Главная > Сборники хадисов > Аль-Азкар имама ан-Навави. О словах поминания Аллаха и мольбах, с которыми желательно обращаться к Аллаху паломнику, находящемуся на ‘Арафате. Хадисы №№515-516

Аль-Азкар имама ан-Навави. О словах поминания Аллаха и мольбах, с которыми желательно обращаться к Аллаху паломнику, находящемуся на ‘Арафате. Хадисы №№515-516

15 июля 2015



فصل‏:‏ في الأذكار والدعوات المستحبّات بعرفات‏.‏

 

О словах поминания Аллаха и мольбах, с которыми  желательно обращаться к Аллаху паломнику, находящемуся на ‘Арафате

 

 

 

قد قدَّمنا في أذكار العيد حديث‏ النبيّ صلى اللّه عليه وسلم ‏»‏خَيْرُ الدُّعاءِ يَوْمَ عَرَفَة، وَخَيْرُ ما قُلْتُ أنا وَالنَّبِيُّونَ مِنْ قَبْلِي‏:‏ لا إِلهَ إِلاَّ اللَّهُ وَحْدَهُ لا شَرِيكَ لَهُ، لَهُ المُلْكُ وَلَهُ الحَمْدُ وَهُوَ على كُلّ شَيْءٍ قَدِيرٌ‏»‏‏.‏

 

515 ‘Амр бин Шу‘айб передал слова своего отца, сообщившего, что его дед[1] сказал:

− Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшей мольбой является та, с которой обращаются к Аллаху в день ‘Арафата, а лучшим из того, что говорил я, как и (другие) пророки, жившие до меня, являются слова: “Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища; Ему принадлежит власть, хвала Ему, и Он всё может /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду, ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир/”».[2]

 

_

 

Желательно стараться произносить эти слова как можно чаще, поскольку этот день является лучшим днём года для обращений с мольбами, а стояние /вукуф/ на ‘Арафате − главным обрядом хаджжа, ради которого он и совершается. Это значит, что во время стояния на ‘Арафате человек должен не жалея сил повсеместно по-разному поминать Аллаха, обращаться к Нему с разными мольбами и читать Коран, обращаясь с мольбами к Аллаху и поминая Его как в одиночку, так и совместно с другими людьми. Ему следует обращаться с мольбами за себя, а также за своих родителей, родственников, шейхов[3], товарищей, друзей, за тех, кого он любит, за каждого, кто оказал ему то или иное благодеяние, и за всех мусульман вообще. И пусть каждый паломник остерегается любых упущений, поскольку, в отличие от любого другого дня, исправить упущение, допущенное в этот день, невозможно. Паломнику не следует стараться специально произносить слова мольбы рифмованной прозой /садж‘/, поскольку это отвлекает сердце и не позволяет человеку должным образом проявлять смирение пред Аллахом, подчёркивать свою зависимость от Него и выказывать потребность в Нём. Однако не будет ничего дурного, если человек станет повторять свои собственные или чужие слова мольбы, которые он запомнил, если ему не придётся прилагать специальные усилия для того, чтобы располагать слова в особом порядке и правильно произносить их окончания. Согласно сунне мольбы следует произносить тихо, часто просить о прощении и вслух приносить покаяние за все прегрешения, искренне раскаиваясь за них сердцем. Паломнику, который произносит свои мольбы, следует повторять их многократно, проявляя настойчивость и не считая, что ответа на них приходится ждать слишком долго. Начиная и завершая мольбу, необходимо воздавать хвалу Аллаху Всевышнему и прославлять Его, а также призывать благословения и мир на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Паломник, который обращается к Аллаху с мольбами, должен стараться делать это в состоянии ритуальной чистоты и поворачиваться в сторону киблы.

____________________________________________________________________

[1] Имеется в виду дед отца ‘Амра бин Шу’айба, которым являлся ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими.

[2] Этот хадис приводит ат-Тирмизи 3585, который считал его иснад слабым. Шейх аль-Албани и Салим аль-Хиляли назвали хадис хорошим. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1536, «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/452. См. хадис № 471.

[3] Имеются в виду наставники.

 

_

عن عليّ رضي اللّه عنه قال‏:‏أكثرُ دعاءِ النبيّ صلى اللّه عليه وسلم يوم عَرَفة في الموقف‏:‏ ‏»‏اللَّهُمَّ لَكَ الحمدُ كالذي نقولُ، وخيراً مما نقولُ؛ اللَّهُمَّ لَكَ صَلاتِي وَنُسُكِي، وَمَحْيايَ وَمَمَاتِي، وإلَيْكَ مآلِي، وَلَكَ رَبِّ تُرَاثي؛ اللَّهُمَّ إني أعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابِ القَبْرِ، وَوَسْوَسَةِ الصَّدْرِ، وَشَتاتِ الأمْرِ؛ اللَّهُمَّ إِني أعُوذُ بِكَ مِنْ شَرّ ما تجيءُ بهِ الرّيحُ‏»‏‏.‏‏

