Главная > Сборники хадисов > Сунан Ибн Маджах. 21. Книга о выкупах. Хадисы №№ 2615-2694

Сунан Ибн Маджах. 21. Книга о выкупах. Хадисы №№ 2615-2694



«Сунан Ибн Маджах»

21 — كتاب الديات

21 — Книга о выкупах[1]

Хадисы №№ 2615-2694

( 22 ) باب لا يقتل الوالد بولده

22 — Глава: Не казнят отца за (убийство) своего сына.

2661 — حدثنا سويد بن سعيد . ثنا علي بن مسهر عن إسماعيل بن مسلم عن عمرو بن دينار عن طاوس عن ابن عباس أن رسول الله صلى الله عليه و سلم قال :

( لايقتل بالولد الوالد )
[ ش — ( لا يقتل بالولد الوالد ) لأن الوالد سبب لوجوده فلا يحسن أن يكون الولد سببا لعدمه . ]
قال الشيخ الألباني : صحيح

2661 Передают со слов Ибн ‘Аббаса о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«За (убийство своего) сына не казнят отца». Этот хадис передал Ибн Маджах 2661.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным.

2662 — حدثنا أبو بكر بن أبي شيبة . ثنا أبو خالد الأحمر عن حجاج عن عمرو بن شعيب عن أبيه عن جده عن عمر بن الخطاب قال سمعت رسول الله صلى الله عليه و سلم يقول :

( لا يقتل الوالد بالولد ) .
قال الشيخ الألباني : صحيح

2662 Сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

«Не казнят отца за (убийство своего) сына». Этот хадис передал Ибн Маджах 2662.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7749.

_________________________________________________________________________
Хадис этот приводят ат-Тирмизи 1/263, Ибн Маджах 2662 и др.
Учёные разногласили относительно его достоверности, некоторые считали его слабым, а некоторые достоверным. У хадиса есть несколько версий, и относительно одной из них имам аль-Байхакъи (8/38) сказал, что иснад её достоверный. Также и хафиз Ибн Хаджар передал его слова о достоверности данного хадиса, соглашаясь с ним. См. “ат-Тальхис” 4/16.
Также достоверность этого хадиса подтвердили имам Ибн аль-Джаруд и шейх Ахмад Шакир, а шейх аль-Албани оценил данный хадис достоверным, в силу существования усиливающих его версий. См. «Ирвауль-гъалиль» № 2214.
На основании этого хадиса большинство ученых, в том числе и правоведы трех правовых школ (мазхабов) посчитали, что отца не казнят за убийство своего сына. См. «Маусу’атуль-фикъхия» 15/122.
Этого мнения придерживались: ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), Муджахид, ‘Атаъ, Раби’а, Исхакъ, аль-Ауза’и, ас-Саури (да смилуется над ними Аллах). См. «аль-Мугъни» 8/227, «Тафсир аль-Къуртуби» 2/250, «ат-Тамхид» 23/437, «Бидая аль-Муджтахид» 2/300, «Бадаи’ ас-Санаи’» 7/235, «Табйин аль-Хакаик» 6/105, «Бахр ар-Раик» 8/338, «аль-Хидая шарх аль-Бидая» 4/161.
Также это мнение подкрепляется другими хадисами и доводами:
1 — «Ты и твое имущество принадлежите твоему отцу».[2] Хадис достоверный. см. «Сахих аль-Джами’» №1486.
Указание, которое содержится в данном хадисе, разъяснил аль-Джассас (да смилуется над ним Аллах): “От пророка (мир ему) передается, что он сказал одному человеку: «Ты и твое имущество принадлежите твоему отцу». Он причислил этого человека к его отцу, как и его имущество, и такое обобщенное причисление отрицает возможность возмездия (отцу). Факт того, что сын не находится в собственности отца в прямом смысле, не делает недействительным нашу аргументацию, так как причисление обобщенное, и ее наличие внушает сомнение, а в сомнительных случаях, установленные шариатом наказания не применяются”. См. «Ахкам аль-Къуран» аль-Джассаса 1/179, «аль-Мугъни» 8/227.
2 — Также это группа ученых, опирается на предание, в котором сообщается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) в отношении того, кто намеренно убил своего сына вынес решение выплатить выкуп за убитого. Но предание это является слабым. См. «Ирвауль-гъалиль» 6/115. Но в «аль-Мусаннаф» 9/401 ‘Абду-р-Раззакъа передается, что человек из племени Мидлидж убил своего сына, и ‘Умар (да будет доволен им Аллах) не стал казнить его, а обязал выплатить выкуп. Ибн ‘Абдуль-Барр (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Это самая достоверна цепочка передач, существующая на эту тему” См. «аль-Истизкар» 8/136.
3 — Из аргументов в пользу этого мнения, также аяты в которых Всевышний повелевает почтительное отношение к родителям:
«Мы заповедали человеку быть добрым к родителям» (29:8), «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие» (31:14)
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком» (17:23-24)
Аллах велел человеку сопровождать родителей в этом мире, почитать их, делать им добро, быть с ними учтивым, оказывать им поддержку, а когда сын служит причиной убийства отца, то это противоречит всему вышеперечисленному. См. «Ахкам аль-Къуран» аль-Джассаса 1/179, 5/219, «аль-Мабсут» ас-Сархаси 26/91-92.

