Главная > Сборники хадисов > Муснад имама Ахмада. 31. Хадисы Анаса ибн Малика. Хадисы №№ 11960-14143

Муснад имама Ахмада. 31. Хадисы Анаса ибн Малика. Хадисы №№ 11960-14143

13 сентября 2011



Муснад имама Ахмада

30 — مسند أنس بن مالك رضي الله عنه 

31 — Муснад Анаса ибн Малика, 

да будет доволен им Аллах!

Хадисы №№ 11960-14143

11960عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم-

« مَنْ كَذَبَ عَلَىَّ مُتَعَمِّداً فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنَ النَّارِ ».

تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط الشيخين

11960 — Сообщается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если кто-нибудь станет намеренно возводить на меня ложь, он непременно займёт своё место в огне!”» Этот хадис передал Ахмад 3/98. sahih-1

Шу’айб аль-Арнаут сказал:«Его иснад достоверный в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима». 3/98

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир»  6519.

11961 — عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ قَالَ

لَمَّا دَخَلَ النَّبِىُّ -صلى الله عليه وسلم- بِزَيْنَبَ ابْنَةِ جَحْشٍ أَوْلَمَ — قَالَ — فَأَطْعَمَنَا خُبْزاً وَلَحْماً.
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط الشيخين

11961 — Сообщается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, женился на Зайнаб бинт Джахш, он устроил свадебный пир”». 

(Анас) сказал: «И нас накормили хлебом и мясом» Этот хадис передал Ахмад 3/98. sahih-1

Шу’айб аль-Арнаут сказал:«Его иснад достоверный в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима». 3/98

11962 —  عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ يَرْفَعُ الْحَدِيثَ قَالَ

« لاَ تَقُومُ السَّاعَةُ حَتَّى يُرْفَعَ الْعِلْمُ وَيَظْهَرَ الْجَهْلُ وَيَقِلَّ الرِّجَالُ وَتَكْثُرَ النِّسَاءُ حَتَّى يَكُونَ قَيِّمَ خَمْسِينَ امْرَأَةً رَجُلٌ وَاحِدٌ ».

تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط الشيخين

11962 — Сообщается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не настанет Судный Час, пока не исчезнет знание, и невежество получит (широкое) распространение, и количество мужчин сократится, а количество женщин возрастёт (до такой степени), что на пятьдесят женщин будет приходиться (только) один мужчина, опекающий их”». Этот хадис передали Ахмад 3/176, аль-Бухари 6808, Муслим 2671, ат-Тирмизи 2205, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 5906, Ибн Маджах 4045. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2206, «Мишкат аль-Масабих» 5437. sahih-1

Шу’айб аль-Арнаут сказал:«Его иснад достоверный в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима». 3/98

12064 — عَنْ أَنَسٍ أَنَّ النَّبِىَّ — صلى الله عليه وسلم-  قَالَ:

« خَيْرُ مَا تَدَاوَيْتُمْ بِهِ الْحِجَامَةُ وَالْقُسْطُ الْبَحْرِىُّ وَلاَ تُعَذِّبُوا صِبْيَانَكُمْ بِالْغَمْزِ ».
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط الشيخين

قال الشيخ الألباني في » السلسلة الصحيحة » 3 / 43 : أخرجه أحمد ( 3 / 107 ) : حدثنا بن أبي عدي عن حميد عن أنس مرفوعا . و هذا إسناد ثلاثي صحيح على شرطهما و قد أخرجاه بلفظ : ( إن أمثل … ) و زاد : » و عليكم بالقسط » . و الحديث أخرجه الثقفي في » الثقفيات » ( ج 3 رقم 9 — نسختي ) من طريق أخرى عن حميد به . و قال : » رواه حماد بن سلمة عن حميد » .

( القسط ) : عقار معروف في الأدوية طيب الريح تبخر به النفساء و الأطفال .

و ( الغمز ) : يعني غمز لهاة الصبي إذا سقطت بالإصبع .

12064 Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Лучшими средствами лечения для вас являются кровопускание и морской ладан. И не мучайте своих детей, (у которых воспаляются миндалины), надавливая на них (пальцами)». Этот хадис передал Ахмад 3/107, аль-Бухари 5696, Муслим 1577. sahih-1

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 3324, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1054.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный в соответствии с условиями обоих шейхов (аль-Бухари и Муслима)». 3/107

12080 — عن أنس ان رسول الله صلى الله عليه و سلم قال لرجل : أسلم ! قال: أجدني كارها . قال: أسلم وان كنت كارها .
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط الشيخين

رواه أحمد (3/109 ، 181) و أبي يعلي (3879) و الضياء المقدسي .

