троих: (мольба) постящегося пока он не разговеется, (мольба) справедливого правителя и (мольба) притесняемого».[1]

____________________________________________________________________Слабый(недост)

[1] Этот хадис приводят Ахмад 2/304-305, 445 и 477, Ибн Маджах 1752, Ибн Хузайма 1795, Ибн Хиббан 3428 и ат-Тирмизи 3598, который сказал: «Хороший хадис». Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. В его иснаде присутствует Абу Мудилля, который является неизвестным, на что указывают слова ат-Тирмизи. То же самое утверждали некоторые имамы, а Ибн аль-Мадини сказал: «Его имя не известно, и он неизвестен. От него не передавал никто, кроме Абу Муджахида». См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 3/534 (№1358).

Шейх аль-Албани в «Да’иф Сунан ат-Тирмизи» (3598) сказал: «Слабый хадис, однако его первая часть является достоверной со словом “мусафир”, вместо слова “справедливого правителя”».

Салим аль-Хиляли сказал: «Слабый хадис. В нем присутствует Абу Мудилля, который является неизвестным. От него не передавал никто, кроме Абу Муджахида, как об этом сказано  в “аль-Мизан” (4/571), и поэтому его иснад является слабым». См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/436.