Главная > Сборники хадисов > Муснад имама Ахмада. 1107. Хадисы ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах. Хадисы №№ 24056-26455

Муснад имама Ахмада. 1107. Хадисы ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах. Хадисы №№ 24056-26455

19 июня 2012



Муснад имама Ахмада

 

 

 1107 — حديث السيدة عائشة رضي الله عنها

 

 

1107 — Хадисы госпожи ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах.

Хадисы №№ 24056-26455

24328 — عن عائشة عن النبي صلى الله عليه و سلم قال :

إِنَّ لِلْقبرِ ضَغْطَةً ، ولَوْ كان أحدٌ ناجِيًا مِنْها ، نَجَا مِنْها سعدُ بْنُ معاذٍ . 

تعليق شعيب الأرنؤوط : حديث صحيح

رواه أحمد (6/55 ،98) ، قال العراقي في » تخريج الإحياء » (5/259) : إسناده جيد . وقال الذهبي في » السير » (1/291) : إسناده قوي . وقال الألباني في » السلسلة الصحيحة » (1695) : » وجملة القول أن الحديث بمجموع طرقه وشواهده صحيح بلا ريب » انتهى. وصححه محققو مسند أحمد في طبعة مؤسسة الرسالة (40/327).

قال ابن كثير في « البداية والنهاية » 4/130: إسناده على شرط الشيخين

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير » 2180 : صحيح

24328 — Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, у могилы есть сжатие, и если бы кто-нибудь смог спастись от него (сжатия), то спасся бы от него Са’д ибн Му’аз». Этот хадис передал Ахмад 6/55, 98.

Хафиз Ибн Касир сказал: «Его иснад соответствует условиям аль-Бухари и Муслима». См. «аль-Бидая ва-н-нихая» 4/130.

Хафиз аль-‘Иракъи сказал: «Его иснад хороший». См. «Тахридж аль-Ихйаъ» 2/259.

Имам аз-Захаби сказал: «Его иснад сильный». См. «Сияр а’лями ан-нубаляъ» 1/291.sahih-2

Шейх аль-Албани сказал: «В сумме путей и подтверждающих его хадисов, данный хадис является без сомнения достоверным». См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2180, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1695.

Шейх Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Достоверный хадис». См. «Муснад Ахмад» № 24328. 6/55

24459  عَنْ عَائِشَةَ قَالَتْ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم:

« مَنْ وَلاَّهُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ مِنْ أَمْرِ الْمُسْلِمِينَ شَيْئاً فَأَرَادَ بِهِ خَيْرًا جَعَلَ لَهُ وَزِيرَ صِدْقٍ فَإِنْ نَسِىَ ذَكَّرَهُ وَإِنْ ذَكَرَ أَعَانَهُ ».

معتلى 12014 مجمع 5/210

تعليق شعيب الأرنؤوط : صحيح وهذا إسناد ضعيف لضعف مسلم بن خالد

قال الهيثمي في  مجمع الزوائد 5/252 : رواه أحمد6/70  والبزار 1592 ورجال البزار رجال الصحيح .

24459 Сообщается, что ‘Аиша сказала:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда Всемогущий и Великий Аллах вручает кому-либо власть над мусульманами, желая ему блага, Он даёт (такому правителю) правдивого вазира[1], который напоминает ему, когда тот забывает (о чём-либо), и помогает ему, если тот помнит (об этом)”». Этот хадис передали Ахмад 6/70 и аль-Баззар в «Кашф аль-астар» 1592.sahih-2

Аль-Хайсами сказал: «Этот хадис передали Ахмад и аль-Баззар и передатчики аль-Баззара те, от которых приводятся хадисы в ас-Сахих». См. «Маджма’у-з-заваид» 5/252.

Шу’айб аль-Арнаут назвал хадис достоверным. См. «Муснад Ахмад» 24459.


[1] Вазир – первый министр; правая рука правителя.

24484 — عَنْ أَبِى إِسْحَاقَ عَنْ رَجُلٍ حَدَّثَهُ عَنْ عَائِشَةَ قَالَتْ:

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- يُعْجِبُهُ مِنَ الدُّنْيَا ثَلاَثَةٌ الطَّعَامُ وَالنِّسَاءُ وَالطِّيبُ ، فَأَصَابَ ثِنْتَيْنِ وَلَمْ يُصِبْ وَاحِدَةً: أَصَابَ النِّسَاءَ وَالطِّيبَ وَلَمْ يُصِبِ الطَّعَامَ .
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده ضعيف لإبهام الراوي عن عائشة

قال الهيثمي في « مجمع الزوائد » 10/318 :  فيه راو لم يسم وبقية رجاله رجال الصحيح‏‏

قال الشيخ الألباني في « تخريج مشكاة المصابيح » 5/40 : فيه رجل لم يسم وأبو إسحاق السبيعي مدلس وكان اختلط

24484 — Абу Исхакъ (ас-Саби’ий) передал, что один человек рассказывал ему о том, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Из мира этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, любил три вещи: еду, женщин и благовония. Достались же ему две, и не досталась одна: достались (ему) женщины и благовония, и не досталось еды». Этот хадис передал Ахмад 6/72.Слабый(недост)

Хафиз аль-Хайсами сказал: «В нём (иснаде) присутствует передатчик, который не назван по имени, а остальные его передатчики те, от которых приводятся хадисы в “Сахихе”». См. «Маджма’у-з-заваид» 10/318.