السفاريني الحنبلي  شرح ثلاثيات المسند 2/329 : هو على شرط الصحيح

أحمد شاكر -عمدة التفسير1/314 : إسناده صحيح

 الهيثمي  مجمع الزوائد  5/308 :  رجاله رجال الصحيح

البوصيري إتحاف الخيرة المهرة  7/379 :  سنده صحيح

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 974 : صحيح   

12080 — Передают со слов Анаса о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (некоему) мужчине:

«Прими Ислам!». Он (мужчина) сказал: «Поистине, я нахожу это противным». (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Прими Ислам, даже если это противно тебе». Этот хадис передали Ахмад 3/109, 181, Абу Я’ля 3879 и Дыяъ аль-Макъдиси. sahih-1

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 974.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный, в соответствии с условиями обоих шейхов (аль-Бухари и Муслима)». 3/109

12147 — عن أنس قال: قال رسول الله صلى الله عليه و سلم:

اسمعوا وأطيعوا وإن استعمل عليكم حبشي كأن رأسه زبيبة
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط الشيخين

رواه أحمد (3/114 ، 171) ، والبخاري ‏(‏‏693)‏ ، وابن ماجه ‏(2860‏‏)‏ .

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 985 : صحيح     

12147 — Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Слушайте и повинуйтесь, даже если вашим правителем сделают эфиопа, голова которого подобна изюмине”». Этот хадис передали Ахмад 3/114, 171, аль-Бухари 693, Ибн Маджах 2860. sahih-1

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 985, «Ирвауль-гъалиль» 2455.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный, в соответствии с условиями обоих шейхов (аль-Бухари и Муслима)». 3/114

 

12235 — عَنْ أَنَسٍ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- قَالَ:

« لاَ عَلَيْكُمْ أَنْ لاَ تَعْجَبُوا بِأَحَدٍ حَتَّى تَنْظُرُوا بِمَ يُخْتَمُ لَهُ فَإِنَّ الْعَامِلَ يَعْمَلُ زَمَاناً مِنْ عُمْرِهِ أَوْ بُرْهَةً مِنْ دَهْرِهِ بِعَمَلٍ صَالِحٍ لَوْ مَاتَ عَلَيْهِ دَخَلَ الْجَنَّةَ ثُمَّ يَتَحَوَّلُ فَيَعْمَلُ عَمَلاً سَيِّئاً وَإِنَّ الْعَبْدَ لِيَعْمَلُ الْبُرْهَةَ مِنْ دَهْرِهِ بِعَمَلٍ سَيِّئٍ لَوْ مَاتَ عَلَيْهِ دَخَلَ النَّارَ ثُمَّ يَتَحَوَّلُ فَيَعْمَلُ عَمَلاً صَالِحاً وَإِذَا أَرَادَ اللَّهُ بِعَبْدٍ خَيْراً اسْتَعْمَلَهُ قَبْلَ مَوْتِهِ ». قَالُوا: يَا رَسُولَ اللَّهِ وَكَيْفَ يَسْتَعْمِلُهُ ؟ قَالَ: « يُوَفِّقُهُ لِعَمَلٍ صَالِحٍ ثُمَّ يَقْبِضُهُ عَلَيْهِ ».
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط الشيخين

قال الشيخ الألباني في « السلسلة الصحيحة » 1334 : إسناده صحيح على شرط الشيخين

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير » 305 : صحيح

قال الشيخ الألباني في « مشكاة المصابيح » 5288 : صحيح

قال الشيخ الألباني في « تخريج كتاب السنة » 393 : إسناده صحيح

12235 — Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Нет, вам не следует восхищаться кем-либо, пока вы не увидите то, на чём он умер! Поистине, кто-то совершает праведные дела в течение какого-то времени своей жизни или в короткий промежуток своего века. Если бы он умер на этом, он вошёл бы в рай. Затем он меняется и совершает скверные дела. И, поистине, раб (Аллаха) совершает в короткий промежуток своего века скверные дела. Если бы он умер на этом, то вошёл бы в (адский) Огонь. Затем он меняется и совершает праведные дела. И если Аллах желает (Своему) рабу добра, то Он использует его до его смерти”. (Люди) спросили: “О посланник Аллаха, а как Он использует его?” Он ответил: “Он помогает ему (совершать) праведные деяния перед смертью, а затем умерщвляет его в этом состоянии”». Этот хадис передали Ахмад 3/120, 123, 230, 257, ат-Тирмизи 2142, Ибн Хиббан 341, аль-Хаким 1/490, Ибн Абу ‘Асым в «ас-Сунна» 347-353.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1334, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 305, «Мишкатуль-масабих» 5288, «Тахридж Китабу-с-Сунна» 393. sahih-1

Шейх Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима». 3/120

12366 — عن أنس قال :

استخلف رسول الله صلى الله عليه و سلم بن أم مكتوم مرتين على المدينة ولقد رأيته يوم القادسية معه راية سوداء
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده حسن , رجاله ثقات رجال الشيخين غير عمران القطان

قال الشيخ الألباني في « صحيح ابي داود » 3/146-147 : قلت: إسناده حسن صحيح، وصححه ابن حبان (2131 و 2132) .