4 — Сердца родителей всегда преисполнены сострадания и милосердия к своим детям, и эти чувства не позволяют им лишить жизни своего ребенка, если только у них не помутился рассудок или ребенок не причинил им очень сильные страдания. См. «Тафсир ас-Са’ди» 84, «Табйин аль-Хакаик» 6/105.

5 — Так как отец был причиной появления на свет сына, то последний не может стать причиной его казни. См. «аль-Мугъни» 8/227.
аз-Зайля’и (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Отец не может быть наказан за сына, так как он стал причиной появления его на свет, и невозможно (абсурдно) чтобы сын стал причиной его погибели” См. «Табйин аль-Хакаик» 6/105.

6 — Единогласное мнение ученых, которое передал аш-Шафи’и (да смилуется над ним Аллах): “Ученые единодушны во мнении о том, что человека не убивают за убийство своего сына” См. «аль-Умм» 6/26.

Второе мнение гласит, что отец должен быть казнен за убийство своего сына.
Это мнение высказали: Малик, и сторонники его правовой школы, с условием, что отец убил своего сына намеренно. А также это мнение высказали Ибн Нафи’, Ибн ‘Абд аль-Хакам, Ибн аль-Мунзир, ‘Усман аль-Батти. См. «аль-Мугъни» 8/227, «Тафсир аль-Къуртуби» 2/250, «ат-Тамхид» 23/437, «Ахкам аль-Къуран» аль-Джассаса 1/178, «аль-Мунтакъа шарх аль-Муваттаъ» 7/105.
Эта группа ученых опирается на Священные тексты о необходимости вершить возмездие за убийство любого верующего: «О те, которые уверовали! Вам предписано возмездие за убитых: свободный – за свободного, раб – за раба, женщина – за женщину» (2:178)
«Кровь верующих равноценна».[3] Хадис достоверный. См. «Ирвауль-гъалиль» 4/250.
Они говорят, что данное предписание обращено ко всем верующим, и чтобы исключить, из общего смысла этого предписания родителей нужны достоверные конкретизирующие это исключение тексты, а поскольку такие тексты отсутствуют, то следует исходить из общего смысла этого предписания[4].
Но сторонники противоположного мнения ответили им тем, что хадис о том, что отца не казнят за убийство сына, является достоверным и он ограничивает смысл данного коранического откровения и конкретизируют хадис о равноценности крови мусульман.
Упомянув вышеперечисленные доводы первой группы Ибн Къудама (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Упомянутое нами конкретизирует обобщенные тексты и выводит отца из общего числа людей, которые если совершат убийство мечом, то обязательно должны быть подвергнуты возмездию, но на отца это предписание не распространяется». См. «аль-Мугъни» 8/227.
аль-Джассас (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Все упомянутые нами доказательства ограничивают смысл аятов о возмездии, и указывают на то, что отец не входит в общий смысл этих аятов, а лучше всего об этом известно Аллаху!” См. «Ахкам аль-Къуран» аль-Джассаса 1/180.
Правильным мнением представляется первое мнение, в виду наличия достоверного хадиса. А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху!


[1] Речь идёт о выкупах /дийат/ за убийство или нанесение ранений и увечий.

[2] Хадис достоверным посчитали также: Ибн аль-Араби, Ибн аль-Къаттан, Ибн аль-Муляккъин, хафиз Ибн Хаджар, имам аль-Албани и Ахмад Шакир.

[3] Шейх аль-Баррак (да хранит его Аллах) сказал: «Равноценна» – то есть: одинакова по цене и значению, и нет превосходства крови кого-либо над кровью другого. Поэтому, к примеру, курайшита убивают за убийство человека из не курейшитского племени. Убивают человека знатного происхождения, за убийство не знатного, низкого происхождения.
«Их кровь равноценна» то есть: взрослого убивают за убийство малолетнего, если он убил его преднамеренно. Также ученого убивают за убийство невежественного, а если человек высокого положения, будь он инженер, или врач, убил нищего оборванца, то его убивают за это ибо «их кровь равноценна». Источник.

[4] Это слова аль-Мунзири (да смилуется над ним Аллах), передал их аль-Куртуби см. «Тафсир аль-Куртуби» 2/250.

( 23 ) باب هل يقتل الحر بالعبد ؟

23 — Глава: Казнят ли свободного человека за (убийство) раба?

2663 — حدثنا علي بن محمد . ثنا وكيع عن سعيد بن أبي عروبة عن قتادة عن الحسن عن سمرة بن جندب قال قال رسول الله صلى الله عليه و سلم :

( من قتل عبده قتلناه . ومن جدعه جدعناه ) .
قال الشيخ الألباني : ضعيف

2663 — Сообщается, что Самура ибн Джундуб сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Того, кто убьет своего раба мы казним, а того, кто его покалечит — покалечим мы”». Этот хадис передали Ибн Маджах 2663, Абу Дауд 4515 и ат-Тирмизи 1414.

Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 5749.

Задать вопрос / Добавить комментарий

Комментарии (последние раньше)
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.