Шейх аль-Албани сказал: «В нём (иснаде) присутствует передатчик, который не назван по имени, а также (передатчик по имени) Абу Исхакъ ас-Саби’ий, который был подтасовщиком хадисов/мудаллис/ и путался в хадисах». См. «Тахридж Мишкатуль-масабих» 5/40.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад слабый из-за того, что не назван по имени передатчик от ‘Аиши». 6/72

24707 — عن عائشة إنها قالت: قال رسول الله صلى الله عليه و سلم :

إِنَّ لِلْقبرِ ضَغْطَةً ، لَوْ كان أحدٌ ناجِيًا مِنْها ، نَجَا سعدُ بْنُ معاذٍ .
تعليق شعيب الأرنؤوط : حديث صحيح

رواه أحمد (6/55 ،98) ، قال العراقي في » تخريج الإحياء » (5/259) : إسناده جيد . وقال الذهبي في » السير » (1/291) : إسناده قوي . وقال الألباني في » السلسلة الصحيحة » (1695) : » وجملة القول أن الحديث بمجموع طرقه وشواهده صحيح بلا ريب » انتهى. وصححه محققو مسند أحمد في طبعة مؤسسة الرسالة (40/327).

قال ابن كثير في « البداية والنهاية » 4/130: إسناده على شرط الشيخين

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير » 2180 : صحيح

24707 — Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, у могилы есть сжатие, и если бы кто-нибудь смог спастись от него (сжатия), то спасся бы Са’д ибн Му’аз”». Этот хадис передал Ахмад 6/55, 98.sahih-2

Имам аз-Захаби сказал: «Его иснад сильный». См. «Сияр а’лями ан-нубаляъ» 1/291.

Хафиз Ибн Касир сказал: «Его иснад соответствует условиям аль-Бухари и Муслима». См. «аль-Бидая ва-н-нихая» 4/130.

Хафиз аль-‘Иракъи сказал: «Его иснад хороший». См. «Тахридж аль-Ихйаъ» 2/259.

Шейх аль-Албани сказал: «В сумме путей и подтверждающих его хадисов, данный хадис является без сомнения достоверным». См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2180, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1695.

Шейх Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Достоверный хадис». См. «Муснад Ахмад» № 24707. 6/98

24740 — حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ حَدَّثَنِى أَبِى حَدَّثَنَا عَفَّانُ حَدَّثَنَا الْقَاسِمُ بْنُ الْفَضْلِ قَالَ: قَالَ الْحَسَنُ:

قَالَتْ عَائِشَةُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ هَلْ تَذْكُرُونَ أَهْلِيكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ؟ قَالَ: « أَمَّا فِى مَوَاطِنَ ثَلاَثَةٍ فَلاَ الْكِتَابُ وَالْمِيزَانُ وَالصِّرَاطُ ».
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده ضعيف لانقطاعه

قال حافظ المنذري في « الترغيب والترهيب » 4/315: [هو] من رواية الحسن عن عائشة

قال حافظ ابن حجر في « تخريج مشكاة المصابيح » 5/174: منقطع

قال الشيخ الألباني في « ضعيف الجامع الصغير » 1245 : ضعيف

قال الشيخ الألباني في « ضعيف الترغيب والترهيب » 2108 : ضعيف

قال الشيخ الألباني في « تخريج مشكاة المصابيح » 5493 : إسناده ضعيف؛ فيه عنعنة الحسن البصري . ومن هذا الوجه: أخرجه الحاكم (4/578) وأعله – هو والذهبي – بالإرسال .

24740 – Сообщается, что аль-Хасан (аль-Басри) сказал:

«(Однажды) ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах сказала: “О посланник Аллаха, будете ли вы вспоминать о своих домочадцах в День воскрешения?” (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: “Что касается трёх мест, то нет: (там, где будут вручать) книгу (с деяниями), (возле) Весов и Моста”». Этот хадис передали Ахмад 6/101, Абу Дауд 4755 и аль-Хаким 4/578. Слабый(недост)

Хафиз аль-Мунзири сказал: «Он приводится в передаче аль-Хасана со слов ‘Аиши[1]». См. «ат-Таргъиб» 4/315.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Его передал Абу Дауд в “ас-Сунна” в передаче аль-Хасана аль-Басри от ‘Аиши и он (иснад) прерванный». См. «Тахридж аль-Мишкат» 5/174.