قلت: وهذا إسناد حسن، رجاله كلهم ثقات؛ وفي عمران القطان كلام لا يضر؛ وهو حسن الحديث كما قد مر. والحديث أخرجه البيهقي (3/88) … وهكذا أخرجه أحمد (3/132) … ثم أخرجه (3/192) . وقال الحافظ في «التلخيص » (4/328) : » ورواه ابن حبان في «صحيحه «، وأبو يعلى، والطبراني من حديث هشام عن أبيه عن عائشة. ورواه الطبراني من حديث عطاء عن ابن عباس: أن النبي صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ استخلف ابن أم مكتوم على الصلاة وغيرها من أمر المدينة. وإسناده حسن «.

قلت: وهذان شاهدان قويان للحديث يرتقي بهما إلى درجة الصحة. وقد أوردهما الهيثمي في «المجمع » (2/65) ، وقال في الأول: » ورجال أبي يعلى رجال (الصحيح) «. وفي الآخر- وعزاه للبزار أيضا-: » وفيه عُفَيْرُ بن مَعْدان، وهو ضعيف «.

قلت: وكذا قال الحافظ أيضا فى (عُفَير) ؛ فلعل تحسينه لحديثه من أجل شواهده. والله أعلم.

12366 — Сообщается, что Анас сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дважды оставлял Умм Мактума вместо себя в Медине, (несмотря на то, что он был слепым[1]). И в день Къадиссии я видел его с чёрным флагом». Этот хадис передали Ахмад, 3/132, 192, Абу Дауд 595 и а Ибн Хиббан 2134 и 2135 передал похожий достоверный хадис со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Всевышний Аллах. hasan-sahih

Шейх аль-Албани сказал: «Хороший достоверный хадис/хасан сахих/». См. «Сахих Аби Дауд» 3/146.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад хороший, а передатчики заслуживающие доверия». 3/132


[1] Это происходило в то время, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, уезжал из Медины. Сообщается, что это случалось одиннадцать раз. См. Б. аль-‘Айни «Шарх Сунан Абу Дауд».

12775 — عن أبي التياح انه سمع أنس بن مالك يحدث ان رسول الله صلى الله عليه و سلم قال لأبي ذر :

اسمع وأطع ولو لحبشي كأن رأسه زبيبة
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط الشيخين

رواه أحمد (3/ 114 ، 171) ، والبخاري ‏(‏‏693)‏ ، وابن ماجه ‏(2860‏‏)‏ .

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 985 : صحيح      

12775 — Передают со слов Абу ат-Таййаха о том, что он слышал, как Анас ибн Малик рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Абу Зарру: «Слушай и повинуйся, даже если вашим правителем сделают эфиопа, голова которого подобна изюмине». Этот хадис передали Ахмад 3/114, 171, аль-Бухари 693, Ибн Маджах 2860. sahih-1

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 985, «Ирвауль-гъалиль» 2455.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный, в соответствии с условиями обоих шейхов (аль-Бухари и Муслима)». 3/171

12469 — حدثنا عبد الله حدثني أبي ثنا عبد الصمد ثنا أيوب عن أبي قلابة عن أنس قال: قال رسول الله صلى الله عليه و سلم:

إذا نعس أحدكم وهو يصلي فلينصرف فلينم حتى يعلم ما يقول
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط الشيخين

قال الشيخ الألباني في « صحيح سنن ابي داود » 1183 : صحيح  

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 811 : صحيح  

12469 — Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если во время молитвы кого-нибудь из вас станет одолевать дремота, пусть прекратит (молитву) и поспит, пока (сон его не пройдёт) и он не будет понимать, что говорит”». Этот хадис передали Ахмад 3/142, аль-Бухари 213, ан-Насаи 1/215. sahih-1

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 811, «Сахих Сунан Абу Дауд» 1183.