 

516 Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:

− В день стояния на ‘Арафате пророк, да благословит его Аллах и приветствует, чаще всего обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, мы воздаём Тебе хвалу как можем, и это − лучшее из того, что мы говорим! О Аллах, поистине, моя молитва, моё поклонение, жизнь моя и смерть принадлежат Тебе, к Тебе мне (предстоит) вернуться и Тебе, Господь мой, принадлежит моё достояние. О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мучений могилы, наущений души и (мыслей о) мирских делах[1]. О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от зла того, что приносит с собой ветер! /Аллахумма, ля-кя-ль-хамду кя-ллязи накулю ва хайран мим-ма накуль! Аллахумма, ля-кя саляти, ва нусуки, ва махйа-йа, ва мамати, ва иляй-кя мааби, ва ля-кя, Рабби, тураси. Аллахумма, ин-ни а‘узу би-кя мин ‘азаби-ль-кабри, ва васвасати-с-садри, ва шатати-ль-амр. Аллахумма, ин-ни а‘узу би-кя мин шарри ма таджи’у би-хи-р-рих!/»[2]

____________________________________________________________________

[1] То есть от занятости мирским до такой степени, что это станет отвлекать меня от религиозных дел.

[2] Этот неизвестный /гариб/ хадис, иснад которого не является сильным, приводит ат-Тирмизи 3520.

Хафиз Ибн Хаджар назвал хадис неизвестным/гъариб/. См. «аль-Футухат ар-Раббаниййа» 5/6.

Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. В его иснаде присутствует Къайс ибн ар-Раби’, который является слабым по причине плохой памяти. См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 6/465.

 

_

 

Желательно, чтобы во время стояния на ‘Арафате наряду с мольбами паломник как можно чаще произносил тальбийу, призывал благословения и мир на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и плакал, поминая Аллаха и обращаясь к Нему с мольбами. Там проливаются слёзы и прощаются ошибки и там можно надеяться на удовлетворение просьб, ибо это − великое место и великое собрание, где встречаются лучшие из искренних рабов Аллаха, и это − величайшее собрание в мире.

Ниже приводятся мольбы, с которыми предпочтительно обращаться к Аллаху во время стояния на ‘Арафате:

* Господь наш, даруй нам в мире этом добро и в мире вечном добро и защити нас от мук огня! /Рабба-на, ати-на фи-д-дунйа хасанатан ва фи-ль-ахырати хасанатан ва кы-на ‘азаба-н-нар!/

* О Аллах, поистине, я обижал самого себя[1] много раз, а никто, кроме Тебя грехов не простит! Прости же меня, (и даруй) мне Твоё прощение, и помилуй меня, ведь Ты − Прощающий, Милосердный! О Аллах, (даруй) мне прощение, благодаря которому придут в порядок все мои дела в обоих мирах, окажи мне милость, благодаря чему я обрету счастье в обоих мирах, прими моё искреннее покаяние, после которого я никогда не нарушу (своего слова)[2], и сделай так, чтобы я неуклонно придерживался пути прямоты и никогда не сворачивал с него! /Аллахумма, инни залямту нафси зульман касиран, ва ля йагфиру-з-зунуба илля Анта, фа-гфир ли магфиратан мин ‘инди-кя ва-рхам-ни, инна-кя Анта-ль-Гафуру-р-Рахим! Аллахумма,-гфир ли магфиратан туслиху би-ха ша’ни фи-д-дарайни, ва ирхам-ни рахматан ас‘аду би-ха фи-д-дарайни, ва туб ‘аляййа таубатан насухан ля анкусу-ха абадан, ва альзим-ни сабиля-ль-истикама, ля азигу ‘ан-ха абадан!/

* О Аллах, приведи меня от унижения ослушания к чести повиновения (Тебе), и избавь меня от запрещённого Тобой посредством дозволенного Тобой, и избавь меня от ослушания Тебя посредством повиновения Тебе, и по милости Твоей избавь меня от необходимости в ком бы то ни было, кроме Тебя, и озари сердце моё и могилу мою, и упаси меня от любого зла, и собери для меня[3] всё благое! /Аллахумма,-нкуль-ни мин зулли-ль-ма‘сыйати иля ‘иззи-т-та‘ати, ва агни-ни би-халяли-кя ‘ан харами-кя, ва би-та‘ати-кя ‘ан ма‘сыйати-кя, ва би-фадликя ‘амман сива-кя, ва наввир кальби ва кабри, ва а‘из-ни мин аш-шарри кулли-хи, ва иджма‘ ли-ль-хайра куля-ху!/

____________________________________________________________________

[1] Иначе говоря, совершал грехи, что рано или поздно обернётся против меня же.

[2] То есть не повторю прошлых ошибок и грехов.

[3] То есть даруй мне.