После этих слов хафиза Ибн Хаджара, шейх аль-Албани сказал: «Его иснад слабый. В нём аль-Хасан (аль-Басри передаёт этот хадис от ‘Аиши словами) от такого-то/‘ан ‘ан/ (не заявляя ясно, что сам непосредственно слышал его от ‘Аиши). По этому же пути его передал аль-Хаким (4/578) и признал его слабым он, а также аз-Захаби, из-за отосланности/т.е. прерванности иснада/». См. «Тахридж аль-Мишкатуль-масабих» 5/174.

См. также «Да’иф аль-Джами’ ас-сагъир» 1245, «Да’иф ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 2108, «Тахридж Мишкатуль-масабих» 5493.

Шейх Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад слабый из-за его прерванности». 6/101

__________________________________________

В версии этого хадиса, которую передал имам Абу Дауд, сообщается, что однажды ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, вспомнила об Огне и заплакала. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Что заставило тебя плакать?» Она ответила: «Я вспомнила об Огне и (поэтому) заплакала, но будете ли вы вспоминать о своих домочадцах в День воскрешения?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Что касается трёх мест, то, (оказавшись там,) никто не будет вспоминать никого (другого): у Весов, пока не выяснится, легка или тяжела (чаша с его благими делами); когда (станут разносить) книги (с записями деяний), когда будет сказано: “Вот, прочтите мою книгу!” (аль-Хаккъа, 69:19), пока не выяснится, в правую руку подадут ему его книгу, в левую или со стороны спины; и (когда люди будут находиться) возле Моста/Сырат/, который будет проходить над хребтом геенны».


[1] Этими словами аль-Мунзири, да помилует его Аллах, указывает на прерванность иснада этого хадиса, а Аллах знает об этом лучше. Прим. пер.

24886 — حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ حَدَّثَنِى أَبِى حَدَّثَنَا عَبْدُ الصَّمَدِ بْنُ حَسَّانَ قَالَ: أَخْبَرَنَا عُمَارَةُ عَنْ ثَابِتٍ عَنْ أَنَسٍ قَالَ:

بَيْنَمَا عَائِشَةُ فِى بَيْتِهَا إِذْ سَمِعَتْ صَوْتاً فِى الْمَدِينَةِ فَقَالَتْ: مَا هَذَا ؟ قَالُوا: عِيرٌ لِعَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ عَوْفٍ قَدِمَتْ مِنَ الشَّامِ تَحْمِلُ مِنْ كُلِّ شَىْءٍ. قَالَ: فَكَانَتْ سَبْعَمِائَةِ بَعِيرٍ — قَالَ — فَارْتَجَّتِ الْمَدِينَةُ مِنَ الصَوْتِ فَقَالَتْ عَائِشَةُ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- يَقُولُ: « قَدْ رَأَيْتُ عَبْدَ الرَّحْمَنِ بْنَ عَوْفٍ يَدْخُلُ الْجَنَّةَ حَبْواً ». فَبَلَغَ ذَلِكَ عَبْدَ الرَّحْمَنِ بْنَ عَوْفٍ فَقَالَ: إِنِ اسْتَطَعْتُ لأَدْخُلَنَّهَا قَائِماً . فَجَعَلَهَا بِأَقْتَابِهَا وَأَحْمَالِهَا فِى سَبِيلِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ .
تعليق شعيب الأرنؤوط : حديث منكر باطل

قال ابن كثير في « البداية والنهاية » 7/171 : [فيه] عمارة بن زاذان الصيدلاني ضعيف

قال السخاوي في « الأجوبة المرضية » 2/579 : مداره على عمارة بن زاذان وقد ضعفه النسائي والدارقطني وأحمد

قال الشوكاني في « الفوائد المجموعة » 401 : في إسناده عمارة, وهو يروي المناكير

قال الشيخ الألباني في « السلسلة الضعيفة و الموضوعة » 6590 : كذب

24886 — Рассказал нам ‘Абдуллах (сын имама Ахмада):

— Рассказал мне мой отец (имам Ахмад):

— Рассказал нам ‘Абду-с-Самад ибн Хассан, который сказал:

— Сообщил нам ‘Умара от Сабита, сообщившего, что Анас сказал:

— Как-то раз, когда ‘Аиша находилась в своём доме, она услышала шум в Медине и спросила: «Что это?» (Люди) сказали: «Это караван ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа, который прибыл из Шама и привёз всякие вещи». 