Шу’айб аль-Арнаут сказал:«Его иснад достоверный в соответствии с условиями обоих шейхов (аль-Бухари и Муслима)». 3/142

12562 — حدثنا عبد الله حدثني أبي ثنا عبد الصمد قال ثنا حماد عن ثابت عن أنس قال :

كَانَتِ الْحَبَشَةُ يَزْفِنُونَ بَيْنَ يَدَىْ رَسُولِ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- وَيَرْقُصُونَ وَيَقُولُونَ مُحَمَّدٌ عَبْدٌ صَالِحٌ. فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- « مَا يَقُولُونَ ». قَالُوا يَقُولُونَ مُحَمَّدٌ عَبْدٌ صَالِحٌ.

تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط مسلم

12562 — Сообщается, что Анас ибн Малик сказал:

«(Однажды) эфиопы танцевали и плясали перед посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и говорили: “Мухаммад — праведный раб”. Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Что они говорят?”, они сказали: “Они говорят: Мухаммад — праведный раб”». Этот хадис передали Ахмад 3/152, Ибн Хиббан 5870. sahih-1

Ибн Муфлих в «аль-Адаб аш-шар’иййя» назвал иснад этого хадиса превосходным 3/381.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-маварид» 1688.

Шу’айб аль-Арнаут назвал его иснад достоверным в соответствии с условиями Муслима в тахкъикъе Муснада Ахмада № 12562 и Сахихе Ибн Хиббана № 5870.  3/152

12891 — حدثنا عبد الله حدثني أبي ثنا يحيى عن حميد عَنْ أَنَسٍ

أَنَّ النَّبِىَّ -صلى الله عليه وسلم- قَالَ لِرَجُلٍ « أَسْلِمْ ». قَالَ إِنِّى أَجِدُنِى كَارِهاً. قَالَ « وَإِنْ كُنْتَ كَارِهاً ».

تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط الشيخين

12891- Передают со слов Анасао том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (некоему) мужчине: «Прими Ислам!». Он (мужчина) сказал: «Поистине, я нахожу это противным». (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Даже если это противно тебе!» Этот хадис передал Ахмад 3/109, 181, Абу Я’ля 3879 и Дыяъ аль-Макъдиси. sahih-1

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 974.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный, в соответствии с условиями обоих шейхов (аль-Бухари и Муслима)». 3/181

12894عَنْ أَنَسٍ

أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- نَهَى عَنِ الشُّرْبِ قَائِماً. قُلْتُ فَالأَكْلُ قَالَ ذَاكَ أَشَدُّ.

تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح على شرط الشيخين

12894 — Къатада передал со слов Анаса ибн Малика о том, что посланник Аллаха,  да благословит его Аллах и приветствует, запретил пить стоя. (Къатада) сказал(, что он спросил Анаса): «А есть (стоя)?» Он ответил: «Это ещё хуже». Этот хадис передали Ахмад 3/181, Муслим 2024 и ат-Тирмизи 1879. sahih-1

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад достоверный, в соответствии с условиями обоих шейхов (аль-Бухари и Муслима)». 3/182

13023 — عن أنس بن مالك :

ان رسول الله صلى الله عليه و سلم استخلف بن أم مكتوم على المدينة مرتين يصلي بهم وهو أعمى
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده حسن

قال الشيخ الألباني في « صحيح ابي داود » 3/146-147 : قلت: إسناده حسن صحيح، وصححه ابن حبان (2131 و 2132) .

13023 — Передают со слов Анаса о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дважды оставлял Умм Мактума вместо себя в Медине, который молился с ними, несмотря на то, что он был слепым[1]. Этот хадис передали Ахмад, 3/132, 192, Абу Дауд 595 и а Ибн Хиббан 2134 и 2135 передал похожий достоверный хадис со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Всевышний Аллах.  hasan-sahih

Шейх аль-Албани сказал: «Хороший достоверный хадис/хасан сахих/». См. «Сахих Аби Дауд» 3/146.

Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад хороший». 3/192


[1] Это происходило в то время, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, уезжал из Медины. Сообщается, что это случалось одиннадцать раз. См. Б. аль-‘Айни «Шарх Сунан Абу Дауд».

13071 — عن أنس بن مالك قال: قال رسول الله صلى الله عليه و سلم:

لا يستقيم إيمان عبد حتى يستقيم قلبه ولا يستقيم قلبه حتى يستقيم لسانه ولا يدخل رجل الجنة لا يأمن جاره بوائقه
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده ضعيف

________________________________________________

قال الشيخ الألباني في » السلسلة الصحيحة » 6 / 822 : أخرجه أحمد ( 3 / 198 ) و ابن أبي الدنيا في » الصمت » ( رقم 9 ) و الخرائطي في » المكارم » ( رقم 442 ) و القضاعي في » مسند الشهاب » ( ق 75 / 1 ) من طريق علي بن مسعدة الباهلي: قال: حدثنا قتادة عن أنس بن مالك قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: فذكره . قلت: و رجاله ثقات رجال مسلم غير الباهلي هذا, و هو مختلف فيه , و قال الحافظ في » التقريب » : » صدوق له أوهام » .

قلت : فهو حسن الحديث إن شاء الله تعالى , إذ لا يخلو أحد من أوهام , فما لم يثبت أنه وهم فهو حجة . و قال العراقي في » تخريج الإحياء » ( 3 / 94 ): » رواه ابن أبي الدنيا في » الصمت » , و الخرائطي في » مكارم الأخلاق » بسند فيه ضعف » . و قال السيوطي في » الجامع الكبير » : » رواه أحمد و عبد الرزاق , و حسن » . و له طريقان آخران ضعيفان عن أنس مرفوعا بلفظ : » لا يستكمل أحدكم حقيقة الإيمان حتى يخزن من لسانه » . أخرجه البيهقي في » شعب الإيمان » ( 2 / 73 / 2 — خط ) . و له عنده ( 1 / 41 / 8 — ط ) شاهد برجال ثقات عن الحسن البصري عن بعض أصحابه رفعه دون جملة الجار . و مضى تخريجها برقم ( 549 ) .

( تنبيه ) : هذا الحديث وقع في » أمثال الماوردي » ( 103 ) تماما لحديث أوله : » لا إيمان لمن لا أمانة له , و لا دين لمن لا عهد له , والذي نفسي بيده , لا يستقيم دين رجل حتى … » إلخ . أورده من طريق حصين بن مذعور عن يونس عن ابن مسعود رضي الله عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : فذكره . و هذا إسناد مظلم , من دون ابن مسعود لم أعرفهما , و لم يتكلم عليه الدكتور فؤاد بشيء كعادته , و قال في تعليقه عليه : » صحيح , أخرجه أحمد

( 3 / 135 .. ) و البيهقي في » سننه » ( 6 / 288 ) و ابن حبان عن أنس . صحيح الجامع 6 : ( الأصل : 3 / 123 الحديث 7056 ) » .

قلت : و هذا يوهم أنهم أخرجوه بهذا التمام , و أنه كذلك هو في » صحيح الجامع » و ليس كذلك , و إنما هو عندهم جميعا بالطرف الأول منه , دون حديث الترجمة !!

13071 — Сообщается, что Анас сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Не стать прямой вере раба, пока не станет прямым его сердце, и не стать прямым сердцу его, пока не станет прямым его язык[1], и не войти в рай тому человеку, от зла которого не находится в безопасности его сосед». Этот хадис передали Ахмад 3/198, Ибн Абу ад-Дунйа в «ас-Самт» 9, аль-Хараиты в «Макаримуль-ахлякъ» 442, аль-Къуда’и в «Муснад аш-шихаб» 1/75.  hasan-1

Хафиз аль-‘Иракъи сказал: «Его передали Ибн Абу ад-Дунйа в «ас-Самт» и аль-Хараиты в «Макаримуль-ахлякъ» с иснадом, в котором есть слабость». См. «Тахридж аль-Ихйаъ» 3/94.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 2554, «Сильсиля ас-сахиха» 2841.

Шу’айб альАрнаут сказал: «Его иснад слабый». 3/198


[1] То есть пока язык не будет говорить только то, что угодно Аллаху.

13072 — حدثنا عبد الله حدثني أبي ثنا زيد بن الحباب قال أخبرني علي بن مسعدة الباهلي عن قتادة عن أنس قال قال رسول الله صلى الله عليه و سلم:

كل بن آدم خطاء فخير الخطائين التوابون ولو أن لابن آدم واديين من مال لابتغى لهما ثالثا ولا يملأ جوف بن آدم الا التراب
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده ضعيف

13072 — Сообщается, что Анас сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

“Все сыны Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся являются кающиеся. И если бы у сына Адама было два вади имущества, то он бы пожелал иметь к ним третью, но не наполнит живот сына Адама ничто, кроме земли”». Этот хадис передали ат-Тирмизи 2499, Ибн Маджах 4251, Ахмад 3/198, ад-Дарими 2727, Ибн Маджах 4251, аль-Хаким 4/272. hasan-1

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим/хасан/. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 4515, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 3139, «Мишкат аль-масабих» 2341.

Шу’айб альАрнаут сказал: «Его иснад слабый». 3/198