(Анас) сказал:

— Он (караван) состоял из семиста верблюдов, и Медина наполнилась гулом (когда караван прибыл в город). И тогда ‘Аиша сказала: «Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Я видел, как ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф входил в рай ползком”». Когда эта весть достигла ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа, он сказал: «Если бы я смог, то непременно вошёл бы в него стоя!», после чего он стал раздавать верблюдов и его поклажу на пути Великого и Всемогущего Аллаха. Этот хадис передал Ахмад 6/115, а от него Ибн аль-Джаузи в «аль-Мауду’ат» (2/13), а также Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашкъ» (10/124), аль-Баззар (3/209/2586 — Кашф), ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» (1/89-90), от него Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» (1/98).maudoo'

Хафиз Ибн Касир сказал: «В его иснаде присутствует ‘Умара ибн Зазан ас-Сайдаляни, который является слабым (передатчиком)». См. «аль-Бидая ва-н-нихая» 7/171.

Хафиз ас-Сахави сказал: «‘Умару ибн Зазана назвали слабым ан-Насаи, ад-Даракъутни и Ахмад». См. «аль-Аджвиба аль-мурдыя» 2/579.

Имам аш-Шаукани сказал: «В его иснаде присутствует ‘Умара, который передаёт отвергаемые (хадисы)». См. «аль-Фаваид аль-маджму’а» 401.

Шейх аль-Албани сказал: «Ложь!» См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 6590.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Отвергаемый, ложный хадис». См. «Тахкъикъ аль-Муснад» 24886.

____________________________________________

Хафиз ас-Сахави сказал: «Нет ничего достоверного о том, что ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф (да будет доволен им Аллах) войдёт в Рай ползком или на четвереньках, как это говорил хафиз Абуль-Хасан аль-Хайсами и его шейх аль-‘Иракъи, который возразил на слова аль-Хакима, что иснад его достоверный. Более того, их опередил в оценке некоторых хадисов об этом как ложные в “аль-Мауду’ат” Ибн аль-Джаузи. Он передал от имама Ахмада ибн Ханбаля: “Это отвергаемый хадис”, несмотря на то, что сам Ахмад привел его в своем “аль-Муснаде”. И наш шейх (Ибн Хаджар) в “Къауль аль-мусаддад” сказал: “Я считаю, что не следует удлинять слова об этом хадисе. Нам достаточно свидетельства имама Ахмада, что это ложный хадис”». См. «аль-Аджвиба аль-мурдыя» 582.

25509  — عَنْ عَائِشَةَ أَنَّ النَّبِىَّ -صلى الله عليه وسلم- قَالَ :

« لاَ تَسُبُّوا الأَمْوَاتَ فَإِنَّهُمْ قَدْ أَفْضَوْا إِلَى مَا قَدَّمُوا ».

تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط الشيخين

.   رواه أحمد (6/180) ، و‏البخاري ‏(‏1393 و6516)‏‏ ، والنسائي ( 4/53 و63)‏

25509 — Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не поносите покойных, ибо, поистине, они уже пришли к тому, что совершали прежде[1]». Этот хадис передали Ахмад 6/180, аль-Бухари 1393, 6516, ан-Насаи 4/53.sahih-2

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7311, «Сахих аль-Маварид» 1666, «Сахих ан-Насаи» 1935.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад в соответствии с условиями обоих шейхов (аль-Бухари и Муслима)».


[1] Имеется в виду, что Аллах уже воздал покойным по заслугам за их дела в земной жизни, и поэтому нет смысла порицать их, если только это не дела­ется с целью назидания.

25701 — عَنْ عَائِشَةَ قَالَتْ:

كُنْتُ أَدْخُلُ بَيْتِى الَّذِى دُفِنَ فِيهِ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- وَأَبِى فَأَضَعُ ثَوْبِى فَأَقُولُ: إِنَّمَا هُوَ زَوْجِى وَأَبِى . فَلَمَّا دُفِنَ عُمَرُ مَعَهُمْ فَوَاللَّهِ مَا دَخَلْتُ إِلاَّ وَأَنَا مَشْدُودَةٌ عَلَىَّ ثِيَابِى حَيَاءً مِنْ عُمَرَ.
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط الشيخين

25701 — Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Обычно, когда я заходила в свой дом, где были похоронены посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и мой отец (Абу Бакр), я снимала одежду и говорила: “Ведь, поистине, это мой муж и мой отец”. Но когда там вместе с ними был похоронен ‘Умар, то, клянусь Аллахом, я заходила туда только натянув на себя свою одежду, стесняясь ‘Умара». Этот хадис передал Ахмад 6/202.

Хафиз аль-Хайсами сказал: «Его передатчики те, от которых приводятся хадисы в ас-Сахихе». См. «Маджма’у-з-заваид» 9/40.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Тахридж мишкат аль-масабих» 1712.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный, в соответствии с условиями обоих шейхов (аль-Бухари и Муслима)».sahih-2